Напоминание

Музейная педагогика и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников


Автор: Брусянина Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №31
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Музейная педагогика и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Брусянина Ирина Викторовна

Воспитатель высшей категории

МАДОУ д/с №31

г.Челябинск

Музейная педагогика и нравственно - патриотическое воспитание детей

дошкольного возраста

Подъем национального самосознания в последние годы обусловил

социальный

заказ

на

такие

черты

личности,

как

патриотизм

и

гражданственность. Официальные документы и государственные программы,

касающиеся

патриотического

воспитания

граждан,

рассматривают

возрождение и развитие патриотизма как важную цель и социальную

ценность,

которая

является

основой

духовно-нравственного

единства

Отчизны. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела

государственное значение.

Мы живем во времена перемен. В нашем сложном и неспокойном мире

растет напряженность и недопонимание между странами и народами,

происходят тревожные и даже трагичные события. Кроме этого, перемены

происходят не только на внешнем, но и на внутреннем уровне. Меняемся мы

сами – люди:

становимся более эгоистичными, агрессивными, более

ориентированными на материальные ценности.

Отечественные традиции

воспитания детей подменяются так называемыми «более современными»

западными

образцами.

В

этих

условиях

проблема

нравственно

-

патриотического воспитания детей и молодежи на основе национальных

традиций и культурных ценностей становится все более актуальной. Именно

в дошкольном возрасте следует воспитывать в детях чувство достоинства и

гордости, ответственности и надежды.

Формирование

этих

ценностей

происходит

в

результате

целенаправленной, систематической работы. Одной из инновационных

технологией в сфере личностного воспитания детей является музейная

педагогика. Она создает условия погружения личности в специально

организованную предметно-пространственную среду. Где как не в музее мы,

взрослые, можем раскрыть детям истинные ценности семьи, нации, Родины.

Показать ребёнку историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е.

научить оценивать их с точки зрения развития истории и культуры. Помочь

ребенку понять взаимосвязь исторических эпох и свою причастность к иному

времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и

культуры.

Сформировать способность к художественному восприятию

действительности. Вызывать уважение к культурам других народов.

Музейная педагогика – достаточно известное направление современной

педагогики. Ее цель: создание условий для развития личности путем

включения ее в многообразную деятельность музея. Изначально термин

«музейная педагогика» подразумевал сотрудничество детского сада и музея.

Однако в последнее время дошкольные учреждения стали создавать свои

собственные мини – музеи, а организация и использование мини – музеев

рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями. Согласно

ФГОС принципами дошкольного образования являются содействие и

сотрудничество

детей

и

взрослых,

признание

ребенка

полноценным

участником

образовательных

отношений,

а

так

же

сотрудничество

образовательной организации с семьей. Одна из немаловажных задач

стандарта – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и

повышение компетенции родителей в вопросах развития и образования детей.

Мы считаем, что музейная практика в полной мере соответствует этим

принципам и способствует решению поставленных задач.

Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: « Любовь к родному краю,

родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта

любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и

настоящему, ко всему человечеству».

Во все времена и у всех народов

основной целью воспитания являлась забота о сохранении, и укреплении и

развитии народных обычаев и традиций. Забота о передаче подрастающим

поколениям житейского и духовного опыта. Если ребенок знает историю

своей семьи, чтит ее традиции, любит, уважает и заботится о близких, то

есть уверенность, что так же он будет относиться и к окружающим его

людям, не пройдет мимо чужой беды, а если понадобится, то встанет на

защиту Родины.

Достижения в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если

сами педагоги и родители будут знать и любить историю своей Родины.

Никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не

будет любить и гордиться своей страной, своим народом, своим городом.

Особенное значение в нравственно-патриотическом воспитании детей имеет

пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни

членов семьи нужно объяснять и прививать чувства сопричастности к малой

Родине, постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед

Родиной» и прочее.

