Напоминание

Создание проектов как одно из условий успешной реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.


Автор: Ляшенко Светлана Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 20
Населённый пункт: п.Каменск Чунский район Иркутская область
Наименование материала: доклад
Тема: Создание проектов как одно из условий успешной реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Раздел: начальное образование





Назад




Создание проектов как одно из условий успешной реализации внеурочной

деятельности в рамках ФГОС.

Урок - первая искорка, зажигающая факел любознательности.

В. А.Сухомлинский

Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению.

Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:

- перегрузка однообразным учебным материалом;

- несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;

- ограниченные возможности для творческого самоуправления.

В настоящее время все чаще традиционный подход к обучению не оправдывает

себя, т.к. учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных

им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии.

Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять

их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того,

система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях

информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой, и

поэтому

для

человека

одним

из

самых

важных

умений

будет

умение

найти

её,

переработать и использовать в определенных целях.

Таким образом, задачей современной школы должно стать формирование человека,

совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти

решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова. Эта

задача посильная и для нашей школы.

Теперь в начальной школе ребенка должны научить: не только читать, считать и

писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых

умений.

Речь

идет,

во-первых,

об

универсальных

учебных

действиях,

составляющих

основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и

интерпретации информации.

Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи

им в самоорганизации и саморазвитии.

Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных

школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию

«исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для

развития умений исследовательской, как и любых других умений, необходимо найти и

реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

Условия формирования исследовательских умений младших школьников.

Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских

умений

должна

проходить

в

классе

постоянно

как

в

урочной,

так

и

во

внеурочной

деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка,

математики,

окружающего

мира

с

целью

формирования

умений

исследовательской

деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой

исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных

талантов и способностей, способов саморазвития и самосовершенствования.

Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей

атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

Психологический

комфорт.

Одна

из

задач

учителя

поощрять

творческие

проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись

допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять

желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения

«Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать,

двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы,

поверить в себя.

Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся

и исследовательские, нужен творческий работающий учитель, стремящийся к созданию

творческой рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой

для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Учет возрастных особенностей. Так как речь идет об учащихся младшего

школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен.

Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского

восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Исследование как метод должен использоваться практически на каждом уроке. На

уроках учителя используют специальные игры и задания, позволяющие активизировать

исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать

навыки проведения

исследований.

Эти

задачи

позволяет

успешно

решать

исследовательская

деятельность,

создание проектов.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе,

которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно

конструировать

свои

знания,

ориентироваться

в

информационном

пространстве,

развитие критического и творческого мышления.

Проектная

деятельность

может

быть

эффективно

использована,

начиная

с

начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя,

расширяя

ее.

Учебная

программа,

которая

последовательно

применяет

этот

метод,

строится

как

серия

взаимосвязанных

проектов,

вытекающих

из

тех

или

иных

жизненных

задач.

От

ребенка

требуется

умение

координировать

свои

усилия

с

усилиями

других.

Чтобы

добиться

успеха,

ему

приходится

добывать

необходимые

знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот

проект,

для

исполнения

которого

необходимы

различные

знания,

позволяющие

разрешить целый комплекс проблем.

Проект

это

«продукт»,

созданный

как

результат

проектной

деятельности;

разработанный

план

решения

проектных

задач

с

представлением

его

реализации,

описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.

Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат.

После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать

следующее:

1.

Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие

ресурсы. (Что

уже

есть

для

выполнения

предстоящей

работы

информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию,

научиться делать).

2.

Поставить задачи. ( Что необходимо сделать, чтобы достичь цели

проекта).

3.

Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части).

4.

Выбрать способы решения задач на каждом этапе.

5.

Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).

Структура проекта такова: введение, основная часть, заключение.

Введение – часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и

способы её проверки.

Основная часть – описание поэтапного решения задач.

Заключение – часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что

удалось и что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.

В проектной деятельности ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки.

Эта работа позволяет ребёнку делать для себя открытия, учиться ставить цели и

добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проектом, ребёнок больше

знает

о

себе,

о

своих

возможностях

и

развивает

способности,

формирует

свою

компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную.

