Напоминание

Развитие творческой активности дошкольника в процессе ознакомления с музыкальными произведениями


Автор: Милютина Диана Зурабовна
Должность: Студент
Учебное заведение: Крымский Инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова
Населённый пункт: г. Симферполь
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие творческой активности дошкольника в процессе ознакомления с музыкальными произведениями
Раздел: дошкольное образование





Назад




Аннотация: В статье рассматриваются принципы развития творческой

активности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в детском

саду: преемственности, интеграции и полихудожественности. Раскрывается

взаимосвязь этих принципов и их содержание.

Ключевые

слова:

творческая

активность,

музыкальное

образование,

принципы, преемственность, интеграция, полихудожественность.

Вопросы преемственности воспитания и образования дошкольников и

младших школьников на каждом этапе развития системы отечественного

образования чрезвычайно актуальны. Преемственность является основным

постулатом образования и воспитания подрастающего поколения, когда

ценности культуры наследуются разными поколениями. В данной статье

раскрываются принципы развития творческой активности детей, которые

послужили основой для создания единой программы развития творческой

активности детей в детском саду. Диагностические данные, полученные в

ходе замера критериев развитости творческой активности, как дошкольников,

позволили сделать вывод о ее успешности.

Цель статьи: раскрыть развитие творческой активности дошкольника в

процессе ознакомления с музыкальными произведениями.

Акцентирование внимания на такой феномен, как «творческая активность»

обусловлено необходимостью творческого развития ребенка с дошкольного

возраста, когда, по мнению психологов, у него начинает формироваться

новый тип деятельности – творческий (А.В. Запорожец, А.А. Люблинская и

др.).

В

связи

с

необходимостью

развития

творческой

активности

дошкольников, возникает проблема поиска универсального средства для

осуществления данного процесса на практике с учетом особенностей детей.

Среди множества имеющихся средств выделяется такое, которое доступно

дошкольнику – это искусство.

Одним из видов искусства, используемых в образовательном процессе

дошкольников, является музыка. В процессе реализации музыкальной

деятельности происходит развитие креативных качеств личности ребенка,

связанных

с

созданием

(исполнением,

сочинением)

и

воссозданием

(восприятием) художественного образа, в котором воплощается новый взгляд

на определенную вещь, переживание реального, жизненного события,

отраженного ребенком в художественном продукте, а композитором – в

музыкальном произведении.

Для определения направлений деятельности детского сада по развитию

творческой активности детей в процессе музыкального образования были

выбраны

определенные,

связанные

между

собою

принципы:

преемственность, интеграция и полихудожественность.

В педагогической науке принцип преемственности реализуется во многих

направлениях,

в

том

числе

и

в

направлении

установления

единых

методологических оснований для процесса обучения и воспитания детей в

образовательных учреждениях. Опираясь на современные идеи музыкального

образования детей (О.П. Радынова, Г.П. Сергеева, Л.В. Школяр и др.), таким

методологическим основанием, единым для музыкального образования

дошкольников,

стало

признание

доминантным

видом

деятельности

«восприятие искусства». Известно, что Д.Б. Кабалевский восприятие считал

основой музыкального воспитания детей в целом, которое, как считал этот

автор,

является

средством

развития

музыкальной

культуры

ребенка.

Восприятие является главным моментом в исполнении детьми музыки –

пении, пластическом интонировании, ритмическом воплощении сочиненного

ребенком музыкального материала. Ребенку, никогда не видевшему поющего

или играющего исполнителя, трудно будет освоить эти виды музыкальной

деятельности уже потому, что основой обучения дошкольников является, по

мнению

психологов,

подражание.

Восприятие-слушание,

восприятие-

размышление, восприятие-исполнение является тем универсальным видом

музыкальной деятельности, который способствует формированию у детей

творческой активности. Научившись воспринимать музыку, ребенок будет

воплощать в собственном художественном продукте различные варианты его

формосодержания,

что

является

фактором

развития

его

творческой

активности.

Принцип преемственности, согласно мнению Л.Г. Савенковой, является на

сегодняшний день одним из доминантных в педагогике художественного

образования [2]. Он предполагаетвзаимодействие и взаимосвязь различных

компонентов

единого

педагогического

процесса.

Преемственность

в

музыкальном образовании дошкольников и младших школьников может быть

реализована в опоре на еще один важный методологический постулат –

взаимосвязь музыки с жизнью. Д.Б. Кабалевский считал эту взаимосвязь

самым важным компонентом музыкального образования детей, который

является одним из ключевых моментов методических оснований для

современных форм музыкального воспитания и образования.

Актуализация восприятия музыки как жизни наиболее ярко раскрывается в

такой организации урока или занятия, когда все музыкальное искусство

рассматривается с эстетических позиций, а потому определяется как

эстетическое восприятие. Восприятие музыкального искусства, считает А.А.

Пиличяускас, может протекать по разным типам, в том числе и по

художественному или эстетическому. Такое эстетическое восприятие музыки

способствует пониманию ребенком и самого себя, и другого человека [3]. «В

целостном

художественном

мире

произведения

искусства

всегда

обнаруживаются эмоциональные характеристики изображаемых субъектов.

Все они, по замечанию В.В. Медушевского, не могут быть ничьими. За

каждым таким эмоциональным отношением, пониманием, чувствованием,

эмоционально-смысловой музыкальной интонацией всегда стоит конкретный

человек» [4, с. 26]. Поэтому эстетическое восприятие музыкального

искусства связано с соотнесением ребенком музыки со своей собственной

жизнью и жизнью других людей. Сравнение интонации музыкального

искусства с теми эмоциями и чувствами, которые были пережиты ребенком в

прошлом, расширяет его музыкальный и жизненный опыт, дает возможность

появления нового ракурса видения своего собственного переживания и

переживания

другого

человека

композитора,

исполнителя,

героя

музыкального произведения, является стимулом для создания собственного

художественного

продукта.

Опыт

освоенных

эмоциональных

и

эмоционально-смысловых интонаций музыки позволит ребенку проявить

собственное творчество, базирующееся на такой психологически значимой

основе, как творческая активность.

Принцип полихудожествнености тесно связан с двумя выше названными

принципами – преемственности и интегративности. Выбор данного принципа

для успешного развития творческой активности дошкольников обусловлен и

еще одним важным обстоятельством. «Все искусства имеют единую основу,

их пронизывают единые законы восприятия» [5, с. 115]. Эти единые законы

восприятия действуют при слушании ребенком музыки, при просмотре им

картин, восприятии литературных произведений. В дошкольном детстве все

эти законы равнозначны и равносильны, дети данного возраста одинаково

предрасположены ко всем видам искусства и ко всем видам художественной

деятельности. Эта предрасположенность является психологической основой

для введения принципа полихудожествнености в процесс музыкального

образования детей.

Вывод. Таким образом, интенсивное развитие творческой активности в

дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет

большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного

развития творческих способностей детей дошкольного возраста по-прежнему

остается актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитой

творческой активностью легче учатся, быстрее запоминают материал, более

уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке.



В раздел образования