Автор: Самощенко Оксана Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №41
Населённый пункт: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Приморский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мини-музей "Матрешки"
Раздел: дошкольное образование
«Мини – музей «МАТРЕШКИ» во второй младшей группе»
Воспитатель: Самощенко Оксаны Олеговны.
1 СЛАЙД – Мини-музей «Матрешки»
Матрешка это один из символов нашей страны, достопримечательность,
народная игрушка, которая помогает увидеть разнообразие цветной гаммы, развивает
мелкую моторику, эстетический вкус, и, наконец, не дает забыть наследие. Создание
мини – музея матрешек в группе помогает заложить первые нравственно –
патриотические качества у детей раннего возраста.
Приобщение дошкольников к народной культуре позволяет привить детям
нравственные устои, заложить основы патриотического воспитания, возродить
преемственность поколений. Желая поддержать не только познавательный интерес, но
и стремление знать и понимать прошлое своего народа как у наших воспитанников,
как и у их родителей, мы решили создать в детском саду музей «Матрешки».
На родительском собрании предложили определить тему и название мини –
музея и выбрать место для его размещения.
2 СЛАЙД – (Продолжение) Мини-музей «Матрешки»
Наш музей расположен в групповой комнате, между окнами, он хорошо освещен
и находится в ближайшей зоне доступности всех ребят.
Коллекция матрёшек стоит на полочках, которые располагаются на уровне глаз
ребёнка. Также там расположены картотеки: дидактических игр (на ознакомление
детей с цветом, формой, размером, количеством), сенсорных игр (на соотнесение и
сравнение предметов по величине, на умение не только подбирать части предмета, но
и совмещать их в соответствии с рисунком), речевых игр (на умение правильно
пользоваться прилагательными «большой», «средний», «маленький»).
(ФОТО)
3 СЛАЙД - Цель и задачи мини – музея «Матрешки» в раннем возрасте
Цель: формировать представление о матрёшке, через обогащение сенсорного
опыта детей раннего возраста и стимулировать познавательную и речевую активность
ребёнка.
Задачи:
Образовательные: сформировать у ребенка представление о матрешке; создать
условия для привлечения родителей к созданию мини-музея матрёшки.
Развивающие:
развивать познавательные, социально – коммуникативные
способности в игровой деятельности с матрёшками, творческое воображение и
эстетическое восприятие окружающего мира.
Воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к экспонатам
мини - музея, формировать дружеские взаимоотношения между детьми.
Игровая деятельность и сенсорика
Так как ведущей деятельностью ребенка является игра - её неотъемлемой частью
становится игрушка, а ведь именно русская народная игрушка - матрешка так близка и
1
знакома детям с раннего возраста. Это простая игрушка оказывает огромное влияние
на умственную, эмоциональную, физическую и другие стороны общего развития. Она
способствует становлению самостоятельных действий, совершенствует мелкую
моторику. А также выступает в роли детской головоломки и развивает тактильные
ощущения малыша.
В результате полученные тактильные ощущения благотворно влияют на мозг,
развивают мелкую моторику, речь. Поэтому сенсорное воспитание детей раннего
возраста должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной предметно -
игровой
деятельностью.
Через
игру
можно
научить
ребенка
планомерному
наблюдению за объектом, а с помощью игрушек-экспонатов мини – музея у малышей
создается целостность восприятия предмета. Таким образом, использование мини-
музея в раннем возрасте благотворно влияет на развитие сенсорной деятельности
малышей. В элементарной форме предметно-действенное мышление свойственно
детям раннего возраста, для которых мыслить о предметах означает действовать,
манипулировать с ними, так, через игровую деятельность с экспонатами мини-музея
идет активное «оречевление» у ребенка.
4 СЛАЙД – Наша деятельность
В течении года была проведена работа: беседы; чтение стихотворений и
потешек; чтение сказок с обыгрыванием матрешек; дидактические игры; пальчиковые
сказки игры; подвижные игры; игры инсценировки; игровые ситуации; игры с мягкой
игрушкой антистресс «Матрешка» на развитие сенсорики.
(ФОТО)
5 СЛАЙД – (продолжение)
Игра «Шнуровка – Матрешка» и игра из фетра «Собери матрешку».
Игры направлена на коррекцию зрительно – двигательную координацию,
развитие мелкой моторики рук и воспитывает усидчивость.
(ФОТО)
6 СЛАЙД – (продолжение)
Дидактические игры «Собери матрешку», «Большая – маленькая». Игры учат
детей различать формы и цвета, осваивать понятия «большой, маленький», «больше,
меньше». Развивают логику и запускают у детей навык дедуктивного рассуждения.
(ФОТО)
7 СЛАЙД – (продолжение)
Обыгрывание сказок: «Репка», «Курочка ряба», «Маша и медведь», «Красная
шапочка».
Обыгрывание сказок помогает детям вспомнить знакомые сказки и учит детей
различать знакомые сказки по рисункам на матрешках, также помогает запомнить
названия сказок. Обыгрывание сказок вызывает у детей желание рассказывать о том,
что случилось с героями произведений, подсказывая нужные слова, помогая
правильно построить предложение.
(ФОТО)
2
8 СЛАЙД – (продолжение)
Пальчиковые сказки – игры – уникальное средство для развития мелкой
моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с
использованием
«пальчиковой»
гимнастики
стимулирует
развитие
речи,
пространственного
мышления,
внимания,
воображения,
воспитывает
быстроту
реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные
тексты; его речь делается более выразительной.
