Напоминание

"ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"


Автор: Кошечкина Светлана Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГПОУ "Забайкальский техникум профессиональных технологий и сервиса"
Населённый пункт: город Чита
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: "ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Министерство образования и науки Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Забайкальский техникум профессиональных технологий и сервиса»

Методическое пособие

«ЗАНЯТИЯ ПО ХОРЕОГРАФИИ

В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ»

Автор-составитель:

Кошечкина Светлана Викторовна,

педагог дополнительного образования

.

Чита, 2024

2

Данные об авторе:

Автор(ы) Кошечкина С.В.

Место работы, должность:

ГПОУ «Забайкальский Техникум профессиональных технологий и сервиса»,

педагог дополнительного образования, педагог-хореограф.

Регион: Забайкальский край

Характеристики ресурса

Уровни образования: дополнительное образование учащихся, студентов

Предмет(ы): Искусство

Целевая

аудитория:

Педагог

дополнительного

образования,

педагог-

хореограф

Тип ресурса: методическая разработка

Краткое описание ресурса: В методическом пособии

излагаются

важные

компоненты

организационно-творческой

работы

с

танцевальным коллективом, рассматриваются этические

и эстетические

аспекты

хореографической

деятельности

педагога

в

хореографическом

образовании.

Пособие ставит своей целью оказать помощь начинающим педагогам и будет

полезным

всем

хореографам

в

совершенствовании

педагогического

мастерства. Материалы адресованы педагогам-хореографам, руководителям,

работающим

с

молодежными коллективами

в системе дополнительного

образования.

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Заб. ТПТ и

С», дополнительное образование студентов - хореографическая студия «Твой

Стиль»

3

Содержание

Введение.............................................................................................................................

Часть 1. Организация хореографической деятельности...............................................

1.1.

Структура урока.............................................................................................

1.2.

Требования к форме для занятий танцем...................................................

1.3.

Профилактика травматизма на занятиях хореографией...........................

Часть 2. Этика и эстетика хореографической деятельности......................................

2.1. Танец в системе эстетического воспитания................................................

2.2. Правила поведения ученика-хореографа.....................................................

2.3. Этика и эстетика педагогического труда....................................................

Заключение......................................................................................................................

Список литературы........................................................................................................

4

«Способности с детских лет стоит развивать, а

недостатки исправлять умелым руководством»

Август Бурнонвиль.

Введение

Цель

учреждений

дополнительного

образования

создание

условий

способствующих раскрытию и развитию природного и творческого потенциала

учащегося на основе интересов, способностей и дарований; приобщение к

социальным, культурным ценностям, получение дополнительных образовательных

услуг и профессиональной ориентации.

Творческая

деятельность

хореографического коллектива направлена

на

достижение этой цели.

Танцевальный коллектив – это особая среда, где самое широчайшие поле

возможностей для учащегося: от изначального пробуждения интереса к искусству

танца до овладения основами профессионального мастерства. Воспитывающие

функции занятий танцем разнообразны:

-

выявление способностей и ценностных ориентаций;

-

формирование художественного, образного восприятия и мышления;

-

овладение языком и техникой танца;

-

развитие эмоциональной сферы, творческой интуиции и артистизма;

-

становление

важнейших

качеств

личности

трудолюбие,

дисциплинированности

-

стремление к совершенству, чувство ответственности, взаимопомощи.

Вся деятельность

хореографического коллектива направлена на решение

задач воспитания и обучение танцу.

Задачи:

-

сформировать устойчивый интерес учащихся к танцу;

-

дать на каждой ступени комплекс знаний и умений

по искусству танцу с

учетом индивидуальных особенностей учащегося;

-

сформировать музыкальную культуру;

-

развить творческие способности;

-

закрепить полученные навыки в концертной деятельности;

-

развить физически и укрепить здоровье;

-

пробудить интерес к профессии хореографа.

Танцевальное искусство как средство эстетического

воспитания личности

обладает огромной силой.

Занятия танцем приобщают учащегося к миру

прекрасного, воспитывают

художественный вкус. Общение с танцем учит ребят

слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивает любовь к музыке готовит из

них будущих, чутких слушателей и ценителей музыки .

