Напоминание

"Как научить ребенка правильно произносить звуки"


Автор: Тимофеева Евгения Германовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБ ДОУ "Детский сад №68"
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: консультация
Тема: "Как научить ребенка правильно произносить звуки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей на тему :

«Как научить ребенка правильно произносить звуки»

Коррекция звукопроизношения - самый распространенный вид работы логопеда.

Самыми распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные

виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена

одного звука другим, искажения имеющегося звука.

Нарушения могут быть вызваны разными причинами: возрастные нарушения

(самостоятельно проходят); дефекты строения челюсти, мягкого и твердого неба;

массивная или короткая уздечка; неправильное расположение зубов; недостаточность

работы мышц речевого аппарата.

Работа по исправлению произношения звуков состоит из трех основных этапов:

- подготовительного (тренировка движений органов артикуляционного аппарата);

- этапа появления звука (постановка звука);

- этапа усвоения звука в речи (автоматизация, отработка звука в слогах, словах, фразах,

стихах и рассказах).

развивать фонематическое восприятие;

Что такое фонематическое восприятие и для чего оно служит?

Фонематическое восприятие - это способность воспринимать и различать звуки речи -

фонемы.

Качественное исправление звукопроизношения будет гарантировано при условии

развитого фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия

положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе

слоговой структуры слова.

Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции

звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению

чтению и письму.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает

на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки

речи. Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят

трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от

возрастной нормы.

Как узнать, не нарушено ли фонематическое восприятие у ребенка?

Попросите повторить различные слоги и слова, при этом ребенок не должен видеть

Вашего рта: са-ша-са, та-да-та, ра-ла-ра, са-за-са, жук-сук, том-дом-ком, день-тень-пень,

Паша-наша-ваша, бак-мак-лак.

Если у ребенка достаточно развито слуховое внимание, слуховая память и

фонематическое восприятие, то он повторит речевой материал без ошибок.

Расширить словарь и сформировать грамматический строй речи (сюда относится

накопление словаря, употребление предлогов, окончаний слов, построение фраз и др.);

У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются

сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит

развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные

конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных,

родовых окончаний и пр. Словарь пятилетнего ребенка составляет 3-4 тысячи слов, в нем

представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование и

словотворчество.

Иная картина наблюдается у ребенка того же возраста с общим недоразвитием речи.

Словарный запас не превышает 1,5-2 тысяч слов, низок уровень способности к

построению предложения. Заметны ошибки при употреблении падежных окончаний,

предлогов, согласовании частей речи (три ведры, заботились белкой, медвежонки).

Самостоятельно такие нарушения не проходят, необходима специально построенная

логопедическая работа.

-работать над умением составлять рассказы, пересказы;

-обучить ребенка грамоте, чтению и письму;

-справиться с проблемой нарушения чтения, письма - дислексией и дисграфией;

-формировать слоговую структуру слова;

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних

звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое

явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно.

В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой

структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда.

Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует

значительного времени.

Попросите ребенка повторить слова: милиционер, регулировщик, аквариум, сковородка,

виноград, черепаха. Он должен произносить их правильно.



В раздел образования