Автор: Сибгатуллина Альбина Наиловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 78 "Фарватер"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование
Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и
литературы
Детство играет важную роль в жизни человека. Заложенные в детстве
нравственные, культурные приоритеты определяют весь жизненный путь человека. В
последнее время становится актуальным обсуждение вопросов, связанных с
гражданской идентичностью и, на мой взгляд, центральной задачей современной
школы должно стать воспитание гражданина своей страны - России.
Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская,
духовная и культурная жизнь детей и подростков.
Среди учебных дисциплин, обеспечивающих предметную основу для
формирования гражданской идентичности личности, на первый план выходят такие
предметы, как русский язык и литература.
На своих уроках учителя русского языка и литературы начинают знакомить
детей с укладом жизни русского и других народов России прежде всего с устного
народного творчества: со сказок, былин, пословиц, песен, загадок и так далее. Устное
творчество любого народа содержит, на мой взгляд, богатейший материал для
воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма.
На уроках литературы дети читают и анализируют классические произведения
русской литературы, литературы народов России и мира. Наряду с произведениями
Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого дети изучают произведения Габдуллы
Тукая, Мусы Джалиля, Расула Гамзатова, Шекспира, Рея Бредбери, Мольера и других
поэтов и писателей. Знакомя детей с литературой других народов, мы создаём условия
для формирования готовности личности к диалогу в поликультурном обществе и
основу формирования толерантности.
В детском и подростковом возрасте герои литературных произведений задают
эталоны и образцы Личности, которая определяет задачи саморазвития и
самовоспитания учащегося.
Например, читая произведения о войне, на примере главных героев дети видят
черты характера, присущие русскому человеку, солдату, герою Великой
Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное
мужество.
При анализе текста произведения, разбирая те или иные поступки героев,
учащиеся отвечают на вопросы: “Что подтолкнуло человека совершить такой
поступок?”, “А как бы ты поступил на его месте?”. Эти вопросы рождают чувство
сопричастности учащегося к событиям прошлого или современности, что делает такой
урок личностно ориентированным.
Хорошим помощником учителя в воспитании гражданской идентичности на
уроках русского языка является правильный подбор дидактического материала: тексты
упражнений могут быть о родном крае, о разных уголках нашей огромной страны, о
знаменитых людях-соотечественниках и событиях, которыми гордится наша страна.
Большое воспитательное значение имеет работа со словарями: толковыми,
фразеологических оборотов, синонимов, словообразовательных и так далее.
Описывая в сочинениях своих близких, свой двор, свою комнату, дети
начинают понимать слово Родина, как не нечто абстрактное, далекое, а как близкое,
находящееся рядом, как часть их жизни.
Также в своей работе по патриотическому воспитанию необходимо
использовать воспитательные возможности не только уроков литературы и русского
языка, но и внеклассной работы: выпуск газет, краеведческие экскурсии, встречи с
ветеранами, спортсменами, политиками, посещение музеев, театров, участие в научно-
практических конференциях, конкурсах.
Именно в школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о
жизни общества, взаимоотношениях между людьми. И от нас, от педагогов и
родителей, зависит, как наши дети будут относиться к людям, к своей стране, к миру,
станут ли они достойными гражданами России
.