Танцевальные занятия развивают учащихся физически, укрепляют их

здоровье: правильно развивают костно-мышечный аппарат, помогают избавиться

от

физических

недостатков,

максимально

исправляют

нарушения

осанки,

формируют красивую фигуру.

В танце находит выражение жизнерадостность и активность учащегося,

развивается его творческая фантазия, творческие способности:

он учится сам

создавать пластический образ.

Коллективные

выступления

перед

зрителем

являются

одним

из

главных

воспитательных

средств:

переживание

успеха

приносит

моральное

5

удовлетворение, создаются условия для самореализации творческого потенциала,

воспитываются чувства ответственности, дружбы, товарищества.

Занятия танцем снимают напряжение, активизируют

внимание,

усиливают

эмоциональную

реакцию и

в

целом

повышают трудовой

и жизненный тонус

учащегося.

Часть 1. Организация хореографической деятельности

1.1.

Структура урока

Как грамотно построить занятие? От того, насколько удачно педагог это

сделает, зависит

то, как учащиеся будут воспринимать материал. Занятия для

младших и старших воспитанников строятся по-разному, с учетом физических и

психических возможностей детей.

С самого первого занятия важно приучать учащегося к самостоятельной

работе. Надо выделять время перед началом занятия для отработки предыдущего

материала, давать ребятам возможность вспомнить, что они изучили на прошлом

занятии. Если педагогу это удастся, то на выступлении не будет проблем

с

разогревом учащихся и разводкой номеров. Ученики будут все делать сами. И во

взрослой жизни у них, скорее всего, появится такое качество, как ответственность.

Занятие учащихся 14-17 лет.

Показ несет большее обобщение, так как учащиеся

осваивают сумму

основных технических приемов. При показе педагог может пренебречь точностью

исполнения

отдельных

элементов,

намечая

лишь

в «вполноги», общую схему,

но при этом

важно выделить

узловой,

технически наиболее важный момент

движения.

Словесный метод

приобретает очень большое значение в связи с

происходящим моментом осмысления исполнения, выработки сознательного

вдумчивого подхода к работе, формирования профессионального кругозора

учащихся. Слово несет на этом этапе самую большую нагрузку

Урок можно спланировать следующим образом:

30 минут – разогрев и упражнения у палки;

30-40 минут – упражнения на середине и повторение пройденного

материала;

30-40 минут – проучивание нового материала.

Проведение урока

Все движения и темп исполнения комбинаций должны соответствовать

программному материалу, техническим возможностям учащихся, правильным

методическим раскладкам.

Объяснение и показ педагога должны быть

точными и лаконичными, а

паузы между движениями – короткими, так как ослабевает внимание учащихся и

остывают мышцы.

Педагогу следует сделать предупреждающие замечания до исполнения

комбинации.

Необходимо приучить учеников слушать общие замечания и реагировать на

них. Количество замечаний на уроке: 70% - общие, 30% - индивидуальные.

Поправляя недостатки исполнения

у учащихся педагогу необходимо

указать, как их исправить.

6

Во время занятий

необходимо переставлять учащихся

на другое

место,

особенно при исполнении упражнений на середине зала.

1.2.

Требования к форме для занятий танцем

Очень важно для коллектива, как воспитанники одеваются на занятия.

Любая форма дисциплинирует человека, заставляет его почувствовать свою

принадлежность к тому роду деятельности, чью «спецодежду» он носит.

С самого первого занятия необходимо следить, чтобы учащиеся приходили

опрятными, в чистой форме, аккуратно причесанные. В.С. Константиновский в

книге «Учить прекрасному» отмечает, что «…человек выражает свое уважение к

окружающим, друзьям и наставникам и своим внешним видом – аккуратным,

подтянутым».

На занятиях не нужны дополнительные внешние раздражители. Внимание

педагога должно распределиться на всех учащихся поровну. Пестрый, цветастый

наряд привлекает к себе внимание, хотим мы этого или нет. К одежде педагога это

тоже относиться. В рабочей одежде воспитанников и педагогов не должно быть ни

чего отвлекающего от занятий.

