Автор: Давыдова Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАВЬЯЛОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "РОДНИЧОК" БУГУРУСЛАНСКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Населённый пункт: с.Завьяловка
Наименование материала: представление опыта работы
Тема: Нетрадиционные техники рисования «Рисую мир».
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы воспитателя.
Нетрадиционные техники рисования
«Рисую мир».
«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)
Условия возникновения опыта
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической
теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её
развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки
способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой
мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее
ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому
необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как
можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной
жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие
способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация).
Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со
способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии
проходит путь от элементарного наглядно чувственного впечатления до
создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно -
выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для
его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем
значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения
.
Актуальность темы
Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для
ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок
отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную
фантазию. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения,
творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения
индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в
одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику
использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к
творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание
творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него
самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. И нам взрослым
не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу
психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку
рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам,
педагогам нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к
изобразительному творчеству.
Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я
обратила внимание на результаты мониторинга по изобразительной
деятельности, и поняла, что детям не хватает уверенности в себе,
воображения, самостоятельности, ребенку нужен тот результат, который
вызывает у него радость, изумление, удивление.
Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую
литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по
изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого
развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать
инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению
необходимыми навыками. Особенно заинтересовалась нетрадиционными
способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей
интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую
активность. По словам психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка
является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то,
что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами.
Рисование – большая и серь
ѐ
зная работа для реб
ѐ
нка. Даже каракули
содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и
смысл. Определ
ѐ
нное достоинство рисования по сравнению с другими
видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного
участия многих психических функций.
Я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании
нетрадиционных техник.
Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет
развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом.
Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет
преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым,
непонятым». Мои занятия импровизация и игра и очень важно, чтобы они
стали устойчивым увлечением каждого ребенка. Нетрадиционное рисование
доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает
возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве
художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Необычные способы рисования так увлекают детей, что образно говоря в
группе, разгорается настоящее пламя творчества.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам
дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного
образования является создание благоприятных условий развития детей,
развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как
субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми. Поэтому
дети сами выбирают материалы для работы ,технику.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность,
эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус,
творческие способности.
Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном
возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания
окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности:
зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве,
чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки:
зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что
очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию
доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками
программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов
рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в
рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои
знания и умения в различных ситуациях.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта)
Нетрадиционные техники рисования ранее использовались, как отдельные
элементы занятий по изобразительной деятельности.
На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для
Организации творческой деятельности воспитанников. Я как и многие
воспитатели, в основном придерживалась стандартного набора
изобразительных материалов и традиционных способов передачи
полученной информации. Но традиционных подходов часто недостаточно
для развития современных детей. В последнее время появились новые
программы, технологии, которые позволяют сделать процесс
изобразительного творчества более интересным, более продуктивным.
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого
самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с
применением способов нетрадиционного рисования.
Целью моей работы является- развитие творческих способностей у детей
дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник и
изобразительной деятельности.
Познакомившись с методической литературой различных авторов , я нашла
много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
Развивающие:
-Формировать у детей творческое мышление, устойчивый интерес к
художественной деятельности;
-Повысить двигательные навыки и умения кистевой моторики
дошкольников.
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность,
пространственное воображение.
-Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих
работ.
-Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные
чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
-Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного
творчества.
-Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности,
многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними
, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их
возможного применения.
Воспитательные:
-Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным
трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость.
-Cпособствовать возникновению у него ощущения, что продукт его
деятельности интересен другим и ему самому.
Оздоровительные:
-Укреплять здоровье детей, используя, здоровье сберегающие технологии,
которые благотворно влияют с помощью нетрадиционной техники рисования
на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая
деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии
ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно –
развивающей среды я учитывала, чтобы содержание носило развивающий
характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в
соответствии с его индивидуальными возможностями, и возрастным
особенностям детей в доступной форме. Сколько дома ненужных
интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт
, катушка ниток, свечи и т.д). Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их
внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки,
камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок
изобразительной деятельности. Необычные материалы и оригинальные
техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя»,
можно рисовать ,чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою
необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции
а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что
его огорчает.
