Автор: Грекова Анна Григорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "д/с 353 г. Челябинска"
Населённый пункт: Город Челябинск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Сюжетно-ролевая игра, как эффективный метод развития социально-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Информационная статья в родительский уголок «Сюжетно-
ролевая игра, как эффективный метод развития социально-
коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
Формирование социально-коммуникативных способностей относится к
числу важнейших проблем дошкольного образования, так как ребенок
формируется только в условиях социального взаимодействия с другими
людьми, а именно коммуникация выступает самым мощным средством
такого взаимодействия.
Особенно
эта
проблема
становится
важной
с
учетом
того
обстоятельства, что в дошкольном возрасте с помощью коммуникации
происходит активное формирование основных структурных компонентов
личности ребенка.
Социально-коммуникативные
способности
в
развитии
ребенка-
дошкольника играют ведущую роль. Они позволяют различать те или иные
ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и
на основе этого адекватно выстраивать свое поведение .
В
работах
данных
исследователей
аккумулировался
подход
к
пониманию
социально-коммуникативных
навыков
как
сложных
и
осознанных коммуникативных действий детей, помогающих правильно
строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.
Общение и взаимодействие дошкольников осуществляется в различных
видах деятельности, в том числе и игровой. В период дошкольного возраста
игра – ведущий вид деятельности детей, в ней отображаются особенности и
назначения предметов и функций окружающих людей, их взаимодействия и
взаимоотношения. Так как ведущим типом деятельности в дошкольном
возрасте
является
игра,
то
соответственно
и
формирование
коммуникативных способностей должно проходить посредством игровой
деятельности детей.
Проблема формирования навыков общения в процессе игровой
деятельности поднималась учеными - психологами: А.А. Леонтьевым, Г.М.
Андреевой, B.C. Мухиной. В 70 - 80-е годы XX века актуальным оставался
вопрос о роли взрослого в игровом обучении навыкам общения. Проблему
целенаправленного
руководства
игровой
деятельностью
дошкольников
разрабатывали Т.А. Владимирова, Е.В. Зворыгина, Н.А. Короткова, Н.Я.
Михайленко, С.Л. Новоселова, Е.И. Щербакова и др. Они изучали
предпосылки,
педагогические
условия
и
средства
формирования
положительных, дружеских взаимоотношений в игре.
Сюжетно-ролевая игра - это творческая игра детей дошкольного
возраста, представляющая собой деятельность, в процессе которой дети
берут на себя роль взрослых и в обобщенной форме воспроизводят
отношения взрослых.
Сюжетно-ролевая игра является средством всестороннего воспитания и
развития
ребенка
дошкольного
возраста.
В
ней
между
детьми
устанавливаются ролевые и реальные отношения, побуждающие детей к
общению.
Воспроизведение
в
игре
отдельных
сторон
окружающей
действительности требует активного применения вербальных средств для
обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные
условия для коммуникативного развития детей.
В игровой деятельности у детей дошкольного возраста формируются
умения в области общения. В совместной игре у детей возникает потребность
в обмене высказываниями, возникает инициативный диалог, который
способствует
согласованию
и
регуляции
любой
совместной
детской
деятельности.
Ведущие
педагоги
и
психологи
подчеркивают:
когда
деятельность создает условия для объединения детей, взаимоотношения
формируются лучшим образом.
Большой вклад игра вносит в развитие речевых функций, реализуемых
в процессе коммуникации и общения, возникающих в ходе коллективной
игры.
Она
дает
ребенку
возможность
эмоционально-
насыщенного
вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных
отношений,
создает
условия
для
самооценки
и
самоутверждения,
переживания «ситуации успеха», получения признания сверстников.
Необходимо
отметить,
что
между
речью
и
игрой
существует
двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в
процессе игры, а с другой - сама игра формируется и протекает под влиянием
развития речи. Использование в игре речи помогает ребенку понять свои
мысли и чувства, а также партнера по взаимодействию, согласовывать с ним
свои действия. Через игру происходит становление всех механизмов
личностного развития: социальной ориентации, нормативной регуляции
поведения, подражания, эмоциональной идентификации, рефлексии.
Сюжетно-ролевые игры направлены на развитие умения общаться,
сотрудничать и взаимодействовать с людьми в различных жизненных
ситуациях.
Также
они
оказывают
влияние
на
формирование
доброжелательного
отношения
к
сверстникам,
развития
навыков
конструктивного общения, умения слушать и слышать сверстника, умения
получать радость от общения, умения понятно выражать свои чувства и
мысли, повышение терпимости к чужому поведению, чувствам, мнениям,
идеям и пр. [3].
Одной из целей многих сюжетно-ролевых игр является развитие
динамической
стороны
общения:
легкости
вступления
в
контакт,
инициативности, готовности к общению, развитие эмпатии, сочувствия к
партнеру,
эмоциональности
и
выразительности
невербальных
средств
общения, развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием
раскрепощенности,
уверенности
в
себе,
ощущением
собственного
эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе,
сформированной положительной самооценки.
Таким образом, в процессе игры, через общение и взаимодействие со
сверстниками и взрослыми, ребенок усваивает социальный опыт, систему
социальных
связей
и
отношений.
Сюжетно-ролевая
игра
влияет
на
формирование всех психических процессов дошкольника, способствует
развитию речи, воображения. Те есть является эффективным методом для
развития коммуникативных способностей в дошкольном возрасте.
Социально-коммуникативные способности позволяют ребенку решать
разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм
(т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его
собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и
правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое
поведение адекватно и творчески. В современном дошкольном образовании
развитии коммуникативной сферы происходит спонтанно, не является
предметом специального формирования. Игра, в свою очередь, является
ведущим средством воспитания детей дошкольного возраста, ее можно
использовать для развития форм общения и формирования коммуникативной
деятельности, коммуникативной культуры, коммуникативных способностей.
:
Автор Грекова Анна Григорьевна