Напоминание

Урок русского языка "Имя прилагательное"


Автор: Ковалева Светлана Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Балашов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок русского языка "Имя прилагательное"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока русского языка

«Имя прилагательное»

3 «б» класс

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №3

1 квалификационной категории

Ковалева Светлана Юрьевна

Урок русского языка

УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф.Виноградовой

Тема урока: «Имя прилагательное»

Тип урока: УОНЗ

Цели

деятельности

учителя

Содействовать комфортным условиям для усвоения материала и реализации возможностей

учащихся

Задачи:

-провести наблюдение над именем прилагательным, как частью речи;

-выявить особенности изменения имен прилагательных;

-распознавать имена прилагательные среди других частей речи;

-развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;

-продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, бережного отношения к

природе

Планируемые

образовательные

результаты

1.

Предметные: формирование первоначальных представлений о понятии имя прилагательное,

овладение первоначальными представлениями.

2.

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные – имеют сведения о сущности и особенностях объектов,

процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета

«Русский язык»; логические – осуществляют сравнение, устанавливают причинно-следственные

связи.

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств ее осуществления.

Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной речи, высказывают свою точку зрения,

грамотно формулируют высказывание; проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе

информации.

3.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; иметь мотивацию к

учебной деятельности и осознавать личностный смысл учения.

Методы и

формы обучения

Объяснительно

иллюстративный,

проблемный;

групповая,

парная,

индивидуальная,

фронтальная.

Оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточки для парной и групповой работы,

иллюстрации, схема кластера.

Технологическая карта урока

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

УУД

1.Организа

ционный

Первый лучик, нежный лучик,слайд 1

Он заглянет к нам в оконце.

Принесет в своих ладошках

Теплоту, частицу солнца.

- Поздоровайтесь с гостями.Пусть хорошее

настроение сопровождает нас весь урок.

Эмоциональная,

психологическая

и

мотивационная

подготовка учащихся к

усвоению

изучаемого

материала

Личностные:понимают

значение

знаний для человека и принимают

его;

имеют

желание

учиться;

самоопределение;;

правильно

идентифицируют себя с позицией

школьника.

Регулятивные: целеполагание

Актуализа

ция

знаний.

Чистописание.

Откройте тетради, запишите число,

классная работа.

Сегодня будем повторять написание

заглавной и строчной буквы «П».

Расскажите, что вы знаете об этой букве.

п– согласная, парная, глухая, на письме

может обозначать два звука [п], [ п"]

ППпп П Ппп

Рассказ о букве, запись

по образцу

Предметные:

-

правильно

выделять

имена

прилагательные из ряда слов.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выполнять классификацию;

-

обосновывать

основание

для

классификации;

- ориентироваться в своей системе

Словарная работа

-Проведем картинный словарный диктант.

-Запишите название овощей, которые вы

видите на иллюстрациях.

Капуста, картофель, горох, морковь,

огурец, помидор.

1 ученик пишет у доски, остальные в

тетрадях.

(Проверка на экране)Слайд 2

Оцените свою работу. Ученик оценивает

свою работу вслух.

-Какой частью речи являются все эти

слова?

-Давайте вспомним, что мы знаем об имени

существительном, ответив на вопросы.

1.Что обозначает имя существительное?

2. На какие вопросы отвечает?

3.К каким сущ. задаем вопрос кто? К

каким сущ. задаем вопрос что?

4.Какого рода бывают имена сущ-ые?

5. Как определить род сущ. во мн. ч.?

6. Как изменяются имена сущ.?

Проверка по очереди на слайдах 3,4

-Молодцы! Вы справились с заданием и

готовы работать дальше.

Запись словарных слов

в тетрадях 1 ученик у

доски.

Оценивание

Отвечают

знаний

(определять

границы

знания/незнания);

-

находить

ответы

на

вопросы,

используя

информацию

схем,

плакатов;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

-

овладевать

умением

прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой

речи

в

соответствии

с

грамматическими

и

синтаксическими нормами родного

языка.

Создание

- Посмотрите на экран, какое задание вы бы

Предметные:

проблемно

й

ситуации

.Формулир

ование

темы

урока

предложили выполнить с данными

словами:слайд 5

Март, солнце, травка, голубая, весна,

проталинка.

-Почему именно это слово лишнее?

-Сформулируйте тему урока.

- Почему на данный момент выуже можете

выделить из группы слов прилагательные?

- Так что же такое прилагательное. Давайте

вспомним с вами все, что мы о нем знаем.

На какие вопросы отвечает? Что

обозначает?

( На доске составляется кластер)

Можно найти лишнее

слово.

-голубая-Имя

прилагательное

Так как все другие

слова-имена

существительные.

Тема урока: Имя

прилагательное.

-Так как мы немного

познакомились с этой

частью речи во 2

классе.

Это часть речи, которая

обозначает признаки

предметов и отвечает

на вопросы: Какой?

Какая? Какое? Какие?

Чей? Чья? Чьё?

-

распознавать

имена

прилагательные среди других частей

речи;

-

задавать

вопросы

к

именам

прилагательным.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе

знаний

(определять

границы

знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои

мысли.

Планирова

ние,

формулиро

вание цели

урока

- Итак, что же сегодня на уроке вам

предстоит выяснить?

- Сформулируйте цели нашего урока.слайд

6

определить

особенности имени

прилагательного как

части речи;

установить, как

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью

учебной деятельности и ее мотивом

(зачем?).

