Напоминание

Программа наставничества


Автор: Манина Татьяна Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДДТ"
Населённый пункт: г. Губинский
Наименование материала: программы наставничества «Учитель-Ученик» (индивидуальная работа с одаренным обучающимся объединения «Компьютрон»)
Тема: Программа наставничества
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» города Губкинского

Рассмотрена на педагогическом совете

МБУ ДО «ДДТ»

от «_16_» _01_ 2023 г.

Протокол № __2__

Утверждена приказом № _______

от «_____» ________________ 2023 г.

Директор МБУ ДО «ДДТ»

________________ М.М. Костенко

Программа наставничества

(форма «учитель – ученик»)

Направленность: техническая

Возраст, на которых рассчитана программа: 12-14 лет.

Срок обучения 1 год.

Составитель: Манина Татьяна Сергеевна,

педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДДТ»

Наставляемый: Фотиевских Арсений, обучающийся группы 2А,

объединение «Компьютрон-2»

г. Губкинский, ЯНАО

2023 г.

1

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Нормативная база

реализации

программы

Письмо

Минпросвещения

России

от

23.01.2020

года

№МР-42/02

«О

направлении

целевой модели наставничества и методических

рекомендаций

(вместе

с

"Методическими

рекомендациями

по

внедрению

методологии

(целевой модели) наставничества обучающихся для

организаций,

осуществляющих

образовательную

деятельность

по

общеобразовательным,

дополнительным

общеобразовательным

и

программам

среднего

профессионального

образования, в том числе с применением лучших

практик обмена опытом между обучающимися"),

Целевая модель наставничества МБУ ДДО «ДДТ»,

Приказ №6/1 от 11.01.2022 «О внедрении Целевой

модели наставничества ОО».

Цель программы

Цель

программы заключается

в раскрытие

технического потенциала, развитие художественно-

творческих способностей, эстетической культуры,

реализации жизненных ориентиров обучающихся.

Задачи программы

1.

создание условий для формирования умений

и навыков в использование современных

разработок

по

техническому

конструированию и моделированию, помощь

обучающемуся

в

раскрытии

и

оценке

творческого потенциала и самовыражения;

2.

повышение

мотивации

к

технической

деятельности и саморазвитию, развитие и

совершенствование

индивидуального

мастерства обучающегося;

3.

Развитие инженерного мышления, навыков

конструирования,

программирования

и

эффективного

использования

различных

технологий

в

области

технического

творчества;

3.

формирование

ценностных

и

жизненных

ориентиров,

развитие мотивов правильного

выбора

профессии

с

учетом

личных

интересов, склонностей.

4.

развитие

коммуникативных

навыков,

создание условий для становления социально-

2

адаптированной личности.

Срок реализации

программы

Количество часов

1 год

36 часов (1 раз в неделю)

Адресат программы

(для какого возраста,

какой социальной

группы детей)

12-14 лет

Этапы

реализации

программы

Программа включает в себя три этапа:

1.

Подготовительный

диагностико - проектировочный,

2.

Основной деятельностно – творческий,

3.

Итоговый контрольно – оценочный.

Планируемые

результаты:



повышение творческого потенциала;

повышение интереса к участию в выставках,

конкурсах, олимпиадах.

планирование

предстоящей

практической

работы,

осуществление

текущего

самоконтроля

выполняемых

практических

действий;

понимание значимости своих достижений в

области технической деятельности.

принятие и освоение социальной роли

обучающегося, формирование и развитие

социально значимых мотивов учебной

деятельности;

развитие навыков сотрудничества с

взрослыми и сверстниками в процессе

творческой деятельности;

формирование эстетических потребностей,

ценностей;

развитие этических чувств,

доброжелательности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и

сопереживания чувствам других людей;

наличие мотивации к творческому труду,

работе на результат.

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

Наставник способен стать для подростка человеком, который окажет

комплексную

поддержку

на

пути

социализации,

взросления,

поиске

индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии

творческого потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.

