Напоминание

"Образовательные путешествия в детском саду"


Авторы: Кошатко Светлана Александровна, Еременко Мария Васильевна
Должность: старший воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №5 "Теремок"
Населённый пункт: Республика Бурятия, с. Петропавловка
Наименование материала: статья
Тема: "Образовательные путешествия в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Образовательные путешествия в детском саду.

Образовательные путешествия в детском саду - это один из эффективных

технологий реализации ФГОС и ФОП ДО. В научно-методической литературе

образовательные путешествия рассматривается как метод и как технология.

С позиции педагогического метода, образовательное путешествие ориен-

тировано на преобразование окружающей среды в среду развития личности по-

средством изучения предметов окружающего мира – обнаружения культурных

смыслов и их значений, образов которые в них заложены и которые являются

отражением мировидения и мироощущения.

Путешествие полагает неторопливое и осмысленное передвижение по

местности с остановками, возможными отклонениями от намеченного пути. Пу-

тешествие несет за собой серьезный личностный рост: отправляющийся в путь,

расширяет границы неизвестного, основывает свое отношение к окружающему

через активное проживание и переживание увиденного и услышанного в путе-

шествии.

Одним из определяющих отличий путешествия от экскурсии является то,

что наряду с приобретением информации об объектах окружающего мира вос-

питанники приобщаются к культурно-историческому опыту человечества в це-

лом. Также актуализирует использование возможностей для развития двига-

тельной сферы ребенка, интеллектуальных и творческих способностей, созда-

ния условий для формирования умений строить дружеские отношения со

сверстниками, общаться с другими (кроме родителей и воспитателей) взрослы-

ми, для развития личностных качеств ребенка, воздействия на успешность усво-

ения знаний и правил поведения в природе.

В отличие от экскурсии путешествие не фиксировано какой-либо опреде-

ленной узкой предметной темой, а разворачивается вокруг образовательной

идеи, которая является связующей нитью всех объектов на маршруте путеше-

ствия и определяет исследовательскую деятельность воспитанников.

Таким образом, путешествие предполагает отличные от экскурсии спосо-

бы освоения мира, усвоения новых понятий и смыслов. Целью путешествия яв-

ляется самопознание и самосовершенствование.

Путешествие становится образовательным в том случае, когда оно из

простого передвижения в пространстве в поисках новых впечатлений транс-

формируется в целенаправленный процесс постижения мира, результатом ко-

торого является становление личности, ее самоопределение в культурном про-

странстве.

Методические рекомендации по организации деятельности

в технологии образовательного путешествия

1. Знакомство с технологией образовательного путешествия

Работу с технологией образовательного путешествия целесообразно

начать со знакомства с ее алгоритмом с помощью различных приемов.

Пример

Педагог предлагает вспомнить детям свое самое яркое путешествие и в

процессе беседы помогает им выстроить его общую логику:

1. О каком самом ярком и запоминающемся своем путешествии ты

можешь нам рассказать?

2. С какой целью ты отправился в путешествие?

3. Что ты хотел узнать, увидеть, услышать?

4. Какие интересные места ты посетил, с какими произведениями

искусства познакомился, о каких известных людях узнал?

5. Встречался ли ты с трудностями во время путешествия? Кто тебе

помогал их преодолевать? Чьей помощью ты воспользовался?

6. Чем тебе запомнилось путешествие? Что нового ты открыл для себя в

пути?

7. Порекомендовал ли бы ты отправиться туда своим близким и друзьям?

8. Если бы у тебя была возможность вернуться к началу путешествия, как

бы ты его спланировал с учетом полученного опыта?

9. Планируешь ли ты в ближайшее время вновь совершить путешествие и

куда?

После этого в процессе беседы необходимо уточнить, всякое ли

путешествие

является

образовательным.

Для

этого

можно

использовать

следующие вопросы-ориентиры:

- Любое ли путешествие можно назвать образовательным?

- Почему?

- Чем образовательное путешествие отличается от прогулки?

В результате беседы дети должны с помощью педагога прийти к выводу о

том, что образовательное путешествие – это не просто времяпрепровождение

или форма получения готовых знаний. Это процесс самостоятельного поиска и

приобретения новой информации, впечатлений, эмоций. Оно направлено на

достижение конкретной цели. Время путешествия ограничено. Во время

образовательного путешествия предстоит большая самостоятельная работа. По

итогам путешествия нужно будет оценить свою работу и ее результаты.



В раздел образования