В старших группах (девушки) цвет рабочей одежды – черный. Черный

купальник (можно с рукавами), черные лосины, резинка на талии,

балетки. На

народный танец добавляются черная юбка и туфли. Для занятий современным и

эстрадным танцем используются джазовки.

Форма для юношей: белая футболка

без рисунков и надписей, черные

лосины. На народный танец можно надеть черные шаровары, перехваченные по

ноге резинкой (середина бедра, под коленом). Обувь: балетки и сапоги для занятий

народным танцем. Для занятий современным и эстрадным танцем используются

джазовки.

Педагог должен следить, чтобы воспитанники приходили на занятия и

репетиции в чистой, аккуратной форме. Нельзя позволять им одевать форму под

бытовую одежду. Необходимо объяснить учащимся, что это не гигиенично, так как

тело «не дышит», забиваются поры кожи. Учащиеся должны переодеваться на

занятия в раздевалке и после снимать форму и переодеваться в чистое.

1.3.

Профилактика травматизма на занятиях хореографией

Специфика

занятий

танцем

требует

неукоснительного

соблюдения

методических и организационных требований.

Нарушение требований и правил создаёт реальную угрозу травмирования

костно-мышечного аппарата. Любые повреждения во время занятий выводят из

режима работы не только физически, но и морально, психологически, т. к.

учащийся на какое-то время выбывает из процесса обучения, а впоследствии он

теряет в себе уверенность, что сдерживает его артистический рост. У получившего

травму начинает срабатывать инстинкт самосохранения, боязнь

трудных движений. В связи с этим педагогу необходимо научиться своевременно

предупреждать возможность травматизма.

Травмы во время занятий могут быть лёгкими, средней значимости и

тяжёлыми. Лёгкие травмы (ушибы, царапины, порезы, занозы) не приводят к

потере

трудоспособности.

Средние

травмы

(растяжения,

вывихи)

требуют

обращения к врачу и приводят к кратковременным выпадениям из общего режима

работы. Тяжёлые травмы (разрывы связок, переломы костей) требуют длительного

лечения в стационаре.

В танцевальных школах должны быть аптечки для оказания первой

7

медицинской помощи. В случае тяжелых травм следует немедленно

вызывать скорую помощь.

Основными и типичными причинами травматизма на занятиях и репетициях

являются:

-

несоблюдение правил учащимися;

-

нарушение методики, принципов, законов танца;

-

низкая дисциплина в классе;

-

незнание или

неверное применение самостраховки во время исполнения

движения, комбинации;

-

небрежное отношение к состоянию здоровья, самочувствию;

-

плохой пол, покрытие планшета или несоответствие требуемых норм для

занятий на данном полу (паркет, крашеный пол, неровность поверхности, щели

и т. п.);

-

несоответствие обуви, одежды;

-

несоответствие температурного режима в зале для занятий;

-

занятия без необходимого «разогрева» или ввода в рабочее состояние костно-

мышечного аппарата;

-

несвоевременное начало занятия или нарушение его длительности;

-

незнание или нарушение принципов методики обучения преподавателем;

-

спешка в прохождении программы; и т. п.

-

неподготовленность учащихся к сложным движениям;

-

попытка выполнить сложное движение учащимся без контроля педагога

Молодые

педагоги

должны

знать

приёмы

подстраховки

и

методы

предупреждения травм.

В методике необходимо придерживаться правила изучения «от простого к

сложному», т. е. постепенного увеличения физических нагрузок, изучение новых

движений проводить в середине урока, пока ученики ещё не устали.

Педагог должен обучать своих учеников приёмам самостраховки:

-

хорошо разъяснив технику исполнения того или иного движения, обратить

внимание на моменты, где возможны срывы, и потребовать устного

повторения правил исполнения;

-

обратить внимание учащегося на его индивидуальные особенности;

-

подсказать учащимся, как психологически настраиваться и направлять

себя

на успех, выбивать «страх» перед новым трудным движением.

Настоящий педагог не только учит, но и сам всю жизнь учится, в том числе и

на собственных учащихся.

Часть 2. Этика и эстетика хореографической деятельности

2.1.

Танец в системе эстетического воспитания

Среди

множества

форм

художественного

воспитания

и

образования

подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не

только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление

и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.