Данная программа наставничества направлена на развитие технических

способностей у обучающегося Взаимодействие по форме наставничества

«учитель – ученик» в процессе которого происходит педагогическая и

психологическая поддержка ученика, способствует создание условий для

осознанного выбора оптимальной траектории, повышению мотивации

к

учебе, улучшению образовательных результатов обучающегося, развитие

его творческих и коммуникативных навыков. Вместе с формированием

умений и навыков технического творчества у ребёнка воспитывается

эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение,

память, зрительно-двигательная координация. Овладение углубленными

знаниями технического творчества поможет раскрыть потенциал ребенка и в

тоже время обучить его технологическим приемам, овладение которыми

может быть более широкое применение, позволит ему увереннее чувствовать

себя в школе, и за ее пределами.

Проблема на решение, которой направлена программа.

Проблемы обучающегося решаемые с помощью наставничества:

● отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной

траектории;

● низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора

векторов творческого развития;

● низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и

ориентиров;

● низкий уровень общей культуры, отсутствие или неразвитость навыков

целеполагания, планирования и самореализации, пессимистичные ожидания

от будущего и самого общества;

● невозможность реализовать творческий потенциал в силу отсутствия опыта

и жизненных ресурсов.

Формат наставничества: «Учитель-ученик».

Вид наставничества

В работе с обучающимся целесообразно применять вид наставничества, где

происходит передача готовых идей и решений и менторство, где педагог

делиться своим опытом с наставляемым, оказывает поддержку, анализирует

и оценивает

перспективы, оказывает помощь в постановке целей и

разработке

их

достижения,

в

выполнении

практических

заданий,

контролирует и дает рекомендации для дальнейшей деятельности.

4

Срок реализации Программы: программа рассчитана на 1 год.

Участники реализации Программы

- обучающийся 8 класса Фотиевских Арсений;

- педагог – наставник Манина Татьяна Сергеевна;

Содержание Программы.

Взаимодействие педагога с наставляемым носит индивидуальный

характер, взаимодействие осуществляется в режиме работы наставнической

пары (педагог наставник – ученик).

Этапы реализации программы.

Программа включает в себя три этапа: подготовительный-диагностико

–проектировочный,

основной-деятельностно

творческий,

итоговый-

контрольно – оценочный.

1.Подготовительный

этап.

Проводится

диагностика

(анкетирование,

тестирование

и

т.

д.)

определения

приоритетных

направлений,

разрабатывается план по преодолению трудностей в достижении результатов.

Знакомство наставляемого с содержанием программы.

2.Основной этап. Установление эмоционального контакта. Теоретические

знания по конструированию и моделированию. Формирование осознанного

интереса к техническому творчеству. Индивидуальные занятия, посещение

музеев

(онлайн)выставок,

проведение

тренинга

и

промежуточного

мониторинга. Наставляемый принимает участие в конкурсах, олимпиадах,

творческих

выставках

и

мастерских,

мастер

–классах.

Вовлечение

наставляемого в проектную деятельность. Проводятся теоретические и

практические занятия.

3.Итоговый этап. Проведение мониторинга личной удовлетворенности

участием в программе, качества реализации программы наставничества

Сравнительный

анализ

полученных

результатов.

Отчеты

по

итогам

наставнической

программы.

Обобщение

опыта.

Рекомендации

по

дальнейшему развитию ребенка.

План-сетка программы

Наименование

Цель

Сроки

Диагностические

мероприятия

Выявить потребности ребенка.

Январь 2023 г.

Работа с родителями

Наладить контакт с семьей, выявить

особенности взаимоотношений для

дальнейшей деятельности.

Февраль 2023 г.

Участие в общегородских

и общественных делах

Привить качества личности,

необходимые для активной

жизненной и гражданской позиции

Январь-декабрь 2023 г

5

Проектная деятельность

Развить умения излагать мысли в

четкой логической

последовательности, отстаивать

свою точку зрения, анализировать

ситуацию и самостоятельно

находить ответы на вопросы путем

логических рассуждений

Март - май 2023 г.

Участие в конкурсах

Формирование Портфолио

достижений наставляемого

На протяжении

реализации всей

программы

Реализация индивидуальной программы рассчитана на 1 учебный год.

Режим занятий 36 часов в год (1 раз в неделю по 1 часу).

Учебно-тематическое планирование

п\п

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

1

Изучение интересов и способностей ученика -наставника.

-

1

-

1

2

Диагностика родителей и индивидуальные беседы.

-

1

-

1

3

Выбор

тематики

проекта

для

научно

практической

конференции «Эстафета знаний»

-

1

-

1

4

Разработка

и

выполнение

проекта

«Макет

локации

компьютерной игры»

1

1

-

2

5

Работа над актуальностью проекта.

