Автор: Екатерина Владимировна Проскурина
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОАУ "СОШ 76"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: Актуальные проблемы преподавания литературы.
Раздел: среднее образование
Актуальные проблемы преподавания литературы.
Современное общество на сегодняшний день столкнулось с совершенно новой ситуацией в
образовании. Возникла необходимость изменения условий, форм и механизмов обучения,
особенно в профессиональной сфере. В ситуации перехода к ФГОС российское образование все
чаще рассматривается в компетентностной парадигме. Главной задачей образования становится
формирование у студентов способности к самостоятельному получению знаний и применению
их в разноплановых видах деятельности.
Актуальные задачи, стоящие перед современным образованием, определяют и главные
проблемы литературного образования. В основе концепции которого, лежит идея гуманизации,
обеспечивающая в процессе становления личности выбор жизненного пути и способствующая
поиску человека смысла жизни в познании самого себя и окружающего мира.
Современное литературное образование ориентировано не только на усвоение определенной
суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей.
Необходимо формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также
опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности студентов, то есть ключевые
компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Обучение, основанное на компетенциях, направлено на активность студента, который сам
осваивает знания и умения в их целостности, взяв на себя управление собственным обучением.
Оно наиболее эффективно реализуется через применение активных методов обучения, создания
условий для самоуправляемого обучения с максимальной опорой на практическое
приобретение нового опыта, что требует организации эффективной обучающей среды,
обеспечивающей интеграцию теории и практики, и переосмысление роли и функции, как
самого преподавателя, так и студента.
Важное значение имеет, прежде всего, профессиональная компетентность педагога,
заключающая в себе единство теоретической и практической готовности к осуществлению
педагогической деятельности; способность педагога к самоаналитической деятельности
соотнесения уровня притязаний и действительных возможностей; выражает единство
теоретической и практической готовности педагога в целостной структуре личности и
характеризует его профессионализм. Именно педагог, владея педагогической и
преподавательской компетенцией, мотивирует обучающихся к освоению знаний. Большая
ответственность возлагается именно на педагогов – словесников.
Сегодня, когда техника отодвигает на задний план книгу и чтение, встает вопрос о поиске
новых подходов к преподаванию литературы.
Возникают определенные теоретические проблемы:
1.
Проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова;
формирование читателя, его духовного мира. Здесь нельзя не заметить опасности
своеобразной инерции, неполноценности восприятия, свойственной значительной части
молодежи, выражающейся и в выборе средств для чтения, и в оценках прочитанного, и в
тех жизненных идеалах, которые формируются под воздействием многих причин. Не
следует забывать и о суверенности читательского восприятия.
2.
Углубление связей между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и
самостоятельной деятельностью студентов.
3.
Проблема изучения литературного развития обучающихся, причем не только в
исследовательском аспекте, а как основы преподавания литературы, выбора программ,
концепций, технологий уроков на разных этапах литературного образования.
4.
Историческая смена методов и приемов изучения литературы, конструирование новых,
опора на традиционные.
5.
Формирование нового типа взаимоотношений между педагогом и студентом, воспитание
творческих начал личности.
6.
Поиск новых структур уроков и моделирование других форм проведения занятий.
Для решения данных проблем педагоги-словесники обращаются к поиску новых методов,
подборов педагогических технологий.
Но главное, выйти на сотрудничество между преподавателем и студентом, именно способность
к сотрудничеству - важное для творчества и самостоятельности качество личности. Педагог
должен выступать в роли консультанта – направлять, ориентировать, содействовать.
С этой точки зрения становится интересным открытое в педагогике и психологии явление
фасилитации (от англ. to facilitate – облегчать, способствовать, содействовать, создавать
благоприятные условия).
В науке принято выделять два вида фасилитации: фасилитация социальная и фасилитация
педагогическая. Социальная фасилитация – это повышение скорости и продуктивности
деятельности личности в условиях ее функционирования в присутствии других людей, которые
в сознании субъекта выступают в роли либо простого наблюдателя, либо конкурирующего с
ним индивида или индивидов.
