Автор: Ковалева Светлана Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Балашов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок русского языка "Имя прилагательное"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока русского языка
«Имя прилагательное»
3 «б» класс
Подготовила и провела
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №3
1 квалификационной категории
Ковалева Светлана Юрьевна
Урок русского языка
УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф.Виноградовой
Тема урока: «Имя прилагательное»
Тип урока: УОНЗ
Цели
деятельности
учителя
Содействовать комфортным условиям для усвоения материала и реализации возможностей
учащихся
Задачи:
-провести наблюдение над именем прилагательным, как частью речи;
-выявить особенности изменения имен прилагательных;
-распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
-развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
-продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, бережного отношения к
природе
Планируемые
образовательные
результаты
1.
Предметные: формирование первоначальных представлений о понятии имя прилагательное,
овладение первоначальными представлениями.
2.
Метапредметные:
Познавательные: общеучебные – имеют сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета
«Русский язык»; логические – осуществляют сравнение, устанавливают причинно-следственные
связи.
Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления.
Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной речи, высказывают свою точку зрения,
грамотно формулируют высказывание; проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации.
3.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; иметь мотивацию к
учебной деятельности и осознавать личностный смысл учения.
Методы и
формы обучения
Объяснительно
–
иллюстративный,
проблемный;
групповая,
парная,
индивидуальная,
фронтальная.
Оборудование
Мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточки для парной и групповой работы,
иллюстрации, схема кластера.
Технологическая карта урока
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
УУД
1.Организа
ционный
Первый лучик, нежный лучик,слайд 1
Он заглянет к нам в оконце.
Принесет в своих ладошках
Теплоту, частицу солнца.
- Поздоровайтесь с гостями.Пусть хорошее
настроение сопровождает нас весь урок.
Эмоциональная,
психологическая
и
мотивационная
подготовка учащихся к
усвоению
изучаемого
материала
Личностные:понимают
значение
знаний для человека и принимают
его;
имеют
желание
учиться;
самоопределение;;
правильно
идентифицируют себя с позицией
школьника.
Регулятивные: целеполагание
Актуализа
ция
знаний.
Чистописание.
Откройте тетради, запишите число,
классная работа.
Сегодня будем повторять написание
заглавной и строчной буквы «П».
Расскажите, что вы знаете об этой букве.
п– согласная, парная, глухая, на письме
может обозначать два звука [п], [ п"]
ППпп П Ппп
Рассказ о букве, запись
по образцу
Предметные:
-
правильно
выделять
имена
прилагательные из ряда слов.
Метапредметные (УУД)
познавательные:
- выполнять классификацию;
-
обосновывать
основание
для
классификации;
- ориентироваться в своей системе
Словарная работа
-Проведем картинный словарный диктант.
-Запишите название овощей, которые вы
видите на иллюстрациях.
Капуста, картофель, горох, морковь,
огурец, помидор.
1 ученик пишет у доски, остальные в
тетрадях.
(Проверка на экране)Слайд 2
Оцените свою работу. Ученик оценивает
свою работу вслух.
-Какой частью речи являются все эти
слова?
-Давайте вспомним, что мы знаем об имени
существительном, ответив на вопросы.
1.Что обозначает имя существительное?
2. На какие вопросы отвечает?
3.К каким сущ. задаем вопрос кто? К
каким сущ. задаем вопрос что?
4.Какого рода бывают имена сущ-ые?
5. Как определить род сущ. во мн. ч.?
6. Как изменяются имена сущ.?
Проверка по очереди на слайдах 3,4
-Молодцы! Вы справились с заданием и
готовы работать дальше.
Запись словарных слов
в тетрадях 1 ученик у
доски.
Оценивание
Отвечают
знаний
(определять
границы
знания/незнания);
-
находить
ответы
на
вопросы,
используя
информацию
схем,
плакатов;
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
-
овладевать
умением
прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой
речи
в
соответствии
с
грамматическими
и
синтаксическими нормами родного
языка.
Создание
- Посмотрите на экран, какое задание вы бы
Предметные:
проблемно
й
ситуации
.Формулир
ование
темы
урока
предложили выполнить с данными
словами:слайд 5
Март, солнце, травка, голубая, весна,
проталинка.
-Почему именно это слово лишнее?
-Сформулируйте тему урока.
- Почему на данный момент выуже можете
выделить из группы слов прилагательные?
- Так что же такое прилагательное. Давайте
вспомним с вами все, что мы о нем знаем.
На какие вопросы отвечает? Что
обозначает?
( На доске составляется кластер)
Можно найти лишнее
слово.
-голубая-Имя
прилагательное
Так как все другие
слова-имена
существительные.
Тема урока: Имя
прилагательное.
-Так как мы немного
познакомились с этой
частью речи во 2
классе.
Это часть речи, которая
обозначает признаки
предметов и отвечает
на вопросы: Какой?
Какая? Какое? Какие?
Чей? Чья? Чьё?
-
распознавать
имена
прилагательные среди других частей
речи;
-
задавать
вопросы
к
именам
прилагательным.
Метапредметные (УУД)
познавательные:
-ориентироваться в своей системе
знаний
(определять
границы
знания/незнания);
регулятивные:
- высказывать свое предположение;
коммуникативные:
- точно и полно выражать свои
мысли.
Планирова
ние,
формулиро
вание цели
урока
- Итак, что же сегодня на уроке вам
предстоит выяснить?
- Сформулируйте цели нашего урока.слайд
6
•
определить
особенности имени
прилагательного как
части речи;
•
установить, как
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью
учебной деятельности и ее мотивом
(зачем?).
Метапредметные(УУД)
оно изменяется.
