Автор: Брусянина Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №31
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Музейная педагогика и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Брусянина Ирина Викторовна
Воспитатель высшей категории
МАДОУ д/с №31
г.Челябинск
Музейная педагогика и нравственно - патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста
Подъем национального самосознания в последние годы обусловил
социальный
заказ
на
такие
черты
личности,
как
патриотизм
и
гражданственность. Официальные документы и государственные программы,
касающиеся
патриотического
воспитания
граждан,
рассматривают
возрождение и развитие патриотизма как важную цель и социальную
ценность,
которая
является
основой
духовно-нравственного
единства
Отчизны. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела
государственное значение.
Мы живем во времена перемен. В нашем сложном и неспокойном мире
растет напряженность и недопонимание между странами и народами,
происходят тревожные и даже трагичные события. Кроме этого, перемены
происходят не только на внешнем, но и на внутреннем уровне. Меняемся мы
сами – люди:
становимся более эгоистичными, агрессивными, более
ориентированными на материальные ценности.
Отечественные традиции
воспитания детей подменяются так называемыми «более современными»
западными
образцами.
В
этих
условиях
проблема
нравственно
-
патриотического воспитания детей и молодежи на основе национальных
традиций и культурных ценностей становится все более актуальной. Именно
в дошкольном возрасте следует воспитывать в детях чувство достоинства и
гордости, ответственности и надежды.
Формирование
этих
ценностей
происходит
в
результате
целенаправленной, систематической работы. Одной из инновационных
технологией в сфере личностного воспитания детей является музейная
педагогика. Она создает условия погружения личности в специально
организованную предметно-пространственную среду. Где как не в музее мы,
взрослые, можем раскрыть детям истинные ценности семьи, нации, Родины.
Показать ребёнку историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е.
научить оценивать их с точки зрения развития истории и культуры. Помочь
ребенку понять взаимосвязь исторических эпох и свою причастность к иному
времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и
культуры.
Сформировать способность к художественному восприятию
действительности. Вызывать уважение к культурам других народов.
Музейная педагогика – достаточно известное направление современной
педагогики. Ее цель: создание условий для развития личности путем
включения ее в многообразную деятельность музея. Изначально термин
«музейная педагогика» подразумевал сотрудничество детского сада и музея.
Однако в последнее время дошкольные учреждения стали создавать свои
собственные мини – музеи, а организация и использование мини – музеев
рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями. Согласно
ФГОС принципами дошкольного образования являются содействие и
сотрудничество
детей
и
взрослых,
признание
ребенка
полноценным
участником
образовательных
отношений,
а
так
же
сотрудничество
образовательной организации с семьей. Одна из немаловажных задач
стандарта – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и
повышение компетенции родителей в вопросах развития и образования детей.
Мы считаем, что музейная практика в полной мере соответствует этим
принципам и способствует решению поставленных задач.
Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: « Любовь к родному краю,
родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта
любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и
настоящему, ко всему человечеству».
Во все времена и у всех народов
основной целью воспитания являлась забота о сохранении, и укреплении и
развитии народных обычаев и традиций. Забота о передаче подрастающим
поколениям житейского и духовного опыта. Если ребенок знает историю
своей семьи, чтит ее традиции, любит, уважает и заботится о близких, то
есть уверенность, что так же он будет относиться и к окружающим его
людям, не пройдет мимо чужой беды, а если понадобится, то встанет на
защиту Родины.
Достижения в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если
сами педагоги и родители будут знать и любить историю своей Родины.
Никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не
будет любить и гордиться своей страной, своим народом, своим городом.
Особенное значение в нравственно-патриотическом воспитании детей имеет
пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни
членов семьи нужно объяснять и прививать чувства сопричастности к малой
Родине, постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед
Родиной» и прочее.
Подбор экспонатов для мини-музея, организация
выставки и экспозиции – это прекрасный повод лишний раз заглянуть в
семейный альбом, вспомнить родных и близких, памятные даты и события,
рассказать об этом ребенку, привлечь его к совместному труду, разделить
вместе с ним радость от полученного результата. В настоящих музеях трогать
ничего нельзя, а вот в нашем не только можно, но и нужно! Его можно
посещать каждый день, ко всем предметам свободный доступ, можно брать
экспонаты в руки, потрогать, «ощутить».