-

1

-

1

6

Участие в выставке «Славим отечество сынов».

-

1

-

1

7

Участие в научно – практической конференции

«Эстафета знаний»

-

1

-

1

8

Моделирование и конструирование

1

-

-

1

9

Виды макетов и их классификация

1

-

-

1

10

Посещение (онлайн) выставок технической направленности.

1

-

-

1

11

Технология сборки объёмных деталей.

1,5

1,5

-

3

12

Художественные решения в макете

1

-

-

1

13

Изготовление макета локации

-

1

-

1

14

Участие в выставке посвященной дню Победы.

-

1

-

1

15

Изготовление моделей и макетов технических объектов с

использованием компьютерных программ.

0.5

0.5

-

1

16

Участие во Всероссийском конкурсе

-

1

-

1

17

Изготовление моделей из плоских и объёмных деталей.

1

6

-

7

18

Участие

в

городском

конкурсе

творческих

работ

«Рождественский Вернисаж»

-

1

-

1

19

Участие в выставке посвященной Новому году

-

1

-

1

6

20

Выставка готовых макетов

-

1

1

21

Общественная деятельность, участие в конкурсах

-

-

5

5

22

Рефлексия,

контроль

удовлетворенности

родителей

и

наставляемого. Диагностика

-

1

1

2

Итого:

8

22

6

36

Методическое обеспечение программы.

Материально-технические ресурсы:

- стационарный компьютер;

- 3Д Принтер;

- Инструменты для работы.

Информационные ресурсы:

- сайты;

- сервисы;

- базы данных;

- электронные библиотеки.

Методическое обеспечение.

- Тестовые материалы для выявления высокомотивированных детей;

- Подборка ролевых игр для наставников и наставляемых;

- Индивидуальный план работы с наставляемым;

- Методические пособия по итоговой рефлексии;

- Мониторинговые таблицы.

Условия для реализации программы.

Для успешной реализации программы необходим: кабинет, удобные

столы и стулья, наличие компьютера, 3Д Принтер, пластик для изготовления

деталей на 3Д Принтере.

7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога

1.

Калмыкова, Н.В. Макетирование из бумаги и картона: учебное пособие /

Н.В. Калмыкова, И. А. Максимова. – М.: КДУ, 2000. – 80 с.

2.

Криволапова, Н.А. Проектирование индивидуального образовательного

маршрута

обучающихся

и

воспитанников

в

системе

учреждений

дополнительного образования детей: методическое пособие / Н.А.

Криволапова, Н.Н. Войткевич. – Курган: ИПКиПРО Курганской области,

2007. – 60с.

3.

Ландау,

Э.

Одаренность

требует

мужества:

Психологическое

сопровождение одаренного ребенка / Эрика Ландау; пер. с нем. А.П.

Голубева; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – М.: Издательский центр

"Академия", 2002. – 144 с.

4.

Романова, М.В. Учреждение дополнительного образования детей –«среда

успеха» для личностного и интеллектуального развития одаренных детей /

М.В. Романова, В.А. Карпунина // Методист. – 2012. – №2. – С.28-31.

5.

Щебланова, Е.И. Неуспешные одаренные школьники / Е.И. Щебланова. –

М.: Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2008. – 212 с.

Для учащегося

1.

Галатонова, Т. Школа юного инженера. Книга по техническому

творчеству для детей и взрослых / Т. Галатонова. – М.: КТК Галактика,

2022. – 136 с.

2.

Калмыкова, Н.В. Макетирование / Н.В. Калмыкова, И. А. Максимова.

– М.: Архитектура-С, 2004. – 96 с.

3.

Мизелиньская,

А.

Д.О.М.А.

(Дерзкие

Образцы

Мировой

Архитектуры) / А. Мизелиньская, Д. Мизелиньский. – М. Самокат,

2014. – 158 с.

4.

Синицына, О. Детям об искусстве. Архитектура / О. Синицына, Н.

Смолина. – М.: Искусство - XXI век, 2022. – 208 с.

8

Приложение

Анкета для участников (до начала работы)

формы наставничества «учитель – ученик».

Анкета наставляемого __________________________________________________ (ФИО)

1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]

2. Если да, то где? _____________________________________________

Инструкция

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.