Подбор экспонатов для мини-музея, организация

выставки и экспозиции – это прекрасный повод лишний раз заглянуть в

семейный альбом, вспомнить родных и близких, памятные даты и события,

рассказать об этом ребенку, привлечь его к совместному труду, разделить

вместе с ним радость от полученного результата. В настоящих музеях трогать

ничего нельзя, а вот в нашем не только можно, но и нужно! Его можно

посещать каждый день, ко всем предметам свободный доступ, можно брать

экспонаты в руки, потрогать, «ощутить».

Если предметы находятся в

постоянном поле зрения и ими можно пользоваться, то они перестают быть

частью окружающего фона, а становятся реальным инструментом познания

окружающего мира. Дети принимают активное участие в организации музея:

обсуждают тематику, приносят экспонаты, обустраивают стенды и стеллажи,

составляют

каталоги

экспонатов,

самостоятельно

выступают

в

роли

экскурсовода для своих одногруппников и детей других групп. В обычном

музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец

экспозиции. Причем не только он сам, но и его близкие. Наш музей -

результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Родители воспитанников -

первые и главные помощники.

Благодаря

совместной работе взрослых и детей в нашей группе были организованы

такие выставки: «Мои близкие – защитники Отечества», «Костюмы народов,

живущих на территории Южного Урала», «Каслинское литье и гравюра»,

«Куклы в костюмах народов мира», «Золотая Хохлома», «Новогодние

игрушки наших родителей», «Мамы-рукодельницы» и много других. Но,

«мини музей» - это не просто набор экспонатов. Это действующее звено

непрерывной

образовательной

деятельности,

многообразные

формы

деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с

интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников,

исследовательская и проектная деятельность. Именно здесь мы проводим

тематические занятия, фольклорные мероприятия: «Масленица», «Колядки»,

инсценируем сказки, слушаем и исполняем народные песни и музыкальные

произведения.

Для разработки технологии использования музейной педагогики как

инновационной

в

процессе

воспитания

нравственности

дошкольников

выделены следующие принципы:

Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.

Кратковременность экскурсий.

Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

Доступность.

Наглядность.

Содержательность.

Гуманизм.

Подвижность

структуры

занятий-экскурсий

(четкий

сценарий,

но

возможность импровизации).

Материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для

детей, вызывать интерес и любознательность. Предметный мир музея

обязательно

должен

сочетаться

с

образовательной

программой

ДОУ,

соблюдаться последовательность ознакомления с музейными коллекциями в

соответствии с возрастом детей, поощряться активность детей в стремлении

отражать полученные знания и впечатления в продуктах собственного

творчества (рисовании, лепке, сочинении историй). В любой экспозиции

должна

учитываться

логическая

цепочка:

восприятие

-

понимание

-

осмысливание - закрепление - применение. Ребенок, побывавший в музее

должен не только получить новую информацию и положительные эмоции, он

должен принять их, переосмыслить, понять, что может пригодиться в его

жизни.

У детей, полюбивших и освоивших пространство мини-музея детского

сада, появляется познавательный интерес к «настоящему» музею.

Уникальность

образовательного

пространства

музея

заключается

в

следующем:

возможность организовать общение детей с подлинниками как частью

культурного наследия;

экспонат

в

музее

представлен

в

гармонии

с

другими

подлинными

экспонатами,

продуманной

музейной

обстановкой,

что

способствует

развитию умений детей воспринимать визуально-пространственный язык

экспозиции, информацию музейных предметов;

активизация сравнения, размышления, поиск общего и различного в

предметах, искусствоведческих и исторических тенденциях;

в условиях музея возможен переход от общения «ребенок - взрослый», где

взрослый выступает как носитель и передатчик знаний и суждений об

искусстве, к диалогу «ребёнок - экспонаты как носители культуры» -

взрослый, воспринимающий искусство, становится помощником в его

освоении;

в музейном пространстве ребенок приобретает опыт общения с искусством

(предметным миром) с помощью педагогов, экскурсоводов, посетителей, что

способствует

формированию

ценностного

отношения

к

культурному

наследию;

дети

перенимают

модели

поведения

взрослых,

интерес

и

отношения к предметам экспозиции.

формируется ценностное отношение к природе, появляется интерес к музеям

и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии объектов

живой и неживой природы.

