Напоминание

картотека математических задач по финансовой грамотности при изучении темы «Натуральные числа. Действия с натуральными числами» (5 класс)


Автор: Елена Викторовна Большакова
Должность: учитель технологии. математики, финансовой грамотности.
Учебное заведение: ГБОУ АО АСШИ №2
Населённый пункт: Архангельск
Наименование материала: картотека математических задач по финансовой грамотности при изучении темы «Натуральные числа. Действия с натуральными числами» в 5 классе
Тема: картотека математических задач по финансовой грамотности при изучении темы «Натуральные числа. Действия с натуральными числами» (5 класс)
Раздел: среднее образование





Назад




Картотека

математических

задач

по

финансовой

грамотности при изучении темы «Натуральные числа.

Действия с натуральными числами» (5 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современной России вопрос о финансовом образовании населения

является актуальным. Развитие процесса повышения финансовой грамотности

населения является закономерным, поскольку достаточный уровень финансовой

грамотности способствует повышению уровня жизни, финансовой безопасности

граждан, развитию экономики и повышению общественного благосостояния.

Особое внимание при этом уделяется формированию финансовой грамотности

обучающихся

общеобразовательных

организаций,

так

как

в

ближайшем

будущем именно им предстоит развивать и совершенствовать финансовую

систему страны, стать основными клиентами финансовых институтов.

Приоритетом образовательного результата включения вопросов финансовой

грамотности в рабочие программы по математике становится формирование и

развитие способностей обучающегося действовать в реальной жизненной

ситуации.

Достижение

этого

результата

осуществляется

средствами

математического содержания курса.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО планируемые результаты

освоения учебной программы по математике, имеющие непосредственное

отношение к финансовой грамотности:

метапредметные результаты:

выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в

фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для

выявления закономерностей и противоречий;

выбирать,

анализировать,

систематизировать

и

интерпретировать

информацию различных видов и форм представления;

выбирать

способ

решения

учебной

задачи

(сравнивать

несколько

вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно

выделенных критериев);

самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть),

выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных

возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с

учётом новой информации;

предметные результаты (5-6 класс):

решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью

организованного конечного перебора всех возможных вариантов;

использовать краткие записи, схемы, таблицы, обозначения при решении

задач;

извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в

таблице,

на

столбчатой

диаграмме,

интерпретировать

представленные

данные, использовать данные при решении задач.

Формирование финансовой грамотности на уроках математики происходит

в процессе решения учебных задач с финансовым содержанием. Именно

учебные задачи являются содержательным ядром финансовой грамотности на

уроках.

Задачневый подход формирования финансовой грамотности обучающихся в

рамках освоения предметных результатов по математике является основным. В

задачном подходе решение практической задачи приводит к задаче учебной –

содержащей новые понятия и способы действия. В задачном подходе урок

строится на решении особой практической задачи, преобразование которой

приведёт к задаче учебной – содержащей новые понятия и способы действия.

Решая специально подобранные задачи с финансовым содержанием,

обучающиеся осваивают знания, навыки, личные установки, которые затем

переносят в реальную действительность, демонстрируя финансово грамотное

поведение.

Включение заданий по финансовой грамотности в урочную деятельность

позволяет решить задачи урока более эффективно. Они могут стать основой

целого урока или значительной его части.

Поэтому очень важно подбирать задачи с финансовым содержанием,

которые способствовали лучшему достижению предметных результатов по

математике и финансовой грамотности.

Несмотря на то, что на изучение темы «Натуральные числа. Действия с

натуральными числами» отводится 43 часа, анализ учебно-методической

литературы по учебному предмету «Математика», позволил сделать вывод о

недостаточном

количестве,

а

в

ряде

случаев

отсутствии

заданий

для

формирования финансовой грамотности.

