Автор: Назмутдинова Лиана Мухтаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 18
Населённый пункт: Салават, Республика Башкортостан
Наименование материала: Игры и упражнения с тактильными мешочками
Тема: Использование тактильных мешочков-зайчиков в работе с детьми с ЗПР и РАС
Раздел: дошкольное образование
Использование тактильных мешочков-зайчиков в работе с
детьми с ЗПР и РАС
В набор входят: мешочек для хранения и 15 мешочков, размером 8*8 см:
-9 мешочков из хлопка наполнители из круп
-1 мешочек из плюша, наполнитель косточки вишни
-1 мешочек из вилюра, наполнитель крупные пластиковые фигурки или
деревянные бусины
-1 мешочек из мешковины, наполнитель шуршалка
-1 мешочек из муслина (вместо атласа), наполнитель синтепух,
-1 мешочек из фланели, наполнитель синтепух+бубенцы,
-1 мешочек из флиса, наполнитель синтепух+гремелки.
В зависимости от наличия тканей, могут быть изменены цвета мешочков.
Игры и упражнения с тактильными мешочками можно проводить с детьми от 4
месяцев и ограничения по возрасту не установлены, т.к. для любого возраста
можно придумать игру. Конечно, чем старше ребенок, тем сложнее и
разнообразнее задания. Проверено: даже взрослым интересно играть.
Какие задачи позволяют решать?
Яркие мешочки скрывают в себе множество «секретиков», а значит, побуждают
к
проявлению
познавательного
интереса.
Ребенок
пытается
нащупать
содержимое – стимулирует развитие воображения, крупной и мелкой моторики
(что неразрывно связано с речевой функцией), описывает предполагаемую
форму через ткань, свойства предметов, — развивает навыки связной речи,
расширяет активный словарь, работает над грамматическим строем речи.
В зависимости от содержимого мешочки могут оказывать стимулирующее и
расслабляющее воздействие.
Игра 1: Угадай, что внутри.
Ребенок выбирает мешочек. Инструкция: «Поработай своими пальчиками.
Нащупай, что внутри мешочка. Опиши размер, форму. Твердые или мягкие
предметы находятся внутри? Холодные или теплые?».
Игра 2: Найти пару для своего мешочка.
Инструкция: «Еще раз внимательно пощупай прозрачный мешочек с крупой. А
теперь найди из мешочков мешочек с таким же содержимым». Здесь ребенку
важно абстрагироваться от цвета мешочков (т.к. могут попадаться мешочки с
одинаковыми
или
схожими
расцветками),
сделать
акцент
именно
на
особенностях содержания.
Игра 3: Счет.
Ребенку дают задание построить пирамидку из например: трех мешочком,
пересчитать, затем добавить к ним еще два мешочка и посчитать сколько
получилось и т.д. Или например дать задание положить справа два мешочка, а
слева четыре мешочка.
Игра 4: Какой цвет?
Попросить ребенка назвать цвета у однотонных мешочков, или рассказать из
каких цветов состоят цветные мешочки.
Игра 5: Грузовичок.
Возить мешочки по одному от одного стульчика к другому. Задание перевезти
все мешочки.
Игра 6: Рыбалка.
Первый вариант: Разложить мешочки на полу перед ребенком. Ребенок
перекатываясь на мячике должен достать по одному мешочки.
Второй вариант: Разложить мешочки на полу перед диваном. Ребенок ложится
на диван на животик. Задание: наклониться и собрать по одному мешочку.
Игра 7: Сенсорная тропа.
Ходьба по кочкам – мешочкам с различными наполнителями полезна для
развития тактильного восприятия, координации движений и профилактики
плоскостопия.