Хореография обладает

огромными возможностями

для полноценного

эстетического совершенствования учащегося, для его гармоничного духовного и

физического

развития. Танец является

богатейшим источником эстетических

впечатлений учащегося, формирует его художественное «я».

8

Об эстетическом значении танца размышляли еще

древнегреческие

философы и писатели – Платон, Аристотель, Плутарх, Лукиан, сочинивший целый

трактат «О пляске», дошедший до наших дней. Несмотря на разницу во взглядах

на жанровые деления танца, они признавали его воспитательное значение, видели в

нем не средство

развлечения, а средство

гармоничного человеческого развития,

передачи

эмоционального

состояния.

В

Древней

Спарте

танец

широко

использовался в учебном процессе для тренировки координации, «чувство локтя»,

способности к коллективным массовым действиям и т.д.

За многовековую историю своего развития танец значительно усложнился,

превратился в самостоятельный вид искусства, включающий различные жанры и

направления. Отдельные выразительные движения

легли, например, в основу

классического танца,

отличительными чертами которого стали возвышенность,

одухотворенность и поэтичность. Классический танец, в свою очередь,

стал

основой новой сценической театрально-зрелищной формы – балетного театра. В

XX веке в противовес сложившейся системе классического танца возникли новые

пластические направления – свободный танец, танец-модерн, джаз- танец.

Народный, национальный танец, помимо своих бытовых форм, получил и

сценическое воплощение в репертуаре ансамблей народного танца (сначала

любительских, а затем профессиональных).

Бытовые бальные танцы, меняясь с течением времени, превращались в

историко-бытовые. В XX веке на их основе было создано направление конкурсной

бальной хореографии – соревнование на паркете, сливающееся со спортом.

Помимо этого,

в каждом столетии бальные танцы рождали

по десятку

новых

танцевальных стилей соответственно новым музыкальным ритмам и жизненным

темпам. На их пути постоянно возникали запреты. На рубеже XVIII- XIX

веков

казался слишком фривольным вальс, на рубеже XIX-XX -слишком чувственным

танго.

В прошлом веке «преследовались» бальные танцы латиноамериканских

ритмов, а затем рок-н- ролл, твист, диско, брейк, рэп, хип-хоп и т.п.

Сегодня, как во все времена, танец обладает уникальными возможностями

воспитательного и развивающего воздействия в процессе обучения учащихся.

Синкретичность

танцевального

искусства

подразумевает

обязательное

развитие чувства ритма, умение слушать и понимать музыку, согласовывать с ней

свои движения. Танец учит выражать свои эмоции в музыкально- организованном

движении, развивая эмоциональность и прививая артистизм. Одновременно

занятия танцем

дают

организму физическую нагрузку, равную сочетанию

нескольких видов спорта. Она развивают и тренируют мышечную силу корпуса и

ног, пластику рук, грацию и выразительность всего тела, формируют правильную

осанку, дыхание. Танец прививает основы этикета, дает сведения о разных эпохах

и

народах,

о

значительном

пласте

мировой

художественной

культуры.

Хореографическое искусство имеет особое значение как средство воспитания

национального самосознания. Знание танцев своего народа столь же необходимо,

как и знание

родного

языка,

мелодий,

песен,

традиций,

ибо

и

там

и

здесь

заключены

основы

национального

характера,

этнической

самобытности,

уникальные черты, сложившиеся в течение многих веков.

Элементы

классического

тренажа

являются

необходимыми

составляющими

обучения. Они

равномерно развивают

опорно - двигательный

аппарат

и все мышцы корпуса и конечностей, тренируют дыхание, формирует

правильную осанку и составляют основу грамотной постановки корпуса.

9

Народные танцы не просто дают учащемуся, примеры различных ритмов,

движений и рисунков, знания по истории музыки и изобразительного искусства,

географии и этнографии.

Они воспитывают этническое самосознание, уважение к

своей культуре и культурам других народов, межнациональную терпимость. Здесь

обучение

лучше всего начинать

с

танца своего народа, несложных вариантов

этнически

близких

танцев

и

в

то

же

время

включать

танцы

других

национальностей, различающиеся по ритмам, рисунку движений.