Все вышесказанное подтверждает актуальность темы разработки картотеки

математических задач по финансовой грамотности при изучении темы

«Натуральные числа. Действия с натуральными числами» (5 класс)

Нормативно-правовое обоснование:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012 № 273-ФЗ;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021

№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 №

64101);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 568 от

18.07.2022

«О

внесении

изменений

в

федеральный

государственный

образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован

17.08.2022 № 69675);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023

№ 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного

общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023)

Федеральная рабочая программа основного общего образования по

учебному предмету «Математика» (базовый уровень).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Представленная ниже картотека учебных задач по теме «Натуральные

числа. Действия с натуральными числами» разработана с опорой на рабочую

программу учебного курса «Математика» в 5-6 классах на 2023-2024 учебный

год. Рабочая программа создана с учетом обновленных ФГОС ООО и

Федеральной рабочей программы основного общего образования «Математика»

(базовый уровень).

Картотека задач представляет собой систему учебных задач по теме

«Натуральные числа. Действия с натуральными числами», способствующих

формированию финансовой грамотности обучающихся, ориентирована на УМК

«Математика

5-6»

Н.Я

Виленкина.

Кроме

непосредственно

задач

по

формированию

финансовой

грамотности

в

картотеке

представлены

характеристики заданий и критерии оценивания.

Все задачи в картотеке

распределены по темам (таблица 3). Задачи ориентированы на следующие

основные

виды

деятельности

обучающихся:

решать

текстовые

задачи

арифметическим

способом;

анализировать

и

осмысливать

текст

задачи,

переформулировать условие, извлекать необходимые данные, устанавливать

зависимости между величинами, строить логическую цепочку рассуждений;

моделировать ход решения задачи с помощью рисунка, схемы, таблицы;

приводить, разбирать, оценивать различные решения, записи решений текстовых

задач;

критически

оценивать

полученный

результат,

осуществлять

самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию, находить ошибки.

Таблица 3 – Перечень тем картотеки задач по финансовой грамотности

Тема

Задание

1.

Натуральное число. Ряд натуральных чисел

Покупка телефона

2.

Римская нумерация как пример непозиционной

системы счисления

Покупка продуктов в

магазине

3.

Сравнение натуральных чисел

Любимая книга

4.

Округление натуральных чисел

Квитанция за

электроэнергию

5.

Координатная прямая. Представление данных в

виде таблиц, столбчатых диаграмм

Летний отдых

6.

Арифметические

действия

с

натуральными

числами,

вычисление

значения

числовых

выражений

Экскурсия в

«Голубино»

7.

Умножение натуральных чисел, свойства нуля и

единицы при умножении

Прибор учета

8.

Числовое

выражение.

Вычисление

значений

числовых

выражений,

порядок

выполнения

действий

Трудный выбор

9.

Деление с остатком

Подарок

10.

Запись

числа

в

виде

суммы

разрядных

слагаемых

Семейный бюджет

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Возрастные особенности школьников 5 класса определяют формы и методы

организации

учебного процесса с использованием задач по темам финансовой грамотности в

математике. Одна из особенностей, которую непременно следует учитывать, —

это уровень развития теоретического мышления. У школьников 5-х классов

теоретическое мышление находится на начальной стадии формирования,

поэтому формулировки некоторых задач курса финансовой грамотности

рекомендуется адаптировать для обучающихся 5 классов, учитывая реальный

уровень подготовленности класса.

Учебно-познавательные задачи рекомендуется формулировать как условия игры,

в которой распределяются роли, есть сюжет, отношения, играющих копируются

из жизни взрослых, определяются правила игры.

Задачи для выполнения в классе, как правило, рассчитаны на 10-20 минут.

Организация работы, учащихся включает в себя такие обязательные этапы, как

актуализация и постановка задачи, контроль и коррекция хода выполнения

задачи, рефлексия по итогам выполнения задачи. Некоторые задачи рассчитаны

на индивидуальную работу учащихся, другие — на организацию их

взаимодействия.

Прежде чем приступить к решению задач учитель объясняет термины,

используемые в задачах, добиваясь их понимания обучающимися, например,

«показания счетчиков», «расход», «бюджет» и т.д.

Тема «Натуральное число. Ряд натуральных чисел»

Задание «Покупка телефона»

Прочитайте текст

Максим, ученик 5 класса, долгое время

копил

на

телефон.

Деньги

он

зарабатывал сам. Он помогал соседу дяде

Паше

ремонтировать

автомобиль:

подкручивал

гайки

и

мыл

детали.

