Автор: Коротыч Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №5 "Аленький цветочек" г. Тихорецка
Населённый пункт: Краснодарский край, город Тихорецк
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Звуковая культура речи: деффиринцирования звуков з-ж
Раздел: дошкольное образование
Звуковая культура речи: деффиринцирования звуков з-ж.
Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей по средством упражнений
на различие звуков з-ж изолированных и в словах, придумывание слов с заданным
звуком, определение позиции звука в слове.
Ход занятия.
Воспитатель:
Ребята, смотрите какие картинки я вам сегодня принесла
(картинка комара и жука)Давайте вспомним какие звуки издают эти насекомые: песня
комара – з-з-з, песня жука ж-ж-ж.
(воспитатель предлагает детям потренироваться в произношении данных
звуков. Показывает картинку комара, дети поют з-з-з, картинка жука ж-ж-ж, и так
чередуя)
Воспитатель: Давайте условимся, если вы услышите звук з – легонько
прихлопнуть ладонями – поймали комара, услышите ж — слегка подвигать кистями
вверх-вниз – летит жук (показываю). Не повторяйте за мной звук, а лишь показывайте
те или иные движения. (Произношу то один, то другой звук, прикрыв губы листком
бумаги).
Дети выполняют задание.
Воспитатель: А теперь, ребята, я буду произносить слова, содержащие эти же
звуки,
как при выполнении первого задания, показывайте, что слышите: зебра
(проверяю как выполняется задание), озеро (объясняю если кто то ошибся и почему),
(зонт, желтый, зеленый, заливать, дождь, багаж).
Дети выполняют задание.
Воспитатель:
Далее
задание
выполняют
только
девочки
(мальчики
контролируют) зеленый, бумажка, заяц, жвачка. После них – мальчики: жаба, внизу,
озорник, жадность.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Ребята, я назвала вам много слов со звуками з-ж, а какие слова
назовете вы? Для того чтоб вам было легче, предлагаю поискать предметы в
развивающей среде и принести на стол.
Дети выполняют задание.
За правильный ответ детям дается фишка. В конце игры воспитатель
подсчитывает количество фишек и объявляет победителей.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам еще одно интересное задание. Я сейчас
вам прочитаю предложение: (2-3 раза)
В предложении которое я вам прочитаю спрятался звук з, кто может назвать в
каких словах спрятался звук з. Вы должны назвать эти слова.
Зоя в магазине купила арбуз.
(за правильный ответ дается фишка)
Ответы детей…
Воспитатель на магнитную доску вывешивает три картинки (девочка,
магазин и арбуз) под картинками карточка с тремя квадратами и двумя яркими
кружками.
Воспитатель: Ребята смотрите, вот Зоя (показывает на картинку девочки),
определите позицию звука з в слове (в начале, в середине и конце).
Ответы детей…
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно. (Помещает в первый квадрат яркий
кружок.
Далее к доске вызывается ребенок, просит повторить следующее слово
магазин и показать позицию звука з. Ребенок помещает один из кружков в квадрат
решетки. Объясняет свои действия. Если задание выполнено правильно, воспитатель
награждает его фишкой. Далее приглашается еще один ребенок и разбирается слово
арбуз.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам познакомится и выучить новую считалку:
Это жбан,
А вот кувшин.
Выходи
Пока
Один.
Воспитатель проговаривает считалку с детьми 2-3 раза вместе.
Воспитатель: Для того чтобы вы смогли быстро запомнить считалку,
предлагаю вам посмотреть на таблицу с помощью которая поможет вам ее выучить.
Воспитатель: Ребята, кто хочет попробовать сам произнести считалку.
Ответы детей…
Воспитатель: Я вам предлагаю сегодня поиграть в новую игру «Цепочка
слов».
Воспитатель вывешивает на доску четыре картинки и еще одну поодаль.
Воспитатель: Ребята назовите, что за картинки я повесила?
Ответы детей…
Воспитатель: Вы видите, что отдельно от других стоит картинка, на которой
нарисован жук. Какой звук слышится в конце этого слова?
Ответы детей…
Воспитатель: Да, правильно, звук к. Теперь ребята надо передвинуть к
картинке с жуком картинку, название которой начинается на к.
Дети выполняют задание. (Ребенок выйдя к доске, находит нужную картинку
(кот) и помещает ее рядом с первой жук – кот). Следующие участнике игры
продолжают цепочку: жук – кот – тигр – рак.
Воспитатель: Ребята, вам понятно как играть в игру «Цепочка слов»
Ответы детей…
Воспитатель: на столе разложены маленькие картинки с изображением
(крокодил, лиса, аист, тигр, рак, кот, таракан, носорог, голубь, бабочка)
Объясняет задание: надо взять по одной картинке, назвать ее, внимательно
вслушаться в название, определить на какой звук начинается и на какой
заканчивается. Надо продолжить полученную цепочку
Воспитатель: Молодцы ребята, отлично справились с заданием.
Рефлексия
- Какие звуки мы сегодня сравнивали?
– Ребята, вам понравилось занятие?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Что было самым трудным?