Автор: Алла Владимировна Алтухова
Должность: учитель начальной школы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №69 города Донецка"
Населённый пункт: город Донецк ДНР
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Падежные окончания имен существительных
Раздел: начальное образование
Русский язык 17.01
Тема. Падежные окончания имен существительных
Цель:
упражняться в правильном написании безударных падежных окончаний имен
прилагательных, применять алгоритм проверки
Планируемые результаты
Предметные
результаты:
уметь
согласовать
имя
прилагательное
с
именем
существительным; изменять прилагательные по родам, числам и падежам; определять род,
число, падеж, склонение имён прилагательных.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и
следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить
необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательны
УУД: формировать интерес к профессиям, в частности к профессии журналиста, развивать
интерес к чтению газет и журналов, к героической истории своей страны на примерах подвигах
пионеров-героев ВОВ,
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных
признаков.
Коммуникативные
УУД:
формулировать
собственное
мнение,
задавать
вопросы,
договариваться и находить общее решение в работе в парах, в совместной деятельности.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи; способность к самооценке.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются
ваши знания и ваше внимание.
Садитесь. Запишите число. Классная работа.
2.Минутка чистописания.
ЯЯ январь снег
4. Формулирование темы и цели урока. Построение плана действий на уроке.
Тема нашего урока «Правописание падежных окончаний имен прилагательных»
5. Актуализация знаний.
-Рассмотрите таблицу в учебнике на странице 14, прочитайте ее. В каких падежах имен
прилагательных мужского и среднего рода одинаковые вопросы? Сравните окончание в
вопросах и в именах прилагательных. Различаются ли ударные и безударные окончания имен
прилагательных в одном и том же падеже?
- Обратите внимание! Чтобы проверить написание безударного падежного окончания имени
прилагательного, нужно подобрать имя прилагательное с ударным окончанием или посмотреть
окончание вопроса в том же падеже.
7. Постановка проблемы и выход из нее
Работа с учебником
Письменно стр. 15 упр.24.
Склонение словосочетания
(два ученика у доски) Проверка
Выполнение упражнения 15 страница 8 (комментарий с ответом)
Физминутка
Выполнение упражнения 25 на с.15 (один ученик у доски)
Тест
Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.
1.
Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет с) признак предмета в) действие предмета
2.
На какой вопрос отвечает имя прилагательное?
т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой? какая? какие?
3.
Как определить род прилагательного?
м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.
4.
Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) –ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.
5.
Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
т) главным н) второстепенным
6.
Как изменяется имя прилагательное?
а) по родам и числам е)по родам, числам, падежам о)по падежам
7.
С чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.
8.
Прилагательных больше всего в текстах -
а) повествованиях и) описаниях е) рассуждениях
9.
Прилагательное это:
о) часть слова и) член предложения е) часть речи.
-Какое ключевое слово вы получили? (Склонение)
6. Словарно-орфографическая минутка.
Журналист, прежде всего, должен быть сам очень грамотным. Насколько это удается
вам - проверим.
Переходим к словарно-орфографической работе. (на карточках вставить буквы)
Словарная работа
Лестница, дежурный, аппетит, гвоздика,, земляника, здесь, направо, прекрасный, килограмм,
пассажирский, русский, приветливо
Самопроверка. Сравни работу в тетрадях и на доске.
8. Работа с пословицами.
-Прочитайте и обьясните смысл пословиц
-А сейчас прочитайте пословицы внимательно ещё раз и запишите в тетрадь только ту из них, в
которых прилагательные являются антонимами.
У прилагательных выделите окончание,
определите падеж. - Для начала вспомним, что такое антонимы?
(Один ученик к доске)
Возникает проблема : как написать окончание прил?
Дети отвечают: по алгоритму. С алгоритмом мы познакомились на прошлом уроке. Откройте
свою копилку знаний.
Алгоритм
1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
2. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному.
3. По окончанию вопроса проверить окончание имени прилагательного.
4. Написать окончание.
Сделайте вывод:
Имя прилагательное всегда находится в том роде и числе, в котором находится имя
существительное, с которым оно связано.
- Для чего необходимы имена прилагательные в речи?
Да, прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной.
- Послушайте предложение. Наступила зима.
- С помощью прилагательных сделайте данное предложение более выразительным.
Н – р: Наступила холодная, снежная зима.
- Подчеркните главные и второстепенные члены предложения, укажите, какой частью речи они
выражены?
- Определите, какое это предложение по цели высказывания?
- По интонации?
- По количеству грамматических основ?
- По наличию второстепенных членов?
- Что вы можете сказать о словах холодная и снежная?
- Выполните разбор слова по составу по вариантам. Два ученика у доски.
1в. – холодная
2в. – снежная
Рефлексия урока.
Отметки за урок. Комментирование отметок.
- По какой теме мы работали?
- Продолжите предложение и выразите свое мнение по данному уроку.
Домашнее задание.
Задание 19. Стр. 9 (Рабочая тетрадь) Вам необходимо списать, дописывая падежные окончания
имён прилагательных.
2. Написать небольшой текст об интересном событии, произошедшем когда-то в вашем селе.