Напоминание

Программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка в ДОУ с интеллектуальными нарушениями


Автор: Галаева Елена Андреевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 68" г. Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинской области
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка в ДОУ с интеллектуальными нарушениями
Раздел: дошкольное образование





Назад




Программа психолого-педагогического

сопровождения детей дошкольного возраста с

интеллектуальной недостаточностью

(легкой степени)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 68»

г. Магнитогорска

Выполнила: учитель-дефектолог первой кв. категории

Галаева Елена Андреевна

Цель и задачи программы

Цель Программы - проектирование социальных ситуаций

развития ребёнка с интеллектуальной недостаточностью (легкой

степени) и универсальной безбарьерной развивающей предметно

- пространственной среды, обеспечивающих позитивную

социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей

через общение, игру, познавательно – исследовательскую

деятельность и другие формы активности.

Задачи Программы:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их

эмоционального благополучия и оказания своевременной комплексной коррекционной

помощи детям с инт. недост. с учётом индивидуальных особенностей их развития;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и

индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала

детей как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,

нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,

самостоятельности и ответственности детей, формирование предпосылок учебной

деятельности;

- формирование

социокультурной

среды, соответствующей возрастным

и

индивидуальным особенностям детей;

– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и

образования, охраны и укрепления здоровья, коррекции нарушений в развитии детей с

интеллектуальной недостаточностью (легкой степени).

Принципы Программы

Учет генетического хода основных линий развития предполагающих обучение с

опорой на актуальный уровень развития ребенка и его зоны ближайшего развития.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Единство требований к

воспитанию ребенка в семье.

Деятельный подход к развитию личности ребенка, в рамках ведущей и типичных

видов деятельности в соответствии с интересом ребенка.

Коррекционная направленность воспитательного процесса.

Доступность повторяемость и концентричность предложенного материала.

Характеристика нарушений в развитии детей с

интеллектуальной недостаточностью (легкой степени)

Замедленный темп развития: все психические процессы формируются очень медленно и

в гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием.

Отсутствие активности во всей сфере жизнедеятельности ребенка. Это сказывается и как

в отношении окружающей ребенка предметной деятельности, к явлениям окружающего

мира, так и к социальным явлениям – пассивным отношением к своим сверстникам,

окружающим взрослым и даже в отношении к самому себе.

К концу дошкольного возраста оказывается несформированной присущая дошкольникам

в норме деятельности: предметная, игровая, изобразительная; познавательные процессы:

восприятие, память, мышление; плохо развита речь; отмечается существенное

недоразвитие моторики.

Наряду с отставанием в развитии прослеживаются качественные отклонения. При этом

большинство отклонений являются вторичными.

Группа

благополучных

детей

Дети

группы

«риска»

Диагностически

й

минимум

Жалоба педагога,

родителей

ил

и

детей

Проверка

запроса на

обоснованнос

ть

Работа с

«автором»

запроса

Выдвижение

гипотезы

относительно причин

и

характера

проблемы

1 2

«Сборка»

Разработка

статуса стратегии

ребенка сопровож

дения

ребенка

Этапы психолого-педагогического сопровождения участников

образовательной деятельности

Дифференциация

нормы и

патологии

Выявление

зоны и

содержания

внутреннего

конфликта

Изучение

особенностей

личности

Сбор

экспертной

информации

о ребенке

Социально –

диспетчерская

деятельность.

Профессионально

– аналитическая

работа

Просвещение

педагогов и

родителей

Системная и

индивидуальная

коррекционно –

развивающая

работа с детьми

Консультирование

педагогов и

администрации.

Консультирование

родителей.

1 этап

Постановка проблемы

2 этап

Анализ полученной информации

Уточнение проблемы

3 этап

Выработка рекомендаций

Решение проблемы

Воспитатель

- Диагностика

- Сенсорное развитие

-

Познавательно – речевое развитие

-

Развитие графомоторных навыков

- Индивидуальные коррекционные

занятия

-

Игровая деятельность

- Работа с семьей

-

Психологическая диагностика

- Развитие эмоционально – волевой сферы

песочная терапия

- Сказкотерапия, арттерапия,

- Индивидуальная коррекционная работа

- Игровая деятельность

- Работа с семьей

- Диагностика

-

Формирование звуковой культуры

речи

- Артикуляционная гимнастика

- Формирование лексико –

грамматических категорий речи

-

Развитие связной речи

- Обучение грамоте

- Индивидуальные коррекционные

занятия в т.ч. с элементами логоритмики,

зондовый массаж

-

Игровая деятельность

- Работа с семьей

-

Осмотр детей врачом-педиатром

-

Осмотр детей врачом-ортопедом

- Медикаментозное лечение по

назначению врачей

- Массаж

-

Физиолечение

-

Водолечение

- ЛФК

- Работа с семьей

- Диагностика

- Утренняя гимнастика

-

Физкультурные занятия

- Коррекционная ритмика

-

Развлечения, досуг, кружки

- Индивидуальная коррекционная работа

- Игровая деятельность

- Работа с семьей

- Диагностика

- Изодятельность (рисование, лепка, аппликация,

художественный ручной труд), конструирование

- Игровая деятельность (сюжетно – ролевая,

режиссерская, дидактическая, строительная,

настольно – печатная, игры – драматизации и др.)

-

Трудовая деятельность

- Прогулка

- Закаливание

-

Индивидуальная коррекционная деятельность

- Работа с семьей

- Диагностика

-

Музыкальные занятия

- Музыкотерапия

- Кружок

- Индивидуальные коррекционные

занятия в т.ч. с элементами

логоритмики

-

Праздники, развлечения, досуг

- Коррекционная ритмика

-

Игровая деятельность

- Работа с семьей

Коррекционно – образовательное

пространство

Музыкальный

руководитель

Инструктор

физического

воспитания

Медицинский

персонал

Учитель -

логопед

Педагог - психолог

Учитель -

дефектолог

Ребенок с особыми

образовательными

потребностями

Модель взаимодействия педагогов в коррекционно–образовательном пространстве образовательного

учреждения

Разделы программы

Познавательное развитие

- сенсорное воспитание;

- ознакомление с окружающим;

- развитие психических функций (внимания, памяти, мышления).

Социально-эмоциональное развитие

Речевое развитие

Моторное развитие

Приемы работы

1) повторение сигналов общения ребенка (в т.ч. их варьирование: увеличение громкости,

добавление жестов, новых слов в контекст общей коммуникативной деятельности

ребенка и взрослого, обращение внимания ребенка на человека или предмет);

2) озвучивание нецеленаправленной активности ребенка (т.е. взрослый должен отвечать

словами на действия ребенка или комментировать их, даже если ребенок с помощью

своих действий просто выражает свои эмоции);

3) поддержание очередности в общении (соблюдать очередь во взаимодействии ребенок-

взрослый);

4) при демонстрации ребенком негативного (стереотипного) поведения, дать ребенку

модель того поведения, которое ожидает взрослый в данной ситуации;

5) пытаться разнообразить действия ребенка, используя различную сенсорную

стимуляцию и давая ему модели разнообразных действий с привычными предметами

(необычные действия со знакомыми предметами).

Структура занятий

I Водная часть:

1.Ритуал приветствия;

2.Упражнение на контактность.

II Основная часть:

3.Упражнения на развитие познавательной сферы;

4.Упражнение на социально-эмоциональное развитие;

5.Упражнение на речевое развитие;

6.Упражнение на развитие моторики.

III Заключительная этап:

7.Ритуал прощания



В раздел образования