Историко-бытовые

и бальные танцы

различных эпох в художественно-

образной форме

представляют образцы этикета и поведения различных слоев

общества того или иного времени, определяемые, как правило, нормами морали

каждого века.

В этом разделе следует начинать

с танцев- игр, переходя к

материалу XIX века, а только затем к более сложным образцам танца XVI-XVIII

веков.

Танцы современных направлений – наиболее привлекательный вид занятий:

они покоряют учащихся

необычными, как правило, очень быстрыми темпами,

меняющимися ритмами. Привлекают «неудобными» на первый взгляд сложными

положениями

корпуса,

движениями

рук

и

ног,

требующими

большой

выносливости, тренированного дыхания, особой координации. Здесь педагогу

следует быть максимально

внимательным. Материал современной хореографии

подчас кажется несложным, но это простота обманчива. На самом деле для его

освоения необходим

высокий уровень

тренировки

координации

и

дыхания,

мышечная

выносливость, грамотная постановка корпуса, рук, ног, головы –все то,

что дает классический танец.

Хореография

дает

возможность

физического

развития.

Это

становится

особенно важным при нынешнем состоянии здоровья подрастающего поколения.

Тренировка тончайших двигательных навыков в процессе обучения хореографии

связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций

человеческого

организма:

кровообращение,

дыхание,

нервно-мышечной

деятельности. Овладение возможностями собственного тела дает уверенность

и

даже предотвращает появление различных психологических «комплексов».

И наконец, подчеркнем: только воспитав поколение, освоившее тот или иной

вид искусства, в нашем случае танец, мы сможем получить грамотных зрителей,

способных

воспринимать

и

достойно

оценивать

профессиональные

хореографические произведения.

2.2.

Правила поведения ученика-хореографа

С каждым годом растет число хореографических коллективов. Хореография

всегда

была

одним

из

самых

востребованных

направлений

в

системе

дополнительного образования. Сегодня можно организовать студию, коллектив,

ансамбль самостоятельно, на коммерческой основе. В хореографии появились

молодые, энергичные, талантливые педагоги, но, к сожалению, уходят традиции,

культура хореографии. Забываются правила, которым всегда неукоснительно

следовали все, кто имеет отношение к танцевальному искусству.

Для того чтобы сохранить культуру, нужно ее знание и бережное отношение

к ней.

Главные хранители традиций – педагоги-хореографы и руководители

хореографических коллективов. Хореография – коллективный вид творчества. И

если руководитель хочет добиться

результатов, то должен поддерживать в

коллективе

железную

дисциплину.

Самое

сложное

это

отношение

с

воспитанниками.

Оставаясь

строгим

и

требовательным педагогом необходимо

10

добиться доверия учащихся. В каждом,

пусть даже маленьком социуме,

устанавливаются свои правила,

со временем появляются свои традиции и обычаи.

В хореографии большинство правил исходят от фундамента танцевального

искусства – классического танца. Эти правила обязан освоить учащийся, а педагог

должен следить за их строгим исполнением.

-

В танцевальные классы, тренировочные залы, на сцену нельзя заходить в

верхней одежде и уличной обуви.

-

Учащиеся должны быть в той одежде и форме, которую определит педагог

и условия занятий.

-

Обувь, туфли всегда должны быть чистыми, подшитыми или заштопанными

-

Внешний

вид

учащихся

должен

быть

опрятным,

голова

аккуратно

причесана.

-

Все украшения (цепочки, кольца, часы, браслеты и т.д.) на время занятий,

репетиций и выступлений принято снимать.

-

Во время занятий никто из учащихся не имеет права ни разговаривать, ни

перемещаться по залу, ни менять своего рабочего места.

-

Нельзя заходить в танцевальный зал во время звучания музыки.

-

Желая что –либо спросить, в паузу

между движениямиученик

поднимает

руку.

-

Все замечания и поправки педагога одному учащемуся воспринимаются

остальными

как относящиеся лично к нему и немедленно исправляются

каждым.

Каждое

замечание

педагога

должно

восприниматься

с

благодарностью, естественно, т.е. профессионально. Обида на замечания – это

психологический тормоз в усвоении учебного материала.

