Автор: Давыдова Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЗАВЬЯЛОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "РОДНИЧОК" БУГУРУСЛАНСКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Населённый пункт: с.Завьяловка
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 3-4 лет
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Завьяловский детский сад «Родничок» Бугурусланского района
Оренбургской области
Методические рекомендации по
использованию нетрадиционных техник
рисования в работе с детьми 3-4 лет
Давыдова Елена Ивановна
“Истоки способностей и дарования детей на
кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие нити-ручейки, которые питает источник
творческой мысли. Другими словами, чем больше
мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
В.А. Сухомлинский
Ребенок живет в огромном реальном мире, в котором многое для него пока еще
недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Мы, взрослые, являемся посредниками
между окружающим миром – миром природы, людей, вещей, искусства. И нежной, хрупкой,
эмоциональной
и
отзывчивой
на
всё
новое,
удивительное,
яркое
душой
ребенка.
Воспитание
чувств ребенка начинается
с красоты. Потребность в
красоте и
доброте
появляется у малыша с первых дней его жизни: он тянется к красивой игрушке, замирает,
услышав звуки музыки; немного повзрослев, рассматривает яркие иллюстрации в книжке,
пытается изобразить на бумаге только ему понятную красоту.
Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них
наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани
между добром и злом, красивым и безобразным.
Несомненно,
основы
развивающейся
личности
закладываются
в
детстве,
и
существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение,
равнодушное к живописи, не понимающее музыку, поэзию. Поэтому сегодня эстетическое
развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых
подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с
интересами ребенка, его потребностями, способностями.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории
и практики на современном этапе. Решение её уже должно начаться в дошкольном детстве.
Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность в детском саду.
Детское
изобразительное
творчество
нередко
поражает
своей
непосредственностью,
буйством
фантазии.
Распространено
мнение,
что
роль
взрослого
в
развитии
изобразительной деятельности дошкольников должна сводиться лишь к невмешательству в
процессе самовыражения ребенка. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Что
может выразить ребенок, если его жизнь бедна чувствами и впечатлениями, если он не
имеет
необходимых
материалов
для
творчества
и
не
владеет
элементарными
изобразительными умениями? Безусловно, не следует навязывать ребёнку своё видение
мира,
свои вкусы.
Надо
стремиться
к
тому, чтобы обучение
умениям не
вытесняло
непосредственности
детского восприятия.
В процессе
рисования ребенок испытывает
разнообразные
чувства:
радуется
красивому
изображению,
которое
он
создал
сам,
огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребенок
приобретает
различные
знания;
уточняются
и
углубляются
его
представления
об
окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать
их
характерные
особенности
и
детали,
овладевать
изобразительными
навыками
и
умениями,
учиться
осознанно,
использовать
их.
Еще
Аристотель
отмечал:
занятие
рисованием способствует разностороннему развитию ребенка.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям
ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно – это и процесс, и
результат практической
деятельности,
прежде
всего
художественного творчества.
По
эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние,
волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию
можно использовать нетрадиционные способы изображения. Что же они дают детям?
В каждой есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить, как способы
создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра.
Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой
технике ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира,
передать образы воображения, воплотив
их с
помощью разнообразных материалов в
реальные формы.
Рассмотрим техники, применимые в работе с детьми 3-4 лет:
ВОЛШЕБНАЯ НИТОЧКА
Материал: нитки, веревка, гуашь разного цвета.
Ход работы:
1-ый способ
Одну, две, три нити пропитать красками. Разложить нити на листе бумаги и закрыть другим
листом так, чтобы концы ниток были видны. Тяните одну ниточку, затем другую, третью, а
верхний
лист
придерживайте
рукой.
Получилась
фантастика,
космос,
может
наше
настроение? Попробуйте, вы получите столько радости!
2-ой способ
Альбомный лист сложите пополам. Опустите нитку в краску, а затем хаотично разложить
ее на одну из сторон листа, другую накрыть сверху и прижать рукой. Раскрыть, убрать нить,
рассмотреть
полученное
изображение.
По
мере
надобности
дорисовать
до конечного
результата.
3-ий способ
Опустить веревку в краску, а затем разложить кольцом или любым другим способом на
листе бумаги. Накрыть сверху другим листом и придавить ладонью. Раскрыть, убрать
веревку и посмотреть на полученное изображение, дорисовать.
