Напоминание

«Использование технологии критического мышления на уроках химии»


Автор: Малинина Наталья Александровна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма"
Населённый пункт: ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, г. НАДЫМ
Наименование материала: статья
Тема: «Использование технологии критического мышления на уроках химии»
Раздел: среднее образование





Назад




Малинина Н.А.

учитель химии и биологии

МОУ СОШ №3 г. Надыма, ЯНАО

«Использование технологии критического мышления на уроках химии»

Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века

американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Под термином “критическое мышление” понимается система

мыслительных характеристик и коммуникативных качеств личности, позволяющих эффективно работать с информацией.

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение

принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология

направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и

рефлексия собственных суждений. Особенностями этой технологии являются:

учебный процесс строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов

познания;

на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий;

стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и

рефлексии.

Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделить

противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять

планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д.Клестер):

Во-первых – это мышление самостоятельное;

Во-вторых – это мышление обобщенное;

В-третьих – это мышление проблемное и оценочное;

В четвёртых – это мышление аргументированное;

В пятых – это мышление социальное.

В технологии критического мышления используются 3 последовательные стадии: “вызов – осмысление новой информации – размышление

(рефлексия)”.

Каждое учебное занятие разделено на три взаимосвязанных этапа:

этап вызова (диагностика собственных знаний по заданной теме; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка

персональных целей обучения);

этап осмысления (вступление в контакт с новой информацией и ее систематизация; корректировка поставленных целей обучения);

этап рефлексии (размышления, перестройка первичных представлений и формирование «собственного» нового знания; постановка

новых целей обучения);

Модель (ТРКМ) технологии развития критического мышления.

Стадия

Задачи

Роль учителя

Деятельность учащихся

Методические приемы

1 этап -"Вызов"

(ликвидация

чистого листа).

самостоятельная

актуализация имеющихся

знаний по теме и

пробуждение

познавательной активности;

самостоятельное

определение учащимися

направлений в изучении

темы, тех ее аспектов,

которые хотелось бы

обсудить и осмыслить;

на этой фазе работы с

информацией школьник

определяет для себя смысл:

«Что это значит для меня?»,

«Зачем это мне нужно?

Стимулировать учащихся к

вспоминанию того, что они

уже знают по изучаемой теме,

способствовать

бесконфликтному обмену

мнениями в группах,

фиксации и систематизации

информации, полученной от

школьников.

При этом важно не

критиковать их ответы, даже

если они неточны или

неправильны.

На данном этапе важным

является правило: «Любое

мнение учащегося ценно».

Было бы целесообразно

сочетание индивидуальной и

групповой работы.

Учащиеся могут высказывать

свою точку зрения по поводу

изучаемой темы, причем делая это

свободно, без боязни ошибиться и

быть исправленным

преподавателем.

Важно, чтобы высказывания

фиксировались, любое из них

будет важным для дальнейшей

работы. При этом на данном

этапе нет «правильных» или

«неправильных» высказываний.

Обмен мнениями может

способствовать и появлению

интересных вопросов, поиск

ответов на которые будет

побуждать к изучению нового

материала.

Парная мозговая атака.

Групповая мозговая атака. (В

случае отказа: напиши, почему

отказываешься? Посиди в группе

и послушай).

Работа с ключевыми терминами.

Перевёрнутые логические цепи

(связать последовательность

элементов информации в нужной

последовательности).

Свободное письмо (задаётся тема,

а способ воплощения - нет;

пишите всё, что приходит в

голову: это может быть связанный

текст, или опорные

словосочетания).

Разбивка на кластеры (построение

логографа-выделение блоков

идей).

Механизм ЗХУ (знаю, хочу

узнать, узнал).

Тонкие и толстые вопросы могут

быть использованы на любой

стадии урока

«Тонкие» вопросы: Кто... ? Что... ?

Когда... ? Может... ? Будет... ? Мог

ли...? Как звали... ? Было ли...?

Согласны ли вы... ?Верно... ?

