Автор: Бородина Марина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 42
Населённый пункт: г. Салават
Наименование материала: "Маленькие ручки"
Тема: развитие нетрадиционных техник рисования у детей раннего возраста (2-3 года)
Раздел: дошкольное образование
«Маленькие ручки» развитие нетрадиционных техник рисования у
детей раннего возраста (2-3 года)
Дошкольное детство – важнейший этап становления ребёнка. Этот период в
жизни маленького человека короткий, но необычайно насыщенный
приобретением знаний. Каждый день и каждый час даёт ребёнку что-то
новое и неизведанное.
В период от 2 до 3 лет ребёнок стремительно овладевает речью. Песенки,
потешки и сказки – первые литературные произведения, которые слышит
малыш. Знакомясь с произведениями поэтов и писателей, устным народным
творчеством, пронизанным мудростью и добротой, ребёнок учится быть
честным, справедливым и отзывчивым. У детей этого возраста хорошо
развита фантазия, они получают яркие впечатления от эмоционально
рассказанной сказки или истории. Дети сопереживают настолько активно,
что даже чувствуют себя участниками событий, о которых идёт речь в сказке
или потешке. Малыши с большим энтузиазмом будут помогать героям,
нуждающимся в их поддержке: нарисовать печенье для голодного котёнка
или колобка для бабки с дедом. Это помогает эмоционально затронуть
малышей, превратить рисование в увлекательную игру.
Рисование – одно из самых больших удовольствий для ребёнка, в процессе
которого раскрывается его внутренний мир. Рисуя, ребёнок отражает не
только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию.
Рисование нетрадиционными способами – увлекательная,
завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Для
детей 2-3 лет нетрадиционные техники рисования хороши именно тем, что
они не требуют высокоразвитых технических умений и дают возможность
более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых
изобразительных средств.
Цель нетрадиционных техник рисования: Формировать у детей интерес к
изобразительной деятельности
Использование нетрадиционных техник рисования в развитии детей 2-3 лет
позволяет решать следующие задачи:
Развивающие:
Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
Развивать мелкую моторику рук и пальцев;
Развивать общую координацию движений;
Развивать творческое воображение и фантазию;
Развивать умение детей создавать как индивидуальные, так и
коллективные композиции;
Развивать художественный вкус;
Развивать эмоциональный отклик;
Развивать речь детей.
Образовательные:
Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, используя
подручные средства;
Закреплять навыки ориентировки на плоскости и знание основных
цветов;
Знакомить детей с различными материалами и их свойствами.
Воспитательные:
Воспитывать у детей волевое усилие, желание довести дело до конца;
Воспитывать чувство прекрасного;
Воспитывать аккуратность.
Творчество делает жизнь ребёнка богаче, полнее, радостнее. Дети способны
заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое
главное, независимо от личностных комплексов. Нетрадиционные техники
рисования подразумевают использование материалов, и техник ранее не
использовавшихся в изобразительной деятельности детей.
Существует много техник нетрадиционного рисования. Их необычность
состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого
результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать
пальчиками, создавать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге
кляксы или отпечатки и получать забавный рисунок. Ребёнок 2-3 лет любит
быстро достигать результата в своей работе, а перечисленные ниже
нетрадиционные техники способствуют этому.
Нетрадиционные техники рисования, которые можно использовать в
работе с детьми 2-3 лет:
Рисование пальчиками;
Рисование ладошкой;
Оттиск поролоном или поролоновой губкой;
Рисование ватными палочками;
Рисование крупой или песком;
Оттиск мятой бумагой;
Рисование пробками.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: тарелочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие
листы, влажные салфетки.
Способ получения изображения: Ребёнок опускает в гуашь пальчик и
наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска
разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь
легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого
цвета, листы большого формата, влажные салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю
кисть) или взрослый окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток
на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск поролоном или поролоновой губкой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо глубокая тарелочка с гуашью, поролон или губка
необходимой формы, плотная бумага любого цвета и размера.
Способ получения изображения: ребёнок опускает поролон или
поролоновую губку в гуашь и наносит оттиск на бумагу. Для изменения
цвета берутся другие мисочка и поролон или поролоновая губка.
Рисование ватными палочками
Средства выразительности: пятно, точка, цвет.
Материалы: тарелочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, ватные
палочки, небольшие листы, влажные салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кончик ватной
палочки и наносит точки, пятнышки. Для другого цвета берётся новая
палочка.
Рисование крупой или песком
Средства выразительности: объём, фактура.
Материалы: мелкая крупа (манка, кукурузная, пшено) или сухой песок,
клей, картон с контурным изображением необходимого рисунка, кисти для
клея, поднос.
Способ получения изображения: ребёнок выбирает картон понравившегося
цвета, затем по очереди, каждый элемент рисунка, самостоятельно или с
помощью взрослого, намазывает клеем и посыпает крупой или сухим
песком. После того как клей высохнет, лишняя крупа или песок ссыпается на
поднос.
Оттиск мятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо глубокая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная
бумага любого цвета и размера, мятая бумага.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает мятую бумагу к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы
получить другой цвет, меняются и блюдце, и мятая бумага.
Рисование пробками
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо глубокая тарелочка с гуашью, плотная бумага
любой формы и размера, пробки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает пробку в тарелочку с
гуашью и наносит отпечаток на бумагу. Чтобы получить другой цвет,
меняются и тарелочка, и пробка.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование в
деятельности позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее,
непосредственнее, развивает воображение, даёт свободу для самовыражения.
К тому же работа способствует развитию координации движений, что так
необходимо в раннем возрасте с двух до трёх лет.
Использование нетрадиционных техник рисования – интересный и полезный
вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с
использованием самых разных материалов создаются живописные и
графические изображения. Это приобщает малышей к миру прекрасного,
развивает креативность (творческое начало личности), формирует
эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.
Рисование нетрадиционными способами побуждает детей к творчеству, учит
видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые
открываются в раннем возрасте с 2 до 3 лет, необходимо развивать
способности ребёнка образно воспринимать мир, придумывать новые
сюжеты.
Использованная литература:
1. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. -
М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
2. Литвинова О.Э. «Художественно-эстетическое развитие ребёнка раннего
дошкольного возраста (изобразительная деятельность). Планирование
образовательной деятельности. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2014.
3. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и
заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2014.
4. Художественное творчество: комплексные занятия. Первая младшая
группа/ О.В.Павлова. – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2013.
5. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года).
Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, 2006.