Автор: Нестерова Наталья Валерьевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №32 "Тополёк"
Населённый пункт: г.Пятигорск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование логоритмики для совершенствования речи дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
Материалы ГМО учителей-логопедов, тифлопедагогов, дефектологов, воспитателей
специализированных групп
СООБЩЕНИЕ
На тему: « Использование лоритмики для совершенствования речи
дошкольника »
Подготовил: учитель-логопед
Нестерова Наталья Валерьевна
Пятигорск
2023 г.
В последние годы все чаще можно видеть детей, имеющих не простые речевые
нарушения, а нарушения речи, возникшие вследствие различных синдромов в
сочетании с нарушениями двигательной сферы.
Для того чтобы повысить эффективность логопедических занятий с детьми с ТНР я
использую элементы логоритмики – методики, опирающейся на связь слова,
музыки и движения, и включающей в себя пальчиковые, речевые, музыкально-
двигательные и коммуникативные игры. Методика направлена на преодоление
речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы.
Элементы логоритмики :
- Логопедическая (артикуляционная) гимнастика – комплекс упражнений для
укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
- Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики;
- Упражнения под музыку и без нее на развитие общей моторики,
соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного
координационного тренинга;
- Вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и
дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- Упражнения для развития речевого дыхания;
- Упражнения на развитие мимических мышц, для развития эмоциональной сферы,
воображения и ассоциативно-образного мышления;
-Коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения,
эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения,
позитивного самоощущения;
-Упражнения
на
релаксацию
для
снятия
эмоционального
и
физического
напряжения.
Используя логортимические элементы в работе с детьми, выделяла два основных
направления.
Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей
моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция
мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих
способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
Второе направление работы – развитие речи детей и корректирование их речевых
нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку
умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие
артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением;
воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического
слуха.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагала детям в сочетании с
какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще
стихотворное сопровождение.
Я использовала элементы логоритмики на занятиях по развитию фонематического
восприятия и по коррекции звукопроизношения на различных этапах работы.
Отрабатывала ритмическую структуру слова, и четкое произношение произносимых
и автоматизируемых звуков.
Для того чтобы речь была членораздельной и понятной, движения речевых органов
должны быть закономерными и точными.
На этапе подготовки речевого аппарата к постановке звука использовала движения
рук во время выполнения артикуляционных упражнений и произнесения звуков.
Движения пальчиков использовала во время запоминания образа новой буквы.
Ребенок пишет в воздухе, на ладошке, выкладывает из различных материалов и
называет ее, затем делает букву из пальчиков и читает (или я читаю) про эту букву
стихотворение.
Для развития мелкой моторики использовала пальчиковый тренинг,
который старалась подбирать разнообразным, неутомительным, динамичным.
Во время автоматизации и дифференциации звуков использовала скороговорки и
чистоговорки с движениями. Ребенок произносит чистоговорку, проговаривая четко,
отрабатываемый звук и выполняет движения. Во время автоматизации на уровне
слога – говорит только слоги. Во время автоматизации в предложениях и в связной
речи – говорит весь текст.
Для развития общей моторики, координации движений, ориентировки в
пространстве использовала различные стихи с движениями под музыку и без нее.
За время опыта был накоплен практический и методический материал,
сформирована копилка материалов для использования на занятиях. Использование
элементов логоритмики позволило вызвать у детей желание исправлять
неправильное звукопроизношение, учиться слышать и дифференцировать, выделять
звуки, что влияет на положительный результат коррекции речи. Помогло развить у
них способности творчески относиться к речевой деятельности, самостоятельно
контролировать произношение, использовать полученные умения в общении и в
работе со звучащим словом. Во время автоматизации и дифференциации звуков
быстрее ввести поставленные звуки в связную и самостоятельную речь,
способствовало развитию коммуникативных способностей.
Я уверена, что использование элементов логоритмики в системе коррекционной
работы и профилактики речевых нарушений, повысит уровень речевого
развития дошкольников.