Автор: Манина Татьяна Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДДТ"
Населённый пункт: г. Губинский
Наименование материала: программы наставничества «Учитель-Ученик» (индивидуальная работа с одаренным обучающимся объединения «Компьютрон»)
Тема: Программа наставничества
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» города Губкинского
Рассмотрена на педагогическом совете
МБУ ДО «ДДТ»
от «_16_» _01_ 2023 г.
Протокол № __2__
Утверждена приказом № _______
от «_____» ________________ 2023 г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
________________ М.М. Костенко
Программа наставничества
(форма «учитель – ученик»)
Направленность: техническая
Возраст, на которых рассчитана программа: 12-14 лет.
Срок обучения 1 год.
Составитель: Манина Татьяна Сергеевна,
педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДДТ»
Наставляемый: Фотиевских Арсений, обучающийся группы 2А,
объединение «Компьютрон-2»
г. Губкинский, ЯНАО
2023 г.
1
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Нормативная база
реализации
программы
Письмо
Минпросвещения
России
от
23.01.2020
года
№МР-42/02
«О
направлении
целевой модели наставничества и методических
рекомендаций
(вместе
с
"Методическими
рекомендациями
по
внедрению
методологии
(целевой модели) наставничества обучающихся для
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным
и
программам
среднего
профессионального
образования, в том числе с применением лучших
практик обмена опытом между обучающимися"),
Целевая модель наставничества МБУ ДДО «ДДТ»,
Приказ №6/1 от 11.01.2022 «О внедрении Целевой
модели наставничества ОО».
Цель программы
Цель
программы заключается
в раскрытие
технического потенциала, развитие художественно-
творческих способностей, эстетической культуры,
реализации жизненных ориентиров обучающихся.
Задачи программы
1.
создание условий для формирования умений
и навыков в использование современных
разработок
по
техническому
конструированию и моделированию, помощь
обучающемуся
в
раскрытии
и
оценке
творческого потенциала и самовыражения;
2.
повышение
мотивации
к
технической
деятельности и саморазвитию, развитие и
совершенствование
индивидуального
мастерства обучающегося;
3.
Развитие инженерного мышления, навыков
конструирования,
программирования
и
эффективного
использования
различных
технологий
в
области
технического
творчества;
3.
формирование
ценностных
и
жизненных
ориентиров,
развитие мотивов правильного
выбора
профессии
с
учетом
личных
интересов, склонностей.
4.
развитие
коммуникативных
навыков,
создание условий для становления социально-
2
адаптированной личности.
Срок реализации
программы
Количество часов
1 год
36 часов (1 раз в неделю)
Адресат программы
(для какого возраста,
какой социальной
группы детей)
12-14 лет
Этапы
реализации
программы
Программа включает в себя три этапа:
1.
Подготовительный
диагностико - проектировочный,
2.
Основной деятельностно – творческий,
3.
Итоговый контрольно – оценочный.
Планируемые
результаты:
повышение творческого потенциала;
повышение интереса к участию в выставках,
конкурсах, олимпиадах.
планирование
предстоящей
практической
работы,
осуществление
текущего
самоконтроля
выполняемых
практических
действий;
понимание значимости своих достижений в
области технической деятельности.
принятие и освоение социальной роли
обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной
деятельности;
развитие навыков сотрудничества с
взрослыми и сверстниками в процессе
творческой деятельности;
формирование эстетических потребностей,
ценностей;
развитие этических чувств,
доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
наличие мотивации к творческому труду,
работе на результат.
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Наставник способен стать для подростка человеком, который окажет
комплексную
поддержку
на
пути
социализации,
взросления,
поиске
индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии
творческого потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.
Данная программа наставничества направлена на развитие технических
способностей у обучающегося Взаимодействие по форме наставничества
«учитель – ученик» в процессе которого происходит педагогическая и
психологическая поддержка ученика, способствует создание условий для
осознанного выбора оптимальной траектории, повышению мотивации
к
учебе, улучшению образовательных результатов обучающегося, развитие
его творческих и коммуникативных навыков. Вместе с формированием
умений и навыков технического творчества у ребёнка воспитывается
эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение,
память, зрительно-двигательная координация. Овладение углубленными
знаниями технического творчества поможет раскрыть потенциал ребенка и в
тоже время обучить его технологическим приемам, овладение которыми
может быть более широкое применение, позволит ему увереннее чувствовать
себя в школе, и за ее пределами.
