Напоминание

«Методические карточки для учеников 1 класса ДШИ по специальности балалайка


Автор: Чупрова Зоя Юрьевна
Должность: преподаватель народного отделения по классу балалайки и гитары
Учебное заведение: МБУ ДО МДШИ им М.К. Поповой
Населённый пункт: с. Майя Мегино-Кангаласского улуса
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Методические карточки для учеников 1 класса ДШИ по специальности балалайка
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Методические карточки для учеников 1 класса ДШИ по

специальности балалайка» Чупровой З.Ю, преподавателя отделения

народных инструментов Майинской детской школы искусств

им.М.К.Поповой.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………………

1.

Значимость дидактического материала в работе педагога по

специальности

2.

Применение методических карточек на уроках специальности

3.

Методические карточки с комментариями……………………………

4.

Заключение……………………………………………………………

Введение.

В век новых цифровых и информационных технологий современным

детям не интересно читать книги без рисунков и анимаций. У них

отсутствует интерес к монотонным текстам и однообразному обучаемому

материалу, детям интересно распознавать информацию с различными

изображениями. Так же и в мире музыки на начальном этапе такой подход

влияет на учебный процесс.

Первое знакомство с миром музыки - дело ответственное. Главная задача

преподавателя – развить интерес к музыке. На помощь приходит яркий,

краткий материал карточек с иллюстрациями и нотами, который будет

актуален в решении данной проблемы.

В связи с тем, что два года назад я наткнулась в магазине игрушек на

механическое пианино с карточками, у меня возникла идея создать что-то

подобное для начального этапа обучения. Задача моей работы заключалась в

том, чтобы собрать маленькие пьесы, которые я взяла с готовых пособий и

перенести их на небольшие карточки, целью которых является помощь

преподавателям Детских школ искусств, научить своих учеников с интересом

и азартом изучать учебный материал.

В основном разделе я расскажу про значимость дидактического

материала работе педагога по специальности, а также про методические

карточки с комментариями.

В заключении можно сказать, что, применяя данный материал можно

добиться систематичности и плановости в обучении учащихся.

Значимость дидактического материала.

Дидактический

материал-

это

особый

тип

учебных

пособий,

преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом,

рисунками, в том числе материалы, созданные на базе информационных

технологий, раздаваемых обучающимся для самостоятельной работы дома.

Музыкальное образование ориентированно на то, чтобы дети научились

воспринимать музыкальные произведения, осознанно выражая свое мнение,

проявлять эстетические музыкально- оценочные представления и

музыкально-вкусовые предпочтения. Осмысленное восприятие музыкальных

произведений будет наиболее эффективным, если встроить в процесс

обучения дидактический материал. Это доступный, интересный полезный

вид деятельности, в котором формируются основы развития музыкальных

способностей.

Важным средством развития музыкальных способностей детей является

использование музыкально- дидактических материалов и применение

игровых ситуаций в процессе музыкальной деятельности. Их главная задача-

в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основам

музыкальной культуры. С помощью наглядности ребенка легче увлечь и

заинтересовать. Такая деятельность помогает сделать наиболее эффективным

и результативным процесс освоения и закрепления новых знаний.

Дидактический материал делает процесс обучения интересным,

понятным и увлекает за собой в обучение, является полезным помощником в

развитии музыкальных способностей и музыкальной культуры учащихся.

Обучение детей должно быть простым и доступным, интересным и

привлекательным. Только в этом случае оно становится своеобразным

источником желания у обучающихся играть, слушать и петь. На начальном

этапе не рекомендуется перегружать ребенка еще не совсем понятной ему

теоретической информацией, весь материал необходимо подавать в

доступной и увлекательной форме.

На помощь подойдут методические карточки, которые будут

способствовать формированию у детей психических качеств: внимания,

памяти и сообразительности. Приучат к быстроте действия, к сдержанности,

к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразную

умственную работу.

В процессе игр дети не только приобретут специальные

музыкальные знания, но и сформируют необходимые черты личности и

чувство ответственности.

Цель и задача преподавателя- формировать у учащихся музыкальные

способности в доступной игровой форме, помочь им разобраться в

соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и

динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям.

Работая в музыкальной школе, я решила приложить все усилия к тому,

чтобы моим ученикам было всегда интересно на моих уроках. Обращаясь к

моменту знакомства учеников с музыкальной грамотой, а именно, к

разучиванию расположения нот на нотном стане, замечу: простое

запоминание кажется детям скучным и трудным занятием. - поэтому я

придумала выпустить данный дидактический материал.

