Напоминание

Сценарий родительского собрания


Автор: Наговицына Любовь Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 11 г. Кирова
Населённый пункт: КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, КИРОВ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий родительского собрания
Раздел: дошкольное образование





Назад




Родительское собрание для родителей инклюзивной группы

«Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме

развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях семьи

Задачи:

раскрыть родителям воспитанников понятие «мелкой моторики»;

показать значение многообразия дидактических игр для развития

мелкой моторики рук.

Предварительная работа: Подбор игр и упражнений на развитие мелкой

моторики рук, организация выставки развивающих игр, оформление памятки

для родителей

Участники: воспитатель, родители

Форма проведения: семинар-практикум

План проведения:

1. Вступительная часть.

Психологический настрой на работу «Передай солнышко с лучшими

пожеланиями». Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада вас видеть.

Начнём нашу встречу с игры «Передай солнышко…»

2. Основная часть.

Сегодня мы с вами поговорим о значении мелкой моторики в развитии

ребенка, о многообразии игр на развитие моторики рук и сами попробуем

выполнить несколько упражнений.

Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее

развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим

руку к письму, развиваем внимание, мышление и даже влияем на

формирование произвольности у детей. Физиологи под выражением «мелкая

моторика» подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом

важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений

рук происходит под контролем зрения. Дело в том, что в головном мозге

человека

центры,

которые

отвечают

за

речь

и

движения

пальцев

расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем

зоны, отвечающие за речь.

В детском саду довольно много внимания уделяется развитию

моторики рук. В первую очередь, это продуктивные виды деятельности:

лепка,

аппликация,

рисование,

конструирование.

Также

в

свободной

деятельности дети используют игры, направленные на развитие мелкой

моторики рук. Но это не исключает тот факт, что необходимо продолжать

работу дома на развитие умений и навыков: родители могут оказать помощь

своему ребенку и организовать дополнительную работу, направленную на

развитие

мелкой

моторики.

Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой

моторики рук у детей, тем более у детей с синдромом Дауна. Но, к

сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И

еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В

настоящие время существует множество различных пособий, которые

призваны помочь родителям. Можно брать их в работу. Так же можно

организовать

работу

из

«подручных»

материалов,

тех,

которые

нас

окружают.

Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои

навыки? Пальчиковая гимнастика, работа с бумагой, оригами, лепка из

пластилина и соленого теста, рисование, раскрашивание, штриховка, игры с

крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, песочная терапия,

шнуровка.

Педагогический всеобуч: беседа с показом дидактических игр и

упражнений, а также образцов и выполненных работ детьми с СД.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных

историй,

сказок

при

помощи

пальцев.

Рекомендуется

использовать

упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно, необходимы

движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Игры эти,

очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и

способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывается

ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание

на одном виде деятельности. Также пальчиковые игры можно проводить с

предметами: массажными мячиками, карандашами, шишками, грецкими

орехами и др.

Игры

с

крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее

действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами,

катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно

всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные

движения. Также крупа используется как материал для заполнения сухого

бассейна. Его основное назначение - механическое воздействие на нервные

окончания, расположенные на кончиках пальцев.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать

можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.

п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек,

листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям

выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов:

семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких

предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

Песочная терапия.

Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру

реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим

продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении

ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне

происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Найдите

большую

коробку,

заполните

ее

наполовину

промытым

и

высушенным речным песком. Покажите ребенку игрушку, которую вы

запрячете в этом песке, и сделайте это, когда он отвернется. Постепенно

можно увеличивать количество запрятанных игрушек.

Работа с бумагой. Оригами.

Детям

очень

нравится

делать

поделки

путём

разных

способов

складывания бумаги. Бумага является самым доступным и простым в

обработке материалом. Дети знакомятся с разными базовыми формами

оригами и на их основе изготавливают поделки путём сгибания и

многократного

складывания

бумаги.

Также

активно

мы

используем

обрывную аппликацию, выполняем работы из мятой бумаги.

Лепка из пластилина и соленого теста.

Рисование пластилином относится к нетрадиционным техникам

рисования. Детям предлагается пластилин разных цветов и схематичный

рисунок на плотной бумаге или картоне. Дети пальчиком размазывают

пластилин, не выходя за контуры рисунка. При этом им приходится

прикладывать определённое силовое усилие для размазывания пластилина.

Это является хорошим упражнением для развития мелких движений руки

ребенка.

Лепим колбаски, колечки, шарики. Из каждого маленького кусочка

делаем лепешку или монетку. Оклеиваем полученными лепешками баночки,

веточки, и. т. д. Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками,

колбасками на листе картона.Причем, при работе с этим материалом, следует

помнить, что в идеале кусок пластилина изначально должен быть твердым.

Пока ребенок самостоятельно готовит материал к работе, его руки получают

замечательный массаж, что благотворно влияет на его мелкую моторику. Для

лепки так же хорошо подходит тесто. Тесто можно специально приготовить

для занятий, а можно попросить ребенка помочь маме в приготовлении

украшений для пирога.

Рисование, раскрашивание.

