Напоминание

"Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Терентьева Виктория Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ Центр Ворошиловского района
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Мастер-класс на тему:
Тема: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества

Ворошиловского района Волгограда»

Мастер-класс на тему:

«Развитие певческих навыков

у детей старшего дошкольного возраста»

Автор-составитель:

Терентьева Виктория Владимировна

Педагог дополнительного

образования

Волгоград 2024

Развитие певческих навыков у детей

старшего дошкольного возраста

Каждый

человек,

родившись,

получает

от

матушки-природы

драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент –

голос. Как же настроить хрупкий, тонкий музыкальный инструмент –

детский голос? Как увлечь, заинтересовать малышей пением? Ведь пение

способствует развитию их певческой культуры, общему и музыкальному

развитию. Как сделать так, чтобы встреча с любимой песней стала

праздником? Ведь песня учит нас быть добрыми и внимательными, чуткими

и заботливыми. Она печалиться вместе с нами, когда нам грустно, и смеется

звонко и радостно, когда мы веселимся. А это значит – песня воспитывает

наш духовный мир и формирует личность.

Однако пение – это не только развивающий, но и физиологический процесс.

Известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания

заикания, устранения речевых дефектов. Во время пения обогащаются

образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы,

побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех

мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме. Вокальные

занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сам по себе

вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов.

Дошкольный

возраст

самый

благоприятный

период

для

формирования и развития певческого голоса. При обучении пению всегда

иду

от

простого

к

более

сложному,

словно

постепенно,

вместе

с

воспитанниками, поднимаюсь по лесенке к вершинам исполнительского

мастерства.

Ребенок-дошкольник

это

“пластичный”

кусочек,

из

которого

вырастет самобытная, талантливая личность. И пусть в будущем ни один из

моих воспитанников не будет петь, как Карузо, главное, чтобы песня стала

для него верным другом на всю жизнь.

Моя задача – ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть

своим природным даром, привить любовь к певческой деятельности. Данную

работу начинаю с детьми пятилетнего возраста. Особое внимание уделяю

звукообразованию: учу петь протяжно, естественным, светлым звуком без

напряжения и крика. В средней, старшей и подготовительной группах работа

над певческими навыками продолжается. Более углубленную работу в этом

направлении веду с детьми старшего дошкольного возраста.

Игра

любимый

вид

деятельности

ребенка.

В

игре

он

самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того не

замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и

артикуляции.

Люблю обращаться к игровой методике О.Каццер, к ее идее начать

развитие певческого голоса с речевого этапа. У музыки и речи одна

первооснова – интонация. Речевая интонация выражает чувства, настроение

говорящего человека точно так же, как и музыкальная интонация. На речевом

этапе легко и удобно работать над такими певческими навыками, как

дыхание и дикция, формированию речевого и певческого дыхания, а также

умение изменять силу и высоту голоса.

Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

- артикуляционная гимнастика

- игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание

- речевые зарядки

- речевые игры и упражнения

- ритмодекламация

Их цель: разогреть мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить

интонационный слух, подвести детей к воспроизведению музыкальных

звуков, сделать занятие обучению пению более легким и приятным.

Артикуляционная гимнастика

Разминка

Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая

работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким

язычком), поэтому для достижения этой цели на каждом занятии провожу

разминку – артикуляционную гимнастику по системе Емельянова В.В. и О.

Каццер. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и

способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

Работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно

левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции,

вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.); с губами (покусать зубами

нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу

обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав

лицу

выражение

улыбки),

массаж

лица

от

корней

волос

до

шеи

собственными пальцами.

Упражнение «Обезьянки»

«Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули,

покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Решили почистить зубы.

Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки

Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы), а Чу-чу стало грустно (грустные

губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом

за другую. Потом они увидели ёжика и стали дышать как он. Ёжик подарил

им по цветку и они захотели его понюхать. Тут подъехал крот на автомобиле

и предложил им покататься. От радости обезьянки стали целовать свой

носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Обезьянки стали пускать

мыльные пузыри. Потом обезьянки стали качаться на качелях (голосом

глиссандо) и раскачали старый баобаб (покряхтеть голосом).

Игры, развивающие речевое и певческое дыхание

Навык певческого дыхания формируется постепенно и с последующим

усложнением. Начинаем с игр на развитие трех основных моментов речевого

и певческого дыхания: короткий вдох, задержка и постепенный выдох:

Игры на дыхание без звука

Превращаемся в «ветер»и рисуем дыханием разные образы ветра

Можно предложить всем задуть свечи на торте и т.д.

Упражнение « Снежинка», « Цветочек»

Игры на дыхание со звуками

Удлиняем выдох на звуках закрытых, экономных( шипящих или

свистящих).

Используем различные образы: как играет ветер листвой, как жужжит пчела,

сердится кошка и т. д.

Затем удлиняем выдох, переходя на выдох самого закрытого гласного звука

«У»( самолет,машина и т.д.)

