Автор: Новосельцева Людмила Ивановна
Должность: Педагог дополнительного образования высшей категории
Учебное заведение: МОУ СШ № 46 Советского района
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка из опыта работы
Тема: "Влияние применения игровых технологий на формирование нравственных качеств ребенка"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 46 имени гвардии генерал-майора В.А. Глазкова
Советского района Волгограда»
Методическая разработка
На тему:
«Влияние применения игровых технологий на
формирование нравственных качеств ребенка».
Автор разработки
Педагог дополнительного образования
высшей категории Новосельцева
Людмила Ивановна
Волгоград 2024
«Влияние применения игровых технологий на
формирование нравственных качеств ребенка».
Игровая технология – это специальный набор форм, методов.
Приемов обучения и воспитательных средств. Это один из способов
воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Игровые технологии отвечают и новым требования образования –
позволяют непосредственно вводить детей в обучающую деятельность,
увлекать информационным материалом, расширять кругозор играючи.
Надеюсь, что данная работа будет полезна для педагогов и позволит им
обучать детей играя.
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» -
искусство,
мастерство,
умение
и
«logos»
-
наука,
закон.
Дословно
«технология» - наука о мастерстве. Современная наука использует термин
«технология»
в
таких
сочетаниях,
как
«технология
обучения
образовательного процесса, лечения, управления».
Игровая технология связана с игровой формой взаимодействия
педагогов и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки,
спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются
в содержание игры.
«Игра – ведущий вид деятельности для ребёнка» - эта фраза известна
каждому педагогу. Ребёнок развивается в игре, обучающий материал,
преподнесённый через игру усваивается лучше, запоминается на дольше.
В
педагогике
на
данном
этапе
развития
игровые
технологии
переживают расцвет. Это связано с развитием педагогической теории по
данному вопросу и накоплением практического опыта, также социальные и
экономические потребности общества играют немаловажную роль. В игре
происходит
полная
социализации
личности
ребёнка,
как
субъекта
деятельности, как активной личности. Ребёнок в игре воспроизводит и
усваивает
общественный
опыт,
посредством
чего
совершенствуется
саморегуляция личности. Игра позволяет ребёнку почувствовать себя
полноправным членом общества, ощутить свою значимость.
Для ребёнка игра важна как сфера реализации себя, как личности,
важен сам процесс игры, а не результат. Игра может быть и терапией,
позволяющей наладить взаимоотношения с окружающими, скорректировать
различные трудности в поведении ребёнка.
Игровые технологии отвечают и новым требования образования –
позволяют непосредственно вводить детей в обучающую деятельность,
увлекать информационным материалом, расширять кругозор играючи.
Надеюсь, что данная работа будет полезна для педагогов и позволит им
обучать детей играя.
Игровая технология связана с игровой формой взаимодействия
педагогов и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки,
спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются
в содержание игры.
Если рассматривать игру как деятельность, то в ее структуру
органично будут входить целеполагание, планирование, реализация цели, а
также анализ результатов, в которых личность реализует себя полностью как
субъект.
В структуру игры как процесса входят роли, взятые на себя
играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей;
замещение реальных предметов игровыми; реальные отношения между
играющими; сюжет (содержание) – область действительности, условно
воспроизводимая в игре.
Для каждого раздела программы Театра миниатюр разработаны
методические рекомендации, в которых раскрывается специфика приемов и
методов, адресованных не только детям, но и их родителям.
Во время вводного занятия необходимо оставить самые яркие впечатления,
вызвать желание заниматься в объединении. Проводится инструктаж по
технике безопасности в игровой форме. При этом правила поведения в
Театре миниатюр представлены в форме игровой таблицы.
Необходимо, чтобы первые занятия не походили как обычный урок, их
можно проводить в форме экскурсий, игр, путешествий, концертов,
спектаклей.
Интерактивная игра по правилам дорожного движения.
«ЮИД – это наше призвание!». По сценарию:
Игра – разминка по стих. «Светофор»,
Блиц турни, -Викторина «Веселый автомобиль»,
-Задание «Собери дорожный знак»,
-Ситуация «Авария», медицинская помощь.
