Авторы: Кошатко Светлана Александровна, Еременко Мария Васильевна
Должность: старший воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №5 "Теремок"
Населённый пункт: Республика Бурятия, с. Петропавловка
Наименование материала: статья
Тема: "Образовательные путешествия в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Образовательные путешествия в детском саду.
Образовательные путешествия в детском саду - это один из эффективных
технологий реализации ФГОС и ФОП ДО. В научно-методической литературе
образовательные путешествия рассматривается как метод и как технология.
С позиции педагогического метода, образовательное путешествие ориен-
тировано на преобразование окружающей среды в среду развития личности по-
средством изучения предметов окружающего мира – обнаружения культурных
смыслов и их значений, образов которые в них заложены и которые являются
отражением мировидения и мироощущения.
Путешествие полагает неторопливое и осмысленное передвижение по
местности с остановками, возможными отклонениями от намеченного пути. Пу-
тешествие несет за собой серьезный личностный рост: отправляющийся в путь,
расширяет границы неизвестного, основывает свое отношение к окружающему
через активное проживание и переживание увиденного и услышанного в путе-
шествии.
Одним из определяющих отличий путешествия от экскурсии является то,
что наряду с приобретением информации об объектах окружающего мира вос-
питанники приобщаются к культурно-историческому опыту человечества в це-
лом. Также актуализирует использование возможностей для развития двига-
тельной сферы ребенка, интеллектуальных и творческих способностей, созда-
ния условий для формирования умений строить дружеские отношения со
сверстниками, общаться с другими (кроме родителей и воспитателей) взрослы-
ми, для развития личностных качеств ребенка, воздействия на успешность усво-
ения знаний и правил поведения в природе.
В отличие от экскурсии путешествие не фиксировано какой-либо опреде-
ленной узкой предметной темой, а разворачивается вокруг образовательной
идеи, которая является связующей нитью всех объектов на маршруте путеше-
ствия и определяет исследовательскую деятельность воспитанников.
Таким образом, путешествие предполагает отличные от экскурсии спосо-
бы освоения мира, усвоения новых понятий и смыслов. Целью путешествия яв-
ляется самопознание и самосовершенствование.
Путешествие становится образовательным в том случае, когда оно из
простого передвижения в пространстве в поисках новых впечатлений транс-
формируется в целенаправленный процесс постижения мира, результатом ко-
торого является становление личности, ее самоопределение в культурном про-
странстве.
Методические рекомендации по организации деятельности
в технологии образовательного путешествия
1. Знакомство с технологией образовательного путешествия
Работу с технологией образовательного путешествия целесообразно
начать со знакомства с ее алгоритмом с помощью различных приемов.
Пример
Педагог предлагает вспомнить детям свое самое яркое путешествие и в
процессе беседы помогает им выстроить его общую логику:
1. О каком самом ярком и запоминающемся своем путешествии ты
можешь нам рассказать?
2. С какой целью ты отправился в путешествие?
3. Что ты хотел узнать, увидеть, услышать?
4. Какие интересные места ты посетил, с какими произведениями
искусства познакомился, о каких известных людях узнал?
5. Встречался ли ты с трудностями во время путешествия? Кто тебе
помогал их преодолевать? Чьей помощью ты воспользовался?
6. Чем тебе запомнилось путешествие? Что нового ты открыл для себя в
пути?
7. Порекомендовал ли бы ты отправиться туда своим близким и друзьям?
8. Если бы у тебя была возможность вернуться к началу путешествия, как
бы ты его спланировал с учетом полученного опыта?
9. Планируешь ли ты в ближайшее время вновь совершить путешествие и
куда?
После этого в процессе беседы необходимо уточнить, всякое ли
путешествие
является
образовательным.
Для
этого
можно
использовать
следующие вопросы-ориентиры:
- Любое ли путешествие можно назвать образовательным?
- Почему?
- Чем образовательное путешествие отличается от прогулки?
В результате беседы дети должны с помощью педагога прийти к выводу о
том, что образовательное путешествие – это не просто времяпрепровождение
или форма получения готовых знаний. Это процесс самостоятельного поиска и
приобретения новой информации, впечатлений, эмоций. Оно направлено на
достижение конкретной цели. Время путешествия ограничено. Во время
образовательного путешествия предстоит большая самостоятельная работа. По
итогам путешествия нужно будет оценить свою работу и ее результаты.