Автор: Афанасьева Алена Олеговна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ №25 Д/С "Сказка"
Населённый пункт: с.Красноусольский
Наименование материала: конспект фронтального занятия
Тема: "Путешествие в подводное царство Фиолетового леса. Звук (С)
Раздел: дошкольное образование
Цель: Расширение представлений детей о пресноводных и аквариумных рыбах.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять знания детей о пресноводных и аквариумных рыбах, их строении,
этапах развития.
- Закреплять умение классифицировать рыб.
- Обогащать словарный запас детей за счет расширения семантического поля
слова «рыбы».
- Закреплять навык чтения слов.
Коррекционно-развивающие:
- Активизировать речевую деятельность детей.
- Развивать фонематический слух, навык звукового анализа, деления слов на
слоги, словообразования.
- Совершенствовать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
- Развивать графо-моторные навыки.
- Закреплять навыки правильного произнесения звуков С и Сь в словах,
предложениях, в речи.
Воспитательные:
- Содействовать развитию свободного речевого общения.
- Воспитывать самоконтроль за речью.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать активность и любознательность.
- Формировать навыки взаимодействия детей друг с другом.
Виды взросло-детской (партнерской) деятельности: познавательная,
коммуникативная, игровая, двигательная.
Методы и приемы.
Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.
Приемы: словесная инструкция, пояснение, указание, разъяснение, вопросы,
дидактическая игра и упражнения.
Оборудование: ковер «Фиолетовый лес» В. Воскобовича, Мини-Ларчик,
Игровизор, «Нетающие льдинки», набор гномов, фломастеры, карточки-задания
гномов, фишки для звукового анализа, разрезная картинка «Рыба», конверт,
карточки с изображением пресноводных и аквариумных рыб, сети, 2шт озера,
аудиозапись шума моря.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о жизни рыб,
чтение энциклопедии о животных.
Разучивание пальчиковой гимнастики и физминутки.
Ход занятия:
Организационный момент:
Л.:
- Ребята, хотите отправиться в необычное путешествие? (да).
В этом нам помогут наши старые знакомые – гномики Фиолетового леса.
Посмотрите, у гномов для нас есть письмо. Откроем и посмотрим, что там.
Дети достают из конверта разрезную картинку «Части рыбы».
Л.:
- Ребята, давайте соберем и посмотрим, что из этого получится (Золотая рыбка).
- Посмотрите на рыбку внимательно, из каких частей она состоит? (туловище,
голова, плавники, хвост).
- Что у нее на голове?(глаза, рот, жабры).
- Чем покрыто тело рыбы? (чешуей).
- Для чего нужны рыбе хвост и плавники? (чтобы плавать).
- Как рыбы появляются на свет?
Посмотрите- здесь этапы развития рыбы. Положите картинки по порядку и
расскажите, что изображено (икринка, личинка, малек, рыба).
Дети составляют рассказ о появлении рыбы.
Основной этап:
Л.:
- Нашим гномам очень хочется, чтобы в их лесу жили рыбы.
- Могут ли рыбы жить в лесу? (нет).
- А где они живут? (в воде).
- Как называются рыбы, которые живут в морях? (морские), в пресных
водоемах? (пресноводные), в аквариумах? (аквариумные).
А каких вы знаете рыб?
Дети называют разных рыб, а логопед выставляет их на коврограф «Ларчик».
Гномики хотят, чтобы в их доме жила самая красивая аквариумная рыбка
вуалехвост или золотая рыбка. А где же она? (ее нет). Мне кажется, что что-то
случилось.
Раздается телефонный звонок (ставится на громкую связь).
- Здравствуйте ребята, я – золотая рыбка. Я очень хочу к гномикам в аквариум,
но попала в беду. Я резвилась возле берега и угодила в сети. Помоготе мне
выбраться! Пусть гномики и дети выполнят задания, тогда сети распутаются и я
буду свободна! Буль-буль!
Л.:
- Ребята, поможем рыбке? (да).
- Для начала перед испытаниями нам надо размяться.