-Задание «Кто больше напишет марок автомобилей»
- познавательная игра «А знаете ли вы?»
-Что такое велосипед для наших школьников?
(соревнование «Самый быстрый гонщик»)
Самых активных исполнителей можно превратить в любимых сказочных
героев, способных развеселить публику. В оригинальной игровой форме
следует познакомить с историей театрального искусства.
На занятиях театрального искусства необходимо обратиться к опыту каждого
обучающего, провести игровое тестирование, которое покажет к какой
группе отнести его способности. Курс Театра миниатюр претендует на роль
плацдарма совместного творчества, где воспитанник будет раскрывать свои
возможности, учиться думать, выбирать, чувствовать и откроет для себя
большую перспективу в творчестве.
В творческие способности органически переплетаются и проявляются
потребности, интересы, устремление личности
Программа включает в себя тренинг по актёрскому мастерству.
Развитие творческих способностей через игру. Развитие речевого аппарата,
формирование чёткого произношения через игровые упражнения.
Развитие через игру познавательных процессов (памяти, внимания,
воображения). Развитие диапазона (согласные и дыхание).
Поиграем. При глубоком входе плечи не поднимаются, но расширяется
грудная клетка, раздвигаются нижние ребра, выдвигается вперед стенка
живота. Во время выдоха основным «поршнем» (выдыхателем) становятся
мышцы брюшного пресса. На вдохе: «Как на горке на пригорке стоят 33
Егорки, раз Егорка, два Егорки и т. д., не делая вдох. Кто же назовет большее
число Егорок, стоящих не пригорке? Игровая технология позволяет развитию
диапазона.
Согласные и резонаторы.
Ротовая полость является местом, где увеличивается звучность
согласных – местом их резонирования. Четкость согласных обеспечивается
работой губ и языка. Русские пословицы и поговорки.
«Двое не один, в обиду не дадим»
«Чужим умом умен не будешь»
«Около кола – колокола»
«Каково волокно – таково и полотно»
«У злой Натальи – все люди – канальи»
«Протокол про протокол протоколом запротоколирован»
Упражнение «Сам играю, сам пою»
Балалайка. «Медиатор» - верхняя губа; «балалайка» - нижняя губа и челюсть.
Согласными буквами «Н», «Б», верно пропевать мелодию и точно
производить
ее
ритмический
рисунок.
Научились
играть?
А
теперь
вызывайте на соревнование другого ученика. У кого лучше и чище играет
«балалайка». У кого больше песенных мелодий в запасе.
Игра с воображаемым предметом.
Особенности
сценического
воображения:
сценическое
движение
как
действие в вымышленных условиях – в предлагаемых обстоятельствах.
Требование: «Вижу, как дано, отношусь, как задано».
Воображаемый предмет: (передай и обыграй его). Например, банан,
носовой платочек, зеркальце, яблоко, кошку поймать….
Не имея в руках никаких предметов, только с помощью воображения,
игры проделать физические действия. Эти упражнения и этюды воспитывают
наблюдательность, умение подмечать интересное и типичное в жизни. А это
важная сторона творческого метода актера при создании художественного
образа: («мытье окон», «поймать муху на стекле», «зажечь газовую плиту»,
«роль официанта», «продеть нитку в иголку», «пришить пуговицу»).
Игровые технологии занимают важное место в развитии детей, так как
не
только
способствуют
воспитанию
познавательных
интересов
и
активизации деятельности детей, но и выполняют ряд других функций:
1)правильно организованная с учётом специфики материала игра
тренирует память, помогает детям выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность детей, развивает
внимание и познавательный интерес;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности детей.
Приоритетное значение на занятиях в Театре миниатюр отвожу
практическим методам, игру среди которых считаю необходимым выделить
театрализованную игру, как игровой приём и форму обучения детей. Игра
способствует не только формированию знаний, умений и навыков, но и
психическому развитию детей (развитию внимания, сообразительности,
памяти, речи). Приобретённый во время игры опыт, как показывают
наблюдения, дети используют в самостоятельной деятельности.
