Автор: Умнова Людмила Михайловна
Должность: МБДОУ № 77 "Родничок" г. Калуги НСП "Аистенок"
Учебное заведение: МБДОУ № 77 "Родничок" г. Калуги НСП "Аистенок"
Населённый пункт: г. Калуга, Калужская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Воспитаем в детях толерантность
Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание
Тема «Воспитаем в детях толерантность»
Цель: создание условий для повышения педагогической компетентности родителей
в вопросах воспитания детей, в том числе и толерантности.
Задачи:
создать условия для участия родителей в
активном обсуждении
вопросов
воспитания толерантности у детей;
способствовать поиску новых шагов, путей выработки в себе и в своих детях
данного качества;
побудить родителей к деятельности по формированию норм толерантного
отношения к миру, к окружающим людям и к себе;
Ход родительского собрания
Вступительная часть
Добрый день, уважаемые союзники! Да, да, именно союзники, потому что всем нам
ясно, что без вашего с нами союза, без вашей помощи, поддержки и взаимопонимания,
полноценное развитие и полноценное воспитание ребенка невозможно.
Несомненно, что каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос счастливым и
настоящим человеком. В этом же заинтересовано современное общество. Ведь плохой
человек не принесет пользы никому и будет в тягость даже своим близким и семье.
Поскольку в дошкольном возрасте формируются основные качества человека, то
перед взрослыми встает задача обогатить ребенка человеческими ценностями, такими как
нравственность, уважение, доброта, толерантность и др.
А о чем сегодня мы будем говорить на нашей встрече, о формировании какого
качества в наших детях, предлагаю подумать, посмотрев видеоролик.
Включаем видеоролик, где дети разных национальностей говорят:
«Здравствуйте, меня зовут Ваня, а меня зовут Саша, меня зовут Бегзод, а я Марьям,
здравствуйте меня зовут Настя, а меня Катя, а я Тигран, я Жасмин, здравствуйте, меня
зовут Света и т.п.»
Как вы думаете, в чем заключается идея этого ролика?
(в нашем детском саду воспитываются дети разных национальностей)
Действительно, в нашем учреждении есть много не похожих друг на друга детей:
есть дети других национальностей, других культур и традиций, но объединяет их одно:
все они дети и маленькие люди, которые хотят петь, играть, жить в мире и согласии и
быть счастливыми. Поэтому сегодня на нашей встрече мы хотим поговорить о
толерантности. Как вы понимаете это слово?
(родители дают ответы)
Много разных понятий я услышала, и многие из вас назвали такое определение
толерантности, как терпимость. Но это не только лишь терпимость, поскольку терпеть -
это делать над собой некие усилия, что вовсе не значит испытывать добрые чувства к
другим людям, уважать их. Поэтому толерантность шире терпимости. Это доброе
отношение человека к окружающим людям, чьи взгляды. Убеждения, внешний вид
отличаются от его собственных.
У детей предубеждений нет. Если ты им открыто улыбаешься, то для них ты
добрый и хороший человек. Они тебя будут считать лучшим другом, если ты будешь с
ними веселиться и играть. Ты рассказываешь им интересные вещи и помогаешь узнавать
много нового- ты прекрасный воспитатель. Дети по природе своей общительны, им без
разницы, кто будет их собеседником и другом, какого цвета у него кожа и разрез глаз.
Можно сказать что дети, по своей природе толерантны. Их взгляды, отношение к другим
людям, в том числе и представителям других национальностей, формируются и
претерпевают изменения под внешним воздействием (разговоры взрослых, высказывания
по телевидению, бездумно повторяемые потом старшими ребятами).
Мы с вами живем в непростое время, но думаю, каждому из нас хочется жить в
мире без жестокости и насилия, главной ценностью которого является признание
человеческой личности, ее уважения и неприкосновенности.
