Напоминание

"Использование логоритмики для совершенствования речи дошкольника"


Автор: Нестерова Наталья Валерьевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №32 "Тополёк"
Населённый пункт: г.Пятигорск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование логоритмики для совершенствования речи дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Материалы ГМО учителей-логопедов, тифлопедагогов, дефектологов, воспитателей

специализированных групп

СООБЩЕНИЕ

На тему: « Использование лоритмики для совершенствования речи

дошкольника »

Подготовил: учитель-логопед

Нестерова Наталья Валерьевна

Пятигорск

2023 г.

В последние годы все чаще можно видеть детей, имеющих не простые речевые

нарушения, а нарушения речи, возникшие вследствие различных синдромов в

сочетании с нарушениями двигательной сферы.

Для того чтобы повысить эффективность логопедических занятий с детьми с ТНР я

использую элементы логоритмики – методики, опирающейся на связь слова,

музыки и движения, и включающей в себя пальчиковые, речевые, музыкально-

двигательные и коммуникативные игры. Методика направлена на преодоление

речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы.

Элементы логоритмики :

- Логопедическая (артикуляционная) гимнастика – комплекс упражнений для

укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;

- Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

- Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики;

- Упражнения под музыку и без нее на развитие общей моторики,

соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного

координационного тренинга;

- Вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и

дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

- Упражнения для развития речевого дыхания;

- Упражнения на развитие мимических мышц, для развития эмоциональной сферы,

воображения и ассоциативно-образного мышления;

-Коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения,

эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения,

позитивного самоощущения;

-Упражнения

на

релаксацию

для

снятия

эмоционального

и

физического

напряжения.

Используя логортимические элементы в работе с детьми, выделяла два основных

направления.

Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей

моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция

мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих

способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

Второе направление работы – развитие речи детей и корректирование их речевых

нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку

умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие

артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением;

воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического

слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагала детям в сочетании с

какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще

стихотворное сопровождение.

Я использовала элементы логоритмики на занятиях по развитию фонематического

восприятия и по коррекции звукопроизношения на различных этапах работы.

Отрабатывала ритмическую структуру слова, и четкое произношение произносимых

и автоматизируемых звуков.

Для того чтобы речь была членораздельной и понятной, движения речевых органов

должны быть закономерными и точными.

На этапе подготовки речевого аппарата к постановке звука использовала движения

рук во время выполнения артикуляционных упражнений и произнесения звуков.

Движения пальчиков использовала во время запоминания образа новой буквы.

Ребенок пишет в воздухе, на ладошке, выкладывает из различных материалов и

называет ее, затем делает букву из пальчиков и читает (или я читаю) про эту букву

стихотворение.

Для развития мелкой моторики использовала пальчиковый тренинг,

который старалась подбирать разнообразным, неутомительным, динамичным.

Во время автоматизации и дифференциации звуков использовала скороговорки и

чистоговорки с движениями. Ребенок произносит чистоговорку, проговаривая четко,

отрабатываемый звук и выполняет движения. Во время автоматизации на уровне

слога – говорит только слоги. Во время автоматизации в предложениях и в связной

речи – говорит весь текст.

Для развития общей моторики, координации движений, ориентировки в

пространстве использовала различные стихи с движениями под музыку и без нее.

За время опыта был накоплен практический и методический материал,

сформирована копилка материалов для использования на занятиях. Использование

элементов логоритмики позволило вызвать у детей желание исправлять

неправильное звукопроизношение, учиться слышать и дифференцировать, выделять

звуки, что влияет на положительный результат коррекции речи. Помогло развить у

них способности творчески относиться к речевой деятельности, самостоятельно

контролировать произношение, использовать полученные умения в общении и в

работе со звучащим словом. Во время автоматизации и дифференциации звуков

быстрее ввести поставленные звуки в связную и самостоятельную речь,

способствовало развитию коммуникативных способностей.

Я уверена, что использование элементов логоритмики в системе коррекционной

работы и профилактики речевых нарушений, повысит уровень речевого

развития дошкольников.



В раздел образования