Применение игровых технологий на занятиях актёрским мастерством
делается акцент на развитие личностных качеств обучающего, его умения
выражать свои чувства и настроение, позитивно воспринимать окружающую
действительность.
Учебный материал подобран с учетом возрастных особенностей и
корректируется
в
соответствии
с
индивидуально-физическими,
психическими возможностями обучающегося.
Цель применения игровых технологий создать условия для развития
личности ребёнка, его творческого потенциала. Раскрыть его уникальные
способности.
Преодолевая пространства времени, сочетая возможности нескольких
видов искусства-музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры,
игровые технологии не только вводит детей в мир прекрасного, но и обладает
огромной силой воздействия на эмоциональный мир обучающего.
Знания, полученные учеником на занятиях Театра миниатюр должны стать
базой для самостоятельной оценки происходящего.
Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций
игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности.
Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результата,
конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это
пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в
игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся
проблемы у человека и моделировать их снятие.
Коммуникативная игра. Игра – деятельность коммуникативная, хотя
по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит ребёнка в реальный
контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество –
коллектив, выступающей применительно к каждому игроку как организация
и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей.
Диагностическая
функция
игры.
Диагностика
–
способность
распознавать,
процесс
постановки
диагноза.
Игра
обладает
предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность
человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме
проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе – это
особое «поле самовыражения».
Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть
использована для преодоления различных трудностей, возникающих у
человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая
терапевтическое значение игровых приемов, Д.Б. Эльконин писал, что
эффект
игровой
терапии
определяется
практикой
новых
социальных
отношений, которые получает ребенок в ролевой игре.
Развлекательная функция игры. Развлечение – это влечение к
разному,
разнообразному.
Развлекательная
функция
игры
связана
с
созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной
радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации
уровней ее притязаний. Развлечение в играх – поиск. Игра обладает магией,
способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность. В
многочисленных
литературных
источниках
встречаются
различные
классификации игр. Принципы классификации многообразны. Сложность
классификации игр заключается в том, что они, как и любое явление
культуры, испытывают серьезное влияние исторического процесса любой
новой формации, идеологии разных социальных групп.
Игровая технология – ее разнообразная полезность. У каждого вида игры
своя
полезность.
Выделим
наиболее
важные
функции
игры
как
педагогического феномена культуры.
Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в
себя
как
социально
контролируемые
процессы
целенаправленного
воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных
ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и
спонтанные
процессы,
влияющие
на
формирование
человека.
Социокультурное
назначение
игры
может
означать
синтез
усвоения
человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как
личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена
коллектива.
Функция коррекции в игре.
Психологическая коррекции в игре
происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры,
если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли
своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные
игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением,
помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному
самочувствию и общению со сверстниками в группе.
С.А. Шмаков выделяет следующие черты, присущие большинству игр:
-
свободная
развивающая
деятельность,
предпринимаемая
по
желанию
самого
человека,
ради
удовольствия
от
самого
процесса
деятельности, а не только от результата («процедурное удовольствие»);
- творческий, в значительной мере импровизационный, активный
характер этой деятельности («поле творчества»);
-
эмоциональная
приподнятость
деятельности,
соперничество,
состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание
игры, логическую и временную последовательность ее развития
Игровые
технологии
занимают
важное
место
в
обучающе
-
воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию
познавательных
интересов
и
активизации
деятельности
детей,
но
и
выполняют ряд других функций:
1)правильно организованная с учётом специфики материала игра
тренирует память, помогает детям выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность детей, развивает
внимание и познавательный интерес;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности детей.
Функция игры – ее разнообразная полезность. У каждого вида игры
своя
полезность.
Выделим
наиболее
важные
функции
игры
как
педагогического феномена культуры.
Социокультурное назначение игры. Игра – сильнейшее средство
социализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемые
процессы целенаправленного воздействия их на становление личности,
усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или
группе
сверстников,
так
и
спонтанные
процессы,
влияющие
на
формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать
синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и
формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве
полноправного члена коллектива.
Селевко включает следующие группы игр:
По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые,
социальные и психологические.