Помогал соседке бабушке Зое полоть и

поливать грядки. А зимой чистил от

снега дорожки. И вот долгожданный

день наступил, и Максим с мамой пошли

покупать телефон. Цена телефона 5830

руб.

Менеджер

магазина

предложил

Максиму

воспользоваться

скидкой,

которая была объявлена в этот день – 500

руб.

Сколько рублей заплатил Максим за

телефон?

Составьте

числовое

выражение,

выполните

вычисления и заполните таблицу.

Стоимость

телефона

( руб.)

Скидка

( руб.)

Стоимость телефона с

учетом скидки

(руб.)

?

Характеристики заданий и система оценивания

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

Содержательная область оценки: Деньги и операции с ними.

Компетентностная область оценки: Анализ информации в финансовой контексте.

Контекст: Личные траты, досуг и отдых.

Уровень сложности: Низкий уровень сложности.

Максимальный ответ: 1 балл

Формат ответа: Задание с одним кратким ответом.

Система оценивания

Баллы

Содержание критерия

1

Дан верный ответ: 5330 руб.

0

Дан неверный ответ или ответ отсутствует

Тема «Римская нумерация как пример непозиционной системы счисления»

Задание «Покупка продуктов в магазине

»

Прочитайте текст

Аня и Даша, ученицы 5 класса школы-

интернат № 2, на уроке математики изучили

тему «Римская система счисления». Для

того,

чтобы

закрепить

пройденный

материал, они попроси маму подготовить

им

на

субботу-воскресенье

задание

по

данной теме. Приехав на выходные домой,

они увидели записку от мамы.

«Дорогие мои девочки, сегодня я рано ушла

на работу. Вам предстоит самостоятельно

сходить в магазин и купить продукты по

списку (я написала количество продуктов и

вес

римскими

цифрами).

Прошу

вас

посчитать стоимость продуктов тоже в

римской системой счисления. Вот вам M

руб. Какова будет ваша сдача? Ваша мама»

Помогите

Ане

и

Даше

выполнить

вычисления.

Прочитайте

записку,

которую

мама

оставила девочкам, составьте числовые

выражения, проведите вычисления, ответ

запишите римскими цифрами.

Список покупок.

Яйцо – ХХ шт.

Батон – I шт.

Пирожное – II шт.

Масло сливочное – D гр.

Сыр пошехонский – CCL гр.

Сахар – M гр.

Стоимость продуктов:

Яйцо – LXX руб./ десяток

Батон –L руб./шт.

Пирожное – CX руб./ шт.

Масло сливочное – CXX руб./250 гр.

Сыр пошехонский – CL руб./250 гр.

Сахар – LXVI руб./кг.

Характеристики заданий и система оценивания

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

Содержательная область оценки: Деньги и операции с ними.

Компетентностная область оценки: Применение финансовых знаний и понимания.

Контекст: Дом и семья.

Уровень сложности: Высокий уровень сложности.

Максимальный ответ: 2 балл

Формат ответа: Задание с развернутым ответом.

Система оценивания

Баллы

Содержание критерия

2

Дан верный ответ и приведено решение задачи.

Список покупок: Яйцо – ХХ шт. – 20 шт.; Батон – I шт. – 1 шт.; Пирожное – II шт.

– 2 шт.; Масло сливочное – D гр. – 500 гр.; Сыр пошехонский – CCL гр. – 250 гр.;

Сахар – M гр. – 1000 гр.

Стоимость продуктов: Яйцо – LXX руб./ десяток – 70 руб./ десяток; Батон – L

руб./шт. – 50 руб./шт.; Пирожное – CX руб./ шт. – 110 руб./ шт.; Масло сливочное

– CXX руб./ 250 гр. –120 руб./ 250 гр.; Сыр пошехонский – CL руб./250 гр. – 150

руб./250 гр.; Сахар – LXVI руб./кг. – 66 руб./кг.

1) Стоимость покупки 70+70 + 50 +110+110 +120+120 +150 +66 = 756 руб. –

DCCLVI руб.

2) Сдача 1000 – 756 = 244 руб. – CCXLIV руб.

