Автор: Бурлова Любовь Ивановна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ№7"
Населённый пункт: г. Липецк, Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: "Исполнение - второе рождение"
Раздел: дополнительное образование
Исполнение – второе рождение.
Бурлова Любовь Ивановна
Преподаватель МБУ ДО «ДШИ№7№
г.Липецк
Исполнение – это второе рождение.
Музыка всегда была и будет величайшим искусством, достойным восхищения и преклонения.
Музыкальный язык — это единственный на земле международный язык, его понимают все
музыканты мира. Музыка не нуждается в переводе. Она является неотъемлемой частью жизни
человека, даже больше — музыка является частью человеческой души. Но музыка живёт
только пока она звучит, а рождает эти звуки музыкант-исполнитель. Благодаря этому, мы
можем окунуться в волшебный мир музыкальных звуков, проникнуть в атмосферу и образы
конкретного музыкального произведения. Так зависит ли от исполнения музыканта наше
восприятие того или иного музыкального произведения? Какова роль музыканта-исполнителя
в этом?
Музыка — как произведение искусства.
«Опускаешь на клавиши руки,
Волшебство совершается вдруг.
И рождаются чистые звуки,
Серебром рассыпаясь вокруг...»
Именно так, очень тихо, медленно, в нашу комнату вошла музыка - знакомая, любимая. Мы
узнаем эту задумчивую, мерную поступь, и знаем, как обманчив ее покой. И скоро звуки
мелодии наполняют ее горькой тоской и печалью...Мы слушаем великую поэзию «Лунной»
сонаты Бетховена. Через эту музыку он открывает нам свое сердце, свою глубокую печаль...
Ведь посвящена она Джульетте Гвичарди, той, которую так безнадежно любил Бетховен, и
которая не оценила его любви...
Но сама ли звучит музыка? И только ли Бетховена мы должны благодарить за то, что
слышим эти прекрасные звуки? Для того, чтобы в этом разобраться, обратимся сначала к самой
музыке, как к творению искусства.
Люди
восторгаются
произведениями
искусства:
скульптурой,
живописью,
литературой...Но почему же мы не восхищаемся нотами? Почему так получается? Для ответа
на этот вопрос, попробуем обратиться, например, к портрету Нефертити и картине художника
Левитана.
Три тысячи лет назад египетский скульптор Тутмас прикоснулся в последний раз своим
резцом к своему творению и, взглянув, отложил резец. Портрет был готов. Родилось новое
произведение искусства. Отныне кто бы и когда бы на него ни посмотрел, всегда увидит
прелестное лицо, притаившуюся в уголках губ улыбку… То же можно сказать и о картине
Левитана: момент окончания картины был моментом рождения. Итак, произведение искусства
родилось. Оно создано для нас, для всех людей. Именно мы решаем его судьбу. Мы передаем
то, что нам нравится своим детям из поколения в поколение. А теперь представим себе, что в
какой-то день и час, композитор Бетховен закончил свое творение. На листе бумаги он написал
последнюю ноту. Мы знаем, что в этот момент родилось новое произведение искусства. Но
это мы знаем сейчас...
Ведь нотные знаки
могут
передать мысли
и
чувства
только музыкантам.
Для
всех
остальных
партитура
безмолвна.
Музыка
должна
зазвучать.
Таким
образом,
творение
живописца или скульптора воплощается в материале и сохраняется на века, а материал музыки
(звук) живет только пока звучит. Отзвучав, музыкальное произведение перестает существовать,
исчезает. Чтобы услышать его снова, нужно каждый раз заново возрождать его к жизни,
заставлять звучать. Но само произведение никогда не исполнится. Это может сделать только
человек, музыкант, исполнитель. Именно от его умения и таланта зависит второе рождение
музыки. И именно умение это делать является музыкально-исполнительским искусством.