По характеру психологического процесса:
- обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
-
коммуникативные,
диагностические,
профориентационные,
психотехнические.
По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые,
имитационные и игры-драматизации.
По игровой среде:
- без предметов / с предметами;
- настольные, комнатные, уличные, на местности;
- компьютерные, телевизионные,
- технические, со средствами передвижения.
По продолжительности различают:
- короткие игры. К ним относятся предметные, сюжетно-ролевые и
иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и
решения отдельных конкретных задач: усвоение какого-нибудь конкретного
правила, отработка навыка и так далее;
- игровые оболочки. Это игровые формы организации учебной
деятельности
более
продолжительны
по
времени.
Чаще
всего
они
ограничены рамками одного занятия, но могут продолжаться и несколько
дольше. К ним относится такой прием, как создание единой игровой
оболочки, то есть представление урока в виде целостной учебы – игры.
- длительные развивающие игры. Игры подобного типа рассчитаны на
различные временные промежутки и могут длиться от нескольких дней или
недель до нескольких лет. Они ориентированы на далекую идеальную цель и
направлены на формирование медленно образующих психических и
личностных качеств учащегося. Особенностью этой группы выступают
серьезность и деловитость.
Занятия
актёрским
мастерством
являются
средством
развития
творческих способностей. Занимаясь упражнениями на развитие слуха,
внимания,
памяти,
физических
действий,
дети
учатся
мыслить,
фантазировать, искать свои пути и средства для воплощения образа,
находить индивидуальный почерк, манеру исполнения и характер выражения
своего отношения к действительности, социализироваться и быть успешным
в обществе.
На занятиях актёрским мастерством делается акцент на развитие
личностных качеств обучающего, его умения выражать свои чувства и
настроение, позитивно воспринимать окружающую действительность.
На
занятиях
должны
использоваться
такие
формы
как
игра,
упражнения, тренинги, этюды, творческие задания, беседы, экскурсии.
Учебный материал подобран с учетом возрастных особенностей и
корректируется
в
соответствии
с
индивидуально-физическими,
психическими возможностями обучающегося.
Цель деятельности создать условия для развития личности ребёнка, его
творческого потенциала. Раскрыть его уникальные способности.
Преодолевая пространства времени, сочетая возможности нескольких
видов искусства-музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры,
театр не только вводит детей в мир прекрасного, но и обладает огромной
силой воздействия на эмоциональный мир обучающего.
Для каждого раздела программы Театра миниатюр разработаны
методические рекомендации, в которых раскрывается специфика приемов и
методов, адресованных не только детям, но и их родителям.
Во время вводного занятия необходимо оставить самые яркие впечатления,
вызвать желание заниматься в объединении. Проводится инструктаж по
технике безопасности в игровой форме. При этом правила поведения в
Театре миниатюр представлены в форме игровой таблицы.
Необходимо, чтобы первые занятия не походили на обычный урок, их
можно проводить в форме экскурсий, игр, путешествий, концертов,
спектаклей.
Самых
активных
исполнителей
можно
превратить
в
любимых
сказочных героев, способных развеселить публику. В оригинальной игровой
форме следует познакомить с историей театрального искусства.
На занятиях театрального искусства необходимо обратиться к опыту
каждого обучающего, провести игровое тестирование, которое покажет к
какой группе отнести его способности.
Курс Театра миниатюр претендует на роль плацдарма совместного
творчества, где воспитанник будет раскрывать свои возможности, учиться
думать, выбирать, чувствовать и откроет для себя большую перспективу в
творчестве. Игра представляет собой особую деятельность, которая
расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его
жизни. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных
на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается
и совершенствуется самоуправление поведением. Игру как метод обучения,
передачи опыта старших поколений младшим люди использовали
с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике,
в дошкольных и внешкольных учреждениях. Понятие "игровые
педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов
и приёмов организации педагогического процесса в форме различных
педагогических игр. Игра - это путь к познанию ребенком самого себя, своих
возможностей, способностей, своего потенциала
Список использованных источников
1.
Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ.ред.
В.М.. Паниной. – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007.- 94 с.
2.
Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с
предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.:
Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
3.
Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое
пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. –
112 с.