Напоминание

Влияние французской вокальной школы на современный подход к педагогике


Автор: Воробьева Саида Исаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №9 им. В.И. Некрасова"
Населённый пункт: г. Сосновый Бор, Ленинградская область
Наименование материала: научная статья
Тема: Влияние французской вокальной школы на современный подход к педагогике
Раздел: среднее образование





Назад




Влияние французской вокальной школы на современный подход к

педагогике

Воробьёва Саида Исаевна

МБОУ «СОШ №9 им. В.И. Некрасова»

Вступление

Музыкальное

образование

играет

важную

роль

в

среднеобразовательной школе по многим причинам.

Прежде всего, изучение музыки способствует развитию эстетического

восприятия и культуры слушателя. Учебная дисциплина «Музыка» позволяет

ученикам

изучить

различные

стили,

жанры

и

композиторов

музыки,

сопоставить

горизонталь

исторических

и

культурных

событий,

а

также

разобраться в основах музыкальных техник и выразительных средств. Это

помогает формировать вкус, развивать эстетическое чувство и способности к

анализу и интерпретации музыкальных произведений.

Далее, обучение музыке способствует развитию музыкальной памяти и

слуха ученика. Через комментирование и анализ музыкальных произведений,

а

также

через

самостоятельное исполнение учениками музыки,

учебный

предмет

«Музыка»

способствует

развитию

музыкального

слуха,

памяти,

координации и социальных навыков.

Более того, изучение музыки помогает развивать творческое мышление

и

самовыражение

учеников.

У

учеников

появляется

возможность

самостоятельно

исполнять

музыку,

создавать

собственные

музыкальные

композиции

и

выражать

свои

чувства

и

эмоции

через

музыку.

Это

способствует развитию творческого потенциала и самовыражения учащихся.

Развитие французской вокальной школы.

Вокальная школа во Франции появляется во второй половине XVII

века,

под

влиянием

итальянской

оперы

и

французского

театрального

искусства.

Родоначальником

французской

оперной

и

вокальной

школы

принято

считать

Жан

Батиста

Люлли,

именно

он

создал

в

своих

произведениях

неповторимый

композиторский и

исполнительский

стиль,

который

носил

речитативно-декламационный

характер,

характерный

для

эпохи классицизма

1

.

XVII век сменяется XVIII веком, стиль классицизма меняется на стиль

рококо,

трагедийность

оперной

сцены

заменяется

развлекательностью,

1

Современники свидетельствуют, что Люлли неоднократно присутствовал на репетициях

драматических актеров, и записывал в тетрадь ритмический и звуковысотный рисунок их речи, с которым

потом работал, создавая свои оперные партии. См. Розеншильд К. Музыка во Франции XVII – начала XVIII

века. М., Музыка, 1979

доминирует зрелищность над идейностью, и даже современники утверждали,

что

«Академия

музыки»

превратилась

в

«Академию

любви».

Особого

расцвета

достигла

комическая

опера

с

незамысловатыми,

но

изящными

мелодиями и танцевальными интермедиями. XVIII век оперного искусства

завершается творчеством выдающегося композитора Л.Курубини, который в

своих произведениях соединил лучшие достижения итальянской оперы (seria

и buffa) и глюковской драматургии и проложил путь романтической опере

XIX века.

По

мнению

многих

современников,

французским

оперным

певцам

долгие

десятилетия

не

хватало

вокальной

техники,

красоты

тембра

и

голосоведения. Лишь в первой половине XIX века появляется целая плеяда

певцов романтического склада. Среди них Жильбер Луи Дюпре, Адольф

Нурри, Мария Малибран, Мария Корнелия Фалькон, Полина Виардо, Дорус

Грасс, Лора Синтия Даморо и другие. И, тем не менее, на протяжении всего

XIX

века

французские

оперные

певцы

также

не

могли

полноценно

конкурировать

с

виртуозными

итальянцами

и

в-основном

исполняли

французский репертуар.

В XX веке появляется новое течение в разных областях культуры -

импрессионизм, своеобразно проявившийся в камерной и оперной музыке

Дебюсси

и

Равеля.

Выдвигается

прогрессивная

группа

композиторов

«Шестерка»,

творчество

которой

способствовала

развитию

вокального

искусства.

Яркой представительницей этого

периода по праву

считается

Мэри Гарден. На смену романтическому вокальному стилю с его героикой,

пафосом, обильными portamento, приходит чистое звучание, наполненное

одухотворенностью,

чувственными

полутонами

и

округлой,

теплой

тембральной

окраской.

Уже

во

второй

половине

XX

века

французское

вокальное искусство становится приятным открытием для всего оперного

мира.

Важнейшая

особенность

времени

стало

стремление

к

научному

обоснованию голосообразования, к проблеме воспитания голоса.

Вокальная педагогика Франции

Вокальная педагогика французской школы берет свое начало со второй

половины XVII века. Родоначальником ее считается Жан Батист Люлли,

однако сведений о его педагогической деятельности отсутствуют.

