Автор: Гилязетдинова Гульнара Ильсуровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с ОРВ "Родничок"
Населённый пункт: Кировская область Уржумский район с.Лазарево
Наименование материала: статья
Тема: ПРАВОПОЛУШАРНОЕ РИСОВАНИЕ – НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
ПРАВОПОЛУШАРНОЕ РИСОВАНИЕ – НЕТРАДИЦИОННАЯ
ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: Статья посвящена тому, как влияет правополушарное
рисование на развитие детского мозга. Автором приводится описание
собственного педагогического опыта, подтверждающего результативность
этого подхода в работе с воспитанниками.
Ключевые слова: правополушарное рисование, творческий потенциал,
вдохновение, оценка творчества, нетрадиционные техники.
Важной задачей современных воспитателей в детском саду является
развитие творческих способностей ребенка. Один из эффективных способов
достижения
этой
цели
-
использование
нетрадиционных
методов
правополушарного рисования. Этот подход не только помогает развивать
творческие навыки, но и вызывает интерес у детей, поскольку предлагает новые
и увлекательные техники изобразительной деятельности.
Ребенок с самого рождения активно практикует и исследует мир вокруг
себя. Он увлеченно изучает предметы, манипулирует ими, исследует их на
вкус, запах, крутит в руках. Все эти практические действия выполняются под
руководством правого полушария мозга. Постепенно в процессе взросления, с
развитием речи, левое полушарие становится более активным, что приводит к
подавлению работы правого. Для того чтобы достичь баланса в работе обоих
полушарий и поддержать развитие правого полушария, важно вовлекать
ребенка в творческие действия. Правополушарное рисование - отличный
способ для этого. В этом процессе не нужны анализ, сравнение, оценка. Здесь
важно просто действовать, позволяя физическому действию преобладать над
процессом сознания.
Основная идея правополушарного рисования заключается в отключении
критики левого полушария и раскрытии детского вдохновения в процессе
творчества. Когда ребенок рисует беззаботно, не оценивая и не критикуя, он
ощущает состояние эйфории. Важен не результат, а погружение в процесс. Этот
эффект не ограничен только детьми, даже взрослый человек может достичь
такого же состояния. Все люди рисуют, просто кому-то в детстве говорили, что
у них отсутствует талант, и они перестали интересоваться творчеством.
Из нашего личного педагогического опыта мы уверенно можем сказать,
что
техника
правополушарного
рисования
оказывает
благоприятное
воздействие на детей дошкольного возраста. Этот метод способствует
раскрытию творческого потенциала детей, укреплению интуиции, повышению
уверенности и учит находить нестандартные решения.
Правополушарное рисование — это удивительный способ получения
изображения. В чем его суть? Начнем с самого начала – необходимо заполнить
фон. Для этого нужно взять кисточку в левую руку, чтобы активировать правое
полушарие мозга. Часто воспитанники забываются и берут кисть правой рукой,
поэтому мы пользуемся резиновыми браслетами, одевая их на левую руку,
чтобы помочь им запомнить. Заполнение фона может происходить различными
способами
–
можно
использовать
горизонтальное,
радужное,
круговое,
смешанное или вертикальное. Это поможет детям разнообразить свое
творчество и развить воображение. Затем переходим к различным техникам
рисования. Так, метод «перевёрнутого рисования» позволяет сосредоточиться
на форме и линиях, без распознавания предмета. Техника зеркального
рисования активизирует оба полушария мозга одновременно за счет работы
обеими руками. А просьба нарисовать воображаемые предметы помогает детям
фантазировать и создавать уникальные работы. Техника быстрого рисования
требует
скорости
и
точности,
не
оставляя
времени
на
оценивание
результата. Дети могут также освоить различные техники правополушарного
рисования, такие как город, старые и новые горы, стога сена, деревья, пальмы,
отражения, полевые цветы ёлка, кактусы, сосны и ветка сакуры.
Подводя итог, отметим, что, основываясь на ключевых особенностях
правополушарного
рисования,
можно
утверждать,
что
оно
эффективно
способствует улучшению работы мозга. Данный метод стимулирует активность
правого полушария и способствует гармонизации работы мозга в целом.
Основная роль педагога заключается в поддержании творческой атмосферы на
занятии, избегании критики результатов творчества и поощрении инициативы и
стремления к новым достижениям в области изобразительного искусства.
Список информационных ресурсов:
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психол. очерк: Кн. для учителя / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991.
2. Эдвартс Б. Художник внутри вас / Б. Эдвартс. - Минск: Попурри, 2008.