Опыт моей работы показывает, что именно нетрадиционные техники
рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и
воображения.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными
материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить
незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень
эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и
способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по
технологии и напоминают игру.
За 7 лет работы в детском саду я обратила внимание, что дети часто
копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к
развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности,
инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные
способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать,
самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной
образ получился выразительным. Рисование с использованием
нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них
сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего
времени, отведенного на выполнение задания.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
• способствует снятию детских страхов;
• развивает уверенность в своих силах;
• развивает пространственное мышление;
• учит детей свободно выражать свой замысел;
• побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• учит детей работать с разнообразным материалом;
• развивает чувство композиции, ритма, колорита, цвето восприятия;
чувство фактурности и объёмности;
• развивает мелкую моторику рук;
• развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
• во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят
нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие
дети только начинают овладевать художественной деятельностью.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет
детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное
рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает
новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в
качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка,
позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для
себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие
способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в
этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Ведущая педагогическая идея
Ведущей педагогической идеей я вижу в развитии индивидуальности
каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к
зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к
осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у
ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их
выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии
способностей.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети
раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им
доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и
верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не
препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше
внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть
только свой собственный путь".
Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы,
предоставляю детям возможность выбора средств изображения. Необычное
начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не
допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку,
обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и
деятельности.
Решая задачи развития у детей творческого воображения, воспитатель,
прежде всего, учит их неоднозначно воспринимать окружающие их
предметы. Особое значение в развитии воображения имеет изобразительная
деятельность, так как через неё ребёнок может показать воображаемое им.
Используя нетрадиционные техники рисования в своей деятельности,
ребёнок не просто переносит то, что запомнил: у него возникают какие-то
переживания в связи с этим предметом, определённое отношение к нему. Из
всего этого воображение ребёнка создаёт образ, который он выражает с
помощью выразительных средств, наиболее способствующих развитию
творческих способностей.
Ребёнка следует постепенно, умело вводить в мир воображения. Очень важно
нацелить детей на деятельность творческую, оригинальную, связанную с
воображением – изобразительную деятельность.
В совместной с ребёнком деятельности взрослый должен быть самым
творческим участником, каждый раз, по-новому выполняя знакомые детям
задания. Дети должны понять, что одни и те же задачи и проблемы могут
быть решены несколькими путями, что окружающий мир бесконечно богат и
разнообразен и может быть осмыслен с самых разных позиций.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность
состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого
результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать
пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге
кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать
результата в своей работе.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Данную работу может провести любой воспитатель дошкольного
учреждения. Многие рекомендации могут использовать также родители и
другие участники образовательного процесса.
Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных
материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования,
методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для
выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование
канцтовары и многое другое.
Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник
рисования могут заключаться в:
планировании занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей;
подборе оборудования и материалов;
Технология опыта
Сущность опыта: процесс художественно-эстетического воспитания
дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о
многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с
использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими
методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом
процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм.
Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать
любовь ко всему живому.
Распределение техники по возрастным группам;
Для получения наилучшего результата работу с детьми лучше начинать
поэтапно с трёх летнего возраста
В начале своей работы необходимо
провести диагностическое обследование
детей младшей группы. Диагностическое обследование показывает:
— дети с трудом удерживают карандаш;
— затрудняются в нанесении линий, пятен, мазков;
— у детей отсутствует умение располагать рисунок по всему листу.
Составленный мною перспективный план работы, который включает:
— серию занятий по нетрадиционному рисованию;
— элементарные пальчиковые игры;
— гимнастику, упражнения, которые дают детским пальчикам полноценный
отдых, развивают подвижность, формируют навык письма, я реализовала
в первый этап обучения: «Клякса» — вторая младшая группа (3-4 года
).