4-ый способ
Обернуть веревку вокруг цилиндра. Сделать перекрещивающийся узор, наложить сначала
веревку вверх, потом вниз по всей длине цилиндра. Впитывать краску на веревку. Затем
прижать цилиндр к нижнему краю бумаге. Плотно прижимая, хотите его от себя. На листе
появится веревочный узор.
МОНОТИПИЯ
Материал: краска, кисточка, бумага
Ход работы:
Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой
несколько ярких
цветных
пятен.
Теперь
быстро
сложите
лист
по
тому же
сгибу
и
хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте
и
всмотритесь:
что же
получилось?
Сказочные цветы? Жук? Да нет, это красавица-бабочка!
НАБРЫЗГ
Материал: старые зубные щетки, гуашь, бумага, гербарий, силуэты.
Ход работы:
На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а
картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так
можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить
на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно
дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой.
РИСОВАНИЕ МЫЛЬНОЙ ПЕНОЙ
Материал: оргстекло, акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка
для коктейля, бумага, карандаш, кисть.
Ход работы:
1-ый способ
Намыливаем поролоновую губку и выжимаем из нее пену в тарелочку. На листе бумаги
карандашом рисуем контур. На карандашный рисунок (можно использовать раскраску)
накладываем чистое оргстекло. Мыльной пеной мы будем раскрашивать на стекле рисунок,
который лежит под стеклом. Кисточкой берем пену и опускаем ее в акварельную краску
нужного цвета.
Помешиваем,
пока пена
не
окрасилась
в
нужный
нам
цвет. Рисуем
раскрашенной пеной на стекле, даем ей высохнуть. Чистый лист бумаги слегка смачиваем
водой и влажной стороной накладываем на стекло, прижимаем, затем отрываем от стекла.
Все готово!
2-ой способ
В баночку с жидкой краской добавляем шампунь, хорошо размешиваем. Опускаем трубочку
в банку и дуем до тех пор, пока верхом не поднимутся пузыри. Затем опускаем лист бумаги,
затем слегка надавить и поднять вверх. Для работы можно использовать бумагу разных
размеров, цветов, можно накладывать один мыльный рисунок на другой, подрисовывать,
вырезать, делать аппликации.
РИСОВАНИЕ СВЕЧОЙ ИЛИ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ
Материал: Свечка, бумага, кисточка, краски.
Ход работы.
1. Переведение – под тонкий альбомный лист положите нарисованный контурный рисунок.
Сверху обведите по контуру свечой, затем нанесите краску.
2. Трение – под тонкую бумагу положите, какой либо четко выраженный рельефный
рисунок, верхний лист бумаги натрите свечой и нанесите краску.
ПЕЧАТЬ ОТ РУКИ
Материал: краска, тарелочки, бумага
Ход работы.
Сжать руку в кулак и вдавить его в краску. Поводить его из стороны в сторону, чтобы краска
хорошо размазалась по руке. Приложить боковую часть кулака к листу бумаги и поднять
его. Сделать несколько отпечатков. Краску также можно наносить кисточкой. Можно
рисовать всей ладонью, большим пальцем, кончиком мизинца, согнутым пальцем, суставом
согнутого
пальца
боковой
части
мизинца
и
ладони,
согнутыми
пальцами
в
кулак,
подушечками пальцев.
ПЕЧАТКА
Материал: печатки, бумага краски, тарелочки, губка-подушечка.
Ход работы.
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его
отпечатков
разные
композиции,
украшая
ими
пригласительные
билеты,
открытки,
салфетки, платки и т.д.
Печатки несложно изготовить самим: надо взять ластик, нарисовать на торце задуманный
рисунок и срезать все ненужное. «Печатка» готова! Можно использовать различные краски,
пробки, песочницы и т.п. Теперь прижмем печатку к подушечке с краской, а затем к листу
бумаги. Получился ровный и четкий отпечаток. Составляй любую композицию!
КЛЯКСОГРАФИЯ. РИСОВАНИЕ СОЛОМКОЙ.
Материал: трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.
Ход работы.
1-ый способ
Поставим
на
лист бумаги большую кляксу (жидкая краска) и
осторожно подуем
на
каплю… Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. А
можно сделать еще одну, но другого цвета. Пусть встретятся. Что получится, думайте сами.
2-ой способ
Выполните краской и кисточкой любой рисунок. Поставьте на необходимые для вас линии
капли и раздуйте их трубочкой. Рисунок готов!
РИСОВАНИЕ ПО-СЫРОМУ
Материал: влажная салфетка, емкость с водой, краски, кисти, акварельные мелки.
Ход работы.
1-ый способ
Намочите
бумагу и
положите ее
на
влажной салфетке (чтобы
бумага не
высыхала).