В данной работе будут рассмотрены важные составляющие процесса

начального обучения на балалайке, требующие пристального внимания

совместной вдумчивой работы как преподавателя, так и учащегося. Каждая

методическая карточка включает в себе пьесу, задание, а также тематические

иллюстрации, чтобы ребенок понимал, о чем он играет.

Карточки с произведениями специально подобраны для малышей по

принципу «от простого к сложному», которые будут нести основу для

освоения нотной грамоты, чтения нот с листа и получения начальных

навыков игры на балалайке. Так же можно заниматься ритмическими

рисунками

представленных

произведений,

проговаривая

рифмовки.

Лаконичность, ясность нот делают эти методические карточки доступными и

удобными для учащихся. Данные пьесы ребенок может играть в ансамбле с

педагогом и в сопровождении фортепиано. На занятиях будет развиваться

слух, ритмическое чутье ученика, интонирование и его способности.

Применение методических карточек на уроках специальности

На

уроках

преподаватель

показывает

наглядно

карточку

перед

учеником, с обратной стороны просит прочесть ученика задание, а затем они

вместе приступают к разбору пьесы в данной карточке. Когда улучшится

координация всех движений, можно совместить игру с проговариванием

рифмовок

Рифмовка - это повторение более и менее похожих между собой

сочетаний звуков, которые связывают окончания.

Во время урока можно пройти 5,6 произведений, в качестве домашнего

задания, можно дать ребенку 2 карточки, объяснив ему как работать с ней.

1.

Дидактический материал. Методические карточки с

комментариями.

Методические комментарии: Данная группа пьес (1-17) предназначена для исполнения на

открытых струнах. Не следует на первых порах увлекаться темпами, очень важно закрепить

правильные навыки звукоизвлечения pizz. б.п, слухового контроля над качеством извлекаемого

звука. Почти все пьесы и песни снабжены ритмослогами (рифмовками) и с сопровождением

фортепиано, либо с преподавателем.

Задание: на первой струне извлекаем звук большим пальцем правой руки, проговаривая рифмовки.

Добиваемся четкой пульсации. Удары пульса могут быть сильными и слабыми, при чем должны

чередоваться не как попало, а в строгой закономерности.

Задание: Извлекаем звуки большим пальцем, учимся отличать их переключаясь с четвертной на

половинную ноту.

Задание: Сыграй эту пьесу на открытых струнах большим пальцем одновременно проговаривая

рифмовки, обрати внимание на знаки повторения.

Задание: сыграй в умеренном темпе, будь внимателен, постарайся не допускать ошибок. Эта пьеса

повторяется два раза. Затем ты можешь усложнить задачу сыграть одновременно с римфовками.

Задание: Сыграй эту пьесу на открытых струнах большим пальцем одновременно проговаривая

рифмовки.

Задание: Играть ровным ритмом, прислушиваясь к сопровождению аккомпанемента.

Задание: Проиграть четыре строчки не останавливаясь, при этом внимательно следить за

переходами со струны на струну.

Задание: Сыграть в подвижном темпе короткие ноты, выделяя четвертные и пропевая текст пьесы.

пр

Задание: Сыграй песенку в ансамбле с педагогом. Под каждой нотой твоего исполнения

обозначена французская лига, она увеличивает длительность ноты настолько, насколько угодно

исполнителю.

Задание: Сыграй песенку в ансамбле с педагогом. Под каждой нотой твоего исполнения

обозначена французская лига.

Задание: Играть четким, собранным звуком, проговаривая рифмовки.

Задание: сыграй эту пьесу от начала до конца, обрати внимание на вольты (окончания в

квадратных скобках). играя эту пьесу внимательно прислушайся к двухголосию

Задание:

сыграй эту пьесу ровным звуком, не сбиваясь с темпа.

Задание: Сыграй эту пьесу, передай характер мишки, ты должен играть ровно, не сбиваясь с

темпа.

Задание: Перед тем, как исполнять, следует прохлопать длительности ровно, затем приступить к

игре. Контролируй качество извлекаемого звука.

Задание: сыграй вместе с педагогом, ты должен не сбиться со счета, играй ровно, одновременно

вслушиваясь в мелодию.

Задание: В данном произведении сыграй весело, задорно, вслушиваясь в партию педагога.