рисование пальчиками;
оттиск печатками из картофеля;
рисование ладошками.
В начале малыши осваивали наиболее простую технику рисования
«Пальчиковую живопись» и благодаря этому научились:
— способу примакивания кончиков пальцев рук к поверхности листа бумаги,
ритмично нанося пятна, мазки («Падают листья», «Новогодняя ёлочка»,
«Виноград» и другие);
— научились рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных
направлениях, перекрещивать их («Украсим коврик», «Солнышко греет
Землю», «Цветные ниточки», «Клетчатый платочек»).
Со второй половины учебного года дети осваивали более сложную
нетрадиционную технику: «Печать от руки» (ладошкой), рисование
деревянной палочкой («Два весёлых гуся», «Ёжик — ни головы, ни ножек»,
«Весёлые воробьи»).
В конце учебного года дети познакомились с нетрадиционной техникой
рисования «Оттиск печатками из картофеля» и научились:
-способу получения отпечатка, держа печатку тремя пальцами;
- изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные
композиции («Укрась салфетку», «Платочки для мамы», «Новогодняя
открытка»).
Дети научились правильно держать карандаш, не испытывали затруднения в
нанесении линий, пятен, мазков. Появилось умение располагать рисунок по
всему листу
.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными
техниками:
тычок жесткой полусухой кистью.
печать поролоном
печать пробками;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками;
с помощью ватных дисков;
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет
детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает
воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая
активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного
на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как
время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно
использовать новые развивающие технологии:
личностно–ориентированные (проблемные вопросы и ситуации)
коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и
активизация словаря)
игровые (оригинальность сюжета, мотивация)
педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование
успеха, пауза).
Свою работу строю на следующих принципах:
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к
сложным.
Принцип наглядности
выражается в том, что у детей более развита
наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление
опирается на восприятие или представление.
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в
воспитательный процесс.
Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление,
полученное ребенком от окружающей действительности.
Методы
и
приёмы,
которые
я
использую
на
занятиях
по
нетрадиционному рисованию:
Создание игровой ситуации.
Путешествия
(
На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными,
сказочными или воображаемыми.)
Художественное слово
.
( «Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не
только умом, но и сердцем.»)
Эмоциональный настрой.
(Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных
произведений. Я обратила внимание на то, что когда на занятии играет
музыка детям становится комфортнее)
Показ воспитателя.
Использование движения руки.
Сравнение двух техник.
Выбор детьми материала для рисования (бумага, краски и т.д.)
Содержание работы
При рисовании пальчиками ребенок сначала опускает в гуашь пальчик и
наносит точки, пятнышки на бумагу. На пальчик набирается краска .После
работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе
бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо
животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая
своим примером принцип изображения.
В старшей группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки
животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так,
из ладошки может получиться жираф, птица, кошка, петушок, слоненок.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально.
При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь
лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или
колючей поверхности.
Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в
использовании материал применяется для изображения животных. Для этого
ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит
оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и
печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку
способов исполнения рисунка.
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет,
составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде
,чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки.
В начале педагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Для этого
берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой
ручкой рисунок печатки – определенного животного, затем аккуратно
вырезают форму по контуру.
Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск.
Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или
поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит
палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют
что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта
техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает
фактурность пушистой поверхности объекта.
Точечный рисунок.
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к
необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять
фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги
и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки
красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго
заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А
дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать
ребенка.
Отпечатки листьев. Ребенок покрывает листок дерева красками разных
цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для
получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев
можно дорисовать кистью.
Поролоновые рисунки. Почему-то мы все склонны думать, что , если
рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, на помощь
может прийти поролон. Советую сделать из него самые разные
разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их
тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда
уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов
рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь
поролон в отличие от ваты хорошо моется). В начале дети хаотично будут
рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них
простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех .
Результативность опыта
В процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими
руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это
важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс
научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром.
Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило
рисование в детстве, но она была – несомненно.
Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника
во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков,
которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные
возможности.