1

Допущена вычислительная ошибка ИЛИ ответ дан не римскими цифрами

0

Дан неверный ответ или ответ отсутствует

Тема «Сравнение натуральных чисел»

Задание «Любимая книга»

Прочитайте текст

Аня и Максим долго мечтали, чтобы

на книжной полке стояли их любимые

книги «Гарри Потер», но купить их

все вместе, серией, мама сразу не

могла, т.к. комплект стоит приличных

денег. В один прекрасный день, придя

с работы, мама объявила детям, что

она готова им оплатить покупку книг

серии

«Гарри

Потер»,

но

с

тем

условием,

что

они

сами

«промониторят»

магазины,

где

продается

этот

комплект

по

минимальной цене.

Дети посмотрели несколько магазинов

и выяснили, что цены на книги в

разных магазинах разные.

Составьте числовое выражение и выполните

вычисления.

Сравните

стоимость

книг

и

запишите результат в виде неравенства.

В магазине «Буквоед» комплект книг будет

стоить на 1447 руб. дороже, чем в магазине

«Озон». А в магазине «Озон» на 292 руб.

дешевле, чем в магазине «Лабиринт». Сколько

стоит комплект книг в каждом магазине, если

известно, что в «Лабиринт» он стоит 5292 руб

.

Характеристики заданий и система оценивания

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

Содержательная область оценки: Планирование и управление финансами.

Компетентностная область оценки: Анализ информации в финансовой контексте.

Контекст: Личные траты, досуг и отдых.

Уровень сложности: Средний уровень сложности.

Максимальный ответ: 1 балл.

Формат ответа: Задание с несколькими краткими ответами.

Система оценивания

Баллы

Содержание критерия

1

Дан верный ответ:

1) магазин «Лабиринт» – 5292 руб.; магазин «Озон» – 5000 руб.; магазин

«Буквоед» – 6447 руб.

2) 5000 < 5292 < 6447

0

Дан неверный ответ или ответ отсутствует

Тема «Округление натуральных чисел»

Задание «Квитанция за электроэнергию»

Прочитайте текст

Каждый месяц

почтальон приносит

квитанции для

оплаты ЖКХ.

Изучая квитанции,

Алина не всегда

понимала, что это

такое. Мама

объяснила Алине,

из чего

складываются

суммы. И

попросила быть

более экономными:

выключать свет в

тех помещениях,

где нет никого, не

включать воду без

надобности.

Посмотрите внимательно на квитанцию. Округлите.

А) до десятков текущие показания счетчиков

Б) до сотен предыдущие показания счетчиков

В) до тысяч сумму к оплате.

Характеристики заданий и система оценивания

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

-Содержательная область оценки: платежи

-Компетентностная область оценки:

Выявление финансовой информации

.

-Контекст: дом, семья

-Мыслительная деятельность: рассуждать.

-Уровень сложности: средний уровень сложности

-Максимальный ответ: 1 балл

-Формат ответа:

Задание на установление соответствия.

Система оценивания

Баллы

Содержание критерия

1

Дан верный ответ.

А) округлено до десятков текущие показания счетчиков 1830

Б) округлено до сотен предыдущие показания счетчиков 1600

В) округлено до тысяч сумму к оплате 2000

0

Дан неверный ответ или ответ отсутствует

Тема «Координатная прямая. Представление данных в виде таблиц, столбчатых

диаграмм»

Задание «Летний

отдых»

Прочитайте текст

Алеша поехал в летний оздоровительный лагерь

«Звездочка –Юг» в г. Анапа. Мама дала ему

деньги на личные расходы и экскурсии в

размере 6000 руб. Мама предложила Алеше

выбрать экскурсии не по выданному сейчас

прайсу, а уже в лагере. И так, Алеша едет в

лагерь, где его захватывает интересная летняя

жизнь. Когда в лагере приходит время

экскурсии, Алеша попытался сосчитать, хватит

ли ему денег на экскурсии, которые он выбрал.

Название экскурсии

Стоимость (руб.)

«Пшадские водопады

«Долина лотосов»

«Сафари парк»

Прочитайте задачу внимательно,

составьте числовые выражения.

Запишите результаты в таблицу.

