Автор: Кислицына Ольга Владимировна
Должность: Воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №69 «Дюймовочка»
Населённый пункт: г. Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Как завоевать авторитет у детей?"
Раздел: дошкольное образование
Выступление в виде тезисного доклада на тему: «Как завоевать авторитет у детей?
(Особенности совместной деятельности педагога с детьми
Совершенно понятно, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть
воспитателем.
А.С.Макаренко
Педагогическая деятельность - это тот вид деятельности, на результат которой оказывает
влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и
ответственных задач обучения и воспитания дошкольников в решающей степени зависит от
личности воспитателя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и
культуры.
Не
случайно
так
важно
создание
в
детском
саду
атмосферы
глубокого
взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества. Опыт убеждает, что
влияние педагога на детей, успешная его педагогическая деятельность зависит от авторитета
самого воспитателя.
Авторитет педагога - это сложный феномен, который качественно характеризует систему
отношений к педагогу это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на детей.
Авторитетной личности как бы авансируется успех. Личности, признающейся авторитетной,
приписывается компетентность и в других областях. Отношения воспитуемых к авторитетному
педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем
важнее для воспитанников науки, основы которых дает педагог, тем справедливее кажутся его
требования, замечания, тем весомее каждое его слово "Для ребят идея неотделима от личности,
- писала Н.К.Крупская. - То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-
другому, чем то, что говорит презираемый или чуждый им человек". Только при правильных
взаимоотношениях можно учить и воспитывать. Не устрашать, не льстить, а понять, подобрать
особый ключ к каждому.
Впервые в педагогической науке авторитет педагога-воспитателя на истинный и ложный
был разделен А.С. Макаренко. Истинный – один, ложный – множество разновидностей. Под
ложным авторитетом понимается такое отношение воспитанников к воспитателю, которое
побуждает их быть потребителями готового опыта, пассивными или активными. Ложный
авторитет основан на стремлении воспитателя добиваться послушания от ребенка. Добиваясь
послушания, как ближайшей цели и затрагивая на это много сил и времени, воспитатели уже не
имеют возможности добиваться других целей, конечных, главных. Во многих случаях
воспитатели не могут добиться послушания, и с каждым годом ребенок становиться все более
не послушным. Дети, проявляя послушание, очень часто развивают такие качества личности,
которые противоположны конечным целям воспитания.
У воспитателей наиболее часто встречаются следующие виды ложного авторитета:
Авторитет
подавления:
завоевывается
путем
систематической
демонстрации
превосходства в правах и возможности держать воспитанников в постоянном безотчетном
страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ или выполнение задания, перед
окриком, наказанием. Сейчас такие педагоги встречаются нечасто, но вред, наносимый ими
огромен. Они провоцируют детей на трусость, подхалимство или, наоборот, агрессивное
отношение к старшему, стремление насолить ему, но тонко замаскировать нарушение
дисциплины, неуважение к педагогу. Никакой речи о воспитании, сознательной дисциплины, в
данном случае идти не может. Кроме того, грубость расшатывает нервную систему
воспитанников, прививает отвращение к заведению, подрывает уважение к старшему.
Требовательность педагога, не подкрепленная уважением к личному достоинству ребенка,
приобретает формальный характер.
Авторитет расстояния: педагог, воспитатель стремится всегда держать воспитанников
на дистанции. Вступает с ними только в официальные контакты. Стремясь быть недоступным и
загадочным, такой педагог возвеличивает свою персону, создает для себя привилегии вплоть до
занятий на работе посторонними делами.
Авторитет педантизма:
у воспитателя существует система мелочных, никому не
нужных условностей, традиций. Он постоянно придирается к воспитанникам. При чем его
придирки не согласуются со здравым смыслом, они просто неразумны. Педант несправедлив и
его действия малоэффективны. У такого педагога дети теряют уверенность в своих силах, на
занятиях одна часть воспитанников грубо нарушает дисциплину, другая – держится скованно,
напряженно.
Авторитет мнимой доброты: чаще, чем другие виды ложного авторитета, встречаются
у молодых педагогов. Не имея достаточного педагогического опыта, эти руководители
молодежи считают, что воспитанники оценят их доброту, попустительства и ответят
послушанием, вниманием, любовью. Получается лишь наоборот. Дети игнорируют указания и
даже просьбы старшего и вдобавок над ним же смеются.
Истинный же авторитет – это такое отношение воспитанников к педагогу, которое
побуждает детей быть все время младшими товарищами воспитателю, то есть участвовать
вместе с ним и под их руководством в заботе об улучшении жизни.
Педагог – воспитатель
должен знать, чем живут, и интересуются его воспитанники. Для всего этого не требуется
много времени, для этого нужно только внимание к детям и к их жизни. В жизни ребенка
бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в помощи, в
совете. И если он обратится за помощью к педагогу, то это говорит, что он ему доверяет, а
значит он является для него авторитетом. Младшие дошкольники больше обращают внимание
на внешний вид педагога, его доброту, ласку, терпеливость, вежливость, мягкость в обращении
с ними, дети же старшего дошкольного возраста оценивают своих воспитателей с точки зрения
особенностей их характера (требовательность, прямота, чуткость и отзывчивость, правдивость
по отношению к детям и т.д.), и педагогического мастерства.
