Автор: Самаркина Анна Александровна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МОУ Новочеремшанская СШ имени Е.И.Столярова
Населённый пункт: с.Новочеремшанск
Наименование материала: презентация
Тема: Множественное число
Раздел: среднее образование
Основным способом образования множественного
числа имён существительных является прибавление
окончания -s или -es к форме существительного в
единственном числе.
-s- es
a bag — bags
a cat — cats
a rose — roses a glass — glasses
a fox — foxes
a watch — watches
a bush — bushes
окончание -s читается как [ z ] после гласных и
звонких согласных:
shoe – shoes
hen – hens
или как [ s ] после глухих согласных:
bat – bats
Если существительное оканчивается на свистящий
или шипящий звук, то есть на буквы s, ss, x, sh, ch, то
для него форма множественного числа образуется
при помощи окончания -es [ iz ]:
bus – buses
match – matches
box – boxes
Если существительное оканчивается на букву -y,
перед которой стоит согласная, то во множественном
числе -y меняется на i и к слову прибавляется
окончание -es:
sky – skies
Если перед буквой -y стоит гласная, то
множественное число образуется по общему правилу
при помощи окончания -s, а буква y остается без
изменений:
day – days
way – ways
К существительным заканчивающимся на -
o прибавляется окончание -es:
potato – potatoes
tomato – tomatoes
hero – heroes
Исключения: kangaroos, radios, zoos, kilos, photos,
pianos
Некоторые имена существительные, оканчивающиеся на -f, -
fe, образуют множественное число путём изменения -f на -
v и прибавлением окончания -es.
calf (теленок),
half (половина),
knife (нож),
leaf (лист дерева),
life (жизнь),
loaf (буханка, каравай),
self (сам, себя),
shelf (полка),
thief (вор),
wife (жена),
wolf (волк).
Example: life - lives, wife - wives, wolf - wolves etc.
Но: proof — proofs, chief-chiefs, cliff – cliffs, reefs,gulfs, safes
Так же следует запомнить ряд существительных, у
которых множественное число образуется за счет
изменения гласной
foot (нога, ступня) - feet,
tooth (зуб) - teeth,
man (мужчина, человек) - men,
woman (женщина) - women,
mouse (мышь) - mice,
goose (гусь) - geese,
louse (вошь) - lice,
child (ребенок) - children,
ox (бык, вол) - oxen.
Для некоторых слов форма единственного числа
совпадает с формой множественного:
sheep – sheep
swine – swine
deer – deer
grouse – grouse - ворчун
series – series
species – species
corps – corps
Также это характерно для названий некоторых
национальностей – Chinese, Japanese, Portuguese,
Swiss:
a Chinese – a group of seven Chinese
(один) китаец – группа из семи китайцев
Довольно большая часть заимствованных слов сохранила за
собой окончания множественного числа, образованные по
правилам «своего» языка (как правило, греческого и
латинского):
basis – bases
crisis – crises
phenomenon – phenomena
stimulus – stimuli
formula – formulae
datum – data
index – indices[ˈɪndeks]
Для некоторых из таких заимствований допустимо
образование множественного числа по правилам английской
грамматики:
formula – formulas / formulae
focus – focuses / foci [ˈfəʊkəs]
Обычно английская форма используется в повседневной речи
и художественной литературе, а исходная – в научных трудах.
Множественное число в составных
существительных
В составных существительных форму
множественного числа обычно принимает только
второй элемент:
housewives, schoolchildren
В составных существительных с первым
элементом man / woman во множественном числе
изменяются обе части:
women-writers, gentlemen-farmers
писательницы, фермеры-джентльмены
В словах с составляющей -man она изменяется на -
men:
policeman – policemen
Если части составного слова пишутся через дефис,
то в форму множественного числа ставится ключевой
по смыслу компонент:
man-of-war – men-of-war
mother-in-law – mothers-in-law
hotel-keeper – hotel-keepers
существительные, используемые только в
единственном числе
gold, silver, oil, music,
advice (совет/советы), information (информация/сведе
ния), progress (успех/успехи),knowledge (знание/
знания)
Такие слова,
как dozen (дюжина), score (десяток), couple,
pair (пара), stone (мера веса стоун), head(голова
скота) имеют обе формы числа, но, если они
употребляются вместе с конкретным числительным,
то остаются в единственном числе:
four dozen eggs, two score tables
четыре дюжины яиц, два десятка столов
Слово news, works (завод), barracks [ˈbærək]
(казарма) и названия некоторых наук на -ics имеют
форму множественного числа, но используются в
значении единственного:
This news is horrible.
