Автор: Хощу Зарема Ахтемовна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Учитель русского языка и литературы
Населённый пункт: УФК по РК л/с 20756Щ91780 МБОУ "Нивовская школа" с.Нива
Наименование материала: Роль рисунка на уроках литературы как приема развивающего обучения
Тема: доклад
Раздел: среднее образование
Тема. Роль рисунка на уроках литературы как приема развивающего обучения
Литература – часть искусства.
Многие художники (В. Шмаринов, И. Глазунов, Л. Пастернак, А. Дейнека, О.
Верейский и др.) в своём творчестве обращаются к художественным произведениям.
Порой сами писатели иллюстрировали свои творения.
Рассматривая литературные произведения, мы знакомим учащихся с взглядом того
или иного художника на героев, с отражением отдельных эпизодов в рисунке, на
точность выражения идеи произведения в оформлении обложки книги; порой
проводим сравнительный анализ между видениями одного и того же героя, момента
(эпизода) произведения двух-трёх художников…
При систематической работе к старшим классам ребята уже достаточно
подготовлены, чтобы начать самостоятельно пробовать силы в отражении своего
видения, прочувствования через рисунок, отвечая на разнообразные задания
учителя.
Цель подобных заданий – развитие:
· выработка умения «видеть» текст «изнутри»
· возможность проявления потенциальных способностей к художественному
творчеству (подобное в старших классах предоставляет только урок литературы);
· помочь глубже, шире взглянуть на произведение в целом, на героев, на
отдельные детали, особенно в лирическом тексте. (Часто дети знакомятся с текстом
поверхностно. А создание понятийного, ассоциативного, образного рисунка
развивает «медленного» (С.Маршак), т.е. вдумчивого, т.е. настоящего, читателя);
· помочь показать себя через рисунок, если ученик не может по разным причинам
иначе раскрыться в полной мере. (Например, ученик мало говорит на уроке, т.к.
речь его не развита или он стесняется высказаться – объясняя созданное им, ребёнок
развивает свою речь, учится строить доказательства, побеждает свои комплексы);
· помочь научиться доказывать свою точку зрения еще через один из видов
деятельности – так рождается самостоятельно мыслящая личность;
· помочь в закреплении знаний по теории литературы и умения ими пользоваться
в самостоятельной работе;
· помочь в развитии понятия «интерпретация» и вместе с ним – в воспитании
чувства толерантности;
Для работы предлагаются разнообразные виды заданий, учитывающие
1) индивидуальные особенности учеников и их подготовленность,
2) возможность для проявления разных сторон творческого восприятия,
3) разный уровень восприятия одного и того же отдельными учениками.
Виды заданий:
—
зарисовать образы стихотворения,
—
цветовая гамма стихотворения,
—
цветовое восприятие стихотворения, рассказа, образа, поэта – писателя, …
—
зарисовка олицетворения, метафоры, оксюморона, …
—
отражение творчества писателя, поэта через образы, символы его произведений,
—
показать образ поэта через символ или предмет (например, музыкальный
инструмент),
—
обложка к книге стихов,
—
тема одиночества (…) в стихотворении,
—
создать рисунок в стиле Пушкина, Маяковского…
Конечно, в данном виде работы нужна последовательность. Есть стихи, которые
так и хочется зарисовать со всеми данными в нем образами. В 5 классе, на
начальном этапе вхождения в поэтику, в этом плане интересно стихотворение
«Красота» И. Бунина (об олене, убегающем от охотников). Вопросы: что стоит
внимания для рисунка (назвать образы), как изобразить убегающего оленя (тем
более, если не умеешь рисовать). При этом дети только предлагают, что рисовать, а
рисую картинку я на доске (это несложно). Это первый этап – рисование вместе с
ребятами образов-картин по содержанию стихотворения (И. Бунин. «Красота»).
В другом произведении(-ях) обратить внимание на использование автором цвета и
обсудить вопрос о значении выбора того или иного цвета и, может быть, наоборот –
об отсутствии цветовой гаммы (Соллогуб, «Ступни горят»).
Интересно рассмотреть стихи, которые невозможно проиллюстрировать или из-
за отсутствия поддающихся изображению образов (А.Фет, «Шёпот, легкое
дыханье…»). Вопрос: как зарисовать? Не получится дать точные образы, хотя в
стихотворении одни существительные (!): есть тени, тем более бесконечные, но не
названы предметы, от которых они отражаются; нельзя нарисовать звуки, трели
(если только нотными знаками – тогда это абстракционизм или символизм). Но
получится дать образ стихотворения в целом через цвет (серый, фиолетовый
предлагают ребята).
Невозможно порой проиллюстрировать из-за наличия такого количества образов,
для которого нужно монументальное полотно. Когда ученики готовы будут создать
что-то самостоятельно, следует для начала давать конкретные задания, затем –
варианты для выбора вида работы; сначала рисунки с «точным» изображением,
потом – связанные с ассоциациями, с образным мышлением.
На интегрированных уроках пробуждаем образное воображение, зарисовывая
Неизвестный цветок из Платонова (5 кл.). Анализ рисунков: каждый увидел свой
цветок, зарисовали его в разных обстоятельствах – вопрос: о чем это говорит? Так
ребята учатся «примеряться» к чужому взгляду на окружающий мир.
Стихотворение И. Бунина «Стрижи»: сколько картин даёт поэт? (2); что
изобразим на первой, на второй, их соотношение друг к другу (одна – в прошлом,
другая – в настоящем); что дают эти образы; главный образ в стихотворении; что
хотел данными картинами сказать автор?
Хороши для зарисовки шуточные стихотворения. Задание: включить в рисунок
все образы. Вопрос: какие художественные приёмы использовал автор?
Рано утром вечерком, поздно на рассвете
Баба ехала верхом в раскидной карете,
А за нею во всю прыть тихими шагами
Волк старался переплыть миску с пирогами.
В любом случае каждый рисунок должен быть объяснен – «защита рисунка».
Хорошо предложить сразу двум ученикам «нарисовать» одно и то же стихотворение
– есть возможность дать увидеть, как мы по-разному воспринимаем
(интерпретируем) окружающий мир; обсудить, почему это происходит; подумать о
том, плохо это или хорошо в мире искусства – так разворачивается дискуссия. (Так
появляется возможность помочь научиться слушать других, помочь в развитии
чувства толерантности). Разрешим ребятам вдвоем создать одно изображение –
такая работа взаимообогащает и развивает активнее: ведь один, скорее всего, движет
идею, а другой рисует. Кстати, ребята боятся приступать к рисованию, потому что
«не умеют». Надо убедить их в том, что здесь важно не умение рисовать, а желание
отобразить мысль, «высказать себя».
Ребята на первые подобные задания реагируют с недоумением. Но, когда
начинают работать или видят, как что-то интересное получается у других, их
мнение меняется. Более того, некоторые хотят создать сразу несколько тематически
разных рисунков, например, по творчеству одного поэта; кто-то работает на
опережение: только познакомившись с творчеством какого-либо писателя или поэта,
к первому уроку несёт рисунки-иллюстрации; кто-то сам начинает предлагать темы
для творческого отражения.