Если предметы находятся в
постоянном поле зрения и ими можно пользоваться, то они перестают быть
частью окружающего фона, а становятся реальным инструментом познания
окружающего мира. Дети принимают активное участие в организации музея:
обсуждают тематику, приносят экспонаты, обустраивают стенды и стеллажи,
составляют
каталоги
экспонатов,
самостоятельно
выступают
в
роли
экскурсовода для своих одногруппников и детей других групп. В обычном
музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец
экспозиции. Причем не только он сам, но и его близкие. Наш музей -
результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Родители воспитанников -
первые и главные помощники.
Благодаря
совместной работе взрослых и детей в нашей группе были организованы
такие выставки: «Мои близкие – защитники Отечества», «Костюмы народов,
живущих на территории Южного Урала», «Каслинское литье и гравюра»,
«Куклы в костюмах народов мира», «Золотая Хохлома», «Новогодние
игрушки наших родителей», «Мамы-рукодельницы» и много других. Но,
«мини музей» - это не просто набор экспонатов. Это действующее звено
непрерывной
образовательной
деятельности,
многообразные
формы
деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с
интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников,
исследовательская и проектная деятельность. Именно здесь мы проводим
тематические занятия, фольклорные мероприятия: «Масленица», «Колядки»,
инсценируем сказки, слушаем и исполняем народные песни и музыкальные
произведения.
Для разработки технологии использования музейной педагогики как
инновационной
в
процессе
воспитания
нравственности
дошкольников
выделены следующие принципы:
Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.
Кратковременность экскурсий.
Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
Доступность.
Наглядность.
Содержательность.
Гуманизм.
Подвижность
структуры
занятий-экскурсий
(четкий
сценарий,
но
возможность импровизации).
Материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для
детей, вызывать интерес и любознательность. Предметный мир музея
обязательно
должен
сочетаться
с
образовательной
программой
ДОУ,
соблюдаться последовательность ознакомления с музейными коллекциями в
соответствии с возрастом детей, поощряться активность детей в стремлении
отражать полученные знания и впечатления в продуктах собственного
творчества (рисовании, лепке, сочинении историй). В любой экспозиции
должна
учитываться
логическая
цепочка:
восприятие
-
понимание
-
осмысливание - закрепление - применение. Ребенок, побывавший в музее
должен не только получить новую информацию и положительные эмоции, он
должен принять их, переосмыслить, понять, что может пригодиться в его
жизни.
У детей, полюбивших и освоивших пространство мини-музея детского
сада, появляется познавательный интерес к «настоящему» музею.
Уникальность
образовательного
пространства
музея
заключается
в
следующем:
возможность организовать общение детей с подлинниками как частью
культурного наследия;
экспонат
в
музее
представлен
в
гармонии
с
другими
подлинными
экспонатами,
продуманной
музейной
обстановкой,
что
способствует
развитию умений детей воспринимать визуально-пространственный язык
экспозиции, информацию музейных предметов;
активизация сравнения, размышления, поиск общего и различного в
предметах, искусствоведческих и исторических тенденциях;
в условиях музея возможен переход от общения «ребенок - взрослый», где
взрослый выступает как носитель и передатчик знаний и суждений об
искусстве, к диалогу «ребёнок - экспонаты как носители культуры» -
взрослый, воспринимающий искусство, становится помощником в его
освоении;
в музейном пространстве ребенок приобретает опыт общения с искусством
(предметным миром) с помощью педагогов, экскурсоводов, посетителей, что
способствует
формированию
ценностного
отношения
к
культурному
наследию;
дети
перенимают
модели
поведения
взрослых,
интерес
и
отношения к предметам экспозиции.
формируется ценностное отношение к природе, появляется интерес к музеям
и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии объектов
живой и неживой природы.
