Автор: Чаплыгина Людмила Борисовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО города Иркутска "ДДТ №5"
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование личности ребёнка в условиях учреждений дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
Формирование личности ребёнка в условиях
учреждений дополнительного образования
Чаплыгина Людмила Борисовна
педагог дополнительного образования
МБУДО города Иркутска «ДДТ №5»
Учреждения дополнительного образования - это такие внешкольные
учреждения, которые организуют досуг детей и подростков, помогают семье
и
школе
осуществить
гармоничное
развитие
личности
с
учетом
способностей, интересов и дарований.
В
учреждениях
дополнительного
образования
происходит
процесс
формирования таких важнейших характеристик полноценной человеческой
жизнедеятельности, как положительное отношение к собственной жизни,
которое
достигается
благодаря
реализации
себя
как
личности
в
любой
деятельности, соответствующей природным данным.
Школа
и
учреждение
дополнительного
образования
-
союзники
в
формировании
целостной
личности,
в
воспитании
социализированного,
образованного, воспитанного, культурного творческого человека с развитыми
способностями и талантами. Ценность дополнительного образования детей
состоит
в
том,
что
оно
усиливает
вариативную
составляющую
общего
образования, способствует практическому приложению знаний и навыков,
полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию учащихся. А
главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой
творческий
потенциал,
навыки
адаптации
к
современному
обществу
и
получают возможность полноценной организации свободного времени.
Каждый
ребёнок
талантлив
и
неповторим
по-своему,
только
надо
вовремя заметить, поддержать и помочь ребёнку «раскрыться», проявить
свои
лучшие
качества,
максимально
реализовать
потенциальные
возможности.
Приходя в учреждение дополнительного образования, в свободное от
уроков время, ребенок попадает в совершенно другую среду. Ход развития
личности,
начатый
школой,
здесь
зачастую
не
получает
продолжения,
а
начинает совершенно новый
виток развития. Специфика дополнительного
образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка
первична.
На
первом
плане
стоит
развитие
личности,
а
обучение
обеспечивает и поддерживает этот процесс. Дополнительное образование
способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной
деятельности по свободному выбору. Это социально востребованная сфера, в
которой
заказчиками
и
потребителями
образовательных
услуг
выступают
юные граждане и их родители, а также общество и государство.
Гибкость дополнительного образования детей позволяет обеспечить
условия для формирования лидерских качеств, формирования социальных
компетенций и развития творческих способностей детей в области научно-
технической,
художественной,
эколого-биологической,
спортивно-
технической,
физкультурно-спортивной,
туристско-краеведческой,
военно-
патриотической, социально-педагогической и других сферах образовательной
деятельности,
которые
он
выбирает
сам
или
с
помощью
взрослого
в
соответствии со своими желаниями и потребностями.
По своему содержанию дополнительное образование детей является
всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или
неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет
ничего
такого,
что
не
могло
бы
стать
предметом
дополнительного
образования.
Именно
поэтому
оно
в
состоянии
удовлетворять
самые
разнообразные интересы личности.
Формирование социально успешной личности
- это последовательное
изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе,
труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей жизни:
всесторонне и целостно в единстве его физических и духовных сил.
Чем
раньше
начнется
направленное
личностное
развитие,
тем
в
большей
степени
можно
прогнозировать
психологическое
благополучие,
удовлетворенность
жизнью
и
личностный
рост
каждого
человека
в
современном меняющемся мире.
Сегодняшняя цивилизация достигнута с помощью высокого научно-
технического
прогресса,
что,
безусловно,
требует
от
человека
знаний,
которые приобретаются в результате обучения, но при этом нельзя забывать,
что личность должна всесторонне развиваться в общении, культуре, игре,
досуге. Полноценная личность не может вырасти только на обязанностях, она
должна формироваться и на личных, досуговых интересах.
Дополнительное образование детей можно охарактеризовать как сферу,
объективно
объединяющую
в
единый
процесс
воспитание,
обучение
и
развитие
личности
ребенка.
