Напоминание

Актуальные проблемы преподавания литературы.


Автор: Екатерина Владимировна Проскурина
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОАУ "СОШ 76"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: Актуальные проблемы преподавания литературы.
Раздел: среднее образование





Назад




Актуальные проблемы преподавания литературы.

Современное общество на сегодняшний день столкнулось с совершенно новой ситуацией в

образовании. Возникла необходимость изменения условий, форм и механизмов обучения,

особенно в профессиональной сфере. В ситуации перехода к ФГОС российское образование все

чаще рассматривается в компетентностной парадигме. Главной задачей образования становится

формирование у студентов способности к самостоятельному получению знаний и применению

их в разноплановых видах деятельности.

Актуальные задачи, стоящие перед современным образованием, определяют и главные

проблемы литературного образования. В основе концепции которого, лежит идея гуманизации,

обеспечивающая в процессе становления личности выбор жизненного пути и способствующая

поиску человека смысла жизни в познании самого себя и окружающего мира.

Современное литературное образование ориентировано не только на усвоение определенной

суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей.

Необходимо формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также

опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности студентов, то есть ключевые

компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Обучение, основанное на компетенциях, направлено на активность студента, который сам

осваивает знания и умения в их целостности, взяв на себя управление собственным обучением.

Оно наиболее эффективно реализуется через применение активных методов обучения, создания

условий для самоуправляемого обучения с максимальной опорой на практическое

приобретение нового опыта, что требует организации эффективной обучающей среды,

обеспечивающей интеграцию теории и практики, и переосмысление роли и функции, как

самого преподавателя, так и студента.

Важное значение имеет, прежде всего, профессиональная компетентность педагога,

заключающая в себе единство теоретической и практической готовности к осуществлению

педагогической деятельности; способность педагога к самоаналитической деятельности

соотнесения уровня притязаний и действительных возможностей; выражает единство

теоретической и практической готовности педагога в целостной структуре личности и

характеризует его профессионализм. Именно педагог, владея педагогической и

преподавательской компетенцией, мотивирует обучающихся к освоению знаний. Большая

ответственность возлагается именно на педагогов – словесников.

Сегодня, когда техника отодвигает на задний план книгу и чтение, встает вопрос о поиске

новых подходов к преподаванию литературы.

Возникают определенные теоретические проблемы:

1.

Проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова;

формирование читателя, его духовного мира. Здесь нельзя не заметить опасности

своеобразной инерции, неполноценности восприятия, свойственной значительной части

молодежи, выражающейся и в выборе средств для чтения, и в оценках прочитанного, и в

тех жизненных идеалах, которые формируются под воздействием многих причин. Не

следует забывать и о суверенности читательского восприятия.

2.

Углубление связей между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и

самостоятельной деятельностью студентов.

3.

Проблема изучения литературного развития обучающихся, причем не только в

исследовательском аспекте, а как основы преподавания литературы, выбора программ,

концепций, технологий уроков на разных этапах литературного образования.

4.

Историческая смена методов и приемов изучения литературы, конструирование новых,

опора на традиционные.

5.

Формирование нового типа взаимоотношений между педагогом и студентом, воспитание

творческих начал личности.

6.

Поиск новых структур уроков и моделирование других форм проведения занятий.

Для решения данных проблем педагоги-словесники обращаются к поиску новых методов,

подборов педагогических технологий.

Но главное, выйти на сотрудничество между преподавателем и студентом, именно способность

к сотрудничеству - важное для творчества и самостоятельности качество личности. Педагог

должен выступать в роли консультанта – направлять, ориентировать, содействовать.

С этой точки зрения становится интересным открытое в педагогике и психологии явление

фасилитации (от англ. to facilitate – облегчать, способствовать, содействовать, создавать

благоприятные условия).

В науке принято выделять два вида фасилитации: фасилитация социальная и фасилитация

педагогическая. Социальная фасилитация – это повышение скорости и продуктивности

деятельности личности в условиях ее функционирования в присутствии других людей, которые

в сознании субъекта выступают в роли либо простого наблюдателя, либо конкурирующего с

ним индивида или индивидов.

