Автор: Шамрай Татьяна Константиновна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ "ДЕТСКИЙ САД "КОЛОКОЛЬЧИК"
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: паспорт мини-музея
Тема: "Игрушки моей бабушки"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колокольчик»
Паспорт мини-музея
«Игрушки наших бабушек»
Воспитатели: Т.К. Шамрай
Е.Ю. Перетятько
2023 г.
Содержание
1. Паспорт мини-музея.
2. Аспекты музейной деятельности.
3. Характеристика мини-музея
4. План работы по созданию мини-музея
5. Тематический план занятий в мини-музее
6. Перспектива развития мини-музея
7. Список литературы
Паспорт мини – музея «Игрушки наших бабушек»
Название мини-музея: «Игрушки наших бабушек».
Профиль мини-музея: познавательный.
Цель: познакомить детей с разновидностями игрушки, ее свойствами и
признаками.
Задачи: познакомить с историей возникновения игрушек.
Обратить внимание на разнообразие и разновидность игрушки.
Формировать познавательный интерес.
Развивать тактильные восприятия при изучении предмета.
Развивать интерес к игрушкам, желание играть.
И конечно воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Активизировать совместную деятельность родителей и детей.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
Принцип опоры на интересы ребёнка;
Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при
руководящей роли взрослого;
Принцип наглядности;
Принцип последовательности
Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Разделы и экспонаты:
В мини-музее представлены игрушки 70х,80х,90х.2000х годов. Игрушки из
разных материалов: мягкие, деревянные, стеклянные (новогодние),
пластмассовые, металлические.
Продолжается сбор литературы.
Совет музея: 2 человека.
Площадь, занятая под экспозицию: мини-музей организован в октябре 2023
года. Под экспозицию сделан трансформируемый многофункциональный
уголок, в группе.
Руководители мини-музея: Т.К.Шамрай и Е.Ю. Перетятько воспитатели
младшей группы «Непоседы» детского сада «Колокольчик».
Структура управления музеем: руководители мини - музея планируют,
координируют, контролируют работу в музее.
Аспекты музейной деятельности
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о
музеях, для познавательного развития детей, развития художественных,
изобразительных, игровых навыков.
Наша задача – воспитать детей так, чтобы они жили в мире с
нашими игрушками. Дать представление об игрушке.
Воспитывать интерес к игрушкам, развивать любознательность.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей.
Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут:
участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из
старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими
рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только
можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять,
переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее
ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец
экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя,
детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея
обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы.
Формы деятельности:
- фондовая;
- поисковая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
Оформление музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с
возрастом детей. Его помещение визуально составляет одно целое, где на фоне
музея расположены современные игрушки. Все экспонаты были собранны
руководителям мини-музея родителями, а также жителями поселка.
Особенности использования экспонатов мини-музея.
Экспонаты мини-музея находятся в свободном доступе у детей и используются
ими для познавательной, речевой, театрализованной, художественной
деятельности и сюжетно-ролевых игр. Игрушки могут быть использованы
детьми в разных видах деятельности: в процессе непосредственно
образовательной, игровой, совместной и самостоятельной деятельности.
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с
возрастом детей.
На конкурс выставляется вся экспозиция, для повседневной работы
используется небольшой уголок, где выставляются игрушки из одного
материала.
Разделы мини-музея, особенности использования.
«Мягкие игрушки», «Резиновые игрушки», «Пластмассовые игрушки»,
«Металлические игрушки».
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и
используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности.
Кроме того, игрушки из разных материалов могут использоваться для
классификаций, а значит, быть основанием для создания новых
коллекций игрушек. Игрушки могут быть использованы в процессе
непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных
областях «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
«Библиотека» - собирается.
Собираем загадки, стихи и авторские произведения о игрушках, детские
журналы, которые могут быть использованы как в непосредственно
образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности
детей.
«Игротека».
Игры и атрибуты для игр расположены на низкой полке. Дети могут
использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой
деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно
образовательной деятельности.
Выводы: Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает
ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к
истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.
Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для
дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада
и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало
возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше.
Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили
то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому,
что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами
мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой
планете Земля!
Характеристика мини-музея
№
п\
п
Название экспоната
Дата
изготовлен
ия/поступл
ения
Постоянное\
временное
хранение
Ф.И.О.
представившего
экспонат
1
Кукла «Кривоножка»
2023
Временное
Перетятько Е.Ю.
Шамрай Т.К.
2
Грузовик 1
металлический
2023
Временное
Перетятько Е.Ю.
Шамрай Т.К.
3
Мишка плюшевый 2 щт
2023
Временное
Перетятько Е.Ю.
Шамрай Т.К.
4
Коллекция резиновых
игрушек 16 шт.
2023
Временное
Перетятько Е.Ю.
Шамрай Т.К.
5
Чебурашка 1969г. (мягкая
игрушка)
2023
Временное
Перетятько Е.Ю.
Шамрай Т.К.
6
Мягкая игрушка
«Чебурашка»
2023
Временное
Перетятько Е.Ю.
Шамрай Т.К.
7
Резиновая игрушка
«Карандаш»
2023
Временное
Перетятько Е.Ю.
Шамрай Т.К.
8
Кубики пластмассовые
2023
Временное
Перетятько Е.Ю.
Шамрай Т.К.
9
Машина металлическая
«Грузовик» 2
2023
Временное
Перетятько Е.Ю.
