Автор: Сиваш Анна Григорьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №4"
Населённый пункт: Г.о. Подольск
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Закрепление значения суффиксов и приставок
Раздел: начальное образование
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Учитель Сиваш А.Г.
Тема урока: «Закрепляем значение суффиксов и приставок»
Цель урока:
- развития речи, формирование навыков работы с текстом;
- совершенствование умения видеть значимые части слова, разбирать слова по составу;
- совершенствовать знание об однокоренных словах и значимых частях слова, объяснять значение
суффиксов и приставок;
- формирование умения самостоятельно строить и применять полученные знания в нестандартной
ситуации;
- развитие коммуникативных навыков учащихся в области читательской и функциональной
грамотности.
Планируемые результаты обучения
Предметные - научиться обобщать изученные орфограммы, применять их учебной и практической
деятельности.
Метапредметные (функциональная грамотность) :
познавательные УУД – развивать умение на основе прочитанного материала, извлекать информацию
посредством поиска и упорядочивания нескольких заданных в тексте сведений;
устанавливать причинно-следственные связи; подводить под понятие на основе распознавания
объектов; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
регулятивные – планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать
правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; учитывать правило в планировании и
контроле своих действий;
коммуникативные УУД - развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока,
умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре
и группе; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания;
личностные УУД – учить общению внутри группы, позитивному отношению к окружающим.
Методы проведения урока: деятельностный подход, работа в группах.
Тип урока: урок-игра.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, 1 ноутбук для учителя, Презентация ( PowerPoint ),
карточки с текстом заданий.
Ход урока
I. Организационный этап.
Рано солнышко встаёт
И спешит скорей в обход.
– Как, ребятушки, живете?
– Как здоровье, как животик?
– Одолела вас дремота?
– Шевельнуться неохота?
– Всем командую: "Подъём!”
– Мы уроки проведём.
2.Каллиграфическая минутка Слайд 1
- На что это похоже? (На глаза) Это зоркие глаза, которые в течение всего урока будут
помогать вам в работе.
- Девизом нашего урока предлагаю взять такие слова:
«Учись, смекай, активным будь
И к знаниям откроешь путь!»
- Сегодня на уроке эти качества нам обязательно понадобятся, ведь нас ждет увлекательное
путешествие в мир русского языка, а именно в страну «Морфемика».
. Слайд 2
II. Актуализация знаний
Приём «Яркое пятно» (работа в группах)
- Послушайте рассказ.
Чужак
Собрались у Вовы родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на
солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка
по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти
прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
- У вас на столе слова-родственники. Найдите чужаков.
- Почему гости не сразу приметили чужака? (В этом слове корень тоже «вод»)
- Я увеличила число чужаков.
- По моему сигналу вы разделите их на две группы: одни в группу родственников, вторые - чужаков.
- Что является главным и значимым в этих словах-родственниках (корень). Почему?
Слайд 3
III. Самоопределение к деятельности.
(работа в парах)
Мозговой штурм.
Приём «Шарады»
Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Вся же - в дневнике я и в журнале.
ОЦЕНКА
Корень - с дорогой роднится,
В сборе приставка хранится,
Суффикс как в слове дневник
Целым же – в космос проник.
СПУТНИК
- При помощи каких морфем образовались эти слова?
- Что такое морфемы?
- Обозначьте их.
- Проверьте, так ли у вас получилось? Самопроверка по образцу Слайд 4
- При помощи каких частей слова образовались данные слова?
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
- Что такое приставка?
- Что такое суффик?
- Определите цели урока…
Вспомнить….
Использовать при… Слайд 5
IV. Работа по теме урока
- Итак, мы отправляемся в путешествие
1. Первая СТАНЦИЯ «Приставочная»
Приём «Значимое место»
(у учащихся карточки с текстами – отрывками из сказок А.С. Пушкина и А. Толстого)
- Прочитайте. Назовите сказки. Кто их автор?
1. …И послушалась волна: тут же на берег она бочку вынесла легонько и отхлынула тихонько.
