Напоминание

"Музыка кино"


Автор: Гуренко Ольга Зарбалыевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУС(К)Ш №18
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: Конспект урока музыки
Тема: "Музыка кино"
Раздел: среднее образование





Назад





Учитель музыки – Гуренко О.З.

Конспект: открытый урок музыки в коррекционной школе.

Тема: Музыка из кинофильмов.

Класс – комплект 6Б 7Б (можно с 5 по 8 класс, с удовольствием поют, рисуют)

Цель урока:
Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.
Задачи:
1. Учить умению анализировать музыкальные произведения на основе средств музыкальной выразительности. Учить различать с помощью музыкальных тембров эмоциональные характеристики героев и происходящих событий. 2. Воспитывать любовь к музыке и интерес к творчеству композиторов, артистов театра и кино. 3. Развивать музыкальный слух и вокальные данные.
Технические средства:
DVD, музыкальный центр, компьютер, телевизор.
Музыкальные произведения:
1. Увертюра к х/ф «Дети капитана Гранта». 2. «Песня Красной Шапочки» из х/ф «Про Красную Шапочку» 3. «Три белых коня» из х/ф «Чародеи» 4. «Песня про Капитана» из х/ф «Дети капитана Гранта». 5. «Где то на белом свете!» из х/ф «Кавказская пленница». 6. «Не вешать нос, Гардемарины!» из х/ф «Гардемарины, вперёд!» 7. Игра «Угадай мелодию!»
Литературные произведения:
1. А. Толстой «Золотой ключик» 2. Шарль Перро «Красная Шапочка» 3. Жуль Верн «Дети Капитана Гранта» 4. Братья Гримм «Бременские музыканты»
Видеофрагменты:
1. Увертюра к х/ф «Дети капитана Гранта». 2. «Песня Красной Шапочки» из х/ф «Про Красную Шапочку» 3. «Три белых коня» из х/ф «Чародеи» 4. «Песня про Капитана» из х/ф «Дети капитана Гранта». 5. «Где то на белом свете!» из х/ф «Кавказская пленница» 6. «Не вешать нос, Гардемарины!» из х/ф «Гардемарины, вперёд!
Ход урока:
1.

Организационный момент.

У:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в культпоход. А вот куда именно, нам подскажут загадки. 1. Он работает играя. (Есть профессия такая!) Он на сцене с давних пор. Та профессия -
(актёр
). 2. Он спектаклем заправляет, наизусть все сцены знает, Учит он как роль играть. Как профессию назвать?
(режиссёр)
3. «Меню» в театре составляют на весь сезон из разных пьес. И только то в него включают, что вызывает интерес…
( репертуар)
4. Со звонком он в зал придет, место нужное займет. Посмотрев спектакль хороший, будет хлопать он в ладоши...
( зритель)
5. Он есть у каждого в квартире, и расскажет: что же в мире Происходит каждый день. Говорить ему не лень. Папа смотрит там футбол и кричит все время – «Гол!», Мама любит сериалы, что идут на всех каналах, Ну, а я, - «Спокойной ночи» и мультфильмы очень, очень!
(телевизор)

У:
Мы отгадали все загадки и думаю, вы догадались, что сегодня на нашем уроке пойдет речь киноискусстве. Телевидение даёт нам возможность услышать многообразие музыки. А так как у нас урок музыки, то конечно, мы будем говорить о музыке и выяснить, какую же роль играет музыка в кинофильмах. Помогут нам ваши рисунки к любимым фильмам, которые вы нарисовали дома. Скажите, а какие фильмы вы смотрели вместе всей семьёй на новогодних праздниках? А вы знаете, что вначале кино было немым, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов
тапёров,
которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели.
У:
Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст? Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма необходим
сценарий
, который пишут
режиссеры сценаристы
. Запишем в тетрадях:
сценарий –
литературный текст к спектаклю, кинофильму.
Режиссёр сценарист –
тот, кто пишет сценарий.
1

этап урока.

Звучит Увертюра к х/ф «Дети капитана Гранта».

