Автор: Величко Галина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детского сада №1 "Одуванчик"
Населённый пункт: с. Степное
Наименование материала: Проект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Чудо - пальчики"
Тема: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский
сад № 1 «Одуванчик», с. Степное, Степновского муниципального
округа Ставропольского края
Проект по развитию мелкой моторики
у детей младшего дошкольного возраста
"Чудо - пальчики"
Руководитель проекта:
Величко Г.П.
2023г.
Проект по развитию мелкой
моторики
у детей младшего
дошкольного возраста
"Чудо - пальчики"
Актуальность.
Младший дошкольный
возраст ребёнка уникален по
своему значению для
речевого развития: в этот
период ребёнок обладает
повышенной
чувствительностью к языку,
его звуковой и смысловой
стороне. Язык дети познают,
используя специфически
детские способы
обследования (игры со
звуками рифмами;
словотворчество). Этот
закономерный процесс
чрезвычайно полезен для
всего хода речевого
развития.
Известно и то, что в
последние годы уровень
речевого развития детей
заметно снизился. Одной из
причин тому является то, что
родители меньше говорят с
детьми, из-за своей
занятости. Дети и сами
меньше говорят, потому что
больше смотрят телевизор.
Они реже делают что-то
своими руками, потому что
современные игрушки и
вещи устроены максимально
удобно, но не эффективно
для развития моторики
(одежда и обувь с липучками
вместо шнурков и пуговиц,
книжки и пособия с
наклейками вместо картинок
для вырезания и т. д.)
Сегодня все без исключения
знают, что игры с
пальчиками развивают мозг
ребенка, стимулируют
развитие речи, творческие
способности, фантазию
малыша, они способны
улучшить произношение
многих звуков. В общем, чем
лучше работают пальцы и
вся кисть, тем лучше ребенок
говорит.
Уже давно ни для кого не
секрет, что развитие мелкой
моторики (гибкости и
точности движений
пальцев рук) и тактильной
чувствительности - мощный
стимул развития у детей
восприятия, внимания,
памяти, мышления и речи.
Дети, у которых лучше
развиты мелкие движения
рук, имеют более развитый
мозг, особенно те его
отделы, которые отвечают за
речь. Пальцы рук наделены
большим количеством
рецепторов, посылающих
импульсы в центральную
нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с
самого раннего возраста
развивать у ребёнка мелкую
моторику. Но просто делать
упражнения малышу будет
скучно – надо обратить их в
интересные и полезные
игры.
Наряду с развитием мелкой
моторики развиваются
память, внимание, а также
словарный запас вашего
малыша.
Мелкая моторика рук – это
разнообразные движения
пальчиками и ладонями.
Актуальность работы по
развитию мелкой моторики
детей младшего
дошкольного возраста
обусловлена и возрастными
психологическими и
физиологическими
особенностями детей: в
младшем дошкольном
возрасте интенсивно
развиваются структуры и
функции головного мозга
ребенка, что расширяет его
возможности в познании
окружающего мира.
Организуя разнообразную
деятельность детей с
предметами, игрушками и
природными объектами,
важно активизировать у
детей сенсорные основы
познания, учить детей
использовать разные органы
чувств для получения
информации об
окружающем мире: зрение,
слух, обоняние, тактильные
ощущения.
Цель проекта: создание
условий для развития
мелкой моторики и
координации движений
пальцев рук.
Задачи проекта:
Совершенствовать
предметно - развивающую
среду для развития мелкой
моторики;
Развивать мелкую моторику
пальцев рук у детей
младшего дошкольного
возраста через
использование
разнообразных форм,
методов и приемов;
Развитие способностей
координированной работы
рук со зрительным
восприятием;
Развивать эмоциональную
отзывчивость;
Развивать коммуникативные
навыки.
Вид проекта: творческий,
познавательно - игровой.
Продолжительность
проекта: краткосрочный (4
недели)
Сроки реализации:__с
01.02.2022г. по
28.02.2022г.___
Участники проекта: дети,
воспитатели, родители.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Выбор темы, постановка
целей и задач;
Написание перспективного
плана;
Сбор литературного
материала;
Подбор материала для игр.
Основной этап
Лабиринты;
Массаж рук с помощью
подручных предметов;
Упражнения пальчиковой
гимнастики;
Художественное творчество;
Проведение д/игр и п/игр;
Консультации для
родителей.
Перспективный план
проектной деятельности
Сроки
Работа с детьми
Работа с родителями
1 неделя
- Игры с крупой «Найди
шарик»
- Д/и «Волшебные замочки»
- Массаж рук с помощью
ребристых мячей
- Лепка «Покормим курочку»
- П/игра «Ловим мыльные
пузыри»
- Упражнения пальчиковой
гимнастики «Семья»
- Лабиринты «Лабиринт для
карандаша»
- Игры с
прищепками «Ежик», «Подсо
лнух»
- Игры и упражнения для
развития мелкой моторики.
Папка - передвижка для
родителей «Что такое
мелкая моторика».
2 неделя
- Д/и «Большие и маленькие
мячики»
- Массаж рук с помощью
подручных
предметов «Упражнение с
пробками»
- Игры с водой «Рыбалка»
- Упражнения пальчиковой
гимнастики «Дом»
- Д/и «Сортируем макароны»
- Лепка «Блинчики»
- П/игра «Солнышко и
дождик»
- Игры с
прищепками «Тучка», «Солн
ышко»
Индивидуальные беседы
Памятка для родителей
"Развитие мелкой моторики
рук ребенка в домашних
условиях"
3 неделя
- Д/и «Найди варежку такого же цвета»
- Массаж рук с помощью подручныхпредметов «Упражнение с
пельменницей»
- Упражнения пальчиковой гимнастики «Ножки»
- Лабиринты
- Лепка - готовим блинчики
- Д/и «Бусы»
-Пальчиковая гимнастика «Яблочко», «Кораблик»
- Игры с прищепками «Цветок», «Стирка»
- Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук»
4 неделя
4 неделя
- Д/и «Попробуй расстегни»
- Массаж рук с помощью подручныхпредметов «Упражнения с грецким
орехом»
- Дорисуй ежику колючки
- Игры с водой «Достань, что скажу»
- Упражнения пальчиковой гимнастики «Ладушки-ладошки»
- Лабиринты «Узоры»
- Игры с прищепками «Елочка», «Разложи по цвету»
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного
материала
Заключительный этап
Оформление проектной деятельности;
Подведение итогов по теме проектной деятельности.
Заключение
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей
детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими
воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности
детей;
проделанная работа способствовала снятию напряжения рук и губ, снятию
умственной усталости, а также дала ощутить детям радость телесного
контакта.
отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на
знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли
желание и интерес играть в новые игры, с интересом и желанием выполняли
упражнения на развитие мелкой моторики рук;
возросла речевая активность детей, внимание стало более
сосредоточенным, улучшилась память.
Новые игры, изготовленные для развития мелкой моторики рук, детей очень
заинтересовали. Родители принимали активное участие в реализации
проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в
домашних условиях и использовать большинство окружающих их предметов
для развития мелкой моторики рук своих детей.