2. …Буратино выкопал ямку, положил в ямку четыре золотые монеты, засыпал, из кармана вынул
щепотку соли, посыпал сверху. Набрал из лужи пригоршню воды, полил. И сел ждать, когда вырастет
дерево.
- Выпишите слова с приставками. Обозначьте их. Какая приставка и в каких словах указывает на
действия изнутри? Подчеркните эти слова.
Послушалась, вынесла, отхлынула, выкопал, положил, засыпал, вынул, посыпал, набрал, полил,
вырастет.
- Какой вывод можно сделать? (Приставки служат для образования новых слов и привносят в них
новое смысловое значение)
Самопроверка по образцу. Слайд 6.
- Придумайте слова с приставкой, которая указывала бы на действие приближения.
- Запишите их, выделите приставки.
(Пришёл, приблизился, прибивать, пришивать…)
Самопроверка по образцу. Слайд
7.
2. Вторая СТАНЦИЯ «Суффиксальная»
Игра «Скажи иначе»
Приём «Ассоциации»
-
Ребята, у вас на столе голубые конверты, в которых написаны слова, Вам надо подобрать к ним
ассоциации и записать через тире слова с суффиксами: ик, ище
дом - ___________ - _______________
торт - ___________ - _______________
огород - ___________ - _______________
- Какие слова получились?
- Проверьте друг друга по образцу. Слайд 8
- Какое значение привносят суффиксы при образовании слов? (значение увеличения или
уменьшительно-ласкательное значение)
V. Физминутка
Солнце рано встаёт (руки поднять вверх)
И лучи нам подаёт (руки вытянуть вперёд).
Крепко держим мы лучи (ладошки прижать друг к другу)
Очень-очень горячи (трем ладошку о ладошку).
Лучики горячие скачут по лужайке (кисти рук опускать и поднимать)
Попытаемся поймать мы их на полянке (хлопки в ладошки).
VI. Продолжение работы по теме урока
3. Третья остановка СТАНЦИЯ «Приставочно-суффиксальная»
Приём «Отгадывай и удивляйся!» Слайд
1.
Пограничник. Первыми считаются былинные богатыри Илья Муромец, Алеша
Попович и Добрыня Никитич. По преданиям, они охраняли русские рубежи от печенегов,
половцев и других степных кочевников. Впрочем, былинная троица имела реальных прототипов,
только жили они в разные века.
2. Переводчик. Это профессионал в области грамотного, чёткого и оперативного перевода
с одного языка на другой. Перевод может быть как устным, так и письменным. Библия является
самой переводимой книгой в мире. На сегодняшний день книга переведена на 2 883 языка.
3. Закройщик. Испокон веков люди шили одежду. Сменялись тысячелетия, появились новые
ткани и фасоны, но одежда оставалась неизменным атрибутом человеческой жизни. Первые
специалисты появились в III тысячелетии до нашей эры. Они пользовались большим почётом и
уважением. А лучшие мастера имели честь одевать самих королей и королев.
-Разберите слова по составу.
- Что вы можете сказать о данном способе образования слов?
- Проверьте друг друга по образцу. Слайды 9, 10, 11, 12
VII. Подведение итогов урока
- Друзья, сегодня в путешествии нам пригодились знания. Какие?
-Какие цели ставили на урок?
- Достигли ли мы их и каким способом?
Приём «Ассоциации»
-Подумайте по каким темам и на каких уроках мы использовали с вами понятие «ЧАСТИ»?
Слайд 13
VIII. Рефлексия
-Вам понравилось путешествие по стране Морфология?
- У вас на парте лежат листочки с маленькими солнышками и тучкой: безоблачное – знак хорошего
настроения на уроке, того, что вы довольны своей работой, СОЛНЫШКО С ОБЛАЧКОМ – знак того,
что вы увидели небольшие недочеты в своей работе, и ТУЧКА– знак того, что вы на уроке оставались
равнодушными, и у вас было плохое настроение, и ничего не получалось. Нарисуйте тот значок в той
графе, которая соответствует вашему настроению на этот период, и мы увидим, как удачно мы
поработали.
Я доволен (довольна)
своей работой
У меня есть небольшие
недочёты.
У меня на уроке ничего
не получалось