Напоминание

Формирование личности ребёнка в условиях учреждений дополнительного образования


Автор: Чаплыгина Людмила Борисовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО города Иркутска "ДДТ №5"
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование личности ребёнка в условиях учреждений дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Формирование личности ребёнка в условиях

учреждений дополнительного образования

Чаплыгина Людмила Борисовна

педагог дополнительного образования

МБУДО города Иркутска «ДДТ №5»

Учреждения дополнительного образования - это такие внешкольные

учреждения, которые организуют досуг детей и подростков, помогают семье

и

школе

осуществить

гармоничное

развитие

личности

с

учетом

способностей, интересов и дарований.

В

учреждениях

дополнительного

образования

происходит

процесс

формирования таких важнейших характеристик полноценной человеческой

жизнедеятельности, как положительное отношение к собственной жизни,

которое

достигается

благодаря

реализации

себя

как

личности

в

любой

деятельности, соответствующей природным данным.

Школа

и

учреждение

дополнительного

образования

-

союзники

в

формировании

целостной

личности,

в

воспитании

социализированного,

образованного, воспитанного, культурного творческого человека с развитыми

способностями и талантами. Ценность дополнительного образования детей

состоит

в

том,

что

оно

усиливает

вариативную

составляющую

общего

образования, способствует практическому приложению знаний и навыков,

полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию учащихся. А

главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой

творческий

потенциал,

навыки

адаптации

к

современному

обществу

и

получают возможность полноценной организации свободного времени.

Каждый

ребёнок

талантлив

и

неповторим

по-своему,

только

надо

вовремя заметить, поддержать и помочь ребёнку «раскрыться», проявить

свои

лучшие

качества,

максимально

реализовать

потенциальные

возможности.

Приходя в учреждение дополнительного образования, в свободное от

уроков время, ребенок попадает в совершенно другую среду. Ход развития

личности,

начатый

школой,

здесь

зачастую

не

получает

продолжения,

а

начинает совершенно новый

виток развития. Специфика дополнительного

образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка

первична.

На

первом

плане

стоит

развитие

личности,

а

обучение

обеспечивает и поддерживает этот процесс. Дополнительное образование

способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной

деятельности по свободному выбору. Это социально востребованная сфера, в

которой

заказчиками

и

потребителями

образовательных

услуг

выступают

юные граждане и их родители, а также общество и государство.

Гибкость дополнительного образования детей позволяет обеспечить

условия для формирования лидерских качеств, формирования социальных

компетенций и развития творческих способностей детей в области научно-

технической,

художественной,

эколого-биологической,

спортивно-

технической,

физкультурно-спортивной,

туристско-краеведческой,

военно-

патриотической, социально-педагогической и других сферах образовательной

деятельности,

которые

он

выбирает

сам

или

с

помощью

взрослого

в

соответствии со своими желаниями и потребностями.

По своему содержанию дополнительное образование детей является

всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или

неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет

ничего

такого,

что

не

могло

бы

стать

предметом

дополнительного

образования.

Именно

поэтому

оно

в

состоянии

удовлетворять

самые

разнообразные интересы личности.

Формирование социально успешной личности

- это последовательное

изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе,

труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей жизни:

всесторонне и целостно в единстве его физических и духовных сил.

Чем

раньше

начнется

направленное

личностное

развитие,

тем

в

большей

степени

можно

прогнозировать

психологическое

благополучие,

удовлетворенность

жизнью

и

личностный

рост

каждого

человека

в

современном меняющемся мире.

Сегодняшняя цивилизация достигнута с помощью высокого научно-

технического

прогресса,

что,

безусловно,

требует

от

человека

знаний,

которые приобретаются в результате обучения, но при этом нельзя забывать,

что личность должна всесторонне развиваться в общении, культуре, игре,

досуге. Полноценная личность не может вырасти только на обязанностях, она

должна формироваться и на личных, досуговых интересах.