Постройте столбчатую диаграмму

стоимости экскурсий.

Постройте координатный луч с

началом в точке О и координатой

0.На координатном луче отметьте

точками Р (Пшадские водопады), С

(Сафари парк), D (Долина лотосов) -

стоимость экскурсии. Взяв за

единичный отрезок 2 клетки равной

300руб.

Экскурсия на «Пшадские водопады»

стоит 1800 руб., а экскурсия в

«Долину лотосов» стоит в два раза

меньше, чем на водопады. Ещё одна

экскурсия в г. Геленджик в «Сафари

парк» стоит столько же, сколько на

водопады и в «Долину лотосов»

вместе.

Характеристика заданий и система оценивания

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

Содержательная область оценки: Планирование и управление финансами.

Компетентностная область оценки: Анализ информации в финансовой контексте.

Контекст: Личные траты, досуг и отдых.

Уровень сложности:

средний уровень сложности

Максимальный ответ: 2 балла.

- Формат ответа: Задание с несколькими краткими ответами.

Система оценивания

Баллы

Содержание критерия

2

Дан верный ответ. потрачено 5400.ответ: денег хватит.

1

Допущена вычислительная ошибка. ИЛИ точки на координатном луче ИЛИ

диаграмма построены не верно

0

Другой ответ, или ответ отсутствует

Тема «Арифметические действия с натуральными числами, вычисление

значения числовых выражений»

Задание Поездка в «Голубино»

Прочитайте текст

«Алла Александровна смотрела в

окно, любуясь золотой осенью. На

дворе всего лишь 8 сентября. Вдруг в

коридоре раздался грохот, и в

комнату влетел Саша. Он бросил

портфель на пол и тут же сказал:

«Нашему классу предложили в конце

месяца на выходных поехать на

экскурсию в «Голубино». Мама,

можно я тоже поеду? Путевка стоит

3500руб.» Алла Александровна

подошла к столу и достала тетрадный

листок. Заглянув в него, ответила,

что они с бабушкой посоветуются и

вечером, когда Саша сделает уроки,

посчитают, смогут ли они выделить в

этот месяц деньги для этой поездки.

Прочитайте внимательно, заполните таблицу на

основании таблицы составьте числовое выражение и

ответьте на вопросы:

Пенсия бабушки -16 528 рублей, зарплата мамы –

20893 рубля. Счет за коммунальные платежи - 6890

рублей. На продукты питания семья потратила

10000руб., а на лекарство для бабушки ушло в четыре

раза меньше, чем на питание. Кроме того, на товары

личной гигиены и бытовую химию семья потратила

3500 руб.

доходы

Руб.

расходы

Руб.

итого

итого

а) Какая сумма останется у семьи

после всех обязательных расходов?

б) Смогут ли мама и бабушка

выделить деньги Саше на поездку?

в) Сколько денег останется в

семейном бюджете на

непредвиденные расходы, если Саша

поедет на экскурсию с классом?

Характеристика заданий и система оценивания

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

Содержательная область оценки: Планирование и управление финансами.

Компетентностная область оценки: Анализ информации в финансовой контексте.

Контекст: Личные траты, досуг и отдых.

Уровень сложности:

средний уровень сложности

Максимальный ответ: 2 балла.

- Формат ответа: Задание с несколькими краткими ответами.

Система оценивания

Баллы

Содержание критерия

2

Дан верный ответ. А) 14531 руб.: Б) да смогут. В) 11031руб.

1

Допущена вычислительная ошибка. ИЛИ не правильно отвечено на один из

вопросов.

0

Другой ответ, или ответ отсутствует

Тема «Умножение натуральных чисел, свойства нуля и единицы при

умножении»

Задание «Прибор учета»

Прочитайте текст

Алексею всегда было интересно, что за

бумажки приносит почтальон, после чего

бабушка или мама идут в банк их

оплачивать. Бабушка объяснила Алексею,

что это квитанции за ЖКХ, это

обязательный платеж, который надо внести,

чтобы жить с водой и светом.

Прочитайте задачу внимательно, составьте

числовые выражения, выполните умножение.