Методические комментарии: (17-29) Данные пьесы играются с переходами со струны на струну.

Важно уделять внимание ритмической организации, отдельное внимание на размер пьесы. При

необходимости ритмический рисунок можно прохлопать. Нужно объяснить принципы строения

музыкального такта, наличие сильных и слабых долей. Педагог должен исполнить каждое

изучаемое сочинение для более ясного визуально-слухового ориентира ученика. Важно, чтобы

ученик как можно раньше стал исполнять пьесы с аккомпанементом, это будет способствовать

выработке чувства ансамбля, ощущению единого звучания.

Задание: Игра с подключением третьего пальца на ноте «ре», играй в медленном и среднем

темпах, следи за ровностью звучания открытых струн. Важно хорошо ощущать сильную долю в

каждом такте, до конца дослушивать как ноты, так и паузы.

Задание: игра с подключением третьего пальца на ноте «ре». Исполнять в медленном темпе,

дослушивая ноты. Все звуки должны быть полновесные, «округлые».

Задание: Учимся считывать паузы. Переходы со струны на струну. Соблюдаем репризу.

Задание: Пьеса играется на подключение третьего пальца в ноте «Ре». Исполнять в медленном

темпе, дослушивая ноты. Все звуки должны быть полновесные, «округлые».

Задание :в данной пьесе обрати внимание на переходы со струны на струну и длительности нот.

Задание: Узнай, что такое «Гавот», прочитай про автора данного произведения. Нужно сыграть в

характере данного танца.

Задание: в данной пьесе обрати внимание на переходы со струны на струну и разные

длительности нот. Важно соблюдать динамику.

Задание: Сыграй эту пьесу в характере колыбельной,нужно соблюдать тихую игру.Представь, что

ты убаюкиваешь своего любимого кота, дослушай каждый звук до конца. Играй большим пальцем

ближе к грифу, так как звук там более мягкий.

Задание: в этой пьесе правильно высчитывай паузы и затакт.

Задание: В этом произведении играй ярче и точно свою линию мелодии.

Задание: Исполнять данное произведение проговаривая рифмовки.

Задание: Сыграй эту пьесу мягким звуком, удлиняя звуки.

Методический комментарий: (30) Данное произведение содержит в себе паузы. Ученику важно соблюсти

ровный счет.

Задание: Высчитывай в данной пьесе паузы точно и равномерно.

Методический комментарий: (31) данная пьеса исполняется большим пальцем на трех струнах,

исполнение этого приема позволит ощутить большую свободу движения большим пальцем по

струнам. Большой палец при этом должен быть достаточно собранным, упругим, иначе ноты не

прозвучат. Очень важно достичь собранного, четкого, ритмичного исполнения всей пьесы.

Основная сложность размере.

Задание: здесь тебе нужно сыграть на трех струнах большим пальцем правой руки.

Методические комментарий: (32-34) с этого этапа подключается левая рука путем нажима первым

пальцем. Рука на грифе должна располагаться свободно, удобно, без лишнего напряжения. Заранее

надо отработать нажим и отпускание струны по нескольку раз. Пальцы высоко не поднимать, они

все время остаются в контакте со струной или чуть приподнимаются над ней, это способствует

выработке правильного положения пальцев и кисти левой руки.

Задание: сыграй, чередуя открытую струну с нажимом на первый палец левой руки.

Задание: сыграй от начала до конца, обрати внимание в конце произведения на лигу.

Задание: Добейся точности нот и правильности ритма.

Методический комментарий: Данное произведение на подключение второго пальца в

хроматической позиции. При исполнении обращать внимание ребенка на качество звука,

соблюдать опору на кончике пальца.

Задание: В данной пьесе подключи второй палец левой руки, следи за чистотой звука.

Задание:обрати внимание на ключевые знаки, паузы.Первую ноту играй вторым пальцем левой

руки.

Методический комментарий: (37)В данном сочинении встречается неполная первая позиция с

открытой струной. Расстояние между пальцами более широкое, чем при расположении в

хроматической позиции. Строго соблюдать данную аппликатуру.

Задание:сначала эту пьесу тебе нужно медленно разобрать текст, спеть, затем приступать к игре.

Задание: Обрати внимание на ключевые знаки. Соблюдай правильность аппликатуры.

Методический комментарий (40): здесь нам встретятся различные комбинации в неполной

первой позиции, в том числе с открытой и без открытой струны. Расстояние между пальцами

левой руки будет более широким, чем при их расположении в хроматической позиции.