Метапредметные(УУД)

оно изменяется.

регулятивные:

-определять и формулировать цель

деятельности на уроке;

-

под

руководством

учителя

планировать свою деятельность на

уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.

«Открыти

е» новых

знаний.

Групповая работа.

-Предлагаю поработать в группах. Перед

вами - иллюстрация. Ваша задача из

предложенных имен прилагательных,

находящихся в пространстве класса,

выбрать подходящие по смыслу к данному

предмету и записать их вместе с данным

именем существительным.

1группа. Бурый, мохнатый,

косолапый. (Медведь)

2 группа. Крупная, красная, спелая

(Малина)

3 группа. Ароматное, круглое,

сладкое.

( Яблоко)

4 группа. Хитрая, рыжая, пушистая

(лисица)

-Вынесите запись на доску.

Слайд 7

-Прочитайте. Что вы сейчас делали?

Работа в группах

Описывали предметы

Вывод: имена

прилагательные

описывают предметы

Предметные:

- уметь определять, значение имён

прилагательных;

- учиться выяснять значение новых

слов;

- учиться находить связь между

существительным

и

прилагательным.

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила

поведения;

-

определять

правила

работы

в

парах;

- оценивать усваиваемое содержание

(исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе

учебного материала;

-Для чего же необходимы прилагательные?

(Добавляю кластер)

Оцените свою работу.

Оценивание

-

отличать

верно

выполненное

задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе

знаний

(определять

границы

знания/незнания);

-

уметь

находить

и

выделять

необходимую информацию;

-

уметь

сравнивать,

называя

критерий для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой

речи

в

соответствии

с

грамматическими

и

синтаксическими нормами

Учебные

действия

по

реализаци

и плана.

Применен

ие нового

знания.

-Перед вами на парте

лежиткарточка.Прочитайте запись под

цифрой 1.

1). Наступила весна. Тает снег. Журчат

ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

-А теперьпрочитайте запись под цифрой 2.

И сравните с первой. Что вы прочитали?

2). Наступила ранняя весна. Тает последний

Читают

Выслушиваются

предположения

учащихся.

Тексты

Предметные:

- уметь определять, значение имён

прилагательных;

- учиться выяснять значение новых

слов;

- учиться находить связь между

существительным

и

прилагательным.

Личностные УУД:

снег. Журчат говорливые ручьи.

Светит ласковое солнце. Летят перелетные

птицы.

-О чем был 1 текст?

-О чем 2?

-Можно ли считать, что эти тексты

одинаковы? Докажите.

-Чем отличается первый текст от второго?

-Так для чего же нужны имена

прилагательные в нашей речи?

Вывод: Имена прилагательные украшают

нашу речь, делают её интересной, яркой.

(Добавляю кластер)

-Спишите текст.

Работа в парах.

-Поработайте в парах

-Найдите и выпишите словосочетания

прил.+ сущ.

-Прочитайте словосочетания.

Проверка по слайду. Слайд 8

-Найдите главное слово. Задайте вопрос к

зависимому.

- От чего зависит имя прилагательное?

-Оцените свою работу.

О весне

нет

Во втором тексте

имеются имена

прилагательные

С ними текст

становится красивее.

Имена прилагательные

нужны для красоты

описания

Списывают текст,

выполняют задания.

Читают

Проверяют .

Оценивание

Главное слово -

существительное.

- Имя прилагательное

зависит от

-

определять

правила

работы

в

парах;

- оценивать усваиваемое содержание

(исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе

учебного материала;

-

отличать

верно

выполненное

задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

-

уметь

находить

и

выделять

необходимую информацию;

-

уметь

сравнивать,

называя

критерий для сравнения;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой

речи

в

соответствии

с

грамматическими

и

синтаксическими нормами

-Прочитайте рубрику “Тайны русского

языка” на стр.90.

- Как изменяется форма имени

прилагательного?

Самостоятельная работа в тетрадях

-Придумайте и запишите 2 словосочетания

прил.+сущ., определите род

прилагательного.

Организация проверки

-Какие словосочетания записали?

существительного.

Оценивание

Чтение детьми рубрики

- В словосочетании и

предложении

имя

прилагательное

ставится в том же роде,

числе и падеже.

Записывают

словосочетания,

выполняют задания

Отвечают

Рефлексия

- Какие цели вы ставили перед собой на

уроке? Обзор кластера.

Украшают речь

Прилагательное

Какой? Какая? Какое? Какие? Признак предмета

Описывают предмет (точность)

Дополните предложения слайд 9

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

- Оцените свою работу. Поднимите руки,

кто оценил свою работу на уроке на 5? 4?

3?

-А теперь я попрошу вас высказать свое

мнение об уроке с помощью имен

прилагательных.

Урок был (какой?)……., …….., …….

слайд 10

Д/з по выбору слайд 11

Творческая работа (по карточкам)

Запиши

текст,

дополняя

его

именами

прилагательными.

Работу

выполни

в

Отвечают

Оценивают

Отвечают

Выбирают

и

записывают в дневники

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью

деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на

уроке

совместно

с

учителем

и

одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже

усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли.

тетради.

Оживает ___________ лес. В_______

зелени поют_________ птицы. По _______

ветвям скачут______ белки. Вот

бежит_______ заяц.

или упр5.с.91, прав.с.90



В раздел образования