Внедряя музейную педагогику в разделы художественно-эстетического

развития детей, мы видим, что она побуждает детей активно и творчески

мыслить,

поддерживает

интерес

к

занятиям,

создает

положительно-

эмоциональное состояние детей, способствует развитию эстетического вкуса,

формированию музыкальных и художественных способностей.

Учиться

должно быть интересно. Наличие привлекательных видов детской

деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить

инициативу, творчество является главным условием развития личности

ребенка. Надо было видеть, с каким вниманием слушали дети экскурсовода во

время

посещения

выставки

«Природа

Южного

Урала»

в

областном

краеведческом музее. Как горели их глаза, когда после экскурсии по музею

Челябинского

высшего

военного

авиационного

командного

училища

штурманов (ЧВВАКУШ) им разрешили посидеть за штурвалом настоящего

военного самолета и действующий летчик рассказывал о приборах в кабине

пилота, об особенностях работы штурмана. А, сколько было восторга в музее

народов Севера «Авкилон»! В формате увлекательного квеста, дети узнали

об обычаях и традициях северян от «настоящего» шамана, побывали в

кузнице, приняли участие в спортивных мероприятиях, покатались на собачей

упряжке и пообщались с удивительно дружелюбными хаски.

Посещение музеев - важная часть нравственно-патриотического

воспитания

дошкольников. Но часто посещать выставки города нет

возможности:

насыщенная

образовательная

программа,

сложности

с

организацией перевозок (новые правила ГИБДД), финансовые трудности –

все это заставляет искать новые формы работы с детьми. Одна из них -

информационно-коммуникационные технологии. Благодаря им, мы знакомим

детей с сокровищами российских и мировых музеев, а также с экспозициями

челябинских музеев, которые мы не можем пока посетить. С этой целью был

организован просмотр презентаций: «Мировые сокровищницы искусства»,

«Музеи

России»

(Третьяковская

галерея,

Эрмитаж),

«Ильменский

заповедник»,

«Жилище народов Южного Урала : «Русская изба» и

«Башкирская юрта») и и т.д. Презентации помогают:

Формировать гражданско-патриотические чувства у детей.

Создать целостную картину мира на основе знакомства с экспозициями

музеев, сформировать «образ музея» как храма искусства,

Расширить кругозор; воспитать познавательные интересы и способности.

Приобщить

ребенка

к

миру

народного

(декоративно-прикладного)

и

изобразительного искусства.

Развивать общие познавательные способности детей: способность наблюдать,

описывать, строить предположения, находить причины и следствия событий,

происходящих в историко-географическом пространстве, сравнивать свой

образ жизни с образом жизни других людей, живших, в другом времени или в

другом географическом пространстве.

Развивать

художественное

восприятие,

воображение,

образное

и

ассоциативное мышление ребенка и обогащать его словарь.

Таким образом, музейная педагогика в детском саду со своими

методами,

средствами,

программами поможет

не

только

ответить

на

бесконечные детские "Зачем?" и "Почему?", но и покажет связь времен,

культуру и историю народа, духовный опыт человечества.

У России

тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал.

Необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с русской

культурой, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками,

праздниками,

творениями

художников,

архитекторов,

композиторов,

значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными

символами,

которые

являются

частью

культуры

и

истории

страны.

Необходимо знакомить дошкольников с жизнью страны, её героями,

историческими деятелями, известными людьми, полководцами.

Список литературы:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ,

2004. - 252 с.

2. Константинова О., Харитонович А., Абба П. Воспитываем патриотов //

Воспитатель-методист дошкольного учреждения. – 2012. – № 10. –С. 11–24.

3. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Ребенок».

– М.: Просвещение, 2004. – 268 с.

4. Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического

и духовного воспитания дошкольников. Методические рекомендации. –

СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – С. 10-13.

5. Теоретические основы педагогики: курс лекций / под ред. О. Вишневского

– Дрогобыч: Возрождение, 2001. – 268 с.

6. Чумалова Т., Музейная педагогика для дошкольников. Дошкольное

воспитание – 2007.- С.44-50



В раздел образования