1
Педагогическая фасилитация – это усиление продуктивности
образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов профессионально-педагогического
процесса за счет особого стиля общения и личности педагога.
2
Можно сказать,
что педагогическая фасилитация представляет собой современную образовательную
стратегию.
Разработку концепции педагогической фасилитации еще в 50-е годы XX века начал Карл
Роджерс: «Мы столкнулись с совершенно новой ситуацией, в которой, если мы хотим выжить,
целью обучения становится фасилитация изменения и учения. Образованным является только
тот, кто научился учиться; кто научился приспосабливаться и меняться; кто осознал, что
безопасность зиждется не на самом знании, а на умении его добыть. Изменчивость, доверие к
динамичному (а не статичному) знанию – вот единственная разумная цель образования в
современном мире».
3
Таким образом, от преподавателя требуется перестать быть
транслятором знаний, он должен сосредоточиться на изменении личностей обучающихся.
В этом активно помогает использование технологии фасилитации.
Фасилитация – это развивающий образовательный метод. Его использование содействует тому,
чтобы люди обменивались идеями, мнениями, критически анализировали стоящие перед ними
задачи и определяли пути их реализации. Фасилитация как образовательная стратегия
предполагает широкое использование открытых вопросов, адресованных студентам. Для
направления дискуссии и расстановки акцентов педагог должен использовать парафраз.
Вопросы, парафраз и управление дискуссией – необходимые элементы фасилитации.
Предпосылкой для овладения технологией фасилитации является достаточный уровень
развития таких качеств, как эмпатия, рефлексия, лидерство и коммуникабельность.
Педагог, выступающий в роли фасилитатора, должен стремиться быть, прежде всего,
человеком, переживать мысли и чувства текущего момента. Когда эта подлинность включает
одобрение, заботу, доверие, уважение к ученику, тогда создается атмосфера, способствующая
учению.
Между педагогом и студентом возникает сотрудничество. Педагог взаимодействует со
студентом, выступая в роли консультант. Студент «пропуская знания через себя», через свое
понимание, свой личный познавательный опыт, учится анализировать, сопоставлять,
комбинировать, проявлять свою самостоятельность и индивидуальность, пробуя себя в роли
«исследователя». Осуществляется принцип «Я учусь», «Я творю», «Я познаю» вместо «Меня
учат», «Я исполняю».
На осуществление данного принципа, кроме технологии фасилитации, направлены и
технологии критического и ассоциативного мышления.
Ассоциативное мышление представляет собой способность обобщать отражение
действительности, облекать в форму конкретного индивидуального явления, основанного на
объектах и связях между ними, взятых из жизни.
Критическое мышление демонстрирует способность ставить новые, полные смысла вопросы,
вырабатывать разнообразные подкрепляющие аргументы, принимать независимые
продуманные решения.
Данные технологии содействуют тому, чтобы:
-научить студентов самостоятельно добывать информацию;
- создавать учебную среду для развития самопознания и самовыражения личности;
- развивать творческие и аналитические способности;
- создавать атмосферу партнерства;
- формировать у студентов навыки самообразования.
В современной психологии существует ряд концепций, показывающих процесс усвоения
знаний отдельным человеком.
Одна из них – ассоциативно-рефлекторная концепция обучения, в основе которой лежит
процесс образования в сознании человека различных ассоциаций – простых и сложных. В
психолого-педагогической теории ассоциации делятся на множество видов, но за основу можно
взять «внутрисистемные» ассоциации, обеспечивающие систематизацию ассоциативных рядов
в единую систему в пределах темы учебного предмета и «межпредметные» ассоциации,
позволяющие развивать коммуникативные способности студентов. Процесс образования
ассоциаций включает в себя следующие этапы:
1.
восприятие учебного материала (литературное произведение);
2.
осмысление доведенного до понимания внутренних связей и противоречий в учебной
информации;
3.
запоминание и сохранение в памяти учебной информации;
4.
применение усвоенной информации в практической деятельности.