Нотный стан... Всего на пяти линейках композитор записывает свои мысли и чувства,
выраженные звуком. Нотная запись — замечательное изобретение, пользу которого трудно
переоценить. С ней музыкальные произведения стали доступны широким слоям людей и
сохраняются для потомства. Не будь нотного источника — не было бы и исполнительства.
Но совсем не так просто взять и сыграть по нотам, как, может быть, думают некоторые. В
конце концов, языком нот может овладеть любой. Но вот, получит ли любой право называться
исполнителем?
Если музыка написана для фортепиано, то ее исполняет пианист, для баяна — баянист, для
скрипки — скрипач и так далее. Музыкант, как и композитор, должен многое знать и уметь,
долго учиться своему мастерству и быть, конечно же, одаренным человеком. Ведь каждое
музыкальное творение обретает реальную жизнь только благодаря исполнителю.
Когда же зародилось исполнительство?
Оно зародилось в столь же давние времена, что и первые наскальные рисунки, и другие
ранние памятники культуры. Музыка являлась важной частью жизни наших далеких предков.
Ее исполняли во время празднеств охоты, урожая, она сопровождала свадьбы, похороны. Тогда
еще отсутствовала нотная запись. Таким образом, в древности музыка была частью трудового
процесса и всякого рода празднеств.
Древний Египет был одной из первых стран, где существовало почитаемое сословие
музыкантов. В Древней Греции исполнительство достигает своего расцвета. Там устраивались
даже настоящие турниры музыкальных исполнителей, победители которых награждались
лавровыми венками.
Очень интересна фигура бродячего музыканта тех времен. В древности музыканты пели и
играли то, что сами сочиняли и импровизировали. Несколько десятков столетий стали
периодом накопления опыта в музыкальном искусстве.
В средние века на рыцарских турнирах оценивались не только победители в сражениях со
шпагой, но и проводились турниры бардов, менестрелей, трубадуров. Были разработаны
системы оценки сочинителей баллад и мадригалов.
В это же время на Руси появляются странствующие музыканты - мусорги, они слагали
былины о жизни и подвигов богатырей под аккомпанемент игры на гуслях. Таким были
легендарные Боян, Алеша Попович, Садко.
В XVIII столетии в Европе появились такие формы музицирования, как публичный концерт.
Совершенствуется и нотная запись. Композитор в тексте может подробно зафиксировать свои
намерения и ожидания. Одним из первых великих музыкантов - исполнителей был композитор,
пианист
и
дирижер
Ф.
Лист,
который
своим
исполнительским
творчеством
произвел
настоящую революцию в фортепианном исполнительстве. Своими концертами он стремился
сделать достоянием публики шедевры музыкального искусства, исполняя не только свои
произведения, но и сочинения Баха, Бетховена, Шопена и других.
В результате перемен все больше артистов всецело посвящают себя исполнению музыки
прошлого и настоящего. Особое место среди них занимает творчество С. Рахманинова,
оказавшее огромное влияние на исполнительское искусство XX столетия. Рахманинов —
исполнитель утверждал мужественную силу, романтический пафос вместе с проникновенной
лиричностью.
Характерными чертами современного этапа развития музыкального искусства является
невиданный ранее размах музыкальных конкурсов, где открываются молодые таланты.
Музыкальная интерпретация- как способ воплощения замысла
Музыкальное
исполнение
—
это
общение
между
слушателями
и
артистом-
исполнителем. Именно общение. Если сравнить музыкальное искусство с другими, то есть
одно существенное различие. Произведения архитектуры, живописи, скульптуры, литературы
рождаются только один раз, представая перед зрителем, читателем в том виде, как они созданы
их
авторами.
А
музыкальное
произведение
существует
в
различных
толкованиях
и
исполнениях. Можно сыграть чуть медленнее, чуть быстрее, чуть замедлить концы фраз,
установить разное соотношение между мелодией и аккомпанементом, выбрать определенное
качество звука и т.д.
Актеры, например, отлично знают, насколько по-разному может быть произнесена любая
фраза, какое множество оттенков может быть вложено в простое «да» или «нет». Есть пятьсот
способов сказать слово «нет» и только один способ написать его.