Основное
предназначение
системы
дополнительного
образования
заключается
в
создании
условий
для
свободного
выбора
каждым
ребенком
образовательной
области,
профиля
дополнительной программы и времени ее освоения. Реализации этой задачи
способствуют:
многообразие
видов
деятельности,
л и ч н о с т н о -
ориентированный характер образовательного процесса, его направленность
на
развитие
мотивации
лично сти
к
познанию
и
т в о рч е с т ву,
профессиональное самоопределение детей, их самореализацию.
Учреждения дополнительного образования
и воспитания являются,
сегодня
едва
ли
не
самым
демократическим
институтом
обучения,
образования,
воспитания,
предоставляющим
юному
поколению
самые
разнообразные услуги интеллектуального, оздоровительного и креативного
характера. Они обеспечивают не только доступ детей к различным областям
свободной,
творче ской
деятельности,
но
и
дают
реальные
и
дифференцированные
возможности
для
их
духовного
и
физического
развития.
Образовательный процесс учреждения направлен на гуманистическое
развитие личности каждого ребёнка. Педагогический процесс представлен во
всём
разнообразии
приёмов
и
способов
группового
и
индивидуального
взаимодействия
с
личностью;
здесь
происходит
превращение
личности
в о с п и т а н н и к а
в
с у б ъ е к т
с а м о в о с п и т а н и я ,
с а м о р а з в и т и я ,
самосовершенствования;
регулирование
взаимоотношений
в
системе
«Личность-общество».
Творчество
как
процесс
познания
лучше
осуществляется
через
взаимосвязь поэзии, живописи, музыки, танцев, которые по своей природе
должны
развивать
все
стороны
творческой
личности:
воображение,
интуицию,
эстетический
вкус
и
эмоциональную
сферу,
художественное
мышление, целостный охват явлений и способность к синтезу. Именно такой
фундамент
развития
закладывается
в
школьном
возрасте
в
процессе
творческой деятельности. Базой воспитания и обучения, способствующей
развитию
и
формированию
такой
личности,
являются
учреждения
дополнительного образования и воспитания.
Развитие социально успешной личности
есть бесконечный процесс
зарождения
новых
возможностей
и
превращения
их
в
реальную
действительность. Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания
детей
оказывают
решающее
влияние
не
только
на
психику,
но
и
на
познавательную активность.
Учреждения дополнительного образования, определяющие основной
своей целью социально-педагогическую поддержку личности в развитии,
являются
приоритетно
важным
фактором
формирования
ребенка,
его
возможности раскрыть, реализовать свой творческий потенциал.
Дополнительное
образование
формирует
гуманистические
ценностные
ориентации,
дает
возможность
значительного
расширения
сферы
общения
с
вечными
ценностями,
накопленными
человечеством,
помогает
реальному
взаимодействию
и
взаимообогащению
культур,
позволяет
овладеть
навыками
общения
со
сверстниками
и
взрослыми,
оптимизирует процессы социализации, социальной адаптации личности, тем
самым способствуя формированию личности ребенка.
Я,
как
практикующий
педагог
дополнительного
образования
с
большим стажем работы, могу утверждать, что система дополнительного
образования и есть то звено, которое обеспечивает развитие полноценной,
социально успешной личности. Здесь неисчерпаемы возможности создания
ситуации успеха для каждого ребенка, сочетания видов организации его
досуга
с
различными
формами
образования
в
таких
сферах,
как
деятельность, общение и самопознание.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Березина. В.А. Дополнительное образование детей как средство их
творческого развития. Канд. диссертация /В.А. Березина. - М., 2002.
Иваненко
И.Н.
Насущные
проблемы
развития
системы
дополнительного
образования детей //Дополнительное образование, 2005. – № 9. – С. 21 – 23.
Куприянов, Б.В. Воспитание и социализация в учреждениях дополнительного
образования детей. // Дополнительное образование и воспитание.- 2006.