В рамках ассоциативно-рефлекторной концепции разработана теория формирования понятий,
сущность которой в том, что процесс обучения понимается как обобщения получаемых знаний
и образование определенных понятий. Под понятием в этом случае понимается результат
ассоциаций по смыслу, абстрагирование и обобщение знаний, которые относятся к изучаемому
явлению. Большое внимание в этой теории уделяется овладению понятием, обучению приемам
умственной деятельности – сравнению, обобщению, абстрагированию.
Наивысший результат в обучении при использование технологий критического и
ассоциативного мышления достигается при соблюдении следующих условий:
1. формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;
2. подача учебного материала в определенной последовательности;
3. демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической
деятельности;
4. применение знаний на практике.
Технологии критического и ассоциативного мышления основываются на принципе «Мы лучше
познаем мир, если действуем». Для побуждения интереса к занятиям и для рефлексии
пройденного материала используются такие приемы как ОСК (опорная схема – конспект),
диаграммы, кластеры, «дерево предсказаний, сюжетные таблицы и другие. Использование
приемов данных технологий способствует развитию мыслительных способностей и выработке
собственной позиции, овладению сюжетным мышлением, развитию умения ранжировать
информацию, аргументировать, обосновывать свои прогнозы, делать выводы, позволяет
активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность студента, вовлечь в процесс
обучения его личностное начало. Применение технологий критического и ассоциативного
мышления предполагает создание базового отношения к себе и к миру, подразумевающего
вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию.
Данные технологии являются связующим звеном с проектной деятельностью.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию
фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования.
Метод дает простор для творческой инициативы студентов и педагога, подразумевает их
дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию к учебе.
Проектная деятельность - это приоритетная форма организации работы студентов, которая
способствует активизации их мыслительной деятельности и развитию творческих
способностей. Осмысление самостоятельно добытой информации осуществляется при этом
через призму личного отношения к ней и оценки результатов деятельности в «конечном
продукте» - полученных студентами знаниях и умениях.
Проектная технология предполагает: наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и
исследовательского поиска её решения; практическую, теоретическую, познавательную
значимость предполагаемых результатов; самостоятельную деятельность студента;
структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
подведение итогов, корректировку, выводы.
Кардинальное отличие проектного обучения от классических методов заключается в том, что в
основном на разных этапах студенты действуют самостоятельно (педагог может выступать в
роли консультанта): ставят цели и определяют пути их достижения, осуществляют поиск,
отбор, анализ и обобщение необходимой им информации.
Методика организации проекта предполагает несколько этапов: планирование работы над
проектом; аналитический этап (этап исследовательской работы студентов и самостоятельного
получения новых знаний); этап обобщения (этап структурирования полученной информации и
интеграции полученных знаний, умений, навыков); презентация полученных результатов (этап
анализа исследовательской деятельности студентов).
Работая над проектом, необходимо помнить, что основным критерием успешности является
радость и удовлетворение всех участников от осознания собственных достижений и
приобретённых навыков. В центре внимания – разнообразие учебной и практической
творческой деятельности студентов, основанной на индивидуально-личностном подходе к
обучению. Это позволяет поддерживать высокий уровень познавательной активности и
позитивной исследовательской мотивации.
Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной
деятельности. Педагоги-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие
читательского интереса среди студентов, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и
обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые
знания, а преподавателю - решить перечисленные проблемы.
Проектная деятельность в доступной для студентов форме может быть использована на любом
уровне. Когда самостоятельно обдумываешь и отбираешь нужную информацию, ненавязчиво
происходит закрепление необходимого материала. Использование метода проектов доказывает
свою эффективность. Это связано с повышением интереса студентов к изучению предметов,
развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы.
Актуальность применения метода определяется повышением проектирования в
образовательном учреждении, повышением качества образовательного процесса и компетенции
педагога и студента.
Накопив опыт использования проектной деятельности, научившись работать в рамках
использования технологий критического и ассоциативного мышления, студенты смогут
овладеть всеми ключевыми компетенциями (коммуникативной, культуроведческой,
информационной, языковой, исследовательской), что позволит им в дальнейшем не только
стать востребованными специалистами, но и занять достойное место в обществе.