Ужасная новость.
Physics studies matter and motion.
Физика изучает материю и движение.
Слова money и hair (кроме значения «волосок») в
английском языке, в отличие от русского,
употребляются только в единственном числе:
her soft hair, this money
ее мягкие волосы, эти деньги
Существительные, используемые только во
множественном числе
Как и в русском языке, к этой категории относятся многие
парные предметы (scissors [ˈsɪzəz],, spectacles [ˈspektəklz],
trousers, customs, manners).
goods(товар/
товары), contents (содержание), clothes (одежда), proceeds
[ˈprəʊsiːdz](доход/доходы), wages [ˈweɪʤɪz]
(зарплата),riches (богатство/богатства) и др.
Существительное people в значении «люди» имеет
значение множественного лица:
People are so mean here.
Люди здесь такие злые.
Однако в значении «народ» оно может использоваться и в
единственном, и в множественном числе.
UNO helps all peoples of the world.
ООН помогает всем народам мира.
Упражнение 1. Образуйте форму множественного
числа нижеприведенных существительных.
month, horse, flower, potato, book, plan, bridge, match,
nose, bus, box, army, carrot, watch, onion, shop,
address, day, fly, hotel, lady, key, gate, clock, office, city.
Упражнение 2. Распределите существительные по
колонкам в зависимости от того, как произносится
окончание множественного числа.
Friend, cinema, bottle, lake, bus, glass, bed, boy, hat,
cap, tape, shop, brush, bench, box.
[s] [z] [iz]
Упражнение 3. Найдите ошибки в образовании
множественного числа существительных,
заканчивающихся на –O.
Photoes, zeroes, tomatoes, potatos, kiloes, videos,
pianoes, mosquitoes, stereoes, radios, heroes,
kangarooes, zoos
Упражнение 4. Образуйте множественное число
существительных, оканчивающихся на –F/-FE.
Shelf, calf, cliff, life, knife, proof, reef, wife, safe, self, elf,
leaf, loaf, wolf, chief.
Упражнение 6. Образуйте множественное число
следующих существительных
Mouse, deer, foot, woman, sheep, goose, Norman, ox,
swine, tooth, child, man, German,
Упражнение 7. Образуйте множественное число
следующих заимствованных существительных.
Phenomenon, crisis, index, formula, datum
Упражнение 8. Образуйте множественное число
следующих сложных существительных.
Boy-messenger, sister-in-law, text-book, pocket-knife,
merry-go-round, hotel-keeper, woman-doctor
Поставьте предложенные существительные в
форму множественного числа.
Computer (компьютер), lion (лев), glove (перчатка),
lady (дама, леди), bus (автобус), knife (нож), potato
(картошина), desk (парта), boat (лодка), child
(ребенок), boy (мальчик), sheep (овца), leg (часть ноги
от стопы до бедра), watch (часы), tooth (зуб), flower
(цветок), play (игра), umbrella (зонт), foot (ступня),
phone (телефон), person (человек), armchair (кресло),
tomato (помидор), theatre (театр), wolf (волк), ox
(бык), woman (женщина), subway (подземка, метро),
deer (олень), elephant (слон), monkey (обезьяна), fox
(лиса), family (семья), goose (гусь), butterfly
(бабочка), tram (трамвай), daddy (дядя), man
(мужчина).
Измените единственное число в следующих предложениях
на множественное.
1. That was a cowboy. – Это был ковбой.
2. Mary found a flight to Delhi. – Мэри нашла рейс в Дели.
3. Robert made this bookshelf himself. – Роберт сам сделал эту
книжную полку.
4. The window and the door are closed. – Окно и дверь
заперты (закрыты).
5. There is a mouse in the kitchen. – В кухне мышь.
6. It is a white goose. – Это белый гусь.
7. That was not a sheep. That was a donkey. – Это была не
овца. Это был осел.
8. It is not an interesting story. – Это неинтересная история.
9. Is that Eric`s knife? – Это нож Эрика?
10. There was a beautiful bright star in the sky. – В небе была
красивая яркая звезда.
11. It was not the selected song. – Это была не выбранная
песня.
12. Is that a studious pupil? – Это прилежный ученик?