Напоминание

развитие нетрадиционных техник рисования у детей раннего возраста (2-3 года)


Автор: Бородина Марина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 42
Населённый пункт: г. Салават
Наименование материала: "Маленькие ручки"
Тема: развитие нетрадиционных техник рисования у детей раннего возраста (2-3 года)
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Маленькие ручки» развитие нетрадиционных техник рисования у

детей раннего возраста (2-3 года)

Дошкольное детство – важнейший этап становления ребёнка. Этот период в

жизни маленького человека короткий, но необычайно насыщенный

приобретением знаний. Каждый день и каждый час даёт ребёнку что-то

новое и неизведанное.

В период от 2 до 3 лет ребёнок стремительно овладевает речью. Песенки,

потешки и сказки – первые литературные произведения, которые слышит

малыш. Знакомясь с произведениями поэтов и писателей, устным народным

творчеством, пронизанным мудростью и добротой, ребёнок учится быть

честным, справедливым и отзывчивым. У детей этого возраста хорошо

развита фантазия, они получают яркие впечатления от эмоционально

рассказанной сказки или истории. Дети сопереживают настолько активно,

что даже чувствуют себя участниками событий, о которых идёт речь в сказке

или потешке. Малыши с большим энтузиазмом будут помогать героям,

нуждающимся в их поддержке: нарисовать печенье для голодного котёнка

или колобка для бабки с дедом. Это помогает эмоционально затронуть

малышей, превратить рисование в увлекательную игру.

Рисование – одно из самых больших удовольствий для ребёнка, в процессе

которого раскрывается его внутренний мир. Рисуя, ребёнок отражает не

только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию.

Рисование нетрадиционными способами – увлекательная,

завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Для

детей 2-3 лет нетрадиционные техники рисования хороши именно тем, что

они не требуют высокоразвитых технических умений и дают возможность

более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых

изобразительных средств.

Цель нетрадиционных техник рисования: Формировать у детей интерес к

изобразительной деятельности

Использование нетрадиционных техник рисования в развитии детей 2-3 лет

позволяет решать следующие задачи:

Развивающие:

Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

Развивать мелкую моторику рук и пальцев;

Развивать общую координацию движений;

Развивать творческое воображение и фантазию;

Развивать умение детей создавать как индивидуальные, так и

коллективные композиции;

Развивать художественный вкус;

Развивать эмоциональный отклик;

Развивать речь детей.

Образовательные:

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, используя

подручные средства;

Закреплять навыки ориентировки на плоскости и знание основных

цветов;

Знакомить детей с различными материалами и их свойствами.

Воспитательные:

Воспитывать у детей волевое усилие, желание довести дело до конца;

Воспитывать чувство прекрасного;

Воспитывать аккуратность.

Творчество делает жизнь ребёнка богаче, полнее, радостнее. Дети способны

заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое

главное, независимо от личностных комплексов. Нетрадиционные техники

рисования подразумевают использование материалов, и техник ранее не

использовавшихся в изобразительной деятельности детей.

Существует много техник нетрадиционного рисования. Их необычность

состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого

результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать

пальчиками, создавать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге

кляксы или отпечатки и получать забавный рисунок. Ребёнок 2-3 лет любит

быстро достигать результата в своей работе, а перечисленные ниже

нетрадиционные техники способствуют этому.

Нетрадиционные техники рисования, которые можно использовать в

работе с детьми 2-3 лет:

Рисование пальчиками;

Рисование ладошкой;

Оттиск поролоном или поролоновой губкой;

Рисование ватными палочками;

Рисование крупой или песком;

Оттиск мятой бумагой;

Рисование пробками.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: тарелочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие

листы, влажные салфетки.

Способ получения изображения: Ребёнок опускает в гуашь пальчик и

наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска

разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь

легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого

цвета, листы большого формата, влажные салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю

кисть) или взрослый окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток

на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск поролоном или поролоновой губкой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо глубокая тарелочка с гуашью, поролон или губка

необходимой формы, плотная бумага любого цвета и размера.

Способ получения изображения: ребёнок опускает поролон или

поролоновую губку в гуашь и наносит оттиск на бумагу. Для изменения

цвета берутся другие мисочка и поролон или поролоновая губка.

Рисование ватными палочками

Средства выразительности: пятно, точка, цвет.

Материалы: тарелочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, ватные

палочки, небольшие листы, влажные салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кончик ватной

палочки и наносит точки, пятнышки. Для другого цвета берётся новая

палочка.

Рисование крупой или песком

Средства выразительности: объём, фактура.

Материалы: мелкая крупа (манка, кукурузная, пшено) или сухой песок,

клей, картон с контурным изображением необходимого рисунка, кисти для

клея, поднос.

Способ получения изображения: ребёнок выбирает картон понравившегося

цвета, затем по очереди, каждый элемент рисунка, самостоятельно или с

помощью взрослого, намазывает клеем и посыпает крупой или сухим

песком. После того как клей высохнет, лишняя крупа или песок ссыпается на

поднос.

Оттиск мятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо глубокая коробочка, в которую вложена

штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная

бумага любого цвета и размера, мятая бумага.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает мятую бумагу к

штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы

получить другой цвет, меняются и блюдце, и мятая бумага.

Рисование пробками

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо глубокая тарелочка с гуашью, плотная бумага

любой формы и размера, пробки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает пробку в тарелочку с

гуашью и наносит отпечаток на бумагу. Чтобы получить другой цвет,

меняются и тарелочка, и пробка.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование в

деятельности позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее,

непосредственнее, развивает воображение, даёт свободу для самовыражения.

К тому же работа способствует развитию координации движений, что так

необходимо в раннем возрасте с двух до трёх лет.

Использование нетрадиционных техник рисования – интересный и полезный

вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с

использованием самых разных материалов создаются живописные и

графические изображения. Это приобщает малышей к миру прекрасного,

развивает креативность (творческое начало личности), формирует

эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.

Рисование нетрадиционными способами побуждает детей к творчеству, учит

видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые

открываются в раннем возрасте с 2 до 3 лет, необходимо развивать

способности ребёнка образно воспринимать мир, придумывать новые

сюжеты.

Использованная литература:

1. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. -

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

2. Литвинова О.Э. «Художественно-эстетическое развитие ребёнка раннего

дошкольного возраста (изобразительная деятельность). Планирование

образовательной деятельности. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-

ПРЕСС», 2014.

3. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и

заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2014.

4. Художественное творчество: комплексные занятия. Первая младшая

группа/ О.В.Павлова. – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2013.

5. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года).

Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-

СИНТЕЗ, 2006.



В раздел образования