Автор: Елена Геннадьевна Шестакова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №103"
Населённый пункт: г.Дзержинск Нижегородская обл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: педагогический проект "Моя семья"
Раздел: дошкольное образование
Тип проекта: краткосрочный.
Цель проекта: Формирование у детей младшего дошкольного возраста представление о
семье, о семейных традициях.
Задачи проекта:
• Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои
чувства (радость, нежность) ;
• Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;
• Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о
родных людях.
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с
ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Актуальность
темы: В
младшем
дошкольном
возрасте
у
детей
начинают
формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах
человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная
отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к
окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ
нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок
должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций,
обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.
Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».
Ожидаемые результаты реализации проекта: Дети узнают больше о своей семье: о
членах семьи, традициях. Проявление уважение и забот ко всем членам семьи. Умение
организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание
значимости семьи в жизни каждого человека.
Участники проекта: воспитатель, родители, дети второй младшей группы (возраст 3-
4 года).
Сроки проведения: с 13.05.24г -14. 02. 2022г.
Форма организации: беседы, игры, совместная деятельность родителей и детей.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
Постановка целей и задач;
Составление плана мероприятий по реализации проекта;
Подбор наглядного материала;
Подбор художественной литературы в рамках проекта;
Подбор дидактических, сюжетно-ролевых игр;
Подбор материала для продуктивной деятельности.
2 этап – основной:
Работа с детьми:
Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные, дидактические,
пальчиковые;
Чтение художественных произведений;
Рассматривание иллюстраций;
Беседы;
Продуктивные виды деятельности;
Работа с родителями:
Консультация;
Беседы;
Совместная деятельность с детьми
3 этап – заключительный:
Выводы;
План мероприятий по реализации проекта:
Работа с детьми:
«Социально-коммуникативное развитие»:
Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Встречаем гостей», «Дочки-матери».
Настольные игры:«Большие и маленькие», «Собери семью», «Ассоциации», лото
«Продукты», «Одежда», «Мой дом».
Игровые упражнения: «Помоги кукле Маше навести порядок», «Оденем куклу Катю на
прогулку», «Готовим обед».
Беседы: «Моя семья», «Кто, где работает?», «Как ты помогаешь маме?», «У меня есть брат
(сестра).
«Речевое развитие»:
Чтение художественной литературы:
· К. Ушинский «Петушок с семьёй»;
· Е. Благинина «Вот какая мама», «Посидим в тишине»;
· Стихотворения: Ю. Жуковой «Про нас», Н. Майданник «Моя семья»;
· Потешки: «Из-за леса из-за гор, едет дедушка Егор», «Ладушки-ладушки»;
· Сказки: «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя», «Три поросенка»,
«Репка»;
· Загадки: тема «Семья».
Театрализованная деятельность: «Теремок», «Репка», настольный театр «Колобок».
Упражнения: «Доскажи предложение», «Назови ласково каждого члена семьи.», «Кто
что делает», «Как мы помогаем родным», « Запоминаем имена близких родственников».
«Познавательное развитие»:
Конструирование: «Дом для семьи», «Моя комната».
Игры с конструктором; пазлы; кубики - картинки; строитель.
Беседы: «Что такое хорошо и что такое плохо» (по картинкам); «Мамы и детки». «Кукла
заболела» «На чём люди ездят?»
Игры: «Моя мама самая..», «Чьи вещи», «Наведи порядок», «Одень куклу».
Художественно-эстетическое развитие:
Музыка: «Вышла курочка гулять» муз. А. Филиппенко; «Серенькая кошечка» муз. М.
Красева; рус. нар. песенка «Ладушки»;
Музыкальная игра: «Кошка с котятами»;.
Музыкально –дидактическая игра: «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и птицы).
Рисование - «Красивые воздушные шары для мамы», раскраски"Цветы".
Аппликация: Подарок для мамы.
Лепка: «Испечём оладушки» угощение для дедушки и бабушки
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Птички в гнёздышках», «Попади в цель», «Гуси
– лебеди», «Карусель».
Пальчиковые игры: «Дружные пальчики», «За работу», «Семья», «Ладушки.» «Как у
бабушки Наташи», «Как у нас семья большая».
Физкультминутки: «Семья», «Вот какие мы».
Физкультминутка «Семья»
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши) Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны
с подниманием плеч) Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши) Всех могу
пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают) Папа, мама, брат, сестренка, Кошка
Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я- Вот и вся наша семья! (загибают поочередно
пальцы на руке).
Работа с родителями:
1. Беседы с родителями и детьми о прошедших выходных днях.
2. Сбор фотографий в фотоальбом: «Это я и моя семья»
3. Прогулка выходного дня.
4. Буклеты:
«Растим здорового ребёнка», «Еда без вреда», «Пальчиковые игры на тему «Семья»
5. Консультации:
«Семейные ценности - залог успешного воспитания».
«Как реагировать на детские истерики»
6. Памятка для родителей на тему: «Авторитет – основа воспитания»
7. Совместное создание предметно – развивающей среды.
8. Фотовыставка «Я и моя семья»
Оценка результатов
Мероприятия, которые были проведены в ходе проекта: беседы, игры, консультации,
тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, привели к
положительному результату. У детей повысились знания в области нравственно –
патриотического воспитания, в вопросах касающихся своей семьи.
В ходе реализации проекта, дети подводятся к первоначальному, еще элементарному
осознанию семьи, системы родственных отношений, определят свое место как члена
семьи.
Несомненен результат проекта: создается реальная возможность ввести детей в
особенности родственных отношений, помочь им понять необходимость заботливого
отношения к членам семьи, а самое главное - наметить перспективные дальнейшие пути
образовательного процесса социально – личностного развития дошкольника.
Родители приняли активное участие в проекте, стали участвовать в мероприятиях,
проводимые в детском саду. В процессе работы над проектом педагоги более подробнее
изучили семьи воспитанников, познакомились с особенностями воспитания. Работа по
реализации проекта сплотила родителей, детей, воспитателей.
На мой взгляд, проект «Моя семья» является первым шагом в нравственно-
патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует
первоначальное восприятие детьми ближайшей социально-культурной среды, которой
является его семья.