Проблема на решение, которой направлена программа.
Проблемы обучающегося решаемые с помощью наставничества:
● отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной
траектории;
● низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора
векторов творческого развития;
● низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и
ориентиров;
● низкий уровень общей культуры, отсутствие или неразвитость навыков
целеполагания, планирования и самореализации, пессимистичные ожидания
от будущего и самого общества;
● невозможность реализовать творческий потенциал в силу отсутствия опыта
и жизненных ресурсов.
Формат наставничества: «Учитель-ученик».
Вид наставничества
В работе с обучающимся целесообразно применять вид наставничества, где
происходит передача готовых идей и решений и менторство, где педагог
делиться своим опытом с наставляемым, оказывает поддержку, анализирует
и оценивает
перспективы, оказывает помощь в постановке целей и
разработке
их
достижения,
в
выполнении
практических
заданий,
контролирует и дает рекомендации для дальнейшей деятельности.
4
Срок реализации Программы: программа рассчитана на 1 год.
Участники реализации Программы
- обучающийся 8 класса Фотиевских Арсений;
- педагог – наставник Манина Татьяна Сергеевна;
Содержание Программы.
Взаимодействие педагога с наставляемым носит индивидуальный
характер, взаимодействие осуществляется в режиме работы наставнической
пары (педагог наставник – ученик).
Этапы реализации программы.
Программа включает в себя три этапа: подготовительный-диагностико
–проектировочный,
основной-деятельностно
–
творческий,
итоговый-
контрольно – оценочный.
1.Подготовительный
этап.
Проводится
диагностика
(анкетирование,
тестирование
и
т.
д.)
определения
приоритетных
направлений,
разрабатывается план по преодолению трудностей в достижении результатов.
Знакомство наставляемого с содержанием программы.
2.Основной этап. Установление эмоционального контакта. Теоретические
знания по конструированию и моделированию. Формирование осознанного
интереса к техническому творчеству. Индивидуальные занятия, посещение
музеев
(онлайн)выставок,
проведение
тренинга
и
промежуточного
мониторинга. Наставляемый принимает участие в конкурсах, олимпиадах,
творческих
выставках
и
мастерских,
мастер
–классах.
Вовлечение
наставляемого в проектную деятельность. Проводятся теоретические и
практические занятия.
3.Итоговый этап. Проведение мониторинга личной удовлетворенности
участием в программе, качества реализации программы наставничества
Сравнительный
анализ
полученных
результатов.
Отчеты
по
итогам
наставнической
программы.
Обобщение
опыта.
Рекомендации
по
дальнейшему развитию ребенка.
План-сетка программы
Наименование
Цель
Сроки
Диагностические
мероприятия
Выявить потребности ребенка.
Январь 2023 г.
Работа с родителями
Наладить контакт с семьей, выявить
особенности взаимоотношений для
дальнейшей деятельности.
Февраль 2023 г.
Участие в общегородских
и общественных делах
Привить качества личности,
необходимые для активной
жизненной и гражданской позиции
Январь-декабрь 2023 г
5
Проектная деятельность
Развить умения излагать мысли в
четкой логической
последовательности, отстаивать
свою точку зрения, анализировать
ситуацию и самостоятельно
находить ответы на вопросы путем
логических рассуждений
Март - май 2023 г.
Участие в конкурсах
Формирование Портфолио
достижений наставляемого
На протяжении
реализации всей
программы
Реализация индивидуальной программы рассчитана на 1 учебный год.
Режим занятий 36 часов в год (1 раз в неделю по 1 часу).
Учебно-тематическое планирование
№
п\п
Наименование темы
Количество часов
Теория
Практика
Контроль
Всего
1
Изучение интересов и способностей ученика -наставника.
-
1
-
1
2
Диагностика родителей и индивидуальные беседы.
-
1
-
1
3
Выбор
тематики
проекта
для
научно
–
практической
конференции «Эстафета знаний»
-
1
-
1
4
Разработка
и
выполнение
проекта
«Макет
локации
компьютерной игры»
1
1
-
2
5
Работа над актуальностью проекта.
-
1
-
1
6
Участие в выставке «Славим отечество сынов».
