Автор: Виктория Андреевна Пруцкова
Должность: учитель биологии и географии
Учебное заведение: МОАУ "СОШ № 76"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Природные зоны Земли, их обитатели»
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока по биологии 5 класс
Тема урока: «Природные зоны Земли, их обитатели»
Составитель: Пруцкова В.А., «МОАУ СОШ №76»
Цель: знакомство с природными зонами Земли, с растениями и животными разных природных зон Земли.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием «природная зона», научить называть и показывать природные
зоны на карте, познакомить с биологическим разнообразием планеты.
Развивающие: развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, выражать свои мысли.
Воспитательные: формировать умение учащихся бережного отношения к живым организмам нашей планеты.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию из текста учебника, систематизировать информацию и
обсуждать полученные сведения.
Коммуникативные УУД: сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных учебных
задач; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение; вступать в речевое
общение.
Регулятивные УУД: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью,
отвечать на поставленные вопросы.
Личностные УУД: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать позитивную самооценку.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся называть и показывать на карте природные зоны Земли, узнают о растениях и животных каждой
природной зоны.
Метапредметные:
Коммуникативные: вступают в речевое общение, строят монологическое высказывание, владеют диалогической
формой коммуникации.
Регулятивные: могут планировать и оценивать собственные учебные действия.
Познавательные: умеют строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую
информацию и обсуждать полученные сведения.
Личностные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; дают позитивную самооценку.
Тип урока: урок «открытия нового знания».
Методы обучения: словесный, наглядный, мозговой штурм.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: учебник «Введение в биологию», А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, рабочая тетрадь, компьютер,
мультимедийная презентация «Природные зоны Земли», задания для групповой и индивидуальной работы,
рефлексивная карточка «Природные зоны Земли».
Ход работы
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
I.
Орг. Момент
Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте ребята, сегодня на
нашем уроке присутствуют
гости. Давайте поприветствуем
их. Хорошо, присаживаетесь.
И так, начнем.
Прослушайте стихотворение:
Где-то бушует вьюга,
Где-то метет метель,
Где-то погода длится
Долгий полярный день.
Где-то жара и пекло -
Солнца лучи горячи,
Так нагревают землю,
Будто в жаркой печи.
Где-то сосны и ели
Растут, касаясь небес,
Где-то пальмы, лианы,
Густой тропический лес.
Осуществлять актуализацию
личного жизненного опыта.
Слушать высказывать свою
точку зрения, контролировать
правильность ответов других.
II.
Формулирование темы
урока, постановка цели
- Как вы думаете одинаковые ли
климатические условия на нашей
планете?
(Познавательные УУД).
Слушать корректировать,
высказывать.
- От чего зависит распределение тепла
и света на нашей планете?
- Взгляните на фотоснимки,
сделанные в разных уголках нашей
планеты. На одном вы увидите
пышные джунгли, на другом –
суровую тундру, на третьем –
пустыню, томящуюся от зноя. И все
это наша Земля! Такие разные
портреты нашей планеты появились
потому, что условия для жизни
организмов в разных частях земного
шара различны.
- Как вы думаете, какая тема нашего
сегодняшнего урока?
- А для чего надо изучать природные
зоны?
- Предлагаю познакомиться с
основными природными зонами
Земли.
(Коммуникативные УУД)
высказывать свою точку зрения и
пытаться её отстоять,
сотрудничество, речевая
деятельность обосновать
(Регулятивные УУД).
Сравнивать, контролировать,
корректировать
III. Изучение нового
- Давайте запишем определение, что
же такое природная зона
«Природная зона – это крупный
природный комплекс, обладающий
общностью температурных условий и
увлажнения, почв, растительности и
(Регулятивные УУД).
Сравнивать, контролировать,
корректировать
(Познавательные УУД)
Выполнение логических
животного мира.»
- Из-за того, что солнечные лучи
падают на нашу планету под разным
углом, у нас образовались разные
климатические условия. Например, на
экватор солнце падает под прямым
углом, поэтому там очень жарко, и
чем больше угол падения солнечных
лучей, тем становится холоднее. И это
и есть причина образования разных
природных зон, которые сменяют
друг друга от экватора к полюсам.
- Существуют несколько природных
зон. (перечисляю П.З.)
- Ребята, чтобы мы за урок смогли
охватить все природные зоны, вы
поделены на 6 команд. Каждая
команда, изучив свою природную
зону, познакомит остальных с ее
особенностями.
Каждой группе предлагается
текст про природные зоны,
схема для заполнения
полученного материала.,
контурная карта природных зон
и карточка «самооценивания»
ФИЗМИНУТКА
операций, работа с информацией,
работа с картами
(Коммуникативные УУД).
высказывать свою точку зрения и
пытаться её отстоять,
сотрудничество, речевая
деятельность обосновать
Каждая группа рассказывает
про свою природную зону,
показываю иллюстрацию.
Остальные обучающие
записывают в схему
полученную информацию.
IV. Закрепление нового
Обучающиеся от каждой П.П.
выходят к доске, и на карту
природных зон приклеивают
животных/ растения
определённой природной зоны.
(Познавательные УУД). Работа с
картой
(Коммуникативные УУД).
Взаимодействие с учителем
V. Подведение итога урока
- От чего зависит распределение П.З.
Кто запомнил, что я говорила
сегодня?
_ С какими природными зонами мы
познакомились?
(Регулятивные УУД).
Самостоятельность, самоконтроль
(Познавательные УУД) работа с
информацией
(Личностные УУД). Морально-
этическая регуляция
(Регулятивные УУД).
Контроль. ,коррекция,
самостоятельность управления своей
деятельностью
VI.
Рефлексия учебной
деятельности на уроке
Заполните лист самооценивая
(Коммуникативные УУД)
высказывать свою точку зрения и
пытаться её обосновать
(Регулятивные УУД) определять
успешность выполнения своего
задания в диалоге с учителем;
(Личностные УУД). формирование
оценочного, эмоционального
отношения к миру (умение
определять своё отношение к миру) ,
морально-этическая регуляция.
VII.
Домашнее задние
-Выучить схему П.З.