В квартире, где проживает Алексей

с семьей, установлен прибор учёта

расхода электроэнергии (счётчик). 1

октября с ч ё т ч и к показывал расход 103

кВт/ч, а 1 ноября — 133 кВт/ч. Какую

сумму должна заплатить семья А л е к с е я

за электроэнергию (месяц- октябрь), если

цена 1 кВт/ч составляет:

А)2 руб. Б) 3руб. в) 1 руб. Г) 0 руб.

Какие свойства умножения применил

Алексей при подсчетах?

Характеристики заданий и система оценивания.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

Содержательная область оценки: планирование и управление финансами.

Компетентностная область оценки:

оценка финансовой проблемы.

Контекст: семейный

Уровень сложности:

средний уровень сложности

Максимальный ответ:1 балл.

- Формат ответа: Задание с развернутым ответом

Система оценивания

Баллы

Содержание критерия

1

Дано объяснение свойств умножения на 0 и 1. сделаны расчеты

0

Другой ответ, или ответ отсутствует

Тема «Числовое выражение. Вычисление значений числовых выражений,

порядок выполнения действий»

Задание «Трудный выбор»

Прочитайте текст

Алена проживает в п. Ц….. и учится в

школе- интернат №... С родителями

она видится только по выходным.

Родители Алены всегда дают деньги на

карманные расходы, сегодня они дали

ей 300 руб. А еще в копилке у нее 2300

руб., накопленных ранее.

Помогите Алене определить, сколько

всего у неё сейчас денег, сколько будет

потрачено и сколько останется.

Прочитайте задачу внимательно, составьте

числовые выражения, выполните вычисления

и определите порядок выполнения действий.

Каждая ситуация рассматривается

отдельно

Ситуация1

Всего денег у Алены:

День Рождения подруги.

расходы

сумма

Проезд на автобусе

Архангельск- Северодвинск

туда и обратно

340руб

Подарок книга и открытка.

1000руб

Ситуация2

Всего денег у Алены:

Экскурсия с классом в Гостиные Дворы

расходы

сумма

Проезд до г. Архангельск (в одну

сторону)

36 руб.

Питание

200 руб.

Билет в музей

150 руб.

Сувениры

200 руб.

Характеристика заданий и система оценивания

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

Содержательная область оценки: Планирование и управление финансами.

Компетентностная область оценки: Анализ информации в финансовой контексте.

Контекст: Личные траты, досуг и отдых.

Уровень сложности: средний уровень сложности

Максимальный ответ: 2 балла.

- Формат ответа: Задание с несколькими краткими ответами.

Система оценивания

Баллы

Содержание критерия

2

Дан верный ответ. 2600. 1 ситуация. потрачено 1340 руб. останется 660 руб

2 ситуация: потрачено 622 руб. останется 1978 руб.

1

Допущена вычислительная ошибка. ИЛИ не правильно отвечено на один из

вопросов.

0

Другой ответ, или ответ отсутствует

Тема «Деление с остатком»

Задание «Подарок

»

Прочитайте текст

Мама Саши с целью финансового

благополучия ведет ежедневный учет

денежных средств. Она завела

финансовый дневник, где каждый

день отмечает расходы и доходы за

день.

Определите величину накоплений

семьи Саши за месяц, если итоговые

цифры поступлений и трат за этот

день отражают средние показания за

месяц.

Сможет ли мама купить Саше в

подарок игровую приставку

стоимостью 32000руб за счет своих

трехмесячных накоплений?

Определите срок её краткосрочного

финансового плана по покупке

приставки за счет ежемесячных

накоплений (в месяце 30 дней).

День 2

сентября

Поступления в

перерасчете за

день

Траты за день

зарплата

700р.

питание

330р

Пенсия

бабушки

550р.

Бытовые

расходы

230р

транспорт

72р

Лекарства

90р.

прочие

117р

итого

итого

Заполните недостающие значения финансового

дневника. Составьте числовое выражение и

проведите расчёты. (ответ получится с остатком).

Ответьте на вопросы.

Характеристика заданий и система оценивания

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

Содержательная область оценки: планирование и управление финансами.

Компетентностная область оценки: Анализ информации в финансовой контексте.