1

Педагогическая фасилитация – это усиление продуктивности

образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов профессионально-педагогического

процесса за счет особого стиля общения и личности педагога.

2

Можно сказать,

что педагогическая фасилитация представляет собой современную образовательную

стратегию.

Разработку концепции педагогической фасилитации еще в 50-е годы XX века начал Карл

Роджерс: «Мы столкнулись с совершенно новой ситуацией, в которой, если мы хотим выжить,

целью обучения становится фасилитация изменения и учения. Образованным является только

тот, кто научился учиться; кто научился приспосабливаться и меняться; кто осознал, что

безопасность зиждется не на самом знании, а на умении его добыть. Изменчивость, доверие к

динамичному (а не статичному) знанию – вот единственная разумная цель образования в

современном мире».

3

Таким образом, от преподавателя требуется перестать быть

транслятором знаний, он должен сосредоточиться на изменении личностей обучающихся.

В этом активно помогает использование технологии фасилитации.

Фасилитация – это развивающий образовательный метод. Его использование содействует тому,

чтобы люди обменивались идеями, мнениями, критически анализировали стоящие перед ними

задачи и определяли пути их реализации. Фасилитация как образовательная стратегия

предполагает широкое использование открытых вопросов, адресованных студентам. Для

направления дискуссии и расстановки акцентов педагог должен использовать парафраз.

Вопросы, парафраз и управление дискуссией – необходимые элементы фасилитации.

Предпосылкой для овладения технологией фасилитации является достаточный уровень

развития таких качеств, как эмпатия, рефлексия, лидерство и коммуникабельность.

Педагог, выступающий в роли фасилитатора, должен стремиться быть, прежде всего,

человеком, переживать мысли и чувства текущего момента. Когда эта подлинность включает

одобрение, заботу, доверие, уважение к ученику, тогда создается атмосфера, способствующая

учению.

Между педагогом и студентом возникает сотрудничество. Педагог взаимодействует со

студентом, выступая в роли консультант. Студент «пропуская знания через себя», через свое

понимание, свой личный познавательный опыт, учится анализировать, сопоставлять,

комбинировать, проявлять свою самостоятельность и индивидуальность, пробуя себя в роли

«исследователя». Осуществляется принцип «Я учусь», «Я творю», «Я познаю» вместо «Меня

учат», «Я исполняю».

На осуществление данного принципа, кроме технологии фасилитации, направлены и

технологии критического и ассоциативного мышления.

Ассоциативное мышление представляет собой способность обобщать отражение

действительности, облекать в форму конкретного индивидуального явления, основанного на

объектах и связях между ними, взятых из жизни.

Критическое мышление демонстрирует способность ставить новые, полные смысла вопросы,

вырабатывать разнообразные подкрепляющие аргументы, принимать независимые

продуманные решения.

Данные технологии содействуют тому, чтобы:

-научить студентов самостоятельно добывать информацию;

- создавать учебную среду для развития самопознания и самовыражения личности;

- развивать творческие и аналитические способности;

- создавать атмосферу партнерства;

- формировать у студентов навыки самообразования.

В современной психологии существует ряд концепций, показывающих процесс усвоения

знаний отдельным человеком.

Одна из них – ассоциативно-рефлекторная концепция обучения, в основе которой лежит

процесс образования в сознании человека различных ассоциаций – простых и сложных. В

психолого-педагогической теории ассоциации делятся на множество видов, но за основу можно

взять «внутрисистемные» ассоциации, обеспечивающие систематизацию ассоциативных рядов

в единую систему в пределах темы учебного предмета и «межпредметные» ассоциации,

позволяющие развивать коммуникативные способности студентов. Процесс образования

ассоциаций включает в себя следующие этапы:

1.

восприятие учебного материала (литературное произведение);

2.

осмысление доведенного до понимания внутренних связей и противоречий в учебной

информации;

3.

запоминание и сохранение в памяти учебной информации;

4.

применение усвоенной информации в практической деятельности.

