Автор: Сайфуллина Марина Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: методическая разработка урок-игра
Тема: Страна многозначных чисел
Раздел: среднее образование
Страна многозначных чисел».
Сайфуллина Марина Николаевна. Учитель математики МБОУ
«СОШ №167» Советского района. г.Казани»
Проект внеклассного мероприятия по математике. Можно проводить в 4-5 классах при
изучении и закреплении темы «Многозначные числа». Также организовать как урок-игру.
Подготовительный этап.
1. Расставить парты по три группы.
2. Таблички с номерами №1,2,3 (желтые, синие, зеленые) для названия команд и красная -
для жюри «Штаб»
3. Фломастеры, магниты, бумага для записей.
4. Компьютер, проектор.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать: как пишутся и читаются многозначные числа, разряды; правила сложения,
вычитания, умножения и деления многозначных чисел.
Уметь: применять правила сложения, вычитания, умножения и деления многозначных
чисел при решении задач.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить,
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений.
Коммуникативные УУД: уметь совместно договариваться о правилах поведения и
общения, следовать им; аргументировать свою позицию; оформлять свои мысли в устной
и письменной форме; контролировать действия партнера.
Познавательные УУД:
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
принимать решения в нестандартной ситуации.
Ход мероприятия
1 Этап. Организационный (3-4 минуты)
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Стук в дверь. Заходит почтальон и протягивает конверт со словами «Вам письмо!»
Учитель: Мне?
Почтальон: «Не только вам, а всему 4 б классу школы №_»
Учитель: из конверта вынимает письмо и говорит « Ребята, прочитайте кто-нибудь
письмо»
Выходит к доске ученик и читает «SOS. Нас захватили в плен. Решение заданий из
конверта - это единственный путь к нашему спасению. Подпись: Элли, Дровосек и
Страшила».
Учитель: Ребята, поможем?
Дети: Да!
Учитель: А в конверте на самом деле есть листы с заданиями! Чтоб побыстрее
отправиться в путь и спасти наших героев - мы должны знать куда отправляться!
Предлагаю разделиться на три группы. На первый, второй и третий рассчитайтесь.
Первые номера проходите к желтому столу №1, вторые номера – синему столу №2, третьи
номера - к зеленому столу №3.
Каждая команда выберите командира название команды .
2 этап. Разведывательный (3-4 минуты)
Учитель: И вот вам адрес, но в шифровке!
Задание №1..см.Приложение. Каждому числу соответствует своя буква.
44
3
39
7
49
7
C
т
р
а
н
а
2
20
4
5
30
7
49
45
2
В
е
л
и
к
а
н
о
в
Учащиеся как заканчивают - сдают работы в «Штаб».
Учитель: Итак, мы совершим «Путешествие в страну великанов». (Открывает на доске
карточки с буквами темы занятия). Наверное, в стране великанов и числа необычные,
большие, великаны. Умеем ли мы с ними работать? В путь!
3 этап. Решающий (10-15 мин)
Задание №2. Найди и исправь ошибки.
Ребята сдают работы.
Учитель: Сформулируйте правило сложения и вычитания многозначных чисел. (При
сложении и вычитании многозначные числа записывают так, чтобы цифры одноименных
разрядов были записаны друг под другом).
(На проекторе показывает правильное
решение).
Задание №3. Реши задачи.
1)На сколько километров река Вятка короче реки Волга, если Вятка 1314000 м, а Волга
3530 км?
Решение:
1) 3530км – 1314км = 2216 км
Ответ: 2216 км.
2)Максимальная глубина океана 11 022 м. Вычисли разницу между глубиной океана и
самой высокой точкой на Земле, если высота самой высокой горы в мире (Эверест) равна
8 848 м над уровнем моря.
Решение:
1) 11022 - 8848 = 2174 м
Ответ: 2174 м
(На проекторе показывает правильное решение).
2 7 4 1 4 3 9
- 1 5 3 6 1
1 2 0 5 3 3 9
9 2 2 5 6 4
+ 7 2 3 2 5 0
9 9 4 8 8 9 0
9 2 2 5 6 4
+ 7 2 3 2 5 0
1 6 4 5 8 1 4
2 7 4 1 4 3 9
- 1 5 3 6 1
2 7 2 6 0 7 8
Подэтап. Оздоровительный. (2 минуты)
Учитель: Физкультминутка. Называю действия:
если результатом будет нуль - руками выполняете нуль. Если число делится на три и на
пять - три раза хлопаете в ладоши; если все другие числа - качаем головой .(15, 4*0, 5-5,
24, 2, 0/7, 30, 45, 60 и т.д.). Отдохнули. Сели. Продолжаем.
Задание №4. Реши задачу.
Население Австралии насчитывает около 18945000 человек. Население Замбии – в два
раза меньше, чем Австралии. Население Кении в три раза больше, чем население Замбии.
Сколько примерно человек насчитывают населения Замбии, и сколько Кении? (Замбия и
Кения - страны в Африке)
Решение:
1)18945000:2=9472500 (ч)- в Замбии.
2)9472500 •3=28417500 (ч)- в Кении
Ответ: 9472500 человек в Замбии; 28417500 человек в Кении.
Задание №5. Реши задачу (дополнительное)
В стране великанов живет девочка по имени Ристикна. Ристикну мама послала в магазин
купить фруктов. Идет девочка и думает – сколько же денег –бурлей она должна заплатить,
если милоны-210800 бурлей, рагнаты – на 5785 бурлей дороже, чем милоны, а сикпери
дешевле рагнатов на 382 бурлей.
4 этап. Подведение итогов.
Штаб (жюри): Вы молодцы! Решили все задания и спасли наших героев: Элли и ее
друзей. Они уже едут домой. Но особо отличилась команда «__ ___», Немного
отставала от нее команда «__ ___», и Команда «__ -» внесла свой вклад в
спасение. Спасибо вам! Похлопали себе.
Рефлексия.
Учитель:
Мы сегодня продуктивно поработали. Повторили и закрепили правила
сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.
И в заключение: выберите высказывание по душе и продолжите предложение……
1. Сегодня я узнал…..
2. Было интересно…
3. Теперь я могу…
4. Я научился…
5. Я закрепил….
6. У меня получилось…
7. Я попробую….
8. Было трудно…
9. Меня удивило…
10. Мне захотелось…
11. Я хотел бы попросить учителя…
Вы молодцы!
Приложение. Задание №1
Каждому числу соответствует своя буква.
44
3
39
7
49
7
2
20
4
5
30
7
49
45
2
Е/ 12
Н/48
И/100
Р/10
С/48
Л/57
К/24
А/128
О/4
Т/1
В/22
•3
:6
:4
•12
-16
+25
•2
:2
+8
+99
-12
:6
•9
•3
-20
:8
-2
-19
+6
-7
•3
•10
+14
+14
:15
:5
•11
:20
+1
:10
•9
-297
:50
-37
+19
Сайфуллина М. Н.