Автор: Прохорова Галина Каюмовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОАУ "Детский сад №17"
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Тики у детей"
Раздел: дошкольное образование
Нервный тик у детей
Нервный тик может быть моторным или вокальным (голосовым).
Моторными тиками являются:
моргание глазом/глазами;
нахмуривание лба;
гримасничанье;
сморщивание носа;
покусывание губы;
подергивание головой, рукой или ногой.
Вокальными тиками являются:
сопение носом;
покашливание;
фырканье;
шипение.
Интересные факты
Нервный тик, в отличие от других видов навязчивых движений, либо не осознается
ребенком, либо осознается как физиологическая потребность.
При появлении тиков сам ребенок длительное время может их не замечать, не испы-
тывая при этом никакого дискомфорта, а поводом обращения к врачу стано-
вится беспокойство родителей.
Нервный тик может подавляться усилием воли ребенка в течение непродолжи-
тельного времени (несколько минут). При этом нарастает нервное напряжение
и в скором времени нервный тик возобновляется с большей силой, могут появ-
ляться новые тики.
Нервный тик может вовлекать сразу несколько групп мышц, что придает ему
вид целенаправленного, скоординированного движения.
Нервный тик проявляется только в состоянии бодрствования. Во сне ребенок
не проявляет никаких признаков заболевания.
Психоэмоциональное состояние ребенка
Постоянные нервные тики, проявляющиеся подмигиванием, гримасничаньем, со-
пением и другими способами, привлекают к ребенку внимание окружающих. Есте-
ственно, это накладывает серьезный отпечаток на эмоциональное состояние ребенка – он
начинает чувствовать свой дефект (хотя до этого, возможно, не придавал ему никакого
значения).
Некоторые дети, находясь в общественных местах, например, в школе, пы-
таются подавить проявление нервного тика усилием воли. Это, как упоминалось
ранее, приводит к еще большему росту психоэмоционального напряжения, и в ре-
зультате нервный тик становятся более выраженными, могут появляться новые ти-
ки.
Диагностика нервного тика у детей
Диагностикой и лечением нервных тиков у детей занимается детский невропатолог
(невропатолог-педиатр).
Помощь при нервном тике
Отвлечение ребенка
Очень действенный способ временно устранить нервный тик – найти ребенку
интересное занятие, которое полностью займет его внимание. Это может быть ин-
тересная настольная игра, рисование и так далее (только не компьютер и не телеви-
зор!).
Интересное занятие создает в мозге ребенка зону активности, которая заглушает
патологические импульсы, исходящие из экстрапирамидной зоны, и нервный тик ис-
чезает.
Данный эффект является временным, и после прекращения «отвлекающего» занятия
нервный тик возобновится.
Создание благоприятной обстановки в семье
В первую очередь, родителям следует понять, что нервный тик – это не баловство, не
капризы ребенка, а заболевание, требующее соответствующего лечения. Если у ребен-
ка появился нервный тик, не следует ругать его, требовать, чтобы он контролировал
себя, говорить, что над ним будут смеяться в школе и так далее. Ребенок не в силах само-
стоятельно справиться с нервным тиком, а неправильное отношение родителей только
усиливает его внутреннее психоэмоциональное напряжение и усугубляет течение заболе-
вания.
Как должны вести себя родители, если у ребенка появился нервный тик?
не заострять внимание на нервном тике ребенка;
относиться к ребенку как к здоровому, нормальному человеку;
по возможности оградить ребенка от всякого рода стрессовых ситуаций;
поддерживать в семье спокойную, уютную обстановку;
постараться выяснить, какие проблемы есть или были у ребенка в недавнем времени
и помочь в их решении;
при необходимости своевременно обратиться к детскому невропатологу.
Полноценный сон
Во сне происходит восстановление нервной, иммунной, и других систем организма.
Нарушение структуры сна и хроническое недосыпание приводит к росту нервного
напряжения, ухудшению эмоционального состояния, повышенной раздражительности,
что может проявляться нервными тиками.
При нервном тике у ребенка следует исключить или ограничить:
компьютерные и видеоигры, особенно перед сном;
длительный просмотр телевизора, более 1 – 1,5 часов в сутки;
чтение книг в неподходящих условиях – в транспорте, при плохом освещении, лежа;
прослушивание громкой музыки, особенно за 2 часа перед сном.
Педагог-психолог: Прохорова Г.К.