Игры на формирование певчески-правильного дыхания

(активный, быстрый, бесшумный вдох носом, длительный выдох ртом):

1. «Ах, какой аромат!»

Мы стоим на полянке, видим перед собой цветочек, срываем его и коротко,

но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали

носом, а выдыхали ртом.

2. «Береги огонь!».

Берем свечку, дуем на пламя тихо и медленно, чтобы она не погасла. У кого

получится дольше всех дуть на свечу, и не потушить ее при этом, тот

победил.

3. «Надуваем шарик!»

Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и

медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик

не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть

больший шарик, тот молодец. Это упражнение также способствует

формированию короткого и глубокого вдоха.

4. «Шарик лопнул»!

Встать ровно, в руках (между ладоней) держать воображаемый шарик. Затем

в шарике образуется маленькая дырочка. На звук «с-с-с-с» шарик медленно

сдувается. Задача воспитанников – максимально экономить выдох,

постепенно приближая ладони друг к другу (шарик уменьшается).

5. «Аквалангисты!»

Представили себя в бассейне. «Нырнули под воду» (вдох носом, и сразу же

его зажать пальцами, присесть на корточки), и потихоньку выдыхаем, у кого

дыхание закончилась – «всплывает» (встает на ноги).

Дыхательная гимнастика по системе А. Стрельниковой.

Помогает укрепить здоровье и развить вокальные данные ребенка. Можно

отнести

к

здоровьесберегающим

технологиям.

Занятия

упражнениями

поднимают настроение и внутренне организуют ребенка на положительное

отношение к своему телу. Учат прислушиваться к самому себе, своему

собственному телу. На занятиях дозировка упражнений минимальна Ни в

коем случае не доводить до перенапряжения.

Упражнения: « Ладошки», « Насос».

Речевые зарядки.

Цель: подготовить голоса детей к речи и пению.

В содержании речевой зарядки могут входить игровые упражнения на

артикуляцию, дыхание, игры с голосом, речевые игры, ритмодекламация.

Например:

Мы ногами – топ-топ-топ.

А руками - хлоп-хлоп-хлоп

Головою – круть-круть.

Постучали в грудь-грудь-грудь.

Мы на горку поднимались.

По ступенькам ледяным. (Руки вверх)

В санки сели? Сели, сели.

Ух! Летим. (Руки быстро опустить вниз)

Работа с руками – обязательное условие на занятиях. Руки “отвечают” за

определенные участки коры головного мозга. Они помогают осуществить

музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и

разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми

детьми. На занятиях создаю ситуации, когда ребенок обязательно начинает

работать руками. Руки внизу – низкий звук, вверху – высокий, руки

совершают отрывистые движения – звук отрывистый на стаккато, мягкие

движения рук – плавный звук на легато. Этот прием помогает детям

сознательно управлять процессом звукоизвлечения.

Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на занятиях. Они

развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество,

фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно

неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает

плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание.

Речевые игры и упражнения

Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и

воспроизводить

интонации

различной

высоты

и

звуковысотной

направленности.

Систематическое использование развивающих игр с голосом дает

возможность:

- почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним

- выплеснуть излишки своей энергии, снять усталость

- расширить диапазоны речевого и певческого голоса

- успешно развивать фонематический интонационный слух

- готовить ребенка к управлению своим голосом, дыханием, дикцией

Например:

Кошка. как тебя зовут?-Мяу.

Стережешь ты мышку тут?-Мяу.

Мяу, хочешь молочка?-Мяу

А в товарищи щенка?- Фррр!

« У бабушки Нюры»

Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с

пением.

Игровая

ситуация

усиливает

интерес

детей

к

певческой

деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

Игры для формирования протяжного, напевного звучания голоса:

1. «Нарисуй мелодию!»

Рисовать кисточкой мелодию песни (нарисовать голосом как кисточкой

сюжет) одним широким мазком, не «отрывая кисточки от холста».

2. Песенка – это ниточка, она должна тянуться без узелков, ровно-ровно.

Песенка – это дорога, по которой мы едем на хорошей машине; дорога

гладкая, без кочек, а машина хорошая – не глохнет на каждом шагу, а едет

ровно.

3. «Игра с мячом»

Поем, и одновременно катаем по столу мячик, стараемся петь так же ровно и

протяжно, как катится мячик. Для формирования навыка отрывистого пения

мячик можно подбрасывать, и петь так же упруго и отрывисто, как прыгает

мячик.

Скороговорки

Для развития дикции и артикуляции нам очень помогают скороговорки. Но

говорить их просто так скучно и неинтересно. Поэтому предлагаю

использовать следующие игровые приемы:

1.

Говорим скороговорки голосом героев сказок (Буратино, Карабас,

Мальвина, Пьеро, Артемон. Карлсон и других).

2.

Говорим скороговорки с разной звуковысотностью: то «сидя на Луне» -

высоко, то «находясь под землей» - низко, то постепенно «поднимаясь или

снижаясь в лифте» - повышаем высоту звука.