Возьмите акварельный мелок и нарисуйте все, что угодно.
2-ой способ
Если нет акварельных карандашей, можно рисовать красками и кисточкой.
МЯТАЯ БУМАГА
Материал: бумага, краски, кисти, тарелочки.
Ход работы.
1-ый способ
Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта
техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается
более интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики.
2-ой способ
Смять кусочек бумаги, примакнуть в сырую краску, затем примакиванием нанести рисунок.
Этот способ можно использовать для фона, или для завершения работы – цветы, крона
дерева, сугробы и т.п.
ГРАТТАЖ
Материал: Свечка, черная гуашь, шампунь, заостренная палочка.
Ход работы.
Нанесем цветной фон акварелью или возьмем цветной картон или простую белую бумагу.
Весь фон полностью затрем воском, парафином. Нальем в розетку черной, или цветной
гуаши, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью
парафиновый лист. «Холст» готов.
А теперь возьмем заостренную палочку и начнем процарапывать рисунок. Чем не гравюра!
ТРИО – ТУШЬ, ВОДА, ГУАШЬ
Материал: плотная бумага, гуашь, тушь, емкость с водой.
Ход работы.
Разведите гуашь водой и крупно широкими мазками кисти нарисуйте то, что задумали.
Главное чтобы рисунок получился крупным. Когда гуашь закрепится, покройте весь лист
черной тушью. И когда она высохнет, опустите лист для «проявления» в ванночку с водой.
Гуашь смоется с бумаги, а тушь останется. На черном фоне проявится интересный белый
контур рисунка с различными краями.
РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ – «ТЫЧКА»
Материал: Грифельный карандаш с резинкой на конце, старая обрезанная кисть на 1 мм,
щетинная кисть, трубочка от фломастера с вставленным поролоном, белая бумага, книжки
– раскраски, тарелочка, гуашь.
Ход работы.
В тарелки разливается гуашь. Затем при помощи изготовленных «тычков» наносится краска
на изображение, сначала по контуру, потом внутреннее изображение. Готовый рисунок
имитирует технику рисования «пуантилизм». Щетинной сухой кистью – тычком можно
нарисовать шерсть животных, полянку, крону дерева. Разнообразие изображения зависит от
выбранного материала для тычка.
РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ — ТРЕНИЯ
Материал: Засушенные листья, силуэты с ярко выраженным рельефом, вата, порошок от
наструганных грифелей цветных карандашей.
Ход работы.
Под тонкую бумагу положить засушенный лист, ветку, цветов, силуэт, сверху потереть
ватным или тряпочным тампоном порошком из карандашного грифеля. Полученное на
тонкой бумаге изображение наклеить на плотную бумагу – получится открытка. Таким
способом можно создать сюжетную композицию, декоративный узор.
Этим же способом можно потереть края силуэта, которые приложены к листу бумаги.
РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ ПРИМАКИВАНИЯ
Материал: Кисточки разного размера, гуашь, акварель, тушь, бумага
Ход работы.
Окунув кисточку в краску, приложить ее хвостик к листу бумаги и поднять получится
капелька. Если нанести такие капельки по кругу – получился цветок. Примакиванием
можно
нарисовать
листья
у
деревьев,
животных
и
другие
рисунки,
стоит
только
пофантазировать.
РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ ОТ ПЯТНА
Материал: Кисточка №10, 3, бумага, краска, фломастеры, восковые карандаши, уголь или
другие графические материалы
Ход работы.
1-ый способ
Широкой
кистью
наносится
пятно
произвольно
или
в
соответствии
с
задуманным
изображением. Когда оно высохнет, дополнительно подрисовываются недостающие детали
или
краской
или
другими
изобразительными
материалами.
Таким
способом
можно
нарисовать животных, цветы и т. п.
2-ой способ
Восковым карандашом нарисуйте глазки, носик, ротик. Затем широкой кисточкой по верх
изображения краской нарисуй те желтое пятно – получился веселый колобок. Так можно
изобразить деревья, ветки и ствол нарисовать восковыми карандашами, а крону краской.
Фантазируйте.
ВОЛШЕБНЫЕ ШАРИКИ
Материал: крышка от коробки, шарики, краска, бумага, кисти, вода.
Ход работы.
В коробку поместить лист бумаги, на нее нанести несколько разноцветных или однотонных
капель краски. Положить в коробку
2-3 шарика и потрясти коробкой так, чтобы шарики, катались, смешивая краски, создавая
узор.