Автор: Дорожкина Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ"Детский сад № 118"
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: Картотека пальчиковой гимнастики для детей группы раннего возраста
Тема: Пальчиковая гимнастика на тему "Моя семья"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Детский сад 118»
Картотека
пальчиковых игр
на тему «Я и моя семья»
для детей раннего возраста
Разработала:
Воспитатель: Дорожкина Е.В.
г. Магнитогорск 2024
Пальчиковые игры для детей 2-3 лет
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет
ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством,
стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую
деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто
высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.
Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются
в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько
пользы! Так что же такое пальчиковые игры? Все помнят стишок из детства: «Мы писали,
мы писали, наши пальчики устали…». Так учителя проводили физкультминутки на уроках
в начальной школе. Этот стишок и есть прообраз пальчиковых игр. По своей сути
пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Вы можете
просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят.
Пальчиковая гимнастика для дошкольников — занятие не только увлекательное, но и
очень полезное. Особенно это относится к детям раннего и младшего дошкольного
возраста. О пользе игровых упражнений с участием пальцев и ладоней знают и в народе:
всем нам знакомые «Ладушки», «Сорока-ворона» являются классическими примерами
народных пальчиковых игр для самых маленьких.
Феноменом пальчиковой гимнастики заинтересовались и учёные. Выяснилось, что
развитие движений пальцев рук положительно влияет на умственное и речевое развитие
детей. Сигналы, поступающие в мозг малыша при обследовании предметов окружающего
мира с помощью рук стимулируют работу речевых центров и участков, ответственных за
память, мышление. Это закономерно: получая новую информацию, маленький
исследователь испытывает потребность осмыслить её и поделиться своими открытиями с
окружающими.
Пальчиковой гимнастике уделяют внимание во всех возрастных группах детского сада, но
особенное значение придают ей в работе с детворой младшего возраста (до трёх лет). Это
обусловлено психологией детей третьего года жизни. Ведущей деятельностью в этот
период является предметная, а мышление — наглядно-предметное. То есть, обследование
предметов, и манипуляции с ними являются наиболее естественным и отвечающим
потребностям ребёнка способом познания мира. Главная цель пальчиковых игр –
переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую
воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных
строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное
звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память,
способность согласовывать движения и речи.
Задачи:
1. Способствовать запоминанию и называнию детьми членов своей семьи.
2. Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.
3. Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое
восприятие речи
«БОЛЬШАЯ СТИРКА»
С мамой мы белье стирали, (Ребенок трет один кулачок о другой.)
В речке вместе полоскали.( Ребенок водит раскрытыми ладонями вправо-влево,
имитируя полоскание белья).
Выжали, повесили.
(Ребенок сжимает и разжимает кулачки, имитируя развешивание белья).
То-то стало весело
(Ребенок выполняет круговые движения кистями рук, ладони вверх, пальцы
разведены в стороны.)
«ЛАДУШКИ»
Ладушки, ладушки,
Пекла бабушка оладушки, (Ребенок хлопает в ладоши, ладони при этом следует
держать горизонтально, меняя постоянно их положение: сначала сверху правая
ладонь, потом – левая)
Маслом поливала,
Детишкам раздавала. (Ребенок держит правую ладонь горизонтально и стучит по ней
собранными щепотью пальцами правой руки).
Маше – два,
И Саше – два, (Ребенок показывает указательные пальцы наобеих руках.)
Ванне – два,
И Тане – два.
Всем детишкам раздала.
Ладушки, ладушки
Хороши оладушки
У нашей доброй бабушки.
«СЕМЬЯ»
(Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.)
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья (энергично сжать руку в кулак несколько раз).
“РАДУЮТСЯ ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ”
Кто ещё радуется солнышку?
Радуется дедушка,
Радуется бабушка,
Радуется мамочка,
Радуется папочка,
Очень радуюсь я.
Рада солнцу вся семья!
(На каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.)
“МАЛЬЧИК-ПАЛЬЧИК”
Мальчик-пальчик, (Пальцы сжаты в кулачок)
Где ты был? (Разгибается большой палец)
С этим братцем в лес ходил, (Разгибается указательный)
С этим братцем щи варил, (Разгибается средний)
С этим братцем кашу ел, (Разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел. (Разгибается мизинец)
“ЦВЕТОЧЕК ДЛЯ МАМОЧКИ”
Ой, в нашем цветнике
Большой цветок на стебельке.
(раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки)
От ветерка качается,
(движения руками вправо-влево)
И мне улыбается!
Я мамочку поцелую. И цветочек подарю ей!
(мимика, жесты)
«МОЙ ДОМ»
В нашем доме все друзья
(Дети ритмично стучат кулачками по столу)
Самый младший - это я
(Разжимают кулачки, начиная с мизинчика)
Это мама Маша,
(Разжимают безымянный)
Это папа Саша,
(Разжимают средний)
Это брат Юра,
(Разжимают указательный)
Это сестра Даша.
(Разжимают большой)
«СЕМЬЯ МОГУЧАЯ»
В одном лесу дремучем (Покачать руками над головой)
Жила семья могучая: (Сложить ладони в "замок")
У них был дом огромный (Соединить пальцы - "крыша")
И крыша с трубой темной. (Поднять средние пальцы – труба)
Из трубы в колечки дым - («Колечки» из пальцев)
Плим, плим, плим. (Пощелкать пальцами).
"КТО ПРИЕХАЛ?"
Кто приехал? (Пальцы обеих рук сложены вместе.)
Мы, мы, мы! Быстро НАША БАБУШКА!"
Наша бабушка идёт (хлопать ладонями по коленям поочерёдно левой, правой руками.)
И корзиночку несёт (пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки.)
Села тихо в уголочек, (положить руки на колени.)
Вяжет деточкам чулочек, (выполнять движение, имитирующее вязание на спицах.)
Вдруг котята прибежали (мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка».)
И клубочки подобрали.
Где же, где ж мои клубочки, (развести руки в стороны.)
Как же мне вязать чулочки. (выполнять движение «вязание на спицах».) "
хлопают кончики больших пальцев).
Мама, мама, это ты? (Кончики больших пальцев прижаты, а кончики остальных хлопают.)
Да, да, да! (Хлопают кончики больших пальцев.)
Папа, папа, это ты? (Хлопают кончики указательных пальцев).
Да, да, да! (Хлопают кончики больших пальцев.)
Братец, братец, это ты? (Хлопают кончики средних пальцев.)
Да, да, да! (Хлопают кончики больших пальцев.)
Ах, сестричка, это ты? (Хлопают кончики безымянных.)
Да, да, да! (Хлопают кончики больших пальцев.)
Все мы вместе, да, да, да! (Хлопают кончики мизинцев)
« ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА»
Раз уселась на скамейке/
Наша дружная семейка:
(пальцы сжаты в кулак)
Самой первой села мама,
(разогнуть большой палец)
Рядом — строгий наш отец,
(разогнуть указательный)
Следом братец и сестрица.
(разогнуть средний и безымянный)
Ну а мне где поместиться
(разогнуть мизинец)
«ОЧКИ»
(большой палец вместе с остальными образуют кольцо)
Бабушка очки надела
(подносим кольцо к глазам)
И внука разглядела
(движение рук, имитирующих объятие)
«МОЯ СЕМЬЯ»
Раз, два, три, четыре, пять, (сжимать и разжимать пальцы на обеих руках)
Начинаю я считать.
Папа – раз, (согнуть большой палец)
А мама – два, (согнуть указательный палец)
Три – сестра, (согнуть средний палец)
Четыре – я. (согнуть безымянный палец)
Деда и бабой не забуду, (согнуть мизинец)
Пять и шесть – считать я буду.
Как я рад, что у меня (сжимать и разжимать пальцы)
Очень дружная семья, (соединить обе руки в рукопожатии)
»РАЗ—ДВА - ТРИ- ЧЕТЫРЕ, КТО ЖИВЕТ У НАС В КВАРТИРЕ?»
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка, Мой щенок, сверчок и я – (Загибать пальчики)
Вот и вся моя семья! (Хлопать в ладоши)
Раз-два-три-четыре-пять (Загибать пальчики.). Всех начну считать опять. (Сжимать
кулачки)
«ВЕСЕЛАЯ СЕМЕЙКА»
Уселась на скамейку: (Раскрыть ладонь и сомкнутыми пальцами другой руки круговыми
движениями поглаживать ее.)
Дядя Гриша, Дядя Миша, Папа Коля, Мама Оля,
А на руках у маменьки. Еще и Ваня маленький!
(Поглаживать каждый палец от основания до кончика, начиная с большого пальца и
заканчивая мизинцем)
«КАК У НА СЕМЬЯ БОЛЬШАЯ»
Большая да веселая (топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)
Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)
Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы)
Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинец)