Автор: Воробьева Саида Исаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №9 им. В.И. Некрасова"
Населённый пункт: г. Сосновый Бор, Ленинградская область
Наименование материала: научная статья
Тема: Влияние французской вокальной школы на современный подход к педагогике
Раздел: среднее образование
Влияние французской вокальной школы на современный подход к
педагогике
Воробьёва Саида Исаевна
МБОУ «СОШ №9 им. В.И. Некрасова»
Вступление
Музыкальное
образование
играет
важную
роль
в
среднеобразовательной школе по многим причинам.
Прежде всего, изучение музыки способствует развитию эстетического
восприятия и культуры слушателя. Учебная дисциплина «Музыка» позволяет
ученикам
изучить
различные
стили,
жанры
и
композиторов
музыки,
сопоставить
горизонталь
исторических
и
культурных
событий,
а
также
разобраться в основах музыкальных техник и выразительных средств. Это
помогает формировать вкус, развивать эстетическое чувство и способности к
анализу и интерпретации музыкальных произведений.
Далее, обучение музыке способствует развитию музыкальной памяти и
слуха ученика. Через комментирование и анализ музыкальных произведений,
а
также
через
самостоятельное исполнение учениками музыки,
учебный
предмет
«Музыка»
способствует
развитию
музыкального
слуха,
памяти,
координации и социальных навыков.
Более того, изучение музыки помогает развивать творческое мышление
и
самовыражение
учеников.
У
учеников
появляется
возможность
самостоятельно
исполнять
музыку,
создавать
собственные
музыкальные
композиции
и
выражать
свои
чувства
и
эмоции
через
музыку.
Это
способствует развитию творческого потенциала и самовыражения учащихся.
Развитие французской вокальной школы.
Вокальная школа во Франции появляется во второй половине XVII
века,
под
влиянием
итальянской
оперы
и
французского
театрального
искусства.
Родоначальником
французской
оперной
и
вокальной
школы
принято
считать
Жан
Батиста
Люлли,
именно
он
создал
в
своих
произведениях
неповторимый
композиторский и
исполнительский
стиль,
который
носил
речитативно-декламационный
характер,
характерный
для
эпохи классицизма
1
.
XVII век сменяется XVIII веком, стиль классицизма меняется на стиль
рококо,
трагедийность
оперной
сцены
заменяется
развлекательностью,
1
Современники свидетельствуют, что Люлли неоднократно присутствовал на репетициях
драматических актеров, и записывал в тетрадь ритмический и звуковысотный рисунок их речи, с которым
потом работал, создавая свои оперные партии. См. Розеншильд К. Музыка во Франции XVII – начала XVIII
века. М., Музыка, 1979
доминирует зрелищность над идейностью, и даже современники утверждали,
что
«Академия
музыки»
превратилась
в
«Академию
любви».
Особого
расцвета
достигла
комическая
опера
с
незамысловатыми,
но
изящными
мелодиями и танцевальными интермедиями. XVIII век оперного искусства
завершается творчеством выдающегося композитора Л.Курубини, который в
своих произведениях соединил лучшие достижения итальянской оперы (seria
и buffa) и глюковской драматургии и проложил путь романтической опере
XIX века.
По
мнению
многих
современников,
французским
оперным
певцам
долгие
десятилетия
не
хватало
вокальной
техники,
красоты
тембра
и
голосоведения. Лишь в первой половине XIX века появляется целая плеяда
певцов романтического склада. Среди них Жильбер Луи Дюпре, Адольф
Нурри, Мария Малибран, Мария Корнелия Фалькон, Полина Виардо, Дорус
Грасс, Лора Синтия Даморо и другие. И, тем не менее, на протяжении всего
XIX
века
французские
оперные
певцы
также
не
могли
полноценно
конкурировать
с
виртуозными
итальянцами
и
в-основном
исполняли
французский репертуар.
В XX веке появляется новое течение в разных областях культуры -
импрессионизм, своеобразно проявившийся в камерной и оперной музыке
Дебюсси
и
Равеля.
Выдвигается
прогрессивная
группа
композиторов
«Шестерка»,
творчество
которой
способствовала
развитию
вокального
искусства.
Яркой представительницей этого
периода по праву
считается
Мэри Гарден. На смену романтическому вокальному стилю с его героикой,
пафосом, обильными portamento, приходит чистое звучание, наполненное
одухотворенностью,
чувственными
полутонами
и
округлой,
теплой
тембральной
окраской.
Уже
во
второй
половине
XX
века
французское
вокальное искусство становится приятным открытием для всего оперного
мира.
Важнейшая
особенность
времени
стало
стремление
к
научному
обоснованию голосообразования, к проблеме воспитания голоса.
Вокальная педагогика Франции
Вокальная педагогика французской школы берет свое начало со второй
половины XVII века. Родоначальником ее считается Жан Батист Люлли,
однако сведений о его педагогической деятельности отсутствуют.
