Автор: Вершинникова Людмила Николаевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 5 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Населённый пункт: Республики Башкортостан
Наименование материала: Мастер - класс для педагогов - психологов
Тема: "Умные игры или нейрогимнастика в работе педагога - психолога с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 г. Туймазы муниципального районаТуймазинский район
Республики Башкортостан
Конспект Мастер-класса для педагогов - психологов
Тема: «УМНЫЕ ИГРЫ ИЛИ НЕЙРОГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовил:
педагог – психолог:
Вершинникова Людмила Николаевна
г. Туймазы, 2024г.
Цель: познакомить педагогов - психологов со здоровьесберегающей
технологией « нейрогимнастика в работе с детьми дошкольного возраста».
Задачи:
Обучающие:
- знакомить педагогов с приемами использования нейрогимнастики в работе
с детьми дошкольного возраста.
Развивающие:
- способствовать проявлению интереса у педагогов к внедрению
нейрогимнастики в работе с детьми.
-
способствовать
психоэмоциональному
благополучию,
вызывать
положительные эмоции, снижать утомляемость.
- закрепить на практике полученные знания. Научить приемам совместной
деятельности, вовлекая в работу членов семьи.
Воспитательные:
- уважительное отношение к окружающим;
- самостоятельно выполнять знакомые задания;
Оборудование:
графомоторные дорожки, маркеры, мячи, макеты.
Ход мероприятия:
СЛ.1 Добрый день уважаемые коллеги! Хочу начать свое выступление
словами великого ученого, Ивана Петровича Павлова:
СЛ.2
«Руки учат голову, затем
поумневшая голова учит
руки, а умелые руки снова
способствуют развитию мозга»
Мой мастер - класс называется «Умные игры или нейрогимнастика для
детей дошкольного возраста».
Почему
я
решила
представить
вашему
вниманию
эту
здоровьесберегающую технологию?! На сегодняшний день, наблюдая и
диагностируя детей дошкольного возраста, все больше и больше появляется
детей с задержкой психического, речевого развития, гиперактивных детей.
Почему же наблюдается такая тенденция? Причин может быть много. Это и
экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние
и развитие детей. Но еще один немаловажный фактор, на мой взгляд, это
малоподвижный образ жизни наших детей.
СЛ.3 Давайте вспомним с вами, как мы проводили время в наше
детство: поднимите руки те, кто в детстве бегал босиком? Кто прыгал на
скакалке, играл в резиночку, крутил обруч, играл в классики, играли с мячом.
Современное поколение ведут малоподвижный образ жизни, сидят в
гаджетах, в телефонах, у компьютеров. Да сейчас время цифровых
технологий, и от этого никуда не деться, дети больше нас разбираются в
технике и это здорово. Но мы идем с вами к тому, что современное
поколение – с каждым годом становится физически, психически и
соматически ослабленным.
СЛ.4
«Нейрогимнастика» - это комплекс упражнений, направленный на
активизацию естественных механизмов работы мозга через выполнение
физических движений. Выполняя эти упражнения, ребенок развивает
сенсорную и пространственную ориентировку, у него формируется
произвольное внимание, функция самоконтроля, развивается зрительно-
моторная координация, согласованность, точность, плавность движений
обеих рук, так же повышается продуктивная работоспособность.
СЛ.5 Другими словами, хорошее взаимодействие левого и правого
полушария.
СЛ.6
«Нейрогимнастика»
включает
в
себя:
глазодвигательные,
дыхательные упражнения, игры на освоение телесного пространства, работа
над чувством ритма, работа над развитием координации и переключения с
одного действия на другое.
СЛ.7,8,9, Предлагаю приступить к практикуму и посмотреть на деле,
что такое «Нейрогимнастика». Сегодня я представлю вам упражнения на
развитие межполушарных связей, координации движений, ориентировки в
пространстве, чувства.
СЛ. 13 Занятия начинаем с изучения упражнений, которые постепенно
усложняются,
и
увеличивается
объем
выполняемых
заданий.
Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 10-15
до 20-35 минут в день. Ребенок выполняет движения вместе с взрослым,
затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой
рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. Если ребёнок левша, то
разучивание упражнений начинаем с левой руки. При затруднениях можно
предложить ребенку помогать себе командами, произносимыми вслух или
про себя.
Например:
«Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь
(сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе): «Кулачок –
ладошка, так гуляет кошка».
«Ладушки - оладушки» - правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью
вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки –
жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»
«Кулак – ребро – ладонь» - три положения руки на плоскости стола,
последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак
ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на
плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем -
двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро
- ладонь), со словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!».
«Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за
противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их
положение.
Я заметила, что даже кратковременные занятия «нейрогимнастикой»
положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка.
Следует отметить, что регулярное выполнение комплексов
«нейрогимнастики» оказывает положительное влияние на развитие
интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает
утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, и
способствует коррекции недостатков речевого развития не только у детей, но
и у взрослых.
Оценив, какое положительное воздействие оказывает «нейрогимнастика» на
развитие ребёнка, планирую и в дальнейшем применять в своей
педагогической деятельности, в качестве коррекции психического и речевого
развития у детей.
И в заключении совет:
Мы с вами выполняем ежедневные физические действия «удобной» для нас
рукой. Попробуйте сами и предложите родителям и детям, например -
чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать
другой
рукой.
Исследования
показывают,
что
выполнение
обычного
действия «непривычной» рукой активизирует новые участки мозга. Так что
пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!
Спасибо за внимание!