Контекст: личные траты

Уровень сложности: вы

сокий уровень сложности

Максимальный ответ: 2 балла.

- Формат ответа: Задание полным ответом.

Система оценивания

Баллы

Содержание критерия

2

Даны правильные ответы: доход:1150 руб., расход: 839руб.

1.Нет не сможет, т.к. за три месяца она накопит 27990 рублей, а

приставка стоит 32000 руб.

2.Срок выполнения что бы купить приставку составит: 3 месяца (ост

4010)

3. останется до копить 5320 (руб.) значит срок накопления составит 4

месяца

1

Даны не полные ответы ИЛИ допущены ошибки в вычислениях

0

Другой ответ, или ответ отсутствует.

Тема «Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых»

Задание «Семейный бюджет»

Прочитайте текст

Старший брат Алины учится в 8 классе. Как-

то, вернувшись домой из школы, он с

увлечением рассказывал о сегодняшнем

уроке финансовой грамотности на тему

«Семейный бюджет». Он говорил, что есть

семьи, где бюджет сбалансированный, то

есть доходы равны расходам; дефицитный:

доходы меньше расходов; и профицитный:

расходы меньше доходов.

Все это так понравилось Алине, что она

попросила маму разъяснить систему расчета

бюджета их семьи.

Мама предложила Алине, чтобы ей было

понятней, посчитать доходы и расходы

семьи, и тем самым рассчитать бюджет.

Прочитайте задачу внимательно,

составьте числовое выражение и

выполните вычисления. Запишите

полученные результаты в виде разрядных

слагаемых. Составьте неравенство.

Начисленная заработная плата папы Алины

равна 80000 рублей; начисленная

заработная плата мамы - 30513 рублей.

Коммунальные платежи равны 10300

рублей;

расходы на обеды во время работы и учебы

- 14700 рублей;

питание дома - 22405 рублей;

проезд в общественном транспорте - 4800

рублей;

бытовые расходы – 2900руб.

непредвиденные расходы - 3000 рублей.

Характеристика заданий и система оценивания

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

Содержательная область оценки: Планирование и управление финансами.

Компетентностная область оценки: Анализ информации в финансовой контексте.

Контекст: Дом и семья

Уровень сложности: средний

уровень сложности

Максимальный ответ: 2 балла.

- Формат ответа: задание на установление соответствия

Система оценивания

Баллы

Содержание критерия

2

Дан верный ответ и приведено решение задачи.

(110513-руб.доход семьи: 100000+10000+500+10+3

58105-расход семьи :50000+8000+100+5)

110513> 58105

1

Даны не полные ответы ИЛИ допущены ошибки в вычислениях

0

Другой ответ, или ответ отсутствует.

1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это

совокупность

требований,

обязательных

при

реализации

основных

образовательных программ начального общего, основного общего, среднего

(полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального

и высшего профессионального образования образовательными учреждениями,

имеющими государственную аккредитацию.

Федеральная рабочая программа основного общего образования по

учебному предмету «Математика» (базовый уровень).

Программа по математике

для обучающихся 5–9 классов разработана на основе ФГОС ООО с учётом и

современных

мировых

требований,

предъявляемых

к

математическому

образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают

овладение

ключевыми

компетенциями,

составляющими

основу

для

непрерывного

образования

и

саморазвития,

а

также

целостность

общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В

программе по математике учтены идеи и положения Концепции развития

математического образования в Российской Федерации.

Рабочая

программа

нормативно-управленческий

документ

образовательного

учреждения,

характеризующий

систему

организации

образовательной деятельности. Разработка рабочей программы по учебным

предметам проводится на основе материала Государственного стандарта общего

образования

и

примерных

программ,

рекомендованных

(допущенных)

компетентными органами.

Картотека — это организованный набор карточек, на которых содержится

информация по определенной теме или предмету.

Арифметическая задача– это связный лаконичный текст, в который

включены числовые значения некоторых величин, указаны связи и отношения

между ними и требуется отыскать другие зависящие от них значения величин.