-
1
-
1
7
Участие в научно – практической конференции
«Эстафета знаний»
-
1
-
1
8
Моделирование и конструирование
1
-
-
1
9
Виды макетов и их классификация
1
-
-
1
10
Посещение (онлайн) выставок технической направленности.
1
-
-
1
11
Технология сборки объёмных деталей.
1,5
1,5
-
3
12
Художественные решения в макете
1
-
-
1
13
Изготовление макета локации
-
1
-
1
14
Участие в выставке посвященной дню Победы.
-
1
-
1
15
Изготовление моделей и макетов технических объектов с
использованием компьютерных программ.
0.5
0.5
-
1
16
Участие во Всероссийском конкурсе
-
1
-
1
17
Изготовление моделей из плоских и объёмных деталей.
1
6
-
7
18
Участие
в
городском
конкурсе
творческих
работ
«Рождественский Вернисаж»
-
1
-
1
19
Участие в выставке посвященной Новому году
-
1
-
1
6
20
Выставка готовых макетов
-
1
1
21
Общественная деятельность, участие в конкурсах
-
-
5
5
22
Рефлексия,
контроль
удовлетворенности
родителей
и
наставляемого. Диагностика
-
1
1
2
Итого:
8
22
6
36
Методическое обеспечение программы.
Материально-технические ресурсы:
- стационарный компьютер;
- 3Д Принтер;
- Инструменты для работы.
Информационные ресурсы:
- сайты;
- сервисы;
- базы данных;
- электронные библиотеки.
Методическое обеспечение.
- Тестовые материалы для выявления высокомотивированных детей;
- Подборка ролевых игр для наставников и наставляемых;
- Индивидуальный план работы с наставляемым;
- Методические пособия по итоговой рефлексии;
- Мониторинговые таблицы.
Условия для реализации программы.
Для успешной реализации программы необходим: кабинет, удобные
столы и стулья, наличие компьютера, 3Д Принтер, пластик для изготовления
деталей на 3Д Принтере.
7
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
1.
Калмыкова, Н.В. Макетирование из бумаги и картона: учебное пособие /
Н.В. Калмыкова, И. А. Максимова. – М.: КДУ, 2000. – 80 с.
2.
Криволапова, Н.А. Проектирование индивидуального образовательного
маршрута
обучающихся
и
воспитанников
в
системе
учреждений
дополнительного образования детей: методическое пособие / Н.А.
Криволапова, Н.Н. Войткевич. – Курган: ИПКиПРО Курганской области,
2007. – 60с.
3.
Ландау,
Э.
Одаренность
требует
мужества:
Психологическое
сопровождение одаренного ребенка / Эрика Ландау; пер. с нем. А.П.
Голубева; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – М.: Издательский центр
"Академия", 2002. – 144 с.
4.
Романова, М.В. Учреждение дополнительного образования детей –«среда
успеха» для личностного и интеллектуального развития одаренных детей /
М.В. Романова, В.А. Карпунина // Методист. – 2012. – №2. – С.28-31.
5.
Щебланова, Е.И. Неуспешные одаренные школьники / Е.И. Щебланова. –
М.: Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2008. – 212 с.
Для учащегося
1.
Галатонова, Т. Школа юного инженера. Книга по техническому
творчеству для детей и взрослых / Т. Галатонова. – М.: КТК Галактика,
2022. – 136 с.
2.
Калмыкова, Н.В. Макетирование / Н.В. Калмыкова, И. А. Максимова.
– М.: Архитектура-С, 2004. – 96 с.
3.
Мизелиньская,
А.
Д.О.М.А.
(Дерзкие
Образцы
Мировой
Архитектуры) / А. Мизелиньская, Д. Мизелиньский. – М. Самокат,
2014. – 158 с.
4.
Синицына, О. Детям об искусстве. Архитектура / О. Синицына, Н.
Смолина. – М.: Искусство - XXI век, 2022. – 208 с.
8
Приложение
Анкета для участников (до начала работы)
формы наставничества «учитель – ученик».
