Автор: Галаева Елена Андреевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 68" г. Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинской области
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка в ДОУ с интеллектуальными нарушениями
Раздел: дошкольное образование
Программа психолого-педагогического
сопровождения детей дошкольного возраста с
интеллектуальной недостаточностью
(легкой степени)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 68»
г. Магнитогорска
Выполнила: учитель-дефектолог первой кв. категории
Галаева Елена Андреевна
Цель и задачи программы
•
Цель Программы - проектирование социальных ситуаций
развития ребёнка с интеллектуальной недостаточностью (легкой
степени) и универсальной безбарьерной развивающей предметно
- пространственной среды, обеспечивающих позитивную
социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей
через общение, игру, познавательно – исследовательскую
деятельность и другие формы активности.
Задачи Программы:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия и оказания своевременной комплексной коррекционной
помощи детям с инт. недост. с учётом индивидуальных особенностей их развития;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала
детей как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности детей, формирование предпосылок учебной
деятельности;
- формирование
социокультурной
среды, соответствующей возрастным
и
индивидуальным особенностям детей;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья, коррекции нарушений в развитии детей с
интеллектуальной недостаточностью (легкой степени).
Принципы Программы
•
Учет генетического хода основных линий развития предполагающих обучение с
опорой на актуальный уровень развития ребенка и его зоны ближайшего развития.
•
Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Единство требований к
воспитанию ребенка в семье.
•
Деятельный подход к развитию личности ребенка, в рамках ведущей и типичных
видов деятельности в соответствии с интересом ребенка.
•
Коррекционная направленность воспитательного процесса.
•
Доступность повторяемость и концентричность предложенного материала.
Характеристика нарушений в развитии детей с
интеллектуальной недостаточностью (легкой степени)
•
Замедленный темп развития: все психические процессы формируются очень медленно и
в гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием.
•
Отсутствие активности во всей сфере жизнедеятельности ребенка. Это сказывается и как
в отношении окружающей ребенка предметной деятельности, к явлениям окружающего
мира, так и к социальным явлениям – пассивным отношением к своим сверстникам,
окружающим взрослым и даже в отношении к самому себе.
•
К концу дошкольного возраста оказывается несформированной присущая дошкольникам
в норме деятельности: предметная, игровая, изобразительная; познавательные процессы:
восприятие, память, мышление; плохо развита речь; отмечается существенное
недоразвитие моторики.
•
Наряду с отставанием в развитии прослеживаются качественные отклонения. При этом
большинство отклонений являются вторичными.
Группа
благополучных
детей
Дети
группы
«риска»
Диагностически
й
минимум
Жалоба педагога,
родителей
ил
и
детей
Проверка
запроса на
обоснованнос
ть
Работа с
«автором»
запроса
Выдвижение
гипотезы
относительно причин
и
характера
проблемы
1 2
«Сборка»
Разработка
статуса стратегии
ребенка сопровож
дения
ребенка
Этапы психолого-педагогического сопровождения участников
образовательной деятельности
Дифференциация
нормы и
патологии
Выявление
зоны и
содержания
внутреннего
конфликта
Изучение
особенностей
личности
Сбор
экспертной
информации
о ребенке
Социально –
диспетчерская
деятельность.
Профессионально
– аналитическая
работа
Просвещение
педагогов и
родителей
Системная и
индивидуальная
коррекционно –
развивающая
работа с детьми
Консультирование
педагогов и
администрации.
Консультирование
родителей.
1 этап
Постановка проблемы
2 этап
Анализ полученной информации
Уточнение проблемы
3 этап
Выработка рекомендаций
Решение проблемы
Воспитатель
- Диагностика
- Сенсорное развитие
-
Познавательно – речевое развитие
-
Развитие графомоторных навыков
- Индивидуальные коррекционные
занятия
-
Игровая деятельность
- Работа с семьей
-
Психологическая диагностика
- Развитие эмоционально – волевой сферы
песочная терапия
- Сказкотерапия, арттерапия,
- Индивидуальная коррекционная работа
- Игровая деятельность
- Работа с семьей
- Диагностика
-
Формирование звуковой культуры
речи
- Артикуляционная гимнастика
- Формирование лексико –
грамматических категорий речи
-
Развитие связной речи
- Обучение грамоте
- Индивидуальные коррекционные
занятия в т.ч. с элементами логоритмики,
зондовый массаж
-
Игровая деятельность
- Работа с семьей
-
Осмотр детей врачом-педиатром
-
Осмотр детей врачом-ортопедом
- Медикаментозное лечение по
назначению врачей
- Массаж
-
Физиолечение
-
Водолечение
- ЛФК
- Работа с семьей
- Диагностика
- Утренняя гимнастика
-
Физкультурные занятия
- Коррекционная ритмика
-
Развлечения, досуг, кружки
- Индивидуальная коррекционная работа
- Игровая деятельность
- Работа с семьей
- Диагностика
- Изодятельность (рисование, лепка, аппликация,
художественный ручной труд), конструирование
- Игровая деятельность (сюжетно – ролевая,
режиссерская, дидактическая, строительная,
настольно – печатная, игры – драматизации и др.)
-
Трудовая деятельность
- Прогулка
- Закаливание
-
Индивидуальная коррекционная деятельность
- Работа с семьей
- Диагностика
-
Музыкальные занятия
- Музыкотерапия
- Кружок
- Индивидуальные коррекционные
занятия в т.ч. с элементами
логоритмики
-
Праздники, развлечения, досуг
- Коррекционная ритмика
-
Игровая деятельность
- Работа с семьей
Коррекционно – образовательное
пространство
Музыкальный
руководитель
Инструктор
физического
воспитания
Медицинский
персонал
Учитель -
логопед
Педагог - психолог
Учитель -
дефектолог
Ребенок с особыми
образовательными
потребностями
Модель взаимодействия педагогов в коррекционно–образовательном пространстве образовательного
учреждения
Разделы программы
•
Познавательное развитие
- сенсорное воспитание;
- ознакомление с окружающим;
- развитие психических функций (внимания, памяти, мышления).
•
Социально-эмоциональное развитие
•
Речевое развитие
•
Моторное развитие
Приемы работы
•
1) повторение сигналов общения ребенка (в т.ч. их варьирование: увеличение громкости,
добавление жестов, новых слов в контекст общей коммуникативной деятельности
ребенка и взрослого, обращение внимания ребенка на человека или предмет);
•
2) озвучивание нецеленаправленной активности ребенка (т.е. взрослый должен отвечать
словами на действия ребенка или комментировать их, даже если ребенок с помощью
своих действий просто выражает свои эмоции);
•
3) поддержание очередности в общении (соблюдать очередь во взаимодействии ребенок-
взрослый);
•
4) при демонстрации ребенком негативного (стереотипного) поведения, дать ребенку
модель того поведения, которое ожидает взрослый в данной ситуации;
•
5) пытаться разнообразить действия ребенка, используя различную сенсорную
стимуляцию и давая ему модели разнообразных действий с привычными предметами
(необычные действия со знакомыми предметами).
Структура занятий
•
I Водная часть:
1.Ритуал приветствия;
2.Упражнение на контактность.
•
II Основная часть:
3.Упражнения на развитие познавательной сферы;
4.Упражнение на социально-эмоциональное развитие;
5.Упражнение на речевое развитие;
6.Упражнение на развитие моторики.
•
III Заключительная этап:
7.Ритуал прощания