Финансовая грамотность - это сочетание осведомленности, знаний,

навыков, отношения и поведения, необходимых для принятия разумных

финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения индивидуального

финансового благополучия.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких

или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности (например,

сравнение, схематизация, умозаключение, наблюдение, формулирование вопроса,

выдвижение

гипотезы,

моделирование

и

т.д.),

применимые

как

в

рамках

образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях

.

Теоретические аспекты

Эффективным способом формирования финансовой грамотности школьников в

процессе изучения математики является решение задач на экономические темы.

Решить задачу – значит объяснить, какие действия надо произвести над числами,

чтобы ответить на вопрос задачи. Записать решение задачи – значит с помощью

цифр и знаков арифметических действий показать, что надо сделать с числами,

чтобы найти неизвестное число, выполнить действия и дать ответ на

поставленный вопрос.

Успех работы над текстовыми задачами зависит отряда факторов. Самыми

важными из них являются:

сознательное усвоение условия задачи;

установление отношений между данными задачи и между данными и

искомыми;

логический разбор задачи и последовательность выбора действий для решения

задачи;

наличие записи решения задачи (в виде развернутого плана, действий с

последующим пояснением, в виде математического выражения);

самостоятельность работы учащегося над задачей.

В материалах государственных стандартов школ России отмечается, что

формирование представлений учащихся натуральном числе и нуле должно

происходить в процессе решения практических задач с одновременным

приобретением опыта в решении текстовых задач.

В каждой задаче есть:

1) числовые или буквенные данные;

2) условие, то есть текст, который поясняет, что обозначают эти данные;

3) вопрос-требование, заключающееся в нахождении значения искомой

величины.

Решение текстовых задач осуществляется поэтапно.

К ним относятся:

чтение и осмысление текста задачи. При этом предполагается, что ученики

понимают значение каждого слова в тексте задачи и мысленно представляют

ситуацию, изложенную в ней;

выявление в тексте задачи условия (известных и неизвестных величин) и

вопроса-требования;

установление связи между данными и между данными и искомыми

величинами (между условием и вопросом задачи). И на этой основе умение

смоделировать отношения, данные в задаче (перевести ее на язык

математических схем, символов и отношений);

составление плана решения задачи и выбор арифметического действия для ее

решения;

запись решения и ответа задачи;

работа над задачей после ее решения.

Названные этапы являются этапами, составляющими модель методической

деятельности учителя в процессе обучения решению текстовых задач.

1 Подготовительный этап предполагает ознакомление с содержанием задачи. На

этом этапе:

а) происходит осознание жизненной ситуации, о которой говорится в задаче

(если встречаются непонятные слова, учитель их объясняет);

б) выделяются ключевые слова, которые определяют выбор действия: «было»,

«взяли», «осталось», «больше на столько-то» и другие;

в) осознается, достаточно ли в условии задачи исходных данных для

определения неизвестной величины? Или имеются лишние исходные данные?

Какие? Непротиворечивы ли исходные данные?

2 Поиск решения задачи предполагает отделение вопроса задачи от условия

задачи, устанавливаются известные и неизвестные величины и связь между

ними. Для этой цели используются приемы, помогающие вычленить величины,

входящие в задачу, установить

связи и отношения между величинами, данными

в задаче, и между данными и искомыми величинами в

задаче: иллюстрация (предметная или схематическая), краткая запись условия

задачи, которую можно выполнить в таблице или без нее, выполнение чертежа к

задаче.

3 Усвоение связей и отношений между данными и между данными и искомыми

величинами приводит к составлению плана решения задачи

И выбора соответствующего арифметического действия. Следовательно,

Разбор задачи заканчивается составлением плана решения задачи, который

намечает общий путь решения задачи.

4 Осуществление плана решения задачи – это выполнение арифметических

действий, выбранных при составлении плана задачи. С психологической точки

зрения, выбор арифметического действия при решении задачи –

это операция, которая сводится к переводу данных конкретной ситуации на

абстрактный язык математических символов.

5. Важным этапом в работе над текстовыми задачами является закрепление

умений решать задачи. На этом этапе учащиеся должны уметь обобщить способ

решения конкретной задачи таким образом, чтобы в дальнейшем суметь решить

любую задачу рассматриваемого типа.



В раздел образования