«Толстые» вопросы : Дайте

объяснение, почему... ? Почему

вы думаете... ? Почему вы

считаете... ? В чем разница... ?

Предположите, что будет, если... ?

Что, если... ?

2 этап -

"Осмысление"

(реализация

организация активной

работы с информацией;

самостоятельное

Может быть

непосредственным

источником новой

Осуществляют контакт с новой

информацией.

*Пытаются сопоставить эту

Маркировочная таблица ( v - я так

и думал, + - новая информация, ! -

очень ценная информация , - - у

осмысления).

сопоставление изученного

материала с уже

известными данными и

мнениями

информации. В этом случае

его задача состоит в ее ясном

и привлекательном

изложении.

Если школьники работают с

текстом, учитель отслеживает

степень активности работы,

внимательности при чтении.

Для организации работы с

текстом учитель предлагает

различные приемы для

вдумчивого чтения и

размышления о прочитанном.

информацию с уже имеющимися

знаниями и опытом.

Акцентируют свое внимание на

поиске ответов на возникшие

ранее вопросы и затруднения.

Обращают внимание на

неясности, пытаясь поставить

новые вопросы.

Стремятся отследить сам процесс

знакомства с новой информацией,

обратить внимание на то, что

именно привлекает их внимание,

какие аспекты менее интересны и

почему.

Готовятся к анализу и

обсуждению услышанного или

прочитанного.

меня по-другому, ? - не очень

понятно, я удивлён).

Взаимоопрос и взаимообучение

(например, задать друг другу

вопросы).

Двойной дневник (страница

делится на две части: слева - что

понравилось, запомнилось, справа

- почему, какие ассоциации).

3 этап -

"Рефлексия"

(размышление).

*Прояснение смысла

нового материала,

построение дальнейшего

маршрута обучения

Организует процесс

вербализации тот хаос

мыслей, который был в

сознании в процессе

самостоятельного осмысления,

структурируется, превращаясь

в новое знание. Возникшие

вопросы или сомнения могут

быть разрешены.

Самостоятельно систематизирует

новый материал, определить

направления для дальнейшего

изучения темы.

в процессе обмена мнениями по

поводу прочитанного или

услышанного учащиеся имеют

возможность осознать, что один и

тот же текст может вызывать

различные оценки.

Возврат к стадии вызова

(обсудить, что совпало).

Возврат к ключевым словам.

Возврат к перевернутым

логическим цепочкам.

Возврат к кластерам (их

заполнение).

Возврат к ЗХУ.

Дополнительные приемы

А) Графическая организация

материала (Концептуальная

таблица).

Б) Кубик. Грани

Дай описание.

Сравни с чем-нибудь.

Проассоциируй (на что похоже).

Проанализируй (из чего состоит).

Примени это.

Приведи примеры.

В) Синквейн

Приёмы, используемые на уроках химии:

1 стадия - Вызов

- Прием “Покопаемся в памяти”

Какая тема? (назовите ее);

Что вы уже знаете об этом?

Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать?

Почему вам это нужно знать?

Учитель объявляет тему урока “ Металлы – простые вещества”.

Однако перед тем, как учащиеся начнут работу с литературой, предлагает немного подумать о металлах. Взять лист бумаги и ручку и в

течение 3 минут ответить на вопрос: Что вы знаете о металлах? Или вам кажется, что вы это знаете? Или вы думаете, что вы это знаете?

Важно записать все, что придет на ум. Не имеет значения, правильно ли то, что записали или нет.

После того как учащиеся записали все, что знаете о металлах необходимо это обсудить с партнером.

После того, как партнеры завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями о металлах. По мере того, как они

делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на листе бумаги, прикрепленном к стене или на доске. Любые разногласия должны

быть вынесены на обсуждение. Задает вопрос, все ли согласны с тем, что сказано.

- Прием “Ассоциация”

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: “----”?

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске

- Прием «Перепутанные логические цепочки».

На доске или слайде записаны верные и неправильные предложения. Ученики должны прочитать и поставить «+» там, где они считают, что

высказывание верное, и знак «-» там, где неверное. Правильность выполнения работы проверяется после изучения нового материала.