Как и человеческая речь, музыкальное произведение строится из небольших членений
(мотивов, фраз, предложений). Своеобразие фразировки является одним из главных моментов,
характеризующим исполнительский почерк данного музыканта Нотный текст — это результат
творческих исканий композитора, его творение. Мысли композитора, образы его произведения
заключены в мертвых условных значках, оживить которые призван исполнитель. А каждый,
кто берется играть чужое произведение, в той или иной степени интерпретирует его, по-своему
истолковывает, преподносит слушателям в таком характере, в каком он чувствует сам. Артист-
интерпретатор — это посредник между композитором и слушателем.
Таким образом, звучащее произведение — это созданный композитором нотный текст,
оживленный
конкретным
музыкантом-исполнителем
с
присущими
ему
особенностями,
арсеналом исполнительских возможностей и средств. Поэтому один и тот же текст, трактуется
по-разному. Более того, даже один и тот же исполнитель, всякий раз исполняет по-разному
одно и то же сочинение. Например, нотные тексты Баха выглядят весьма скудно и не содержат
никаких указаний. Бетховен, наоборот, очень скрупулезно относился к исполнению каждого
штриха, оттенка, и именно он начал вводить в нотный текст прямые исполнительские указания.
Выбор необходимых, с точки зрения музыканта исполнительских средств — процесс, не
прекращающийся на протяжении всего периода работы над произведением. Первая стадия
работы — это разбор произведения. Чем опытнее исполнитель, тем эта стадия короче. Вторая
стадия, как правило, самая длительная и сложная. В это время происходит техническое
овладение
произведением.
На
заключительной
стадии
произведение
окончательно
выстраивается в соответствие с концепцией артиста.
«Исполнение — это второе творение».
Это слова русского пианиста, дирижера и композитора Антона Рубинштейна.
Действительно, когда играет настоящий художник — невольно рождается впечатление, что
он
как
бы
у
нас
на
глазах создает
исполняемое
произведение.
Одна
из
особенностей
исполнительского искусства заключается в том, что оставаясь верным авторскому замыслу,
музыкант одухотворяет исполняемое произведение своей индивидуальностью. Не существует
двух совершенно одинаковых трактовок одного и того же сочинения.
Сравнив грамзаписи исполнения «Аппасионаты» Бетховена, сделанные А. Шнабелем, Св.
Рихтером и Э. Гилельсом мы обнаружим, что их интерпретации существенно отличаются друг
от друга. И это касается любого музыкального произведения. Таким образом, каждый
исполнитель
создает
оригинальное
истолкование
исполняемой
музыки.
Один
пианист
подчеркивает
волевое
начало,
другой
—
романтическое,
третий
—
лирическое
или
философское содержание. Получается, что нотная запись музыкального произведения весьма
условна и нуждается в «расшифровке», т.е. в превращении условных знаков в живую музыку
и составляет содержание творческой деятельности исполнителя .
Самобытность
музыканта-исполнителя,
его
творческое
лицо
проявляется
в
манере
звукоизвлечения у инструменталистов, в тембре голоса у вокалистов, в том, как он владеет
звуком, определяет темп, применяет музыкальные оттенки....В итоге, окончательное звучание
произведения всегда зависит от исполнителя.
Так,
каждое
музыкальное
творение
обретает
реальную
жизнь
только
благодаря
исполнителю. При этом, музыкальное произведение допускает различные исполнительские
толкования.
Таким
образом,
каждый
исполнитель
создает
оригинальное
истолкование
исполняемой музыки. Не существует двух совершенно одинаковых трактовок одного и того
же сочинения. Значит, музыкальное произведение многолико. И окончательное звучание
произведения всегда зависит напрямую от исполнителя.
Теперь становится понятно, насколько верны слова: «Исполнение — это второе творение».
Бурлова Л.И. 2024г.