Физминутка «Окуньки»
Средь травы, на дне реки Стайкой ходят окуньки. Серенькие спинки, Спинки –
серебринки. Вдруг проснулся сом усатый, Расплывайтесь – ка, ребята! Ладони
сложены, изображают, как плавают рыбки. Поворот, поднимают и опускают
плечи. Встают на носочки, руки вытянуты вверх, вращают руки вокруг оси.
Логопед показывает рыбку, запутавшуюся в сетях.
- Приступаем к спасению вуалехвоста.
- Первое задание держит Кохле. Это «Вопросы-ответы».
- Чья голова? (рыбья), чей хвост? Чьи плавники?
- Как мы назовем мелкую рыбу? Большую?
- как называется суп из рыбы?
- Как называют человека, который ловит рыбу удочкой? (рыболов, рыбак).
- Что делает на рыбалке рыболов? (рыбачит).
Молодцы, справились с заданием!
Можно распутать одну нить из сети. Рыбка скоро будет свободна!
Л.:
- У Охле второе задание. Посмотрите, нарисованы ведерки с цифрами. Что же
надо сделать? А, догадалась! Надо поймать рыбок, прохлопывая их по слогам.
В ведро с цифрой 1 мы поместим рыбок, в названии которых один слог и тд. (1-
ерш, сом, 2- гуппи, барбус, окунь, судак, карась, 3- акула, 4 – скалярия,
меченосец).
Дети выполняют задание.
Еще одну нить можно распутать. Логопед убирает нить с рыбки.
Л.:
- Что это за звуки? (слышится шум моря).
- Без чего рыбы не могут жить? (без воды). Давайте отпустим рыбок в их среду
обитания. Морские уплывают в море, пресноводные – в озеро, аквариумные – в
аквариум.
Дети распределяют рыб. Называя их и их место:
- Это сом, он живет в озере. И тд.
Л.: Вот и еще одна нить распутана!
Л.:
- Следующее задание у Желе. Ни в озере, ни в море, ни в аквариуме нет
детского сада, как у вас. И никто с рыбами не занимается. Ни одна рыба не
умеет
составлять звуковые схемы к словам. Давайте покажем нашим рыбкам, как мы
анализируем слова.
Звуковой анализ слова СОМ. На коврографе работает один ребенок, остальные
ему помогают.
Еще одна нить сети распутывается.
Л.:
У Зеле в руках карточка, на которой изображен игровизор. А это значит, что мы
должны поработать в игровизорах.
Физминутка «Рыбка».
Рыбка плавает в водице. Рыбке весело играть. Рыбка, рыбка – озорница! Мы
хотим тебя поймать! Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла. Рыбка
хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. Сложенными вместе ладонями
изображают , как плывет рыба. Грозят пальцем. Медленно сближают ладони.
Изображают, как плывет рыбка. Делают хватательные движения пальцами.
Сложенными вместе ладонями изображают , как плывет рыба.
Задание для Игровизора: определить место звука в словах: скалярия, сом,
барбус.
Дети подходят к ковру «Фиолетовый лес», последняя нить убирается и золотая
рыбка помещается в аквариум гномов.
Итог занятия:
Мы с вами много старались, трудились, освободили рыбку и подарили ей дом.
Раздается телефонный звонок, говорит золотая рыбка:
- Ребята, спасибо, что освободили меня! Мне очень нравится в аквариуме у
гномов. Я была очень рада, если бы вы нарисовали мой портрет. До свидания!
- Нарисуем портрет рыбки? (да). Чем же мы нарисуем, карандашей у нас нет.
( дети предлагают выложить портрет рыбки из «Прозрачных льдинок».
Дети выкладывают силуэт рыбки.
Вопрос во время работы: если бы у тебя была волшебная золотая рыбка, какое
желание ты попросишь ее исполнить?
Логопед хвалит за сложенных рыбок.
Куда мы сегодня путешествовали? Что понравилось в нашем путешествии?
Какое задание было самым трудным?
Молодцы, спасибо!