Жить в мире непохожих людей, признавать равенство каждого и уважительно
относиться к любому человеку - это искусство. Искусство, которому необходимо учиться
нам взрослым и обучать наших детей. Для того, чтобы воспитать детей в духе
толерантности, нужно формировать в них систему ценностей, куда входят различные
понятия, такие как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение,
сочувствия, понимание, сопереживание и т. п. Эти качества в ребенке можно воспитать
личным примером. Очень важно, чтобы родитель уважал своего малыша, дарил ему
любовь, проявлял интерес к тому, как ребенок смотрит на мир и поддерживал его. И если
ребенок будет позитивно относиться к себе, то и отношение к миру и окружающим его
людям будет доброжелательным и бесконфликтным.
Сегодня я предлагаю вам на практике попробовать несколько игр-приемов,
которые помогут детям понять и принять другого человека таким, какой он есть.
Практическая часть
Игра «Мы похожи друг на друга»
Родители встают в круг, ведущий просит выйти в центр тех, у кого черные
волосы, у кого светлые волосы, у кого имена начинаются на букву М и др. Когда в кругу
окажутся все участники игры, игра оканчивается.
Уважаемые родители. Посмотрите, как много общего у нас, несмотря на то, что все
мы разные. Но наша игра объединяет нас и всем из присутствующих очень хочется быть
значимым и уважаемым. Вот об этом необходимо знать детям.
Кроме того, любому человеку маленькому или взрослому, приятно услышать в
свой адрес что-то хорошее, какие-то теплые слова. Сейчас я предлагаю вам вспомнить
такую приятную вещь, как комплимент.
Игра «Принимайте комплимент»
Ведущий отдает шар в виде сердца одному из участников игры и произносит для
него комплимент. Тот игрок вручает шар со словами комплиментов и т.д.
Уважаемые родители, согласитесь, теплые слова, которые мы произнесли друг
другу, сделали нас чуть добрее. Мы стали немного ближе друг другу, понятнее. И это
своего рода тоже составляющая толерантности, которой также необходимо научить
наших детей.
Как мы уже сказали, что ребенок, который чувствует, что любим в семье, будет
дарить любовь окружающим. Я уверена, что каждый из вас любит своих детей. Но
можете ли вы показать свою любовь так, чтобы ребёнок понял и почувствовал, что вы его
очень любите всегда, не зависимости от его поведения и других обстоятельств, а не
только когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения? Ваше
поведение должно говорить за вас: «Я люблю тебя таким, какой ты есть»
Тренинг «Фотография самого лучшего человека на Земле»
Ведущий предупреждает, что нельзя говорить о том, чье фото вы увидели в
коробке. Он предлагает заглянуть в коробку, где лежит фотография самого лучшего на
земле человека. Играющие по очереди заглядывают в коробку на дне которой лежит
зеркало. Соответственно человек видит свое отражение - это и есть фото лучшего
человека.
Уважаемые родители, примените такой прием дома со своим ребенком , пусть он
почувствует себя любимым и это чувство дарит окружающим.
Заключительная часть
Уважаемые родители, в заключении нашего разговора я хочу вам задать вопрос:
Как вы считаете, в какой профессии или деятельности человеку нужна толерантность?»
(Родители называют профессии, обосновывают свой выбор)
Мы видим, что не толерантному человеку в жизни будет тяжело, поэтому уже
сейчас стоит помочь нашим детям найти себя, помочь им стать настоящими людьми.
Поэтому нужно помнить, что наши
дети – зеркало отношений и характеров своих
родителей. И хотя воспитывать детей своим личным примером сложно, но зато это самый
эффективный способ. У детей, которые на практике познали, что такое любовь, уважение
и терпимость по отношению к другим, стойко формируются нравственные качества, в
т.ч. и толерантность.
Закончить нашу встречу я хочу словами Сухомлинского В.А. «Если ребенка учат
добру, в результате будет добро, если учат злу – в результате будет зло - ибо ребенок не
рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!»
(Родители получают буклеты «Воспитываем толерантного ребенка»)