Однако, играя с детьми, я заметила, что положительное влияние пальчиковых
игр на развитие ребенка может иметь место только при условии, что он будет играть
не по принуждению, а по собственному желанию.
(ФОТО)
9 СЛАЙД – Цель и задачи мини – музея «Матрешки» во второй младшей
группе
Ребята перешли во вторую младшую группу и задачи мини – музея изменились.
Цель: воспитание интереса к русской народной игрушке – матрешке, как
средству развития интеллекта, речи и позитивного отношения к окружающему миру.
Задачи:
Образовательные:
знакомить детей с народной игрушкой для обогащения
зрительных впечатлений.
Развивающие:
способствовать
развитию
познавательной
и
творческой
активности детей;
развивать умение непосредственного сравнения предметов по
величине и количеству; способствовать расширению словаря и связной речи детей.
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к народному искусству;
продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
10 СЛАЙД – Наша деятельность во второй младшей группе
Дидактические игры и настольно – печатные игры: «Отгадай, что внутри»,
«Что изменилось?», «Большая, маленькая, еще меньше, самая маленькая», «Расставь
по росту» и другие. На дидактические игры разработана картотека.
«Расставь по росту». Игра учит детей соотносить по величине матрешки;
познакомить с промежуточными размерами – большой, поменьше, самый маленький,
побольше, самый большой.
Детям предлагаются матрешки разного размера. Необходимо расположить
матрешки от самой большой до маленькой и наоборот. При расположении матрешек
воспитатель вместе с ребенком проговаривает размер матрешки.
(ФОТО)
11 СЛАЙД – (продолжение)
«Наряди матрешку». Игра способствует на формирование у детей умение
различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник),
развивает умение подбирать фигуры соответствующего цвета и формы, также
воспитывает у детей зрительную память.
Детям предлагаются матрешки с нарисованными фигурами на сарафанах.
Ребенок методом наложения выкладывает геометрические фигуры по контуру. Игра
3
считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами
нужного цвета.
(ФОТО)
12 СЛАЙД – (продолжение)
«Собери половинки». Игра учить детей составлять целое из двух половинок,
также развивает воображение и внимание.
Детям предлагаются половинки матрешек, нужно подобрать вторую половинку,
чтобы получилась целая матрешка.
(ФОТО)
13 СЛАЙД – (продолжение)
«Круг Луллия – собери матрешку». Игра развивает у ребенка координацию
движения рук, внимание, умение сопоставить части в целое, способствовать развитию
усидчивости.
Детям нужно правильно соединить половинки в рамке.
(ФОТО)
14 СЛАЙД – (продолжение)
Пазлы «Матрешки». Игра тренирует способности увидеть задачу с разных
сторон, способность принимать решения, развивает логическое мышление и мелкую
моторику, учит соединять части пазлов.
(ФОТО)
15 СЛАЙД – Продуктивная деятельность
Рисование «Помоги матрешке – маме добраться до ее дочке», «Найди
сестричек (большую и маленькую) по одежке. Игра развивает мелкую моторику
пальцев рук и воспитывает у детей зрительную память, наблюдательность. Также игра
используется на развитие и закрепление графических навыков.
Детям нужно провести карандашом (фломастером) по дорожкам и добраться от
мамы к дочке (от сестры к сестре).
(ФОТО)
16 СЛАЙД – Интегрированное открытое занятие «Весёлые матрешки»
У нас в группе проводилось интегрированное открытое занятие «Веселые
матрешки»
с
использованием
аппликации
«Украсим
сарафан
матрешек
цветочками».
Цель занятия: формирование интереса к русской народной игрушке –
матрешке.
Задачи: познакомить детей с основным материалом из которого изготовлены
предметы, знакомые ребенку (дерево); знакомить детей с народной игрушкой для
обогащения зрительных впечатлений.
На
занятии
использовались
образовательные
области:
«Социально-
коммуникативное
развитие»,
«Познавательное
развитие»,
«Речевое
развитие»,
«Художественное – эстетическое развитие».
(ФОТО)
4
17 СЛАЙД - Перспектива развития мини-музея «Матрёшки»
Перспектива – воспитание интереса детей к истории России, народному
творчеству на примере русской национальной игрушки, практическом участии в
сохранении русских народных ремесел, обычаев и традиций.
Хочу сказать, что в процессе создания и реализации мини – музея «Матрёшки»
дети проявили активный познавательный интерес, узнали много нового и интересного
про матрёшку, что она деревянная, что на ней надет платок, сарафан и фартук). Мини-
музей предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания,
проявлять игровую инициативу, но и обогащать словарный запас, формировать
коммуникативные навыки и творческие способности. У детей расширился и
систематизировался объём знаний.
Родители стали активными участниками и помощниками в создании мини-музея
«Матрешки». Проявили искренний интерес к жизни группы, научились выражать
восхищение результатами и продуктами детской деятельности. Наш мини - музей –
это результат общения, совместной работы педагога, детей и их родителей. Создать
такой полноценный музей нам удалось, только благодаря тесному взаимодействию с
семьями воспитанников ДОУ.
18 СЛАЙД – Благодарю за внимание
Мое выступление окончено. Всех благодарю за внимание.
5