Шамрай Т.К
10
Крокодил Гена
пластмассовый
2023
Временное
Перетятько Е.Ю.
Шамрай Т.К
11
Попугай пластмассовый
2023
Временное
Перетятько Е.Ю.
Шамрай Т.К
12
Кораблик пластмассовый
2023
Временное
Перетятько Е.Ю.
Шамрай Т.К
13
Матрёшки
2023
Постоянно
Перетятько Е.Ю.
Шамрай Т.К
14
Неваляшка
2023
Постоянно
Перетятько Е.Ю.
Шамрай Т.К
15
Гармошка
2023
Постоянно
Перетятько Е.Ю.
Шамрай Т.К
16
Куклы 3 шт.
2023
Постоянно
Перетятько Е.Ю.
Шамрай Т.К
17
Мягкая игрушка
поросенок
2023
Временное
Перетятько Е.Ю.
Шамрай Т.К
18
Плита газовая
металлическая
2023
Временное
Перетятько Е.Ю.
Шамрай Т.К
19
Игра «Электроника»
2023
Временное
Перетятько Е.Ю.
Шамрай Т.К
20
Холодильник «Малыш»
металлический
2023
Временное
Перетятько Е.Ю.
Шамрай Т.К
21
Кубик Рубик
2023
Временное
Перетятько Е.Ю.
Шамрай Т.К
22
Хоккеист «Крылья
советов»
2023
Временное
Перетятько Е.Ю.
Шамрай Т.К
23
Журнал «Веселые
картинки»
2023
Временное
Перетятько Е.Ю.
Шамрай Т.К
24
Солдатик пластмассовый
2023
Временное
Перетятько Е.Ю.
Шамрай Т.К
25
Игрушки новогодние
стеклянные 12 шт.
2023
Временное
Перетятько Е.Ю.
Шамрай Т.К
26
Игрушки новогодние
стеклянные 4 шт.
2023
Временное
Перетятько Е.Ю.
Шамрай Т.К
27
Пирамидка
2023
Постоянно
Перетятько Е.Ю.
Шамрай Т.К
План работы по созданию мини-музея.
№ Название этапа
Содержание
Работы
Сроки
реализации
Ожидаемый
результат
1
Подготовительный
этап
Изучение
литературы
«Музейная
педагогика, как
эффективное
средство
развития детей
дошкольного
возраста»
Август 2023
1.Определение
темы и названия
музея.
2. Выбор места для
размещения
экспонатов.
2
Практический этап
1.Сбор
экспонатов.
2.Оформление
выставки.
3.Индивидуальн
ая работа с
детьми.
4. Проведение
бесед, игр.
сентябрь
2023
4
Подведение итогов
Презентация
работы мини-
музея
октябрь 2023
Выставка
экспонатов мини-
музея
Тематический план занятий в мини-музее.
1.Экскурсии.
2.Театрализованная деятельность.
3.Игровая деятельность.
4. Мастер-класс.
5. Семинар.
6. Обмен опытом.
7. Работа с родителями.
План работы мини - музея на 2023-2024 учебный год.
месяц
содержание
участники
Сентябрь
Подготовительный. (сбор экспонатов,
Дети, воспитатели,
оформление мини – музея»
руководитель мини -
музея
Октябрь
Знакомство: с музеем; с названием музея;
экспонатами музея.
Дети, воспитатели,
руководитель мини -
музея
Ноябрь
Что такое игрушка? Виды игрушек? Материал?
Дети, воспитатели,
руководитель мини -
музея
Декабрь
Познакомить детей с материалом: дерево
(хохломой). Учить детей аккуратно играть с
деревянной игрушкой.
Дети, воспитатели,
руководитель мини -
музея
Январь
Познакомить детей с материалом: резина.
Учить детей аккуратно играть с резиновой
игрушкой.
Дети, воспитатели,
руководитель мини -
музея
Февраль
Знакомство детей с бумагой. Вызвать желание
делать игрушки (кукла, одежда для куклы,
совместно со взрослым) своими руками из
бумаги.
Дети, воспитатели,
руководитель мини -
музея
Март
Познакомить с материалом: пластмасс. Учить
детей аккуратно играть с пластмассовой
игрушкой.
Дети, воспитатели,
руководитель мини -
музея
Апрель
Знакомство с игрушкой каталкой лиса и
петушок. Почитать русскую народную сказку
«Петушок – золотой гребешок»
Дети, воспитатели,
руководитель мини -
музея
Май
Знакомство с настольной игрой «Теремок».
Рассмотреть ее, поиграть с помощью
воспитателя. Вспомнить с детьми знакомую
сказку «Теремок».
Дети, воспитатели,
руководитель мини -
музея
Перспектива развития мини-музея
Подбор коллекций по теме «Игрушки наших родителей».
Проведение экскурсий для детей и родителей детского сада.
Пополнение картотеки песнями, потешками, стихотворениями про игрушку.
Подбор конспектов мероприятий с детьми в мини-музее.
Проект «Игрушки наших родителей».
Список литературы
1.Н.Рыжова, Л.Логинова, А.Данюкова «Мини-музей в детском саду»
2.Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством
(подготовительная к школе группа) Бойчук И.А(перспективное планирование,
конспекты занятий, бесед) ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018-416с.
3.Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2,
февраль 2016 г.
4.Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 3,
март 2016 г.
5.Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 4,
апрель 2016 г.