Автор: Кузьменко Светлана Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Колокольчик" р.п. Соколовый" МО "Город Саратов"
Населённый пункт: Г. Саратов, Гагаринский район, р.п. Соколовый
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Моя малая Родина"
Раздел: дошкольное образование
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
в старшей группе «Смешарики»
«Моя малая Родина»
МАДОУ «Детский сад р.п. Соколовый»
МО «Город Саратов»
Воспитатель: Кузьменко С.А.
Пояснительная записка
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-
исторических связей с родным краем, своей малой родиной. В Законе
РФ «Об образовании» говорится о необходимости уже в дошкольном
возрасте формировать самосознание ребенка, как члена семьи, гражданина
страны, поселка, как активного преобразователя окружающей и
общественной среды. Для этого необходимо воспитывать у него
эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и
живет, развивать умение видеть красоту окружающей жизни, желание
больше узнать об особенностях родного края, его природе и истории.
Проблема: В беседе с детьми, о родном поселке, возникла проблема.
У детей мало сформированы знания об истории родного поселка, о его
достопримечательностях. У детей мало знаний о своём поселке. Дети не
могут назвать свой точный адрес проживания. Путаются в терминах, таких
как «Страна». «Республика». «Район». «Город», «Поселок».
Недостаточно знаний о животном и растительном мире родного края, его
особенностях.
Снижен уровень речевого развития, словарный запас мал. Особенно этой
теме мало удаляется внимания дома со стороны родителей. Поэтому, в нашей
группе был разработан проект по теме «Моя малая родина»
Сроки реализации
проекта
: 30 октября 2023 – 03 ноября 2023 (1 неделя)
Образовательная область:
- «Социально-коммуникативное развитие»
- «Речевое развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие»
- «Познавательное развитие»
- «Физическое развитие»
Тип
проекта
: творческий, познавательный, групповой, краткосрочный.
Гипотеза: если использовать методы и формы проекта в своей работе, я
заинтересую детей и их родителей к дальнейшему развитию интереса к
истории своего родного края своему поселку, то можно будет считать, что
цель проекта будет выполнена.
Участники
проекта
: воспитанники старшей группы и их
родители, воспитатель
Объект исследования: поселок Соколовый
Актуальность
проекта
: мы желаем воспитать у ребёнка любовь к Родине, но
сначала должны воспитать у него любовь и уважение к родному дому, к
своей семье, к селу в котором он живёт. Дошкольник должен себя осознавать
членом своей семьи, жителем своего села, а только потом гражданином
России.
Поэтому необходимо создавать условия, для формирования у детей
дошкольного возраста эмоционально насыщенного образа родного дома,
места, где он проживает.
Цель:
Создать условия для воспитания нравственно - патриотических
чувств у детей дошкольного возраста посредством знакомства с
малой родиной.
Задачи:
Образовательные
Формировать нравственные качества, чувство любви и уважения к своей
малой родине;
знакомить детей с достопримечательностями, культурой и традициями
родного края;
расширять: представления о природе родного края; представления о
малой Родине;
научить отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Развивающие
Развивать: наблюдательность; любознательность;
эстетическое восприятие окружающего мира;
Воспитательные.
Воспитывать: любовь к родному поселку; чувство гордости за свою
малую родину.
Этапы реализации.
1 этап. Подготовительный: изучение методической литературы;
составление перспективного плана; подбор игр и оборудования; создание
предметно-развивающей среды
2 этап. Основной: беседы с детьми; дидактические игры; сюжетно -
ролевые игры; мини-экскурсии; рисование по теме проекта; чтение
художественной литературы; разучивание стихов, пословиц
3 - заключительный этап: оформление альбома об истории и
достопримечательностях села; обобщение опыта работы по данной теме;
презентация проекта «Моя малая родина».
Ожидаемые результаты:
С детьми: дети будут иметь представления об истории, культуре и
природе родного края своей малой родины; закрепят понимание, что это
их малая родина; будут: испытывать чувство гордости за свой край;
проявлять интерес к событиям из жизни села;
отражать свои впечатления: в продуктивной деятельности (своих и
совместных рисунках с родителями); в составленных ими рассказах;
научаться выражать собственное мнение и анализировать мнение
сверстников.
С родителями: повысится компетентность родителей по нравственно -
патриотическому воспитанию детей; возрастет интерес к участию в
мероприятиях поселка.
План реализации
проекта
1 этап подготовительный
Воспитатель: изучение методической литературы, составление
перспективного плана, создание развивающей среды, подбор игр и
оборудования, создание условий для продуктивной деятельности,
анкетирование
Дети:
Мониторинг знаний детей по следующим вопросам;
*Назови членов своей семьи (родители, сестры, братья, бабушки,
дедушки)
*Расскажи про членов своей семьи.
*Назови село, в котором ты живёшь
*Как называется река, в твоём селе
*Назови, что есть в твоём селе (достопримечательности)
*Какие деревья растут в наших лесах
*Какие животные обитают в наших лесах (рыбы)
*Что такое Родина
*Что такое малая Родина
2. Основной этап
1. Беседы
- о том, что означает название Поселок Соколовый
- о достопримечательностях поселка
- о природе родного края (животный и растительный мир)
- о труде членов семьи
2. Д/игры
- «Почта» (Назови улицы нашего поселка, свой адрес)
- «Узнай, по описанию» (животное, птицу, деревья)
- «Узнай и назови, что на фотографии»
3. Настольные игры (Разрезные картинки, Путешествие по поселку (кто
быстрее дойдёт до д/с)
4. Экскурсии по поселку
5. Продуктивная деятельность
- Рисование «Дом, в котором я живу», «Наш поселок
Соколовый» (совместно с родителями)
6. Речевая деятельность
Загадки о животных и растениях нашей местности
Заучивание стихотворений о Родине
Слушание пословиц и поговорок о Родине
Родители:
*Сообщение родителям о предстоящем проекте (тема, цель,
задачи проекта)
3 этап завершающий
* Выставка детских рисунков «Мой поселок Соколовый»
* Создание альбома «Животные нашего леса»
* Просмотр презентации «Мой родной поселок»
*Викторина «Знатоки родного края»
Продукт проекта
Творческая работа в виде рисунков «Мой посёлок Соколовый»
Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного
замысла в совместной работе.
Видео экскурсия «Мой поселок Соколовый»
Список литературы:
Используемая литература:
- примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой, Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ М. ,2016г.
- комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под
редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в старшей
группе (ФГОС). Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ М. ,2014г.
- Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным социальным
окружением» в старшей группе детского сада. Издательство: Мозаика-синтез
М. 2011г;
-Интернет - ресурсы.