3. Оцените ожидаемый уровень

комфорта при общении с

наставником

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4.Насколькополезными/

интересным, как Вам кажется,

будут личные встречи с

наставником?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5.Насколько полезны/интересными,

как Вам кажется, будут групповые

встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Какой уровень поддержки Вы

ожидаете от наставника?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Насколько Вы нуждаетесь в

помощи наставника?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Насколько понятным, согласно

Вашим ожиданиям, должен быть

план, выстроенный наставником?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Насколько Вам важно

ощущение безопасности при работе

с наставником

Насколько Вам важно обсудить

и зафиксировать ожидания

наставника? ставником?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оцените ожидаемые после

завершения проекта перемены в

Вашей жизни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оцените ожидаемую

полезность проекта для Вас

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12. Оцените ожидаемую

полезность проекта для Вас

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

13. Что Вы ожидаете от программы?

_____________________________________________________________

14. Что для Вас является особенно ценным в программе?

_____________________________________________________________

15. Вы рады, что участвуете в программе? [да/нет]

9

___________ (подпись)

Анкета наставника __________________________________________________ (ФИО)

1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]

2. Если да, то где? _____________________________________________

Инструкция

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.

3.

Насколько

комфортным

Вам представляется общение с

наставником.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4.

Насколько Вы

можете

реализовать

свои лидерские

качества в программе?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5.

Насколько

могут

быть

полезны/интересны

групповые встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6.

Насколько

могут

быть

полезны/интересны

личные встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7.

Насколько Ваша

работа

зависит от предварительного

планирования (разработанного

Вами)?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8. Насколько Вы собираетесь

придерживаться плана?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9.

Оцените

ожидаемую

включенность наставляемого в

процесс.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10.

Оцените

ожидаемый

уровень

удовлетворения

от

совместной работы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11.

Оцените

ожидаемую

полезность проекта для Вас и

Вашего наставляемого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?

_____________________________________________________________

13. Что в программе является наиболее ценным для Вас?

_____________________________________________________________

14. Насколько важна польза

обучения Наставников?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

15. Вы рады, что участвуете в программе? [да/нет]

___________ (подпись)

10

Анкета для участников (по завершению работы)

формы наставничества «учитель– ученик»

Анкета наставляемого __________________________________________________ (ФИО)

1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]

2. Если да, то где? _____________________________________________

Инструкция

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий

3.Насколько

комфортно

было

общение

с

наставником?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Насколько

полезными/интересными

были личные встречи с

наставником?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Насколько

полезны/интересными были

групповые встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6. Ощущение поддержки от

наставника

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7.Помощь наставника

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8. Насколько был понятен

план работы с наставником

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9.Ощущение безопасности

при общении с наставником

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10.Насколько было понятно,

что от Вас ждет наставник?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11.Насколько Вы довольны

вашей совместной работой?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12.Насколько Вы довольны

результатом?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

13. Что Вы ожидали от программы?

14. Насколько оправдались

Ваши ожидания?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

15. Что особенно ценно для Вас было в программе?

_____________________________________________________________

16. Чего Вам не хватило в программе/что хотелось бы изменить?

_____________________________________________________________

17. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]

18. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]

11

___________ (подпись)

Анкета наставника __________________________________________________ (ФИО)

1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]

2. Если да, то где? _____________________________________________

Инструкция. Оцени в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.

3.

Насколько

комфортно

было

общение

с

наставляемым?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4.Насколько удалось

реализовать свои лидерские

качества в программе?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5.Насколько

полезны/интересными были

групповые встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6.Насколько

полезны/интересными были

личные встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7.Насколько удалось

спланировать работу?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8.Насколько удалось

осуществить свой план?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9.Насколько Вы оцениваете

включенность

наставляемого в процесс?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10.Насколько Вы довольны

вашей совместной работой?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11.Насколько понравилась

работа наставником?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12.Насколько Вы довольны

результатом?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

13. Что Вы ожидали от программы и своей роли?

________________________________________________________

14.

Насколько

оправдались Ваши

ожидания?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

15. Что особенно ценно для Вас было в программе?

_____________________________________________________________

16. Чего Вам не хватило в программе/что хотелось бы изменить?

_____________________________________________________________

17. Было ли достаточным и понятным обучение? [да/нет]

18

.

Насколько

полезным/интересным

было обучение?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

19. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]

20. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]

12

___________ (подпись)

13



В раздел образования