Внедряя музейную педагогику в разделы художественно-эстетического
развития детей, мы видим, что она побуждает детей активно и творчески
мыслить,
поддерживает
интерес
к
занятиям,
создает
положительно-
эмоциональное состояние детей, способствует развитию эстетического вкуса,
формированию музыкальных и художественных способностей.
Учиться
должно быть интересно. Наличие привлекательных видов детской
деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить
инициативу, творчество является главным условием развития личности
ребенка. Надо было видеть, с каким вниманием слушали дети экскурсовода во
время
посещения
выставки
«Природа
Южного
Урала»
в
областном
краеведческом музее. Как горели их глаза, когда после экскурсии по музею
Челябинского
высшего
военного
авиационного
командного
училища
штурманов (ЧВВАКУШ) им разрешили посидеть за штурвалом настоящего
военного самолета и действующий летчик рассказывал о приборах в кабине
пилота, об особенностях работы штурмана. А, сколько было восторга в музее
народов Севера «Авкилон»! В формате увлекательного квеста, дети узнали
об обычаях и традициях северян от «настоящего» шамана, побывали в
кузнице, приняли участие в спортивных мероприятиях, покатались на собачей
упряжке и пообщались с удивительно дружелюбными хаски.
Посещение музеев - важная часть нравственно-патриотического
воспитания
дошкольников. Но часто посещать выставки города нет
возможности:
насыщенная
образовательная
программа,
сложности
с
организацией перевозок (новые правила ГИБДД), финансовые трудности –
все это заставляет искать новые формы работы с детьми. Одна из них -
информационно-коммуникационные технологии. Благодаря им, мы знакомим
детей с сокровищами российских и мировых музеев, а также с экспозициями
челябинских музеев, которые мы не можем пока посетить. С этой целью был
организован просмотр презентаций: «Мировые сокровищницы искусства»,
«Музеи
России»
(Третьяковская
галерея,
Эрмитаж),
«Ильменский
заповедник»,
«Жилище народов Южного Урала : «Русская изба» и
«Башкирская юрта») и и т.д. Презентации помогают:
Формировать гражданско-патриотические чувства у детей.
Создать целостную картину мира на основе знакомства с экспозициями
музеев, сформировать «образ музея» как храма искусства,
Расширить кругозор; воспитать познавательные интересы и способности.
Приобщить
ребенка
к
миру
народного
(декоративно-прикладного)
и
изобразительного искусства.
Развивать общие познавательные способности детей: способность наблюдать,
описывать, строить предположения, находить причины и следствия событий,
происходящих в историко-географическом пространстве, сравнивать свой
образ жизни с образом жизни других людей, живших, в другом времени или в
другом географическом пространстве.
Развивать
художественное
восприятие,
воображение,
образное
и
ассоциативное мышление ребенка и обогащать его словарь.
Таким образом, музейная педагогика в детском саду со своими
методами,
средствами,
программами поможет
не
только
ответить
на
бесконечные детские "Зачем?" и "Почему?", но и покажет связь времен,
культуру и историю народа, духовный опыт человечества.
У России
тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал.
Необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с русской
культурой, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками,
праздниками,
творениями
художников,
архитекторов,
композиторов,
значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными
символами,
которые
являются
частью
культуры
и
истории
страны.
Необходимо знакомить дошкольников с жизнью страны, её героями,
историческими деятелями, известными людьми, полководцами.
Список литературы:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ,
2004. - 252 с.
2. Константинова О., Харитонович А., Абба П. Воспитываем патриотов //
Воспитатель-методист дошкольного учреждения. – 2012. – № 10. –С. 11–24.
3. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Ребенок».
– М.: Просвещение, 2004. – 268 с.
4. Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического
и духовного воспитания дошкольников. Методические рекомендации. –
СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – С. 10-13.
5. Теоретические основы педагогики: курс лекций / под ред. О. Вишневского
– Дрогобыч: Возрождение, 2001. – 268 с.
6. Чумалова Т., Музейная педагогика для дошкольников. Дошкольное
воспитание – 2007.- С.44-50