Напоминание

«Сюжетно-ролевая игра, как эффективный метод развития социально-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»


Автор: Грекова Анна Григорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "д/с 353 г. Челябинска"
Населённый пункт: Город Челябинск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Сюжетно-ролевая игра, как эффективный метод развития социально-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Информационная статья в родительский уголок «Сюжетно-

ролевая игра, как эффективный метод развития социально-

коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

Формирование социально-коммуникативных способностей относится к

числу важнейших проблем дошкольного образования, так как ребенок

формируется только в условиях социального взаимодействия с другими

людьми, а именно коммуникация выступает самым мощным средством

такого взаимодействия.

Особенно

эта

проблема

становится

важной

с

учетом

того

обстоятельства, что в дошкольном возрасте с помощью коммуникации

происходит активное формирование основных структурных компонентов

личности ребенка.

Социально-коммуникативные

способности

в

развитии

ребенка-

дошкольника играют ведущую роль. Они позволяют различать те или иные

ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и

на основе этого адекватно выстраивать свое поведение .

В

работах

данных

исследователей

аккумулировался

подход

к

пониманию

социально-коммуникативных

навыков

как

сложных

и

осознанных коммуникативных действий детей, помогающих правильно

строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.

Общение и взаимодействие дошкольников осуществляется в различных

видах деятельности, в том числе и игровой. В период дошкольного возраста

игра – ведущий вид деятельности детей, в ней отображаются особенности и

назначения предметов и функций окружающих людей, их взаимодействия и

взаимоотношения. Так как ведущим типом деятельности в дошкольном

возрасте

является

игра,

то

соответственно

и

формирование

коммуникативных способностей должно проходить посредством игровой

деятельности детей.

Проблема формирования навыков общения в процессе игровой

деятельности поднималась учеными - психологами: А.А. Леонтьевым, Г.М.

Андреевой, B.C. Мухиной. В 70 - 80-е годы XX века актуальным оставался

вопрос о роли взрослого в игровом обучении навыкам общения. Проблему

целенаправленного

руководства

игровой

деятельностью

дошкольников

разрабатывали Т.А. Владимирова, Е.В. Зворыгина, Н.А. Короткова, Н.Я.

Михайленко, С.Л. Новоселова, Е.И. Щербакова и др. Они изучали

предпосылки,

педагогические

условия

и

средства

формирования

положительных, дружеских взаимоотношений в игре.

Сюжетно-ролевая игра - это творческая игра детей дошкольного

возраста, представляющая собой деятельность, в процессе которой дети

берут на себя роль взрослых и в обобщенной форме воспроизводят

отношения взрослых.

Сюжетно-ролевая игра является средством всестороннего воспитания и

развития

ребенка

дошкольного

возраста.

В

ней

между

детьми

устанавливаются ролевые и реальные отношения, побуждающие детей к

общению.

Воспроизведение

в

игре

отдельных

сторон

окружающей

действительности требует активного применения вербальных средств для

обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные

условия для коммуникативного развития детей.

В игровой деятельности у детей дошкольного возраста формируются

умения в области общения. В совместной игре у детей возникает потребность

в обмене высказываниями, возникает инициативный диалог, который

способствует

согласованию

и

регуляции

любой

совместной

детской

деятельности.

Ведущие

педагоги

и

психологи

подчеркивают:

когда

деятельность создает условия для объединения детей, взаимоотношения

формируются лучшим образом.

Большой вклад игра вносит в развитие речевых функций, реализуемых

в процессе коммуникации и общения, возникающих в ходе коллективной

игры.

Она

дает

ребенку

возможность

эмоционально-

насыщенного

вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных

отношений,

создает

условия

для

самооценки

и

самоутверждения,

переживания «ситуации успеха», получения признания сверстников.

Необходимо

отметить,

что

между

речью

и

игрой

существует

двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в

процессе игры, а с другой - сама игра формируется и протекает под влиянием

развития речи. Использование в игре речи помогает ребенку понять свои

мысли и чувства, а также партнера по взаимодействию, согласовывать с ним

свои действия. Через игру происходит становление всех механизмов

личностного развития: социальной ориентации, нормативной регуляции

поведения, подражания, эмоциональной идентификации, рефлексии.

Сюжетно-ролевые игры направлены на развитие умения общаться,

сотрудничать и взаимодействовать с людьми в различных жизненных

ситуациях.

Также

они

оказывают

влияние

на

формирование

доброжелательного

отношения

к

сверстникам,

развития

навыков

конструктивного общения, умения слушать и слышать сверстника, умения

получать радость от общения, умения понятно выражать свои чувства и

мысли, повышение терпимости к чужому поведению, чувствам, мнениям,

идеям и пр. [3].

Одной из целей многих сюжетно-ролевых игр является развитие

динамической

стороны

общения:

легкости

вступления

в

контакт,

инициативности, готовности к общению, развитие эмпатии, сочувствия к

партнеру,

эмоциональности

и

выразительности

невербальных

средств

общения, развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием

раскрепощенности,

уверенности

в

себе,

ощущением

собственного

эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе,

сформированной положительной самооценки.

Таким образом, в процессе игры, через общение и взаимодействие со

сверстниками и взрослыми, ребенок усваивает социальный опыт, систему

социальных

связей

и

отношений.

Сюжетно-ролевая

игра

влияет

на

формирование всех психических процессов дошкольника, способствует

развитию речи, воображения. Те есть является эффективным методом для

развития коммуникативных способностей в дошкольном возрасте.

Социально-коммуникативные способности позволяют ребенку решать

разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм

(т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его

собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и

правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое

поведение адекватно и творчески. В современном дошкольном образовании

развитии коммуникативной сферы происходит спонтанно, не является

предметом специального формирования. Игра, в свою очередь, является

ведущим средством воспитания детей дошкольного возраста, ее можно

использовать для развития форм общения и формирования коммуникативной

деятельности, коммуникативной культуры, коммуникативных способностей.

:

Автор Грекова Анна Григорьевна



В раздел образования