Дополнительное образование детей можно охарактеризовать как сферу,

объективно

объединяющую

в

единый

процесс

воспитание,

обучение

и

развитие

личности

ребенка.

Основное

предназначение

системы

дополнительного

образования

заключается

в

создании

условий

для

свободного

выбора

каждым

ребенком

образовательной

области,

профиля

дополнительной программы и времени ее освоения. Реализации этой задачи

способствуют:

многообразие

видов

деятельности,

л и ч н о с т н о -

ориентированный характер образовательного процесса, его направленность

на

развитие

мотивации

лично сти

к

познанию

и

т в о рч е с т ву,

профессиональное самоопределение детей, их самореализацию.

Учреждения дополнительного образования

и воспитания являются,

сегодня

едва

ли

не

самым

демократическим

институтом

обучения,

образования,

воспитания,

предоставляющим

юному

поколению

самые

разнообразные услуги интеллектуального, оздоровительного и креативного

характера. Они обеспечивают не только доступ детей к различным областям

свободной,

творче ской

деятельности,

но

и

дают

реальные

и

дифференцированные

возможности

для

их

духовного

и

физического

развития.

Образовательный процесс учреждения направлен на гуманистическое

развитие личности каждого ребёнка. Педагогический процесс представлен во

всём

разнообразии

приёмов

и

способов

группового

и

индивидуального

взаимодействия

с

личностью;

здесь

происходит

превращение

личности

в о с п и т а н н и к а

в

с у б ъ е к т

с а м о в о с п и т а н и я ,

с а м о р а з в и т и я ,

самосовершенствования;

регулирование

взаимоотношений

в

системе

«Личность-общество».

Творчество

как

процесс

познания

лучше

осуществляется

через

взаимосвязь поэзии, живописи, музыки, танцев, которые по своей природе

должны

развивать

все

стороны

творческой

личности:

воображение,

интуицию,

эстетический

вкус

и

эмоциональную

сферу,

художественное

мышление, целостный охват явлений и способность к синтезу. Именно такой

фундамент

развития

закладывается

в

школьном

возрасте

в

процессе

творческой деятельности. Базой воспитания и обучения, способствующей

развитию

и

формированию

такой

личности,

являются

учреждения

дополнительного образования и воспитания.

Развитие социально успешной личности

есть бесконечный процесс

зарождения

новых

возможностей

и

превращения

их

в

реальную

действительность. Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания

детей

оказывают

решающее

влияние

не

только

на

психику,

но

и

на

познавательную активность.

Учреждения дополнительного образования, определяющие основной

своей целью социально-педагогическую поддержку личности в развитии,

являются

приоритетно

важным

фактором

формирования

ребенка,

его

возможности раскрыть, реализовать свой творческий потенциал.

Дополнительное

образование

формирует

гуманистические

ценностные

ориентации,

дает

возможность

значительного

расширения

сферы

общения

с

вечными

ценностями,

накопленными

человечеством,

помогает

реальному

взаимодействию

и

взаимообогащению

культур,

позволяет

овладеть

навыками

общения

со

сверстниками

и

взрослыми,

оптимизирует процессы социализации, социальной адаптации личности, тем

самым способствуя формированию личности ребенка.

Я,

как

практикующий

педагог

дополнительного

образования

с

большим стажем работы, могу утверждать, что система дополнительного

образования и есть то звено, которое обеспечивает развитие полноценной,

социально успешной личности. Здесь неисчерпаемы возможности создания

ситуации успеха для каждого ребенка, сочетания видов организации его

досуга

с

различными

формами

образования

в

таких

сферах,

как

деятельность, общение и самопознание.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Березина. В.А. Дополнительное образование детей как средство их

творческого развития. Канд. диссертация /В.А. Березина. - М., 2002.

Иваненко

И.Н.

Насущные

проблемы

развития

системы

дополнительного

образования детей //Дополнительное образование, 2005. – № 9. – С. 21 – 23.

Куприянов, Б.В. Воспитание и социализация в учреждениях дополнительного

образования детей. // Дополнительное образование и воспитание.- 2006.



В раздел образования