Педагогические
методы
преподавания
вокала
впервые
были
опубликованы певцом и педагогом М. Басилли в 1668 году и называлось
«Комментарии к искусству пения». М. Басилли считал, что певец должен
обладать тонким слухом, обязательно слушать певцов и ставил главную
задачу
перед
певцом
научиться
ясной,
четкой
и
правильной
дикции,
правильно владеть декламационно-речитативным стилем пения.
Другой
труд,
на
котором
основывались
теоретические
взгляды
французских преподавателей уже ХVIII века, являлась книга «Искусство
пения» Жана Батиста Берара.
Основные задачи перед учеником Ж.Берар ставит следующие:
−
Голос
исполнителя
в
первую
очередь,
рассматривается,
как
музыкальный инструмент струнно-смычкового ряда, утверждалось, что
голосовые связки есть струны, воздух это смычок, грудь и легкие -
руки
скрипача,
двигающие
смычок.
Гортань
подвижна
и
по
мере
восхождение по звуковой шкале имеет природное начало повышаться.
Сегодня мы смело можем утверждать, что автор ошибался.
−
Формулируется необходимость развития у певца смешанного типа
дыхания.
Важным моментом для формирования французской вокальной школы
стало открытие Парижской консерватории в 1795 г. По заказу консерватории
было
создано огромное количество методической литературы по
теории
музыки, инструментальному и вокальному искусству. Вокальную педагогику
XIX
века
представляют
две
важнейшие
выдающиеся
личности,
которые
раскрывают особенности французской вокальной школы - это Жильбер Луи
Дюпре (книга «Искусство пения», 1846 года, переведенная на русский язык и
отредактированная в 1955 году профессором Н.Г.Райским) и работа Мануэля
Гарсиа–младшего «Школа пения» вышедшая в свет в 1847 году и основанная
на брошюре «Заметки о человеческом голосе» (1846 года).
2
Основные постулаты работы Ж.Дюпре
−
Пение упражнений на закрытом звуке «А», исполнять на полном звуке
без форсирования.
−
Первые упражнения должны идти по диатонической гамме целыми
нотами.
−
Обучение певца необходимо начинать с правильного вдоха, задержки
и рационально расходованному выдоху.
−
На
широких
интервалах
не
форсировать
звучание,
смягчать
ноты
предшествующие переходу и округлять последующие.
2
Ярославцева Л.К. Опера. Певцы. Вокальные школы Италии, Франции, Германии XVII – XX
веков. М., 2004.с. 56.
−
Развивать внутренний слух, слышать предстоящие звуки.
−
Большое значение предавать расширению грудного регистра.
Основные задачи для певца, которые ставит в своей работе М. Гарсия
сводятся к следующим:
−
Вместо общепринятого грудного дыхания, надлежит пользоваться
грудодиафрагматическим
или
смешанным.
Также
имеются
упражнения для дыхания.
−
От
правильного
дыхания
певца
зависит
не
только
сила
звукоизвлечения, но и интонация учащегося.
−
Делить голос по тембральной окраске на «светлую» и «темную»
стороны (по другому говоря, использовать различные резонаторы) и
использует определенные техники для выравнивания регистров.
−
Большое значение уделяется низкой установке голосового аппарата
и атаке голоса.
−
Использование вокальной техники и мастерства при исполнении
произведения для полной передачи замысла авторов.
В вокальной педагогики XX века Франции важную роль такие авторы,
как, например, Рауль Дюмагель и его статьи о голосе, где он отвергает
существующую систему воспитания молодых певцов. Его метод сводится к
упражнениям
на
одной
гласной
и
приводит
упражнения
на
различных
гласных и согласных, делая особый акцент на эмоциональное состояние
певца.
Не
менее
важный
и
известный
педагог
XX
века
Р.Фюжер
также
критиковал пение упражнений и вокализов на статичный гласный звук и
важную роль отдавал мимике исполнителя.
Основные задачи:
−
Во время исполнения грудная клетка должна оставаться в расширенном
состоянии.
−
При пении ноздри носа должны быть расширены.
−
Каждый слог правильно и должен отчетливо произноситься.
−
Упражнения на начальном этапе следует выполнять не более 15-20
минут подряд по 3 раза в день.
На сегодняшний день профессиональное обучение пению во Франции
осуществляется в нескольких консерваториях, наиболее известные из них
находятся
в
Париже
и
Лионе.
Единой,
официально
зафиксированной
методики преподавания нет. Однако, сохраняя особенности индивидуального
почерка, преподаватели стремятся достичь гибкого, льющегося звучания на
всем
диапазоне,
беглости
у
высоких
голосов,
компактности
звучания
у
низких,
богатства
динамики
и
разнообразия
тембрального
окраса.
Для
французской
вокальной
школы
сегодня
характерно
использование
в
упражнениях
округление
гласных
«а»
и
«о»,
но
в
некоторых
классах
используются «и», «у», в зависимости от индивидуальных особенностей
ученика.
Список используемой литературы.
1.Розеншильд К. Музыка во Франции XVII – начала XVIII века. М., Музыка,
1979.
2.Ярославцева Л.К. Опера. Певцы. Вокальные школы Италии, Франции,
Германии XVII – XX веков. М., 2004.с. 56.