Автор: Мирошникова Роза Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ гимназия "Лаборатория Салахова"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Сценарий мероприятия
Тема: "Забота о зимующих птицах"
Раздел: дошкольное образование
Сценарий совместного мероприятия с родителями
творческая гостиная на тему: «Забота о зимующих птицах»
Выполнил: Мирошникова Роза Назмиевна - воспитатель
МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова», г.Сургут
Пояснительная записка
В соответствии с Законом РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в РФ» одной из основных задач, стоящих перед
детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с
семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В соответствии с новым ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» впервые дошкольное образование стало первым
уровнем общего образования, и с внедрением Федерального
Государственного образовательного стандарта дошкольного
образования (ФГОС ДО) одним из основных принципов является
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать
ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных
ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его
индивидуальных особенностей, распознание и развитие
способностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Для
обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка,
формирования основ полноценной, гармоничной личности
необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия
детского сада и семьи. Достичь высокого качества образования
воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и
интересы детей, создать для ребенка единое образовательное
пространство возможно только при условии системы
взаимодействий ДОУ и семьи. Вовлечение родителей в
деятельность образовательного учреждения, их заинтересованное
участие в воспитательно - образовательном процессе, является
важнейшим условием совершенствования системы дошкольного
воспитания, является деятельность педагогов, ориентированная на
освоение новых инновационных форм взаимодействия с
родителями. Родительское собрание - это форма взаимодействия
ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми,
родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с
другом своими проблемами и совместно их решать.
Цель: Обсудить с родителями проблему формирования
экологической культуры ребёнка; правил экологически грамотного,
безопасного поведения в окружающей среде; способствовать
повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе,
представить родителям достигнутые успехи в развитии
экологического воспитания детей.
Участники: родители, педагоги, дети.
План проведения:
1.Круглый стол по теме собрания.
2.Выступление воспитателя
3.Основная часть. Игра – викторина«7 шагов»
4.Подведение итогов собрания.
Ход мероприятия:
Подготовительный этап
1.Оформить приглашение родителям на собрание в виде
экологических индивидуальных приглашений, выполненных
детьми в виде аппликации из природного материала.
2.Организовать и провести выставку детских рисунков и поделок
на тему «Птицы наши друзья».
3.Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр на тему
«Любить, ценить и охранять птиц нашего края»
Организационный этап.
Родители рассматривают выставки рисунков, поделок, детских
книг, дидактических игр.
Ход собрания.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители. Чтобы нам с
вами настроиться на работу, зарядиться позитивом, давайте
организуем небольшой круг общения.
Коллективное обсуждение вопросов
Воспитатель: Выскажите, пожалуйста, свою точку зрения по
следующим вопросам:
-Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется?
-Часто ли вы бываете с ребёнком на природе? Как проходят такие
прогулки?
-Как Вы сами относитесь к природе? Любите ли птиц?
-Знакомите ли вы детей с правилами поведения по отношению к
птицам?
-Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают
животных, птиц, а другие - нет?
-Приходилось ли вам вместе с вашим ребёнком сажать деревья,
заготавливать корм для зимующих птиц, кормить их?
-Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию
сострадания, доброго отношения ко всему живому?
Выступление воспитателя
Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой,
какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий
интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию
характера и интересов. Интерес к природе необходимо
воспитывать. Показывая детям, что и как надо наблюдать у птиц,
животных и растений, обращая внимание на их внешний вид,
движения, повадки, мы формируем не только знания о природе, но
и отношение детей к ней. В результате общения и наблюдения у
детей формируется доброжелательность, проявляются
познавательные интересы, которые лягут в основу понимания
природы.
Формирование ответственного отношения к природе – сложный
процесс, успех которого во многом зависит от того, как к этому
вопросу относятся в семье. Интерес к природе, отношение к ней, в
значительной степени будет обуславливаться психологическим
климатом в семье, в частности- отношением самих взрослых
(родителей) к природе, к животным, насекомым и птицам.
Мы должны научить детей видеть красоту живого, оценивать ее и
стремиться в меру своих возможностей к ее защите, помогая ей,
например, в зимний период– подкармливать птиц. Весной –
развешивая скворечники. Осенью – собирая корма для птиц и т.д.
В нашем краю много птиц. Есть перелётные птицы, которые с
наступлением холодов улетают в жаркие страны, а весной, как
только оттает снег, возвращаются в родные края. А есть птицы
зимующие у нас. Это оседлые птицы. Многие из них приносят
большую пользу человеку, уничтожая насекомых, зимующих в
коре деревьев.
Всего в Сибири зимуют около ста пятидесяти различных птиц.
Холода птицам не особо страшны: от них они достаточно хорошо
защищены, они умеют согреваться под снегом, греться за стрехой
деревенских избушек, находить убежища на городских чердаках.