Педагогические

методы

преподавания

вокала

впервые

были

опубликованы певцом и педагогом М. Басилли в 1668 году и называлось

«Комментарии к искусству пения». М. Басилли считал, что певец должен

обладать тонким слухом, обязательно слушать певцов и ставил главную

задачу

перед

певцом

научиться

ясной,

четкой

и

правильной

дикции,

правильно владеть декламационно-речитативным стилем пения.

Другой

труд,

на

котором

основывались

теоретические

взгляды

французских преподавателей уже ХVIII века, являлась книга «Искусство

пения» Жана Батиста Берара.

Основные задачи перед учеником Ж.Берар ставит следующие:

Голос

исполнителя

в

первую

очередь,

рассматривается,

как

музыкальный инструмент струнно-смычкового ряда, утверждалось, что

голосовые связки есть струны, воздух это смычок, грудь и легкие -

руки

скрипача,

двигающие

смычок.

Гортань

подвижна

и

по

мере

восхождение по звуковой шкале имеет природное начало повышаться.

Сегодня мы смело можем утверждать, что автор ошибался.

Формулируется необходимость развития у певца смешанного типа

дыхания.

Важным моментом для формирования французской вокальной школы

стало открытие Парижской консерватории в 1795 г. По заказу консерватории

было

создано огромное количество методической литературы по

теории

музыки, инструментальному и вокальному искусству. Вокальную педагогику

XIX

века

представляют

две

важнейшие

выдающиеся

личности,

которые

раскрывают особенности французской вокальной школы - это Жильбер Луи

Дюпре (книга «Искусство пения», 1846 года, переведенная на русский язык и

отредактированная в 1955 году профессором Н.Г.Райским) и работа Мануэля

Гарсиа–младшего «Школа пения» вышедшая в свет в 1847 году и основанная

на брошюре «Заметки о человеческом голосе» (1846 года).

2

Основные постулаты работы Ж.Дюпре

Пение упражнений на закрытом звуке «А», исполнять на полном звуке

без форсирования.

Первые упражнения должны идти по диатонической гамме целыми

нотами.

Обучение певца необходимо начинать с правильного вдоха, задержки

и рационально расходованному выдоху.

На

широких

интервалах

не

форсировать

звучание,

смягчать

ноты

предшествующие переходу и округлять последующие.

2

Ярославцева Л.К. Опера. Певцы. Вокальные школы Италии, Франции, Германии XVII – XX

веков. М., 2004.с. 56.

Развивать внутренний слух, слышать предстоящие звуки.

Большое значение предавать расширению грудного регистра.

Основные задачи для певца, которые ставит в своей работе М. Гарсия

сводятся к следующим:

Вместо общепринятого грудного дыхания, надлежит пользоваться

грудодиафрагматическим

или

смешанным.

Также

имеются

упражнения для дыхания.

От

правильного

дыхания

певца

зависит

не

только

сила

звукоизвлечения, но и интонация учащегося.

Делить голос по тембральной окраске на «светлую» и «темную»

стороны (по другому говоря, использовать различные резонаторы) и

использует определенные техники для выравнивания регистров.

Большое значение уделяется низкой установке голосового аппарата

и атаке голоса.

Использование вокальной техники и мастерства при исполнении

произведения для полной передачи замысла авторов.

В вокальной педагогики XX века Франции важную роль такие авторы,

как, например, Рауль Дюмагель и его статьи о голосе, где он отвергает

существующую систему воспитания молодых певцов. Его метод сводится к

упражнениям

на

одной

гласной

и

приводит

упражнения

на

различных

гласных и согласных, делая особый акцент на эмоциональное состояние

певца.

Не

менее

важный

и

известный

педагог

XX

века

Р.Фюжер

также

критиковал пение упражнений и вокализов на статичный гласный звук и

важную роль отдавал мимике исполнителя.

Основные задачи:

Во время исполнения грудная клетка должна оставаться в расширенном

состоянии.

При пении ноздри носа должны быть расширены.

Каждый слог правильно и должен отчетливо произноситься.

Упражнения на начальном этапе следует выполнять не более 15-20

минут подряд по 3 раза в день.

На сегодняшний день профессиональное обучение пению во Франции

осуществляется в нескольких консерваториях, наиболее известные из них

находятся

в

Париже

и

Лионе.

Единой,

официально

зафиксированной

методики преподавания нет. Однако, сохраняя особенности индивидуального

почерка, преподаватели стремятся достичь гибкого, льющегося звучания на

всем

диапазоне,

беглости

у

высоких

голосов,

компактности

звучания

у

низких,

богатства

динамики

и

разнообразия

тембрального

окраса.

Для

французской

вокальной

школы

сегодня

характерно

использование

в

упражнениях

округление

гласных

«а»

и

«о»,

но

в

некоторых

классах

используются «и», «у», в зависимости от индивидуальных особенностей

ученика.

Список используемой литературы.

1.Розеншильд К. Музыка во Франции XVII – начала XVIII века. М., Музыка,

1979.

2.Ярославцева Л.К. Опера. Певцы. Вокальные школы Италии, Франции,

Германии XVII – XX веков. М., 2004.с. 56.



В раздел образования