-

Залог достижения успешного результата – самостоятельная проработка

движений, пройденных на занятии, т.е. приобретение «мышечной памяти».

-

Хочешь радовать и удивлять мир завтра – удивляй друзей и педагогов сегодня

блеском своего исполнения, прилежанием, талантом трудиться.

2.3.

Этика и эстетика педагогического труда

Важным

основанием

профессиональной

культуры

педагога

является

педагогическая этика, или деонтология (от греч. Deon – долг и logos – учение).

Как известно, этика (от греч. Ethos – нрав, обычай) – наука о нормах и правилах

поведения,

взаимоотношений

между

людьми.

Педагогическая

этика

(педагогическая

деонтология) на основе общественных

норм определяет те

нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться

педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.

Гуманистическая педагогика на протяжении веков устами ее лучших

представителей

называла

в качестве исходной этической нормы любовь к

учащимся. При этом эмоционально- ценностное отношение к ним проявлялось по-

разному.

И что бы ни говорили сторонники жестких методов в педагогике, без

взаимной

привязанности,

симпатии,

заботы,

понимания

невозможно

добиться

духовного единства педагога с учащимися, которое В. А. Сухомлинский

справедливо считал альфой и омегой учебно-воспитательного процесса.

Быть гуманным к воспитаннику детского учреждения – значит укреплять его

Спектр

этических

качеств,

которые

проявляются

в

общении

педагога с

воспитанниками, широк и многообразен. Специальные исследования показывают,

11

что, например, подростки и старшие школьники больше всего ценят в педагогах

тактичность, доброту, справедливость, понимание юношеских проблем, желание

оказать

учащемуся

помощь

в

овладении

программным

материалом,

общительность,

добросовестность,

трудолюбие,

сдержанность,

веру

в

познавательные

способности

учащегося, терпение,

требовательность и ряд

других профессионально значимых личностных черт. Но главное, чем дорожит

воспитанник, – это душевная щедрость, искренность и сердечность отношений.

Существует

также

«этический

кодекс»

взаимоотношений

педагога

с

коллегами

по

работе.

Помните:

ваша

доброжелательность,

контактность,

стремление

к

деловому

сотрудничеству,

готовность

учесть

лучший

опыт,

поддержать новое начинание – главные предпосылки благоприятной атмосферы

успешной деятельности и хорошего творческого самочувствия в трудовом

коллективе.

Этика педагога тесно соприкасается с эстетикой профессионального труда

(одним из критериев высокого уровня педагогической культуры личности).

Эстетика (греч. aisthe-tikos – чувствующий, чувственный) – наука о природе

эмоционально-ценностного отношения человека к миру, о прекрасном (красоте) в

жизни и в искусстве.

Следует помнить, что для педагога красота – не только предмет эстетического

любования, но и верный союзник в его профессиональной работе.

Во-первых,

прекрасное, искусство дают возможность и взрослым, и

учащимся получить наглядно-образное представление об идеале совершенной

личности и тем самым наполнить конкретным содержанием цели воспитания.

Поскольку красота выступает для человека «кумиром без всяких условий»

(Ф.М.Достоевский), ее притягательная сила, особенно в пору отрочества и юности,

побуждает следовать образцам.

Во-вторых, еще во времена античности древними философами (Пифагор,

Платон, Аристотель) было установлено родство таких категорий этики и эстетики,

как добро и красота. Идея единства прекрасного и нравственного красной нитью

проходит через всю историю педагогической мысли.

В-третьих,

эстетика,

красота

незаменимый

компонент

педагогического

мастерства, источник творчества педагога. В этом смысле каждый педагог должен

быть хотя бы чуточку художником своего дела, поэтом, артистом. Особенно тесно

соприкасаются педагогика и сценическое искусство.

Заметим, однако, что успешное использование средств эстетики в учебно-

воспитательных целях возможно лишь тогда, когда педагог, руководитель имеет

соответствующую подготовку. Ему необходимо разбираться в различных сферах

прекрасного; он должен обладать «музыкальным ухом», чувствующим красоту

формы глазом, развитым эстетическим вкусом. Для него важно развивать такие

актерские и режиссерские качества, как образное мышление, зрительная память,

пространственное и временное воображение, умение перевоплощаться и др.