Существует два главных компонента педагогического авторитета:
1) личностный:
- любовь к детям и педагогической профессии. Если человек не любит свою работу,
если она не приносит ему морального удовлетворения, то о высокой производительности труда
не приходится говорить. Педагог же не только должен любить свою профессию, но и любить
детей. Любить детей - это значит предъявлять к ним определенные требования, без этого
никакое воспитание невозможно.
- общая культура поведения педагога (умение владеть речью, мимикой и жестами;
опрятность в одежде; требовательность к своему поведению и поведению других; обладание
правильной и выразительной речью; сила голоса; педагогический оптимизм и т. п.).
2) профессиональный:
- профессиональные знания. Способность воспитателя все видеть, все знать, судить о
настроении детей, о совершенном ребенком поступке. Воспитатель должен иметь знания общей
и возрастной психологии, педагогики, истории педагогики и частных методик. Эти знания
помогут ему правильно оценивать каждый поступок своих детей и научно обоснованными
методами изучать каждого ребенка и детский коллектив в целом.
- педагогический такт - это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой
в педагогическом коллективе и детьми, а также способность соблюсти меру своего влияния на
детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения
с учетом признанных принципов воспитания.
Основными элементами педагогического такта являются:
- требовательность и уважительность к воспитаннику;
- умение видеть и слышать ребенка, сопереживать ему;
- деловой тон общения;
- внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется во внешнем облике педагога, в умении быстро
и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами
о поведении и способностях воспитанников, в умении сдерживать свои чувства и не терять
самообладания
в сложной
ситуации,
в сочетании
разумной
требовательности
с чутким
отношением к детям, в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей детей,
в самокритичной оценке своего труда.
Выделяют основные признаки педагогического такта, отличающие педагогический
такт от нетактичности:
- естественность и простота обращения без фамильярности;
- доверие без попустительства;
- серьезность тона без натянутости;
- ирония и юмор без насмешливости;
- требовательность без мелочной придирчивости, грубости;
- доброжелательность без заласкивания;
- деловой тон без раздражительности;
- своевременность воспитательного воздействия без поспешности;
- принципиальность и настойчивость без упрямства;
- внимательность и чуткость к детям без подчеркивания этого;
-отдача распоряжений без упрашивания;
-выслушивание без выражения безразличия.
Как завоевать авторитет у ребёнка:
Маленькие дети склонны верить взрослым и уважать их. Поэтому не так уж трудно
сделать так, чтобы ребенок вас уважал. Завоевать авторитет у ребенка - означает делать все так,
чтобы он понял, что его воспринимают всерьез.
* Если вы хотите, чтобы ребёнок уважал вас, научитесь уважать и его, видеть в нём
прежде всего не несмышлёныша, а личность. Узнавайте его мнение, советуйтесь с ним.
*Самое главное правило педагога – всегда думать, делать и говорить одно и то же.
Только в этом случае ребенок станет по-настоящему уважать вас и прислушиваться к вашему
мнению. Дети очень чувствительны к неискренности и непоследовательности. Это буквально
обрушивает их мир, ложь взрослого заставляет их сомневаться во всем. Ведь взрослые и их
мнение – единственное надежное в жизни ребенка. И если предает один взрослый, то доверие
подрывается ко всем. Маленькие дети – максималисты. Так что необходимо бережно
относиться к их миру.
*Кроме того, не стоит покупать симпатию ребенка сладостями или подарками. Так вы
только сформируете потребительские ожидания в отношении вас, но не авторитет. Да, все это
можно дарить, но только после того, как у вас будут налажены хорошие и теплые отношения.
Ребенок очень остро чувствует, когда от него просто пытаются откупиться и начинает просто
брать от вас подарки, но без любви взамен. Душа ребенка отзывается только на любовь и
искренность.
*Ребенок – тоже личность, только неопытная. И очень болезненно переживающая
негативный опыт. Поэтому если малыш вам доверил тайну – берегите ее и никому не
открывайте.
*Никогда не заставляйте ребенка замолчать, всегда слушайте. Возможно, даже
невнимательно, но не давайте ему понять, что вам не важно их мнение. Дети очень обижаются,
когда им не дают высказаться. Поэтому обязательно будьте с ними, когда вы им нужны - и они
отблагодарят вас по-детски искренней любовью и доверием. Ребенок может стать настоящим
другом, несмотря на свой возраст.
*Позвольте ребёнку понять, что вы тоже не идеальны и можете совершать ошибки. Не
допускайте, чтобы ребёнок наблюдал ваше торжество над его беспомощностью. Не
утверждайтесь за счёт ребёнка и не делайте его заложником вашего плохого настроения.
Итак, совершенно очевидно, что авторитет педагога - особая профессиональная позиция,
определяющая влияние на воспитанников, дающая право принимать решение, выражать
оценку, давать советы. Подлинный авторитет воспитателя опирается на высокие личностные и
профессиональные качества: демократический стиль сотрудничества с воспитанниками,
способность к открытому общению, его стремление к постоянному совершенствованию,
эрудированность, компетентность, справедливость, доброту, общую культуру и т.п. Авторитет
педагога в глазах детей тесно связан с личностными и профессиональными качествами
педагога. И различные качества по-разному воспринимаются детьми разного возраста.
Перечисленные компоненты - обязательные составные части авторитета педагога. Но
для того чтобы в сумме оказался желаемый результат, не достаточно просто механического их
сложения. Для этого они должны быть освещены индивидуальным творчеством педагога.
Каждый воспитатель должен сам на практике подобрать свой собственный ключик к сердцам
своих воспитанников и уже с их помощью решить для себя загадку авторитета.