Напоминание

создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук


Автор: Величко Галина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детского сада №1 "Одуванчик"
Населённый пункт: с. Степное
Наименование материала: Проект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Чудо - пальчики"
Тема: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский

сад № 1 «Одуванчик», с. Степное, Степновского муниципального

округа Ставропольского края

Проект по развитию мелкой моторики

у детей младшего дошкольного возраста

"Чудо - пальчики"

Руководитель проекта:

Величко Г.П.

2023г.

Проект по развитию мелкой

моторики

у детей младшего

дошкольного возраста

"Чудо - пальчики"

Актуальность.

Младший дошкольный

возраст ребёнка уникален по

своему значению для

речевого развития: в этот

период ребёнок обладает

повышенной

чувствительностью к языку,

его звуковой и смысловой

стороне. Язык дети познают,

используя специфически

детские способы

обследования (игры со

звуками рифмами;

словотворчество). Этот

закономерный процесс

чрезвычайно полезен для

всего хода речевого

развития.

Известно и то, что в

последние годы уровень

речевого развития детей

заметно снизился. Одной из

причин тому является то, что

родители меньше говорят с

детьми, из-за своей

занятости. Дети и сами

меньше говорят, потому что

больше смотрят телевизор.

Они реже делают что-то

своими руками, потому что

современные игрушки и

вещи устроены максимально

удобно, но не эффективно

для развития моторики

(одежда и обувь с липучками

вместо шнурков и пуговиц,

книжки и пособия с

наклейками вместо картинок

для вырезания и т. д.)

Сегодня все без исключения

знают, что игры с

пальчиками развивают мозг

ребенка, стимулируют

развитие речи, творческие

способности, фантазию

малыша, они способны

улучшить произношение

многих звуков. В общем, чем

лучше работают пальцы и

вся кисть, тем лучше ребенок

говорит.

Уже давно ни для кого не

секрет, что развитие мелкой

моторики (гибкости и

точности движений

пальцев рук) и тактильной

чувствительности - мощный

стимул развития у детей

восприятия, внимания,

памяти, мышления и речи.

Дети, у которых лучше

развиты мелкие движения

рук, имеют более развитый

мозг, особенно те его

отделы, которые отвечают за

речь. Пальцы рук наделены

большим количеством

рецепторов, посылающих

импульсы в центральную

нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с

самого раннего возраста

развивать у ребёнка мелкую

моторику. Но просто делать

упражнения малышу будет

скучно – надо обратить их в

интересные и полезные

игры.

Наряду с развитием мелкой

моторики развиваются

память, внимание, а также

словарный запас вашего

малыша.

Мелкая моторика рук – это

разнообразные движения

пальчиками и ладонями.

Актуальность работы по

развитию мелкой моторики

детей младшего

дошкольного возраста

обусловлена и возрастными

психологическими и

физиологическими

особенностями детей: в

младшем дошкольном

возрасте интенсивно

развиваются структуры и

функции головного мозга

ребенка, что расширяет его

возможности в познании

окружающего мира.

Организуя разнообразную

деятельность детей с

предметами, игрушками и

природными объектами,

важно активизировать у

детей сенсорные основы

познания, учить детей

использовать разные органы

чувств для получения

информации об

окружающем мире: зрение,

слух, обоняние, тактильные

ощущения.

Цель проекта: создание

условий для развития

мелкой моторики и

координации движений

пальцев рук.

Задачи проекта:

Совершенствовать

предметно - развивающую

среду для развития мелкой

моторики;

Развивать мелкую моторику

пальцев рук у детей

младшего дошкольного

возраста через

использование

разнообразных форм,

методов и приемов;

Развитие способностей

координированной работы

рук со зрительным

восприятием;

Развивать эмоциональную

отзывчивость;

Развивать коммуникативные

навыки.

Вид проекта: творческий,

познавательно - игровой.

Продолжительность

проекта: краткосрочный (4

недели)

Сроки реализации:__с

01.02.2022г. по

28.02.2022г.___

Участники проекта: дети,

воспитатели, родители.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Выбор темы, постановка

целей и задач;

Написание перспективного

плана;

Сбор литературного

материала;

Подбор материала для игр.

Основной этап

Лабиринты;

Массаж рук с помощью

подручных предметов;

Упражнения пальчиковой

гимнастики;

Художественное творчество;

Проведение д/игр и п/игр;

Консультации для

родителей.

Перспективный план

проектной деятельности

Сроки

Работа с детьми

Работа с родителями

1 неделя

- Игры с крупой «Найди

шарик»

- Д/и «Волшебные замочки»

- Массаж рук с помощью

ребристых мячей

- Лепка «Покормим курочку»

- П/игра «Ловим мыльные

пузыри»

- Упражнения пальчиковой

гимнастики «Семья»

- Лабиринты «Лабиринт для

карандаша»

- Игры с

прищепками «Ежик», «Подсо

лнух»

- Игры и упражнения для

развития мелкой моторики.

Папка - передвижка для

родителей «Что такое

мелкая моторика».

2 неделя

- Д/и «Большие и маленькие

мячики»

- Массаж рук с помощью

подручных

предметов «Упражнение с

пробками»

- Игры с водой «Рыбалка»

- Упражнения пальчиковой

гимнастики «Дом»

- Д/и «Сортируем макароны»

- Лепка «Блинчики»

- П/игра «Солнышко и

дождик»

- Игры с

прищепками «Тучка», «Солн

ышко»

Индивидуальные беседы

Памятка для родителей

"Развитие мелкой моторики

рук ребенка в домашних

условиях"

3 неделя

- Д/и «Найди варежку такого же цвета»

- Массаж рук с помощью подручныхпредметов «Упражнение с

пельменницей»

- Упражнения пальчиковой гимнастики «Ножки»

- Лабиринты

- Лепка - готовим блинчики

- Д/и «Бусы»

-Пальчиковая гимнастика «Яблочко», «Кораблик»

- Игры с прищепками «Цветок», «Стирка»

- Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук»

4 неделя

4 неделя

- Д/и «Попробуй расстегни»

- Массаж рук с помощью подручныхпредметов «Упражнения с грецким

орехом»

- Дорисуй ежику колючки

- Игры с водой «Достань, что скажу»

- Упражнения пальчиковой гимнастики «Ладушки-ладошки»

- Лабиринты «Узоры»

- Игры с прищепками «Елочка», «Разложи по цвету»

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного

материала

Заключительный этап

Оформление проектной деятельности;

Подведение итогов по теме проектной деятельности.

Заключение

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей

детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими

воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности

детей;

проделанная работа способствовала снятию напряжения рук и губ, снятию

умственной усталости, а также дала ощутить детям радость телесного

контакта.

отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на

знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли

желание и интерес играть в новые игры, с интересом и желанием выполняли

упражнения на развитие мелкой моторики рук;

возросла речевая активность детей, внимание стало более

сосредоточенным, улучшилась память.

Новые игры, изготовленные для развития мелкой моторики рук, детей очень

заинтересовали. Родители принимали активное участие в реализации

проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в

домашних условиях и использовать большинство окружающих их предметов

для развития мелкой моторики рук своих детей.



В раздел образования