3.

Говорим скороговорки тихо или громко, увеличивая или уменьшая

громкость. Можно так же при этом формировать навык работы по руке

дирижера: дети реагируют на ваши жесты и выполняют задание.

Не забываем так же о навыке открывания рта:

«Машинка заезжает в гараж»

Рот – «гараж» должен открыться так, чтобы в него «въехала машинка» из

пальцев, при этом не оцарапав кузов о стенки гаража.

Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают

каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное

пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх

с пением дети упражняются петь акапелла. Под влиянием эмоций,

вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а,

главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее

воодушевление

в

игре,

радость

исполнения

активизируют

робких,

нерешительных

детей.

Важно

в

каждом

ребенке

поддерживать

заинтересованность, помогать детям приобретать веру в себя, освобождаться

от напряжения, стеснения.

В работе по развитию певческих способностей использую музыкально-

дидактические игры.

Зимние узоры.

Задачи:

1.Совершенствовать слуховое внимание детей и чувство ритма.

2. Развивать творческое воображение детей.

Не рисовал ни я, ни ты,-

Откуда ж на окне цветы?

Пока я спал, пока он спал,

Их Дед Мороз нарисовал!

На окне старик Мороз

Льдинкой росписи нанес!

Я

предлагаю детям, используя ледяные палочки, тоже попробовать

рисовать снежные узоры, как Дед Мороз, только на ковре.

Дети стоят в кругу, у каждого в руках по две серебристые палочки. (Палочки

можно сделать из карандашей, обернув их фольгой). На первую часть музыки

все бегут друг за другом по кругу, ритмично поднимая и опуская палочки. На

вторую часть останавливаются лицом к центру круга и по команде педагога все

вместе выполняют какое-нибудь движение палочками - «рисуют»: стучат ими,

ударяют легко по коленям, по полу, трут между ладошками, катают по полу,

дирижируют и т.д. Затем каждый ребенок делает из своих двух палочек любой

«узор», положив их произвольно на полу перед собой (без музыки). Когда все

узоры готовы, дети под музыку, стоя на месте, рассматривают их, хлопают в

ладоши и с окончанием музыки снова берут палочки. Игра повторяется сначала,

но теперь дети составляют узор вдвоем - из четырех палочек и вчетвером - из

восьми. Затем, когда ребята научаться совместной коллективной работе, можно

попробовать сделать узор группой из восьми человек. Узор не обязательно

должен быть похож на что-то определенное-снежинку или солнышко. В конце

игры рассмотрите большие красивые узоры и поаплодируйте художникам под

музыку.

У бабушки Нюры.

Задачи:

Учить подражать звучанию голосов животных, различая низкие и

высокие, долгие и короткие звуки.

Материал: для этой игры понадобиться кубик (его можно сделать из картона

или использовать мягкий модуль), на грани кубика наклеиваются картинки с

изображением домашних животных и птиц (петух, курочка, кот, собака,

корова). На одной из граней рисунок девочки.

Ход игры:

Музыкальный руководитель и дети стоят в кругу. Педагог поет песенку:

У бабушки Нюры

Петух есть и куры,

И собачка Жучка, и кошка Мяучка.

Корова Буренка,

И внучка Настенка.

Дети передают кубик друг другу. Когда песенка заканчивается, педагог и

дети произносят текст:

Кубик детям передай.

Кто пришел к нам, угадай!

Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу.

Педагог спрашивает, кто изображен на верхней грани кубика. Дети отвечают.

Педагог предлагает ребенку, который бросал кубик, показать голосом, как

поет животное или птица. Для этого он читает такие строки:

Муз. р. Петух кукарекает

Звонко, протяжно

Ребенок. Ку-ка-ре-ку-у! (подражает голосу петушка).

Муз. р. Кудахчет курочка

Громко и важно:

Ребенок. Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах! (подражает голосу курицы).

Муз. р. Собачка залаяла

Голосом низким:

Ребенок. Гав-гав-гав! (подражает голосу собачки).

Муз. р. Замяукала жалобно киска:

Ребенок. Мяу-мяу-мяу! (подражает голосу кошки)

Муз. р. Корова запела

Долго и громко:

Ребенок. Му-му-му! Му-му-му! (подражает голосу коровки).

Муз.р. А что же Настенка

Ребятам сказала?

Ребенок сам придумывает и дает ответ.

Затем игра повторяется.

Таким образом, использование системы специальных упражнений,

различных игр, позволило добиться положительных результатов в развитии

певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Музыка прочно

вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с

родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно

без чьей-либо помощи.

Список использованной литературы

О.Кацер « Игровая методика обучения детей пению» Музыкальная палитра

2005 года

Ветлугина Н.А. ''Методика музыкального воспитания в детском саду'', М.,

''Просвещение'', 1989г.

Емельянов В.В. ''Фонопедический метод развития голоса'', 1999 г.

«ФиС»: «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» № 11` 2003 год



В раздел образования