Анкета наставляемого __________________________________________________ (ФИО)
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _____________________________________________
Инструкция
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3. Оцените ожидаемый уровень
комфорта при общении с
наставником
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
4.Насколькополезными/
интересным, как Вам кажется,
будут личные встречи с
наставником?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
5.Насколько полезны/интересными,
как Вам кажется, будут групповые
встречи?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Какой уровень поддержки Вы
ожидаете от наставника?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Насколько Вы нуждаетесь в
помощи наставника?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Насколько понятным, согласно
Вашим ожиданиям, должен быть
план, выстроенный наставником?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Насколько Вам важно
ощущение безопасности при работе
с наставником
Насколько Вам важно обсудить
и зафиксировать ожидания
наставника? ставником?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Оцените ожидаемые после
завершения проекта перемены в
Вашей жизни
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Оцените ожидаемую
полезность проекта для Вас
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
12. Оцените ожидаемую
полезность проекта для Вас
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
13. Что Вы ожидаете от программы?
_____________________________________________________________
14. Что для Вас является особенно ценным в программе?
_____________________________________________________________
15. Вы рады, что участвуете в программе? [да/нет]
9
___________ (подпись)
Анкета наставника __________________________________________________ (ФИО)
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _____________________________________________
Инструкция
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3.
Насколько
комфортным
Вам представляется общение с
наставником.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
4.
Насколько Вы
можете
реализовать
свои лидерские
качества в программе?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
5.
Насколько
могут
быть
полезны/интересны
групповые встречи?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
6.
Насколько
могут
быть
полезны/интересны
личные встречи?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
7.
Насколько Ваша
работа
зависит от предварительного
планирования (разработанного
Вами)?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
8. Насколько Вы собираетесь
придерживаться плана?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
9.
Оцените
ожидаемую
включенность наставляемого в
процесс.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
10.
Оцените
ожидаемый
уровень
удовлетворения
от
совместной работы.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11.
Оцените
ожидаемую
полезность проекта для Вас и
Вашего наставляемого
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
12. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?
_____________________________________________________________
13. Что в программе является наиболее ценным для Вас?
_____________________________________________________________
14. Насколько важна польза
обучения Наставников?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
15. Вы рады, что участвуете в программе? [да/нет]
___________ (подпись)
10
Анкета для участников (по завершению работы)
формы наставничества «учитель– ученик»
Анкета наставляемого __________________________________________________ (ФИО)
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _____________________________________________
Инструкция
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий
3.Насколько
комфортно
было
общение
с
наставником?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
4. Насколько
полезными/интересными
были личные встречи с
наставником?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
5. Насколько
полезны/интересными были
групповые встречи?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
6. Ощущение поддержки от
наставника
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
7.Помощь наставника
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
8. Насколько был понятен
план работы с наставником
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
9.Ощущение безопасности
при общении с наставником
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
10.Насколько было понятно,
что от Вас ждет наставник?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11.Насколько Вы довольны
вашей совместной работой?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
12.Насколько Вы довольны
результатом?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
13. Что Вы ожидали от программы?
14. Насколько оправдались
Ваши ожидания?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
15. Что особенно ценно для Вас было в программе?
_____________________________________________________________
16. Чего Вам не хватило в программе/что хотелось бы изменить?
_____________________________________________________________
17. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
18. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
11
___________ (подпись)
Анкета наставника __________________________________________________ (ФИО)
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _____________________________________________
Инструкция. Оцени в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3.
Насколько
комфортно
было
общение
с
наставляемым?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
4.Насколько удалось
реализовать свои лидерские
качества в программе?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
5.Насколько
полезны/интересными были
групповые встречи?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
6.Насколько
полезны/интересными были
личные встречи?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
7.Насколько удалось
спланировать работу?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
8.Насколько удалось
осуществить свой план?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
9.Насколько Вы оцениваете
включенность
наставляемого в процесс?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
10.Насколько Вы довольны
вашей совместной работой?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11.Насколько понравилась
работа наставником?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
12.Насколько Вы довольны
результатом?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
13. Что Вы ожидали от программы и своей роли?
________________________________________________________
14.
Насколько
оправдались Ваши
ожидания?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
15. Что особенно ценно для Вас было в программе?
_____________________________________________________________
16. Чего Вам не хватило в программе/что хотелось бы изменить?
_____________________________________________________________
17. Было ли достаточным и понятным обучение? [да/нет]
18
.
Насколько
полезным/интересным
было обучение?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
19. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
20. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
12
___________ (подпись)
13