Раскрашивание – это средство развития согласованных действий

зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного

аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно,

не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный

цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие

представления,

творчество,

углубляется

эмоциональное

отношение

к

действительности, но формируются элементарные графические умения,

столь необходимые для развития ручной ловкости. Рисуя, дети учатся

правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную

изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки.

Рисование различными материалами требует различной степени

нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это

тоже способствует развитию ручной умелости. Также очень

хорошо

использовать:

обводку

плоских

фигур.

Обводить

можно

все:

дно

стакана,

перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д.

Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или

кексов;

рисование по опорным точкам;

Также

можно

использовать

различные

нетрадиционные

техники

рисования (показ образцов)

Памятка для родителей

Особое внимание при выполнение данных упражнений нужно обратить на

следующее:

• правильная посадка за столом- ребенок должен сидеть прямо, грудь не

касается стола, оба плеча должны быть на одной высоте, голова слегка

наклонена ;

• правильность удержания карандаша- карандаш держим тремя пальцами:

большим, указательным и средним: большой и указательный удерживают

карандаш, а средний поддерживает снизу.

• расположение листа бумаги на столе. Необходимо следить за тем, чтобы

ребенок не в коем случае не поворачивал лист во время выполнения заданий;

• формировать умение выполнять линии различной толщины и формы;

Очень важно познакомить ребенка с правилами раскрашивания, а потом

следить за тем, чтобы он их соблюдал:

• раскрашивать аккуратно в одном направлении;

• равномерно наносить один цвет, чтобы не было пробелов;

• не выходить за контур изображенного предмета.

Шнуровки.

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со

шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов. Во-первых,

шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка, к

которой нужно прошнуровать недостающие детали. Второй вид шнуровок:

пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или

мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны

отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по

созданию

художественных

переплетений

на

игрушке-основе.

Хорошо

помогают в развитии мелкой моторики тесемочки, шнурки, нитки. Из них

можно

заплетать

косички

или

же

выкладывать

фигуры

на

ровной

поверхности. Так же можно предложить ребенку фигуру, нарисованную на

листе бумаги, и предложить по контуру рисунка выложить нитку.

Волчки.

Это игрушки, приводимые в движение пальцами руки и вращающиеся

вокруг своей оси. Для запускания волчка требуется особый двигательный

навык, развитые и тонкие движения пальцев. Играя с разными видами

волчков, ребенок учиться правильно рассчитывать силу и точность движения

пальцев и кисти. Такие игры развивают ловкость рук и глазомер

дошкольников.

Мозаика.

Основная

идея

мозаики

как

пособия

для

развития

ребенка

заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время

игры

ребенок

постоянно

манипулирует

деталями,

таким

образом,

совершенствуется мелкая моторика рук. Чтобы сложить из частей целое

изображение,

ребенок

должен

проявить

сообразительность

и

наблюдательность, терпение и настойчивость. Сегодня существует большое

многообразие мозаик: большие напольные, мелкие: гвоздиковые, магнитные,

термомозаики.

Штриховка.

Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Ребенок

должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии.

При выполнении штриховки необходимо соблюдать правила: не

выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние

между ними. При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети

сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по

себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно

проследить совершенствование мускульного аппарата. Для штриховки

можно использовать простой и цветной карандаши, фломастеры и цветные

ручки.

Для развития точности и уверенности движения руки используются

игры, в которых детям необходимо проводить линии в определенном

направлении:

Игра «От дома к дому». Задача ребенка - точными прямыми линиями

соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале

проводит

линию

просто

пальцем,

выбирая

направление,

затем

уже

фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами «От

домика к домику».

Игра

«Всевозможные

лабиринты».

Ребенку

рисуют

различные

лабиринты. Пусть «пройдет» по ним карандашом. Чтобы занятие не

наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто

по нему должен пройти.

Игры с прищепками.

С помощью них можно конструировать. Разнообразие персонажей

зависит только от фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и хвост у

лисы, и щупальца у осьминога, и листочки у дерева, и лепестки цветика -

семицветика. Так же прищепку можно использовать для массажа и

самомассажа, если ее прицепить на подушечки пальцев. Эти упражнения

можно наложить на стишки, тем самым развивать помимо мелкой моторики

рук, темпо-ритмическую сторону речи.

Счетные палочки.

С их помощью можно выкладывать на плоской поверхности

различные узоры и фигуры.Возможно использования образца постройки-

изображения на листе бумаги. В ходе таких манипуляций дети могут

закреплять знания геометрических фигур, цвета, букв цифр и т. п.Разумеется,

стоит помнить о технике безопасности и работа эта должна осуществляться

строго под контролем родителя.

3. Заключительная часть.

Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в

специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными

развивающими

пособиями,

но

и

в

быту.

Заданий

и

упражнений,

направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании,

особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их

можно бесконечно Продуктивность занятия возрастет, если родитель не

ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком

возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа

совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и

проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа

по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои

плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми

умениями.

-Передаем наше солнышко делимся впечатлениями об услышанном, что

больше всего понравилось, что узнали нового?

До свидания! До новых встреч!



В раздел образования