Напоминание

Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы


Автор: Сибгатуллина Альбина Наиловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 78 "Фарватер"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и

литературы

Детство играет важную роль в жизни человека. Заложенные в детстве

нравственные, культурные приоритеты определяют весь жизненный путь человека. В

последнее время становится актуальным обсуждение вопросов, связанных с

гражданской идентичностью и, на мой взгляд, центральной задачей современной

школы должно стать воспитание гражданина своей страны - России.

Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская,

духовная и культурная жизнь детей и подростков.

Среди учебных дисциплин, обеспечивающих предметную основу для

формирования гражданской идентичности личности, на первый план выходят такие

предметы, как русский язык и литература.

На своих уроках учителя русского языка и литературы начинают знакомить

детей с укладом жизни русского и других народов России прежде всего с устного

народного творчества: со сказок, былин, пословиц, песен, загадок и так далее. Устное

творчество любого народа содержит, на мой взгляд, богатейший материал для

воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма.

На уроках литературы дети читают и анализируют классические произведения

русской литературы, литературы народов России и мира. Наряду с произведениями

Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого дети изучают произведения Габдуллы

Тукая, Мусы Джалиля, Расула Гамзатова, Шекспира, Рея Бредбери, Мольера и других

поэтов и писателей. Знакомя детей с литературой других народов, мы создаём условия

для формирования готовности личности к диалогу в поликультурном обществе и

основу формирования толерантности.

В детском и подростковом возрасте герои литературных произведений задают

эталоны и образцы Личности, которая определяет задачи саморазвития и

самовоспитания учащегося.

Например, читая произведения о войне, на примере главных героев дети видят

черты характера, присущие русскому человеку, солдату, герою Великой

Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное

мужество.

При анализе текста произведения, разбирая те или иные поступки героев,

учащиеся отвечают на вопросы: “Что подтолкнуло человека совершить такой

поступок?”, “А как бы ты поступил на его месте?”. Эти вопросы рождают чувство

сопричастности учащегося к событиям прошлого или современности, что делает такой

урок личностно ориентированным.

Хорошим помощником учителя в воспитании гражданской идентичности на

уроках русского языка является правильный подбор дидактического материала: тексты

упражнений могут быть о родном крае, о разных уголках нашей огромной страны, о

знаменитых людях-соотечественниках и событиях, которыми гордится наша страна.

Большое воспитательное значение имеет работа со словарями: толковыми,

фразеологических оборотов, синонимов, словообразовательных и так далее.

Описывая в сочинениях своих близких, свой двор, свою комнату, дети

начинают понимать слово Родина, как не нечто абстрактное, далекое, а как близкое,

находящееся рядом, как часть их жизни.

Также в своей работе по патриотическому воспитанию необходимо

использовать воспитательные возможности не только уроков литературы и русского

языка, но и внеклассной работы: выпуск газет, краеведческие экскурсии, встречи с

ветеранами, спортсменами, политиками, посещение музеев, театров, участие в научно-

практических конференциях, конкурсах.

Именно в школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о

жизни общества, взаимоотношениях между людьми. И от нас, от педагогов и

родителей, зависит, как наши дети будут относиться к людям, к своей стране, к миру,

станут ли они достойными гражданами России

.



В раздел образования