Напоминание

доклад


Автор: Хощу Зарема Ахтемовна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Учитель русского языка и литературы
Населённый пункт: УФК по РК л/с 20756Щ91780 МБОУ "Нивовская школа" с.Нива
Наименование материала: Роль рисунка на уроках литературы как приема развивающего обучения
Тема: доклад
Раздел: среднее образование





Назад




Тема. Роль рисунка на уроках литературы как приема развивающего обучения

Литература – часть искусства.

Многие художники (В. Шмаринов, И. Глазунов, Л. Пастернак, А. Дейнека, О.

Верейский и др.) в своём творчестве обращаются к художественным произведениям.

Порой сами писатели иллюстрировали свои творения.

Рассматривая литературные произведения, мы знакомим учащихся с взглядом того

или иного художника на героев, с отражением отдельных эпизодов в рисунке, на

точность выражения идеи произведения в оформлении обложки книги; порой

проводим сравнительный анализ между видениями одного и того же героя, момента

(эпизода) произведения двух-трёх художников…

При систематической работе к старшим классам ребята уже достаточно

подготовлены, чтобы начать самостоятельно пробовать силы в отражении своего

видения, прочувствования через рисунок, отвечая на разнообразные задания

учителя.

Цель подобных заданий – развитие:

· выработка умения «видеть» текст «изнутри»

· возможность проявления потенциальных способностей к художественному

творчеству (подобное в старших классах предоставляет только урок литературы);

· помочь глубже, шире взглянуть на произведение в целом, на героев, на

отдельные детали, особенно в лирическом тексте. (Часто дети знакомятся с текстом

поверхностно. А создание понятийного, ассоциативного, образного рисунка

развивает «медленного» (С.Маршак), т.е. вдумчивого, т.е. настоящего, читателя);

· помочь показать себя через рисунок, если ученик не может по разным причинам

иначе раскрыться в полной мере. (Например, ученик мало говорит на уроке, т.к.

речь его не развита или он стесняется высказаться – объясняя созданное им, ребёнок

развивает свою речь, учится строить доказательства, побеждает свои комплексы);

· помочь научиться доказывать свою точку зрения еще через один из видов

деятельности – так рождается самостоятельно мыслящая личность;

· помочь в закреплении знаний по теории литературы и умения ими пользоваться

в самостоятельной работе;

· помочь в развитии понятия «интерпретация» и вместе с ним – в воспитании

чувства толерантности;

Для работы предлагаются разнообразные виды заданий, учитывающие

1) индивидуальные особенности учеников и их подготовленность,

2) возможность для проявления разных сторон творческого восприятия,

3) разный уровень восприятия одного и того же отдельными учениками.

Виды заданий:

зарисовать образы стихотворения,

цветовая гамма стихотворения,

цветовое восприятие стихотворения, рассказа, образа, поэта – писателя, …

зарисовка олицетворения, метафоры, оксюморона, …

отражение творчества писателя, поэта через образы, символы его произведений,

показать образ поэта через символ или предмет (например, музыкальный

инструмент),

обложка к книге стихов,

тема одиночества (…) в стихотворении,

создать рисунок в стиле Пушкина, Маяковского…

Конечно, в данном виде работы нужна последовательность. Есть стихи, которые

так и хочется зарисовать со всеми данными в нем образами. В 5 классе, на

начальном этапе вхождения в поэтику, в этом плане интересно стихотворение

«Красота» И. Бунина (об олене, убегающем от охотников). Вопросы: что стоит

внимания для рисунка (назвать образы), как изобразить убегающего оленя (тем

более, если не умеешь рисовать). При этом дети только предлагают, что рисовать, а

рисую картинку я на доске (это несложно). Это первый этап – рисование вместе с

ребятами образов-картин по содержанию стихотворения (И. Бунин. «Красота»).

В другом произведении(-ях) обратить внимание на использование автором цвета и

обсудить вопрос о значении выбора того или иного цвета и, может быть, наоборот –

об отсутствии цветовой гаммы (Соллогуб, «Ступни горят»).

Интересно рассмотреть стихи, которые невозможно проиллюстрировать или из-

за отсутствия поддающихся изображению образов (А.Фет, «Шёпот, легкое

дыханье…»). Вопрос: как зарисовать? Не получится дать точные образы, хотя в

стихотворении одни существительные (!): есть тени, тем более бесконечные, но не

названы предметы, от которых они отражаются; нельзя нарисовать звуки, трели

(если только нотными знаками – тогда это абстракционизм или символизм). Но

получится дать образ стихотворения в целом через цвет (серый, фиолетовый

предлагают ребята).

Невозможно порой проиллюстрировать из-за наличия такого количества образов,

для которого нужно монументальное полотно. Когда ученики готовы будут создать

что-то самостоятельно, следует для начала давать конкретные задания, затем –

варианты для выбора вида работы; сначала рисунки с «точным» изображением,

потом – связанные с ассоциациями, с образным мышлением.

На интегрированных уроках пробуждаем образное воображение, зарисовывая

Неизвестный цветок из Платонова (5 кл.). Анализ рисунков: каждый увидел свой

цветок, зарисовали его в разных обстоятельствах – вопрос: о чем это говорит? Так

ребята учатся «примеряться» к чужому взгляду на окружающий мир.

Стихотворение И. Бунина «Стрижи»: сколько картин даёт поэт? (2); что

изобразим на первой, на второй, их соотношение друг к другу (одна – в прошлом,

другая – в настоящем); что дают эти образы; главный образ в стихотворении; что

хотел данными картинами сказать автор?

Хороши для зарисовки шуточные стихотворения. Задание: включить в рисунок

все образы. Вопрос: какие художественные приёмы использовал автор?

Рано утром вечерком, поздно на рассвете

Баба ехала верхом в раскидной карете,

А за нею во всю прыть тихими шагами

Волк старался переплыть миску с пирогами.

В любом случае каждый рисунок должен быть объяснен – «защита рисунка».

Хорошо предложить сразу двум ученикам «нарисовать» одно и то же стихотворение

– есть возможность дать увидеть, как мы по-разному воспринимаем

(интерпретируем) окружающий мир; обсудить, почему это происходит; подумать о

том, плохо это или хорошо в мире искусства – так разворачивается дискуссия. (Так

появляется возможность помочь научиться слушать других, помочь в развитии

чувства толерантности). Разрешим ребятам вдвоем создать одно изображение –

такая работа взаимообогащает и развивает активнее: ведь один, скорее всего, движет

идею, а другой рисует. Кстати, ребята боятся приступать к рисованию, потому что

«не умеют». Надо убедить их в том, что здесь важно не умение рисовать, а желание

отобразить мысль, «высказать себя».

Ребята на первые подобные задания реагируют с недоумением. Но, когда

начинают работать или видят, как что-то интересное получается у других, их

мнение меняется. Более того, некоторые хотят создать сразу несколько тематически

разных рисунков, например, по творчеству одного поэта; кто-то работает на

опережение: только познакомившись с творчеством какого-либо писателя или поэта,

к первому уроку несёт рисунки-иллюстрации; кто-то сам начинает предлагать темы

для творческого отражения.



В раздел образования