Проектная работа направлена на решение конкретных проблем, на достижение

оптимальным

способом

заранее

запланированного

результата.

Любой

проект

предполагает развитие интеллекта детей.

Разберём пробный проект.

Щ

Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается,

исследуется,

изображается.

Предположим,

что

тема

нашего

проекта

«Любимый

портфель».

Допустим, вы хотите, чтобы ваши родители купили вам новый портфель. Давайте

рассмотрим как вы будете действовать. У вас есть цель – получить новый портфель.

Щ

Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить,

решить

это

и

есть

главная

задача.

Но

для

того,

чтобы

была

решена

эта

главная

задача(или другими словами достигнута цель), нужно много всего выполнить, решить

много разных задач.

Ставим задачу: выбрать лучшую модель.

Щ

Задача – это то, что необходимо решить, выполнить в задачах определяется, как

достичь цели.

- Для чего школьникам нужен портфель?

Если человек не пользовался портфелем, но говорит, что он удобен, это будет

лишь его предположение или гипотеза

Щ

Гипотеза

это

предположение

для

объяснения

какого-то

явления;

требует

подтверждения, проверки опытным путём. Нужно собрать информацию.

Информация – это сведения об окружающем мире, сообщения о чём-либо.

Информация может быть устная. Например, вам кто-то о чём-то рассказывал,

сообщил. Но информация может быть письменная или текстовая. Это может быть

статья в журнале, газете, рекламные листы, книги и мн.др.

К

информации

относятся

не

только

устные

сообщения

и

тексты,

но

и

изображения – фотографии, картинки. Это визуальная информация.

Предлагаю

рассмотреть

организацию

исследовательской

деятельности

на

конкретном примере:

Этапы проекта «Любимый портфель»

1.

Сбор информации.

«Поисковик» - так мы называем эту работу.

- Кому необходимы портфели?

- От чего зависит выбор модели?

- Родители сами выбрали портфель или узнали ваше мнение?

- Какие модели портфелей бывают?

Вы постарались узнать как можно больше о желанной вещи: какие портфели

сейчас в моде(фасон, цвет, отдельно модели для мальчиков и девочек), где

можно купить ?

- Кого вы об этом спросите?

- Из каких источников вы сможете ещё больше узнать о портфелях?

2.

Исследование.

Изучение источника, опрос, интервью – это разные методы исследования.

- Что важно для вас и для ваших родителей при выборе портфеля?

- Что такое ортопедическая спинка?

- Зачем эта деталь нужна?

Ортопедическую

спинку

придумали

учёные

тогда,

когда

портфели

стали

слишком тяжёлыми от книг.

- А вы когда-нибудь взвешивали свои портфели?

Проведём

эксперимент.

Это

опыт,

который

ставится

для

изучения,

исследования

чего-либо.

(Определяем

вес

портфеля

с

помощью

ручных

весов).

-

А

какие

ещё

исследования

можно

провести,

чтобы

узнать,

насколько

надёжен и удобен ваш портфель? (Проверить прочность лямок, застёжек,

карманов; промокает ли он; какой на прочность материал из которого он

изготовлен и т д.)

3.

Результат исследования.

– Придумайте и нарисуйте свою модель портфеля.

Мы изготовили продукт своего проекта «Любимый портфель».

Продукт – это всё, что придумано и сделано, создано и изготовлено.

Остаётся только сделать вывод.

Вывод – это логический итог рассуждений.

- К каким выводам пришли? Какая модель портфеля для вас самая лучшая и

почему?

Мы разработали проект «Мой любимый портфель». Теперь оформим его и покажем

другим т.е устроим презентацию.

Презентация

это

публичное

представление

чего-либо

нового;

это

способ

представления новой информации.

Вывод:

проектная

деятельность

способствует

формированию

ключевых

компетентностей

учащихся,

подготовки

их

к

реальным

условиям

жизнедеятельности.

Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Каждый

проект

должен

завершаться

получением

какого-либо

продукта:

видеофильм, альбом, газета, бюллетень, аппарат, костюм, исковое макет, словарь, атлас,

макет, передвижная выставка, генеалогическое древо, сбор лекарственных трав и т.д.



В раздел образования