Напоминание

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста


Авторы: Терентьева Виктория Владимировна, Виктория Владимировна Терентьева
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ Центр Ворошиловского района
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Авторская методическая разработка
Тема: Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества

Ворошиловского района Волгограда»

Методическая разработка на тему

«Развитие музыкальных способностей

у детей дошкольного возраста»

Автор-составитель:

Терентьева Виктория Владимировна

Педагог дополнительного

образования

Волгоград 2024

Методическая разработка на тему

«Развитие музыкальных способностей

у детей дошкольного возраста»

«Музыка для ребенка – мир

радостей и переживаний. Чтобы

открыть для него дверь в этот

мир, надо развивать у него

способности, и, прежде всего,

музыкальный слух и эмоциональную

отзывчивость. Иначе музыка не

выполнит свои воспитательные

функции».

Н.А. Ветлугина

Цель

работы:

Выявление наиболее эффективных приёмов и методов развития

вокально-певческих способностей детей старшего дошкольного возраста,

познакомиться с новыми инновационными методиками по обучению детей

пению.

Исходя из поставленной цели вытекают следующие задачи:

Дать психологическую характеристику детей 5-7 лет.

Рассмотреть возрастные особенности слуха и голоса детей

старшего дошкольного возраста.

Охарактеризовать

вокально-хоровые

навыки,

приобретаемые

детьми в певческой деятельности;

Описать методы и приёмы по формированию вокально-хоровых

навыков у старших дошкольников;

Разработать систему музыкально-певческого материала (песен

и упражнений), соответствующих выше названной задаче.

Теоретически

обосновать

применение

на занятиях

таких

педагогических

приёмов,

которые

соответствуют

закономерностям

формирования певческих навыков.

Не каждому взрослому, а только педагогам, дана возможность близко

соприкоснуться

с

миром

детства.

Вместе

с

детьми

они

мечтают,

фантазируют, играют, рисуют, уносятся в сказочный мир, мир музыки.

Музыка открывает перед ребенком дверь в мир прекрасного, оказывая

воздействие на развитие его творческих способностей.

Так же музыка влияет и на психику ребенка. Она обладает сильным

психологическим воздействием на детей, влияет на состояние нервной

системы (успокаивает, расслабляет или наоборот, будоражит, возбуждает),

вызывает различные эмоциональные состояния. В связи с этим важно

обратить внимание на то, какую музыку слушают ваши дети.

Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой,

лишает взрослого и ребенка состояния уравновешенности, спокойствия, а

при определенных условиях побуждает к разрушительным действиям.

Особенно

противопоказана

такая

музыка

гипервозбудимым,

расторможенным детям со слабым контролем, так как она усиливает

проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.

Спокойная музыка, вызывающая ощущение радости, покоя, любви,

способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и

маленького слушателя, а так же развивать концентрацию внимания.

Музыку

можно

использовать

перед

сном,

чтобы

помочь

с

трудом

засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться.

По мере накопления музыкальных впечатлений, опыта музыкальной

деятельности, у ребенка сначала формируется система элементарных, а затем

все более сложных музыкальных способностей. У малыша появляются

любимые песни, формируется потребность в общении с музыкой, что

является важным моментом музыкального развития.

В дошкольном детстве эмоциональная сфера является ведущей.

Именно эмоциональная отзывчивость на музыку и является главным

показателем музыкальности, так как из всех видов искусства, музыка, по

самому своему содержанию, обладает наибольшей силой эмоционального

воздействия на человека, обращаясь к его душе, настроению, миру

переживаний.

Музыка

заставляет

радоваться,

волноваться,

грустить.

Позволяет переживать мощные эмоциональные напряжения, вызывает у

человека благородные и возвышенные чувства.

В процессе музыкальной деятельности ребенок приобретает некий

музыкальный опыт – музыкальность.

Структура музыкальных способностей состоит из:

-

Ладового

чувства

(различать

ладовые

функции

звуков,

мелодии,

эмоциональное восприятие музыки).

- Музыкально-слуховых представлений (способность запомнить на слух

музыкальное произведение, по памяти воспроизводить его мелодию).

- Музыкально-ритмическое чувство (способность двигательно переживать

музыкальное произведение, активно и эмоционально в движении передавать

ее характер, настроение).

- Пения (дети контролируют слухом правильность интонации).

Это основные способности и являются стержнем музыкальности.

Красиво и выразительно петь - это значит проявлять эмоции и жестом,

и словом. Без мимики певческое искусство невозможно. Выразительность

должна быть постоянной необходимостью. Поэтому внесение игровых

моментов в занятия создает у детей соответствующее настроение, вызывает

желание петь и, что очень важно для развития слуха, раскрепощает детей,

снимает

напряжение,

стеснительность,

зажим,

исчезает

проблема

неэмоционального исполнения, ребенок чувствует себя частью творческого

коллектива.

Таким

образом,

музыкально

-

певческое

воспитание

способствует решению задач гармонического развития ребёнка.

Музыкальные

способности

неразрывно

связаны

с

общими

способностями, которыми человек наделен от природы. И если они ярко

выражены, то они выражены во всем, и такого человека можно назвать

способным. Уроки музыки направлены на то, чтобы развивать у учащихся

способности чувствовать, любить, оценивать явления искусства, создавать в

меру своих сил и творческих возможностей музыкально-художественные

ценности. Известно, что творчество помогает ребенку раскрыть его

музыкальные способности, музыкальность.

О музыкальных способностях детей:

-

Раннее

проявление

музыкальных

способностей

говорит

о

необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.

- Не расстраивайтесь, если пение и движения ребенка далеки от

совершенства:

системное

количественное

наполнение

показателей

обязательно перейдет в качественный рост.

- Отсутствие какой-либо способностей может тормозить развитие

других – значит, задачей взрослого является устранение нежелательного

«тормоза».

- Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более

музыкальным он становится, но не забывайте помогать ребенку в понимании

прослушиваемой

музыки.

Дайте

ребенку

«путеводную

нить»

к

сопереживанию: помогите малышу отыскать в душе и своем жизненном

опыте – в памяти – те чувства и переживания, которые созвучны характеру и

содержанию прослушиваемой музыки.

- Не говорите, что у вас «немузыкальный ребенок», если вы пока ничего

не сделали, чтобы эту музыкальность у ребенка развить.

В процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на

другой. Соответственно изменяется и структура его способностей. Как

известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем

только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.

Упражнение на развитие чувства ритма:

- Спойте песню вместе с ребенком, постарайтесь, чтобы он запомнил

текст.

- Попросите ребенка спеть и одновременно тихонько хлопать в ладоши,

отмечая ритмический рисунок песни.

- Исполните песню «по ролям»: сначала поет голосок, а ладоши

отдыхают. Потом спрятался голосок, а ладошки хлопают ритм песни. Потом

соедините голосок и ладошки.

Проводя диагностику музыкально-способных детей, педагог имеет

возможность грамотно развивать вокальные способности ребенка с учетом

его

индивидуальных

возможностей

и

развития.

В

настоящее

время

проблемой диагностики музыкальных способностей остается актуальной для

современной психолого-педагогической науки: до сих пор проблемой

остается определение самих музыкальных способностей, так как они

представляют собой сложное сочетание врожденного, социального и

индивидуального, и требует поисков новых диагностических методов.



В раздел образования