Напоминание

Консультация


Автор: Гаджимурадова Фарида Сабировна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Белоснежка"
Населённый пункт: Сургутский район, поселок Солнечный
Наименование материала: Особенности восприятия времени и формирование временных представлений у детей с задержкой психического развития
Тема: Консультация
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №14 «Брусничка»

Особенности восприятия времени

и формирование временных

представлений у детей с задержкой

психического развития

Учитель – дефектолог:

Маяцкая А.А.

г. Сургут. 2018г.

У детей с задержкой психического развития

отмечается низкий уровень развития восприятия,

по

сравнению

с

нормально

развивающимися

сверстниками.

Особенно

следует

отметить

большие пробелы во временных

представлениях.

Знание эталонов времени,

умение устанавливать

временные

отношения,

последовательность

происходящих

событий,

причинно-следственных

связей между ними,

для данной категории детей

затруднительно, а порой и невозможно.

Временные

представления

Части

суток

Времена

года

Дни

недели

Понятия:

вчера,

сегодня,

завтра

Месяца

Особенности

познавательной

деятельности

детей с ЗПР значительно замедляют процесс

формирования

ориентировки

во

времени.

Временные

представления

не

только

отличаются качественно,

но и

формируются

позже, чем у нормально развивающихся детей, в

процессе длительных наблюдений и накопления

жизненного опыта.

Исследовательский

опыт

педагогического

коллектива

Московского

государственного

гуманитарного

университета

им.

М.

А.

Шолохова,

посредством

диагностической

программы,

направленной

на

изучение

сформированности

временных

представлений

старших дошкольников с задержкой психического

развития, в сравнении с нормально развивающими

сверстниками, показал следующие результаты:

0

50

100

Норма %

ЗПР %

Знание времен года

установление последовательности времен года;

использование наглядности.

0

50

100

снег, дождь

гроза

ледоход,

половодье,

листопад

Норма %

ЗПР %

Представления о различных природных

явлениях в разные времена года

снег, дождь;

гроза;

ледоход, половодье, листопад.

0

20

40

60

80

100

Температурный режим

Норма %

ЗПР %

Представления о температурных режимах в разное

время года

.

Таким образом,

проведенное

сравнительное

изучение особенностей формирования временных

представлений

у

дошкольников

с

ЗПР

и

их

нормально развивающихся сверстников показало,

что

данные

представления

сформированы у

детей

с

ЗПР

частично,

поверхностно

и

фрагментарно.

Названия

времен

года

и

их

последовательность

дети

запоминают

формально, в основном благодаря

постоянному

обращению

к

этому

вопросу

на

занятиях

дефектолога.

Вывод

Признаки

времен

года,

жизнь

растений

и

животных,

природные

явления

в

разные

времена

года

дети

знают лишь

очень

узком

диапазоне

и

в

основном

соотносят

их

с

конкретными ситуациями

и

событиями.

Это

связано с узким кругозором детей,

пониженной

наблюдательностью,

не

умением обобщать

и

связывать

воедино

различные

явления,

вычленять главное из множества фактов.

Формирование временных представлений

Основные направления в работе:

уточнять понятия «вчера», «сегодня», «завтра»;

уточнять

названия

частей

суток

и

их

последовательность;

учить детей правильно называть времена года,

их последовательность;

учить называть отличительные признаки времен

года;

знакомить с понятием «неделя»,

учить называть

дни недели, закреплять их последовательность;

знакомить с названием текущего месяца.

На занятиях дефектолога широко используются

дидактические игры и упражнения

Дети

различают

и

называют

части

суток,

ориентируясь

на

восход

и

заход

солнца.

В

процессе

наблюдений

за

природными

явлениями

они

усваивают

понятия:

утро,

день,

вечер,

ночь.

В процессе

обучения

обращается внимание на цикличную смену дня и ночи.

Для

правильного понимания суток дети должны осознать, что

сутки можно условно поделить на четыре части:

утро,

день, вечер, ночь.

Части суток

Знакомство

с

временным отрезком «сутки»

начинается

с

понятий

«день»-«ночь»,

затем

«утро»-«вечер»,

затем

«день»-«вечер»-«ночь»-

«утро»,

«утро»-«день»-«вечер»-«ночь».

И лишь

потом дается понятие «сутки».

Формирование понятий «вчера», «сегодня»,

«завтра».

Изменчивость

и

относительность

таких обозначений времени, как «вчера»,

«сегодня»,

«завтра»,

затрудняет

усвоение их детьми. Дети с ЗПР путают

эти слова.

Учить

ориентировать

во

времени

можно с опорой на

наглядность.

Для

этого

используется

плакатный

календарь.

Он

позволит

наглядно

показать

день,

который был

вчера,

есть сегодня и будет завтра.

Дни недели

Изучение

дней

недели

начинается

после того,

как дети хорошо усвоили

сведения о сутках. Детям сообщается,

что

семь

дней

составляют неделю.

Следует показать

детям неделю на

плакатном

календаре,

проговорить

название каждого из семи дней.

Для того чтобы дети лучше

усвоили название дней недели,

их

последовательность,

можно

ознакомить

их

с

происхождением

названий

дней.

При

знакомстве

с

днями

недели

эффективным

является

использование

графической

модели-круга

«Дни недели»,

где

каждый

день

имеет цветовое

обозначение.

Цветовое обозначение дней недели распределено в

соответствии

с

семью цветами

радуги:

понедельник

изображён красным цветом, вторник – оранжевым, среда

желтым,

четверг

зелёным,

пятница

голубым,

суббота – синим, воскресенье – фиолетовым.

Времена года

Работа по ознакомлению детей с природой проводится

по

сезонам,

в

определенной

последовательности,

соответствующей естественной смене времен года,

а

также помогает осмыслению детьми самого понятия

«время года».

Необходимо подвести детей к

пониманию связей и зависимости

изменений жизни растительного

и животного мира.

Работа

по

формированию

временных

представлений

неразрывно

связана

с

работой

по

развитию речи.

Красота и многообразие природы во

всякое

время

года,

непосредственно

влияют

на

эмоциональное состояние детей.

При формировании представлений о временах года

можно

использовать

графическую

модель-круг

«Времена года»,

где каждое время года и его месяцы

обозначены разными

цветами:

осень

желтым

цветом, зима – синим цветом, весна – зелёным, лето –

красным.

Детей

подготовительной

группы

необходимо

знакомить с названием текущего месяца.

Внимание

детей обращается на то,

что каждое время года

делится на три месяца,

каждый месяц имеет своё

название.

Месяца

Все

меры времени

представляют определенную

систему

временных

эталонов.

Поэтому

знакомство

детей с ЗПР единицами измерения времени должно

осуществляться

в

строгой

системе

и

последовательности

в

процессе

коррекционно-

развивающих занятий с дефектологом.

Знания о времени и умение практически различать и

называть

время

необходимо

проводить

систематически.

Важно,

как

можно

чаще

побуждать

детей

к

установлению

временных

отношений,

к использованию слов:

завтра,

сегодня,

вчера,

сутки,

утро,

день,

вечер,

ночь,

неделя,

месяц,

год.

Вывод

Спасибо за внимание



В раздел образования