Например, урок в 8 классе по теме Кислород. Утверждение соответствует простому веществу – кислороду

В промышленности получают из воздуха.

Хорошо растворим в воде.

При обычных условиях – бесцветный газ.

Сложное вещество.

Газ, имеющий запах.

Собирают вытеснением воздуха.

В природе встречается только в связанном виде.

Простое вещество.

В лаборатории получают при разложении перманганата калия.

Легче воздуха.

Собирают в сосуд, поставленный обычно на дно.

Малорастворим в воде.

В природе встречается в свободном и связанном виде.

Разлагается при нагревании.

Собирают в перевёрнутый вверх дном сосуд.

Тяжелее воздуха.

Необходим для дыхания.

Применяют для сварки и резки металлов.

- Прием Кластер (графическая систематизация информации).

Этот прием используется как на стадии вызова, так и рефлексии. Он позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо

темы, стимулирует появление новых ассоциаций. Для составления кластера необходимо:

1.

Записать ключевое слово или предложение в центре доски.

2.

Далее записывают слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой.

3.

По мере того, как возникают идеи, устанавливаются связи между ними.

Так же кластер может быть оформлен в виде таблицы. Например, на уроке в 11 классе по теме «Теория электролитической диссоциации» на

стадии вызова ученики вспоминают, что им известно по данному вопросу и заносят информацию в таблицу:

Понятия ТЭД

Положения ТЭД

2 стадия – Осмысление

-Прием “Пометки на полях”

Учащиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки:

“+” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому что вы знаете;

“-” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому что вы знали или думали что это знаете;

“V” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;

“?” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному

вопросу.

Таким образом, в процессе чтения текста учащиеся делают четыре типа пометок на полях, в соответствии со своими знаниями и пониманием.

Время на работу отводится в зависимости от объема текста

- Прием «лист решения проблем».

Этот прием можно использовать при решении задач, особенно со слабыми учениками. Организуется детальная поэтапная разборка

материала. Ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и ищут пути по ее решению.

Например, лист решения проблем при решении расчетной задачи:

Какой объем займет водород массой 8 граммов?

Проблема

Что

есть

для

ее

решения

Чего

не

хватает

Решение

Найти объем водорода

V=n • V

m

Неизвестно

количество

вещества

Найти

количество

вещества водорода

n= m : M

m = 8г

Молярной

массы

водорода

М(Н

2

)=1•2= 2г\моль

n=8:2=4моль

Найти объем водорода

n = 4моль

V

m

= 22,4моль\л

V=4моль•22,4моль\л

=89,6л

Применение концептуальной таблицы наиболее целесообразно использовать в тех случаях, кода требуется сравнить два и более объектов по

нескольким параметрам. Так же этот прием целесообразно использовать на практических работах

Признаки сравнения

Кислород

Озон

1. Состав

2. Строение

3. Свойства

- Прием «тонкие и толстые вопросы»:

- Тонкие вопросы требуют воспроизведения знания материала.

- Толстые вопросы – проблемные.

Вопросы записываются на доске перед лекцией или экспериментом и помогают ученикам анализировать их содержание.

Тонкие

Толстые

1. Какими способами можно собрать

водород и кислород?

2. Как доказать наличие водорода и

кислорода?

3.

Какие

свойства

лежат

в

основе

обнаружения водорода и кислорода?

1. Обоснуйте, на чем основано применение

способов собирания кислорода и водорода?

2. Предположите, что будет, если водород в

смеси с кислородом поджечь?

3. Что произойдет, если стакан, заполненный

водородом (кислородом) открыть?

3 стадия – Рефлексия

На стадии рефлексии для корректировки и систематизации знаний эффективны следующие методические приемы: «кластер», «синквейн»,

Например, на уроке в 9 классе по теме «Галогены»

1. Галогены

2. Простые, сильные

3. Образуют, проявляют, реагируют

4. Рождающие соли

5. Элементы.



В раздел образования