В рамках ассоциативно-рефлекторной концепции разработана теория формирования понятий,

сущность которой в том, что процесс обучения понимается как обобщения получаемых знаний

и образование определенных понятий. Под понятием в этом случае понимается результат

ассоциаций по смыслу, абстрагирование и обобщение знаний, которые относятся к изучаемому

явлению. Большое внимание в этой теории уделяется овладению понятием, обучению приемам

умственной деятельности – сравнению, обобщению, абстрагированию.

Наивысший результат в обучении при использование технологий критического и

ассоциативного мышления достигается при соблюдении следующих условий:

1. формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;

2. подача учебного материала в определенной последовательности;

3. демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической

деятельности;

4. применение знаний на практике.

Технологии критического и ассоциативного мышления основываются на принципе «Мы лучше

познаем мир, если действуем». Для побуждения интереса к занятиям и для рефлексии

пройденного материала используются такие приемы как ОСК (опорная схема – конспект),

диаграммы, кластеры, «дерево предсказаний, сюжетные таблицы и другие. Использование

приемов данных технологий способствует развитию мыслительных способностей и выработке

собственной позиции, овладению сюжетным мышлением, развитию умения ранжировать

информацию, аргументировать, обосновывать свои прогнозы, делать выводы, позволяет

активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность студента, вовлечь в процесс

обучения его личностное начало. Применение технологий критического и ассоциативного

мышления предполагает создание базового отношения к себе и к миру, подразумевающего

вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию.

Данные технологии являются связующим звеном с проектной деятельностью.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию

фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования.

Метод дает простор для творческой инициативы студентов и педагога, подразумевает их

дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию к учебе.

Проектная деятельность - это приоритетная форма организации работы студентов, которая

способствует активизации их мыслительной деятельности и развитию творческих

способностей. Осмысление самостоятельно добытой информации осуществляется при этом

через призму личного отношения к ней и оценки результатов деятельности в «конечном

продукте» - полученных студентами знаниях и умениях.

Проектная технология предполагает: наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и

исследовательского поиска её решения; практическую, теоретическую, познавательную

значимость предполагаемых результатов; самостоятельную деятельность студента;

структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

подведение итогов, корректировку, выводы.

Кардинальное отличие проектного обучения от классических методов заключается в том, что в

основном на разных этапах студенты действуют самостоятельно (педагог может выступать в

роли консультанта): ставят цели и определяют пути их достижения, осуществляют поиск,

отбор, анализ и обобщение необходимой им информации.

Методика организации проекта предполагает несколько этапов: планирование работы над

проектом; аналитический этап (этап исследовательской работы студентов и самостоятельного

получения новых знаний); этап обобщения (этап структурирования полученной информации и

интеграции полученных знаний, умений, навыков); презентация полученных результатов (этап

анализа исследовательской деятельности студентов).

Работая над проектом, необходимо помнить, что основным критерием успешности является

радость и удовлетворение всех участников от осознания собственных достижений и

приобретённых навыков. В центре внимания – разнообразие учебной и практической

творческой деятельности студентов, основанной на индивидуально-личностном подходе к

обучению. Это позволяет поддерживать высокий уровень познавательной активности и

позитивной исследовательской мотивации.

Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной

деятельности. Педагоги-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие

читательского интереса среди студентов, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и

обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые

знания, а преподавателю - решить перечисленные проблемы.

Проектная деятельность в доступной для студентов форме может быть использована на любом

уровне. Когда самостоятельно обдумываешь и отбираешь нужную информацию, ненавязчиво

происходит закрепление необходимого материала. Использование метода проектов доказывает

свою эффективность. Это связано с повышением интереса студентов к изучению предметов,

развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы.

Актуальность применения метода определяется повышением проектирования в

образовательном учреждении, повышением качества образовательного процесса и компетенции

педагога и студента.

Накопив опыт использования проектной деятельности, научившись работать в рамках

использования технологий критического и ассоциативного мышления, студенты смогут

овладеть всеми ключевыми компетенциями (коммуникативной, культуроведческой,

информационной, языковой, исследовательской), что позволит им в дальнейшем не только

стать востребованными специалистами, но и занять достойное место в обществе.



В раздел образования