Задание: начни играть с третьего пальца, как будто спускаешься с горки. Соблюдай опору на

центральные пальцы,

Зайка по лесу скакал,

Зайка Ежика искал.

Ежика лесного

Знатного портного.

Помоги зайке найти ежика проскакав всю пьесу.

Задание: 1) Удели внимание сочетанию работы правой и левой руки.

2) Следи за правильностью и удобством левой руки.

3) Сыграй аппликатуру, написанную в нотах

4) Играй пьесу от начала и до конца без ошибок

Задание: Удели внимание к смене в позиции на вторую струну и повторам. Научись смотреть на

такт вперед, чтобы во время вступить и не остановиться.

Задание: левая рука на грифе в исходном положении. Игру начни со второго пальца, следуя

цифровому обозначению аппликатуры.

Задание: В данной пьес чередуй третий и первый палец через открытую струну.

Методический комментарий: В данном произведении восходящая и нисходящая аппликатура на

второй струне. Не растягивать пальцы с излишней силой, если нет растяжки. В случае если второй

и третий палец не могут свободно дотянуться до нужных ладов- следует произвести

дополнительное, скользящее движение по струне от второго к третьему пальцу,или наоборот.

Задание:

сыграй это произведение от начала до конца. Следи за правильностью длительностей

нот.

Методический комментарий: данное произведение играется на второй струне начиная с третьего

пальца чередуя со вторым и открытой струной.

Задание: Сыграй эту мелодию на второй струне.Будь предельно внимателен точности нот.

Методический комментарий: данное произведение играется в полной аппликатуре . А так же

есть залигованные ноты.Нужно научиться их связывать

Задание: Сыграй эту пьесу в двух вариантах аппликатуры, посмотри какая будет для тебя

удобной. Выслушай до конца залигованные ноты.

Задание: здесь сыграй торжественно, подключая третий палец на ноте «ре» ,а так же высчитай

ровно паузы.

Методический комментарий: в данном сочинении сложность в двух приемах. Изначально

играется пиццикато большим пальцем, затем во второй половине повторения мелодии приступает

прием бряцание на второй и третьей струне, приглушая при этом первую струну.

Задание: играй эту пьесу на второй струне. На второй строчке сыграй приемом бряцание, зажимая

большим пальцем левой руки вторую и третью струну.

Задание: определи лад, сыграй от начала до конца, передай характер, при этом играй полным

объемным звуком, соблюдай повторы и динамику.

Задание: добейся четкого ровного исполнения трехдольного такта. Все три доли такта должны

быть озвучены.

Методический комметарий: Подключение третьего пальца в хроматической позиции

Задание: Эту пьесу необходимо исполнять ударом сверху. Закрепи навык пиццикато большим

пальцем. Проследи за ритмичностью исполнения, нужно добиться четкого ровного исполнения

трехдольного такта. Все три доли такта должны быть озвучены.

Задание: в данном произведении ноту соль играть большим пальцем. Определи самую низкую и

высокую ноту.

Методический комментарий: в данном произведении трехдольный ритм. Сочетание двух

приемов пиццикато большим пальцем и арпеджиато

Задание: Сыграй от начала до конца без ошибок, определи лад. Внимательно дослушай ноты с

точками, так же залигованные ноты

Задание: Проставь удобную аппликатуру. Сыграй от начала до конца. В конце есть тебе нужно

соблюсти замедление (rit) и динамику.

Задание: Исполнять активно, ритмично. Звучание должно быть ясное, звонкое.

Задание: добиться певучести в данном сочинении. Следить за ровностью движения, точным

выполнением динамики.

Задание: Играй строго по аппликатуре.

4 Заключение

Данная работа является дидактическим материалом для начального

обучения игры на музыкальном инструменте. Развитие академической

балалайки, как сольного инструмента требует современной методики

обучения. Поэтому педагогам детских школ искусств необходимо владеть

всеми существующими методиками, чтобы помочь каждому ученику,

независимо от уровня его музыкальных способностей, приобрести умение

читать ноты, как книги, и самостоятельно знакомиться с лучшими образцами

музыкальной литературы.

Я надеюсь, что методические карточки найдут применение в работе

педагогов и в самостоятельных занятиях всех желающих научиться легко и

свободно

читать

нотный

текст,

сделав

процесс

обучения

более

увлекательным, радостным и, в итоге, успешным.



В раздел образования