Этика поведения педагога-хореографа

Педагогу-хореографу,

деятельность

которого

осуществляется

на

глазах

учащегося, должно быть небезразлично каков его внешний облик, насколько

одежда, прическа, манеры, походка отвечают этическим и эстетическим нормам.

Большое значение для восприятия учащимися преподавателя имеет внешний вид

педагога. Педагог-хореограф должен выглядеть аккуратно одетым, опрятным, без

вычурно – броских деталей в одежде и красок.

12

-

Педагог показывает пример дисциплинированности, точности, аккуратности:

приходит на занятие заранее, начинает занятие точно по расписанию,

придерживается правил и требований учреждения.

-

Педагог-хореограф всегда должен быть готов к занятию. Урок продумывается

им заранее с учетом программы и возможностей учащихся.

Он должен

чувствовать настрой, психологическую и физическую готовность к занятию.

В зависимости от общего состояния уметь быстро перестраиваться, менять

нагрузку, план и форму урока.

-

Большое значение для педагога-хореографа имеет голос: его тон, сила звука

должны быть ясными, четкими, ровными, спокойными, внятными. Педагог

должен работать над артикуляцией, произношением, выговором и силой

подачи своих фраз.

-

Педагог

обязан

грамотно

владеть

танцевальной

терминологией.

Профессиональная лексика каждого педагога – не только отражение

индивидуальной манеры преподавания, но и составная часть его методики,

педагогического мастерства. Точное, грамотное владение лексикой говорит о

культуре, о профессионализме, как педагога, так и воспитанников.

Заключение

Каждый, в ком есть «педагогическая жилка», желание общаться с

учащимися, помогать людям, передавать им свои знания и опыт, может стать

хорошим педагогом, тренером, преподавателем дополнительного образования,

руководителем творческого коллектива. А для этого нужно обогащать себя

духовно; постигать закономерности формирования человека, способы коррекции

его поведения и ценностных ориентаций в соответствии

с нравственно-

эстетическим идеалом; развивать и актуализировать свой творческий потенциал,

т.е. личностные качества, которые способствуют благотворному воспитательному

влиянию на окружающих и, в первую очередь, на учащихся; овладевать

прогрессивными идеями и технологиями в области педагогики, методикой

обучения и воспитания; изучать и использовать лучший опыт старших коллег;

активно участвовать в просветительской, благотворительной, организаторской

деятельности – иначе говоря, целенаправленно работать над приобретением основ

индивидуальной педагогической культуры. И твердо верить в свое

признание и

успех.

13

Список литературы:

1.

Алферов А.А.

К вопросу об интеракивности в образовательном

процессе / А.А.Алферов // Актуальные вопросы развития искусства балета и

хореографического

образования:

сб.

материалов

всеросс.

науч.-практ.

конференции, 04 июня 2013 г.; МГАХ / науч. ред. И.А.Борзенко, Н.А.Вихрева. –

М.: МГАХ, Богородский печатник, 2014. – С. 13-15.

2.

Валукин М.Е. Эволюция движений в мужском классическом танце /

М.Е.Валукин. – М.: ГИТИС, 2007. – 248 с.

3.

Кононова Т.М. Модернизационные процессы в сфере образования:

интернет-технологии и их роль / Т.М.Кононова // Вестник ТГАКИиСТ. – Тюмень,

2014. - № 2. – С. 218-221.

4.

Медведь, Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе

дополнительного

образования:

Учеб.пособие.

/Э.И.

Медведь.-М.:

Центр

гуманитарной литературы «РОН», 2002.-48с.

5.

Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать: Учеб. Пособие/ Т.В. Пуртова,

А.Н. Беликова, О.В, Кветная. –М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003.- 250с.:ил.

6.

Соболь В.А. Искусство – педагог – ученик: этика и эстетика

хореографической деятельности / В.А.Соболь. – Тюмень: ГАУ ДОД ТО

«Областной центр дополнительного образования детей и молодежи», 2009. – 36 с.



В раздел образования