Гораздо опаснее и труднее для птиц снежные зимы, что прячут весь
птичий корм под сугробами: каково птицам зернышки да червяков
из-под снега добывать? Из десяти, может быть, одна-две доживут
до весны. А без птиц нам людям не прожить!
Вот в это самое тяжёлое время в их жизни на помощь птицам
приходят люди. Они изготавливают различные кормушки для
подкормки зимующих птиц. В плохую зимнюю погоду, в сильные
морозы особенно много надо насыпать корма в кормушки. Они
должны быть постоянно полные, иначе птицы отвыкнут от этого
места и улетят в поисках корма.
Столовые для птиц изготавливают различной формы и типов: в
виде полочек, домиков, ящичков. Самая простая- это дощечка с
низкими бортиками и кормушка из пластиковых бутылок.
Какой корм подходит для питания птиц? Им можно давать овёс,
подсолнечник, арбузные и тыквенные семена. Семена крапивы,
лебеды, репейника, ягоды рябины, клюквы, хлебные крошки. Но
нельзя давать птицам прокалённых и прожаренных семян.
Чем больше мы проявим заботы о наших пернатых друзьях, тем
больше мы сохраним их численность, тем больше они уничтожат
разных вредителей садов, полей, огородов, тем красивее и богаче
будет природа.
Каждый из нас может помочь птицам пережить зиму -голодное для
них время, и тогда птицы отблагодарят нас своей работой и
песнями.
Воспитатель: Ведущий вид деятельности у дошкольников– игра. И
поэтому мы для Вас организовали выставку дидактических игр,
познавательную литературу и т. д. Играя в настольные игры
природоведческого содержания, предоставляя возможность
ребенку рисовать, лепить, выполнять аппликацию, мастеря поделки
из природного материала, ребенок всесторонне развивается.
Шаг 1.
Игра - викторина:
Воспитатель: А сейчас вас уважаемые родители приглашаем
поиграть вместе с детьми. Для этого нам надо разделиться на две
команды.
Родители и дети делятся на две команды.
1задание: Отгадывание загадок про зимующих птиц. Получает очко
та команда, которая отгадывает загадку.
Кочующие и осёдлые птицы
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Клёст)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка -.. (Воробей)
Днём спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает. (Филин)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её. (Сорока)
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. (Сова)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
Окраской - сероватая,
Повадкой- вороватая,
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Кто она? (Ворона)
Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица – почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь.)
Шаг2: Игра для командиров команды «Собери птицу»
Родитель и ребенок собирают птицу из частей и называют птицу.
Шаг3: Игра «Чьи перышки?»
Воспитатель: Птицы так спешили к нам, что обронили свои
перышки. Давайте соберем их и посмотрим, чьи перышки у нас.
Дети и родители находят перышки и соотносят перышки с нужной
птицей.
Шаг 4: Дидактическая игра "Кто как голос подает" воспитатель
показывает одну из картинок, а участники по очереди называют,
какие голоса у этих птиц, как они подают голос.
Воробей– чирикает,
Ворона– каркает,
Кукушка- кукует,
Голубь- воркует,
Сорока- стрекочет,
Синица- свистит,
Соловей-щелкает.
Подведение итогов.
Шаг 5.
Приготовить из заранее приготовленных заготовок смеси для птиц
(семечки, пшено, просо, перловка, хлеб, сало), бусы из сухофруктов
и т.д.
Шаг 6.
Изготовление агитационной стенгазеты по привлечению людей
заботиться о птицах. (Материал заранее подготовлен воспитателем
– карандаши, фломастеры, клей, силуэты птиц, бумага, ножницы )
Шаг 7.
Домашнее задание - смастерить кормушку
Подведение итогов
Командам вручаются медали с изображением птиц!
В заключении - воспитатель:
Земля – наш большой дом, в котором мы все живем. А хозяин в
этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и
заботливым. Каждая команда выдержала все испытания. Всем
вручаются медали с эмблемой птицы.
Уважаемые родители мы вам желаем - воспитывать у детей чувство
сострадания. Хочется верить, что наши воспитанники, когда
вырастут, будут бережно относиться к природе и хранить всё живое
на земле. Учите видеть красоту окружающего мира. Если ребенок
будет бережно относиться ко всему, и беречь этот «дом» - ваше
воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к
окружающему миру, но и к вам взрослым. Спасибо.
Перспективы:
(февраль – презентация кормушек, развешивание на деревьях,
приглашаем птиц на обед, разработать график кормления птиц,
например с 1февраля по10 февраля – семья Ивановых и т.д.)
1.
Оценка удовлетворенности родителей от проведенного
мероприятия (анкета)
2.
Оценка удовлетворенности детей от проведенного
мероприятия (смайл – один с улыбкой, другой грустный ).