регулятивные:
-определять и формулировать цель
деятельности на уроке;
-
под
руководством
учителя
планировать свою деятельность на
уроке;
- определять последовательность
действий на уроке.
«Открыти
е» новых
знаний.
Групповая работа.
-Предлагаю поработать в группах. Перед
вами - иллюстрация. Ваша задача из
предложенных имен прилагательных,
находящихся в пространстве класса,
выбрать подходящие по смыслу к данному
предмету и записать их вместе с данным
именем существительным.
1группа. Бурый, мохнатый,
косолапый. (Медведь)
2 группа. Крупная, красная, спелая
(Малина)
3 группа. Ароматное, круглое,
сладкое.
( Яблоко)
4 группа. Хитрая, рыжая, пушистая
(лисица)
-Вынесите запись на доску.
Слайд 7
-Прочитайте. Что вы сейчас делали?
Работа в группах
Описывали предметы
Вывод: имена
прилагательные
описывают предметы
Предметные:
- уметь определять, значение имён
прилагательных;
- учиться выяснять значение новых
слов;
- учиться находить связь между
существительным
и
прилагательным.
Личностные УУД:
- определять общие для всех правила
поведения;
-
определять
правила
работы
в
парах;
- оценивать усваиваемое содержание
(исходя из личностных ценностей).
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- работать по предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе
учебного материала;
-Для чего же необходимы прилагательные?
(Добавляю кластер)
Оцените свою работу.
Оценивание
-
отличать
верно
выполненное
задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- ориентироваться в своей системе
знаний
(определять
границы
знания/незнания);
-
уметь
находить
и
выделять
необходимую информацию;
-
уметь
сравнивать,
называя
критерий для сравнения;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли ;
- владеть диалогической формой
речи
в
соответствии
с
грамматическими
и
синтаксическими нормами
Учебные
действия
по
реализаци
и плана.
Применен
ие нового
знания.
-Перед вами на парте
лежиткарточка.Прочитайте запись под
цифрой 1.
1). Наступила весна. Тает снег. Журчат
ручьи. Светит солнце. Летят птицы.
-А теперьпрочитайте запись под цифрой 2.
И сравните с первой. Что вы прочитали?
2). Наступила ранняя весна. Тает последний
Читают
Выслушиваются
предположения
учащихся.
Тексты
Предметные:
- уметь определять, значение имён
прилагательных;
- учиться выяснять значение новых
слов;
- учиться находить связь между
существительным
и
прилагательным.
Личностные УУД:
снег. Журчат говорливые ручьи.
Светит ласковое солнце. Летят перелетные
птицы.
-О чем был 1 текст?
-О чем 2?
-Можно ли считать, что эти тексты
одинаковы? Докажите.
-Чем отличается первый текст от второго?
-Так для чего же нужны имена
прилагательные в нашей речи?
Вывод: Имена прилагательные украшают
нашу речь, делают её интересной, яркой.
(Добавляю кластер)
-Спишите текст.
Работа в парах.
-Поработайте в парах
-Найдите и выпишите словосочетания
прил.+ сущ.
-Прочитайте словосочетания.
Проверка по слайду. Слайд 8
-Найдите главное слово. Задайте вопрос к
зависимому.
- От чего зависит имя прилагательное?
-Оцените свою работу.
О весне
нет
Во втором тексте
имеются имена
прилагательные
С ними текст
становится красивее.
Имена прилагательные
нужны для красоты
описания
Списывают текст,
выполняют задания.
Читают
Проверяют .
Оценивание
Главное слово -
существительное.
- Имя прилагательное
зависит от
-
определять
правила
работы
в
парах;
- оценивать усваиваемое содержание
(исходя из личностных ценностей).
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- работать по предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе
учебного материала;
-
отличать
верно
выполненное
задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
-
уметь
находить
и
выделять
необходимую информацию;
-
уметь
сравнивать,
называя
критерий для сравнения;
коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли ;
- владеть диалогической формой
речи
в
соответствии
с
грамматическими
и
синтаксическими нормами
-Прочитайте рубрику “Тайны русского
языка” на стр.90.
- Как изменяется форма имени
прилагательного?
Самостоятельная работа в тетрадях
-Придумайте и запишите 2 словосочетания
прил.+сущ., определите род
прилагательного.
Организация проверки
-Какие словосочетания записали?
существительного.
Оценивание
Чтение детьми рубрики
- В словосочетании и
предложении
имя
прилагательное
ставится в том же роде,
числе и падеже.
Записывают
словосочетания,
выполняют задания
Отвечают
Рефлексия
- Какие цели вы ставили перед собой на
уроке? Обзор кластера.
Украшают речь
Прилагательное
Какой? Какая? Какое? Какие? Признак предмета
Описывают предмет (точность)
Дополните предложения слайд 9
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
- Оцените свою работу. Поднимите руки,
кто оценил свою работу на уроке на 5? 4?
3?
-А теперь я попрошу вас высказать свое
мнение об уроке с помощью имен
прилагательных.
Урок был (какой?)……., …….., …….
слайд 10
Д/з по выбору слайд 11
Творческая работа (по карточкам)
Запиши
текст,
дополняя
его
именами
прилагательными.
Работу
выполни
в
Отвечают
Оценивают
Отвечают
Выбирают
и
записывают в дневники
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью
деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности на
уроке
совместно
с
учителем
и
одноклассниками;
- выделять и осознавать то, что уже
усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли.
тетради.
Оживает ___________ лес. В_______
зелени поют_________ птицы. По _______
ветвям скачут______ белки. Вот
бежит_______ заяц.
или упр5.с.91, прав.с.90