Автор: Пышкова Альфера Рафаэльевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад 24
Населённый пункт: г. Орехово-Зуево, Московская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД по ручному труду «Кукла Девочка Веснянка»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24
г. Орехово-Зуево Московская область
Конспект НОД по ручному труду
«Кукла Девочка Веснянка»
(в рамках Дня открытых дверей)
Составила: Пышкова А.Р.
воспитатель
г. Орехово-Зуево 2024 г
«Из всех существующих в мире загадок
Тайна куклы — самая загадочная;
без понимания сущности куклы
невозможно понять и человека»
М.Е. Салтыков — Щедрин.
Цель: Прививать детям интерес к русской культуре посредством создания
народной куклы «Веснянка»
Задачи:
Образовательная: научить изготавливать народную куклу.
Развивающая: развивать познавательный интерес детей к народному искусству,
его истории; активизировать творческий потенциал обучающихся.
Воспитательная: прививать
уважение
к
русским
традициям
и
обычаям,
приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.
Предварительная работа:рассматривание иллюстраций, чтение различных
народных закличек, потешек.
Материалы и оборудование:
Белый лист бумаги 12х18см – для основы куклы
Прямоугольник яркой цветной бумаги 10х18 см – для платья и косынки
Клей, ножницы
Ход занятия
I. Организационный момент:
Я рада приветствовать вас на занятии. За окном такой чудесный день, что
хочется подарить всем улыбку, а давайте возьмемся за руки, все вместе
улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки.
Спасибо за прекрасные улыбки. Мотивационный настрой: тренинг «Подари
улыбку»:
– Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие в прошлое. Нужно
завязать ленты на голову, закрыть глазки и произнесем таинственные слова:
«Раз, два, три - прошлое приди»! И мы окажемся в далеком прошлом. Ну что,
отправляемся?!
– Я рада приветствовать вас в далекой стране прошлого!
А теперь отгадайте о какой игрушке говорится в загадке?
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно. (Кукла)
Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной куклой. Это Веснянка.
- Как вы думаете, почему она так называется? Название куклы происходит от
слова весна. Веснянка символ красоты и молодости - это веселая, задорная
кукла. Когда приходила весна, девушки делали такую куклу и радовались
вместе с ней теплому солнышку, пению птиц. Ростом куколка – небольшая, а
сколько в ней силы, радости. Традиционно она очень яркая, с волосами
необычного цвета, ведь изображала она не человека, а Дух пробуждающейся
природы. Таких кукол девушки дарили друг другу.
Веснянки начинали делать с 14 марта. С этим днем связывались особые
приметы. Считалось, что Веснянка хранит ключи от весенних вод, и если
захочет, то пустит воду, а нет – так и задержит, либо морозы напустит. Начало
весенних ветров тоже ассоциировалось с 14-м марта, поэтому Веснянку
прозвали еще и Свистуньей.
Кукла Веснянка
– это русская народная тряпичная кукла закрутка.
Я предлагаю вам изготовить куклу девочку Веснянку из бумаги.
2.Практическая часть.
Исследование:
– Сейчас внимательно рассмотрите образец куклы и скажите мне, какие
материалы и инструменты нам понадобятся? (Ответы детей: «Бумага,
картон, клей, ножницы.»)
Подготовка к практической части:
Но самое главное – это ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ в процессе творения!
Техника безопасности:
Прежде чем приступить к работе, давайте повторим технику безопасности.
Вспомните правила безопасной работы с ножницами.
– А сейчас можно приступить к практической работе.
Идет практическая часть занятия. (Используются технологические карты. Во
время работы тихо звучит народная музыка.)
А теперь немного отдохнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
-Идем в магазин за тканью.
-отмеряем ткань в магазине;
-отрезаем;
-сматываем ткань в рулон;
-раскладываем ткань на столе (РАЗГЛАЖИВАЕМ);
-портняжными ножницами режем ткань;
-шьем (волны):
-кружимся перед зеркалом;
-бежим похвалиться маме;
Физкультминутка для глаз:
Мы глазами поколдуем.
Круг огромный нарисуем!
Нарисуем мы окно
И большущее бревно.
Нарисуем лифта бег:
Глазки вниз, глазки вверх!
Все зажмурились: раз-два!
Закружилась голова.
Мы глазами поморгали,
Вмиг гирлянды засверкали.
Смотрим прямо и вперёд –
Это мчится самолёт…
Раз моргнули, два моргнули –
Наши глазки отдохнули!
– А теперь потрем ладошки! Чувствуете сколько тепла в наших руках, сколько
энергии? Теперь тепло наших рук и нашу положительную энергию мы
передадим нашим куклам.
-Продолжаем работу.
-Ну вот и готова наша кукла!
IV. Заключительная часть занятия.
Самоанализ:
– Ребята, давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у
нас сегодня с вами получилось.
Вот все куколки подружки.
Не похожи друг на дружку.
В сарафанах распрекрасных
Эти куклы наши!
Рефлексия:
– Ребята, посмотрите у нас расцвел весенний цветок.
Давайте все вместе украсим его. Перед вами лежат бабочки: красные желтые и
синие. Если вам все понравилось прикрепите на цветок красную бабочку, если
не совсем все понравилось -желтую, если все не понравилось – синюю.
Спасибо, наше занятие окончено.
Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в
простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магической.
До свидания!