У:
Друзья, назовите, пожалуйста, хоть один фильм или мультфильм, где не звучит музыка? Действительно, как бы мы не старались, не сможем вспомнить, потому что такого не бывает. Даже в самых серьёзных программах, «Новости», «Человек и закон», звучит музыка. И начнём мы с музыки, которая звучит в начале фильмов,
спектаклей, и настраивает зрителей на просмотр. Называется такое вступление –
Увертюра.
Послушайте Увертюру к одному из моих любимых фильмов
детства

«Дети капитана Гранта»
и угадайте, какое путешествие у нас будет! Знакома ли вам эта музыка? Это просто музыка, или часть из большого произведения? О чем рассказывается в этом произведении? Музыкальное кинопутешествие будет интересным, захватывающим. В кинофильмах можно услышать очень много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей. И сегодня мы вспомнит некоторые из них.
2 этап урока: «Не вешать нос, Гардемарины!» из х/ф «Гардемарины, вперёд!»
Что бы не случилось на жизненном пути, какие бы преграды не пришлось пройти, никогда не надо вешать нос! У: Каков характер музыки? Д: Музыка мелодичная, плавная, добрая и т.д.
3 этап урока:

«Песня Красной Шапочки» из х/ф «Про Красную Шапочку».
Отправляемся в путь вместе с героиней сказки, которую нарисовала Мария
.
Где бы вы не находились, с кем бы не повстречались, нужно говорить добрые слова. Как исполнять будем? Весело, жизнерадостно, уважительно. В основе многих произведений лежит литература и книги. Именно писатели вдохновляют своим творчеством на создание прекрасных фильмов. И у вас всегда есть возможность перечитать оригинал, по которому создавали ваше любимое кино.
4

этап урока.

«Где то на белом свете!» из х/ф «Кавказская пленница».
Многие фильмы написаны очень давно, но не смотря на это, мы их с удовольствием смотрим их всей семьёй, подпевая песни. Эта песня тому подтверждение. Смотрите, пойте и вспомните название фильма. Как звучит песня и почему? Шуточно, весело, передавая шуточный характер фильма. 5
этап урока.

«Три белых коня» из х/ф «Чародеи»
Ребята, я хочу вам предложить посмотреть отрывок из фильма, который вы не видели, но песню, уверенна, слышали и подпоёте. На чём путешествует главная героиня, и как звучит песня? (три белых коня – декабрь, январь, февраль. Песня мчится вместе с тройкой лошадей, так же как и мчится наше время. Уже заканчивается январь.)
6

этап урока.

«Песня друзей» из мультфильма «Бременские музыканты».

У:
Я думаю, что вы очень любите смотреть и мультфильмы, сейчас еще их называют
анимационными
фильмами. В них мы также слышим много музыки и песен. Давайте с вами вспомним наш центральный ледяной городок. Герои какого мультфильма изоброжены там? Показать книгу, назвать автора. Весь мультфильм состоит из музыки и песен, которые многие знают наизусть, т.к. любят его. Предлагаю выйти в круг и исполнить песню друзей.
7

этап урока.
«
Песня про капитана» -
просмотр и исполнение.
Ребята, закончить наше путешествие я хочу знаменитой песней из фильма, увертюру из которого мы с вами слушали в начале урока. Посмотрите и послушайте, как она звучит в самом первом кинофильме. Назовите фильм? Давайте вместе исполним её, пожелав друг другу быть добрее и чаще просто улыбаться. 8
этап урока.

У:
Какой же вывод мы можем сделать из того, о чём мы говорили на уроке? А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?
Д:
Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает о чём либо, настраивает зрителя на определенные моменты.
У.
Без музыки нельзя обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли: 
служит музыкальной характеристикой героев,

создает атмосферу действия,

показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам,

создает национальный колорит.

делает популярными произведения композиторов,

показывает мастерство певцов и музыкантов.
( на доску вывешиваются основные роли музыки) Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки.
служит музыкальной

характеристикой

героев


создаёт атмосферу

действия

показывает

авторское отношение

к событиям и

действующим лицам

создаёт

национальный

колорит


делает популярными

произведения

композиторов

показывает

мастерство певцов и

музыкантов

Сценарий –

литературный текст

к спектаклю,

кинофильму.


Режиссёр сценарист

– тот, кто пишет

сценарий.

Увертюра-

краткое

инструментальное


вступление,содержание

определённого

произведения

(опера, балет,

кантата, фильмы).



В раздел образования